Мои публикации

Малахова Надежда Викторовна

Доклад на тему "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через народную подвижную игру"

 

     В  современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что именно в возрасте, с трех до семи лет, ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Большую роль в этом играет приобщение к культуре своего народа, в результате которого ребенок может достичь душевного равновесия, здоровья, чувства уверенности и признания в этом мире. А обращение к национальным традициям даст возможность ребенку понять, что именно он частичка этого огромного мира, поможет ему найти контакт с окружающими людьми.

    Мы все чаще возвращаемся к нашим истокам, понимая значение сохранения наших народных традиций. Еще несколько веков назад во времена Древней Руси, русский народ устраивал игрища, где показывал удаль русскую, силушку богатырскую, быстроту соколиную. До наших времен дошли игры, развивающие все двигательные и волевые качества («Баба-Яга», «Ворон», «Родничок», и т.д.). Многие народные игры имеют зачин, а правила гласят, в игру вступать, только после зачина – вот она и выдержка; попробуй сыграть роль с диалогом – вот и решительность; как бы ни было трудно догнать, но прилагая усилия догонять – вот и настойчивость.  С древних времен в народных играх отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, проявлялись сила, ловкость, выносливость, красота движений, ценились смекалка, выдержка, творческая выдумка, стремление к победе.       Психологами доказано, что игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства. Народные  подвижные игры, в которых основная двигательная активность проявляется в таких упражнениях, как бег, прыжки, ходьба и т.д., дает наибольший оздоровительный эффект. Ю.Ф. Змановский считал, что именно подвижные игры являются важным и основным разделом занятий по физической культуре, направленные на укрепление здоровья. Но огорчает то, что среди подвижных игр, в практике дошкольного воспитания, народная игра встречается редко. Не так много педагогических изданий, в которых народной игре уделялось бы большое внимание.

     Народные подвижные игры, а так же их варианты ценны для детей в педагогическом отношении, они  оказывают влияние на воспитание ума, характера, воли, а так же физических качеств. Игра развивает физически, психически, интеллектуально и, конечно, эстетически. И это действительно так, игровая ситуация увлекает детей, а стало быть воспитывает. Встречающиеся во многих играх зачины, диалоги персонажей, которые нужно умело сыграть, требуют раскрепощенности и артистизма. Правила игры просты, но они определяют весь ход игры, способствуют развитию внутренней саморегуляции, устанавливают рамки, за которые нельзя переступать. Народная игра  позволяет снять статическую нагрузку на определенные группы мышц. Повышается работоспособность скелетной мускулатуры, что дает хорошую осанку, развитие двигательных качеств, увеличение положительных эмоций, во время игры нормализуется течение физиологических процессов, что ведет к улучшению здоровья ребенка. Игра – это светлая энергия радости и удовольствия, заряжающая детей положительными эмоциями. Народные игры прекрасно сочетаются с природой, проводя их на улице, создается высокий эмоциональный потенциал. Природа, человек, народная игра – вот три совместимые субстанции, всецело влияющие одна на другую. Народная игра позволяет нам закреплять двигательные навыки на разных этапах обучения. Играя, ребенок раскрепощается, это уже происходит при исполнении зачина, и в результате движение выполняется с более устойчивыми навыками, получая от этого удовольствие, наслаждаясь движениями. Еще немаловажный фактор – развитие физических качеств через народную игру. Почти каждая представляет собой некий «тренажер» для развития двигательных качеств. Играя, ребенок становится более крепким, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность, умение владеть своим телом, развиваются «мышечные чувства».

   Методами и приемами проведения игры, которые мы включаем в свои занятия, это:  беседа, рассказ, показ инструктора, объяснение и поощрение. Каждая игра предусматривает  следующий алгоритм: разучивание слов и движений - ознакомление с правилами игры -  распределение ролей – размещение детей по площадке – раздача инвентаря и атрибутов – проведение игры – окончание игры и подведение итогов. Для того чтобы развивать физические качества можно проводить специальные занятия, а можно просто очень весело проводить время, играя в различные народные подвижные игры. С давних времён люди играли в народные  игры разного содержания. Причём в игры играли не только дети, но и взрослые. Подвижные игры не только развивают такие физические качества как быстроту, силу, ловкость, выносливость, но так же они помогают закреплять и совершенствовать двигательные навыки (бег, ходьбу, разного рода прыжки и т.д.).

     Подвижные игры полезны для ребенка абсолютно в любом возрасте: даже детей младше 1 года и то все больше и больше стараются приобщить к движениям (конечно, настолько, насколько это возможно). Но, проводя народные подвижные игры нужно  помнить о возрастных особенностях физического развития детей. Так, например, далеко не от каждого четырехлетнего ребенка можно добиться того, чтобы он прыгал на одной ноге: эти двигательные навыки развиваются как следует лишь к пяти—пяти с половиной годам. Что касается навыков бегания, то даже у пятилетних детей они далеко не всегда совершенны. Это, конечно, общие сведения: некоторые дети подвижнее других чуть ли не с пеленок, другие предпочитают не торопиться. Отсюда следует:  изучайте индивидуальные особенности физического развития вашего ребенка.

    Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребёнком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствование всех функциональных систем организма. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость связь эта взаимна. Чем богаче и шире арсенал движений, тем легче ребёнку добиться успеха в двигательной деятельности.