Савоничева Светлана Юрьевна

Эссе на тему: «Моя педагогическая философия»

 

 

Какой волшебник всколыхнул сперва

Основу песни – души человечью?

Кто понял первым – птица, луч, листва,

Что души полны разумом и речью?

 

 

    По образованию и призванию я – педагог, учитель начальных классов.

    В детстве, в юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще травы, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек. Поэтическое воспитание жизни, всего окружающего нас, - величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Так начинает одну из глав повести «Золотая роза» чудесный писатель К.Г. Паустовский, который очень бережно, с необыкновенной трогательностью относился к заре человеческой жизни – детству.

   Вот и я часто думаю, как не расплескать тот волшебный дар восприятия окружающего мира, который дан ребенку с рождения, как не утратить его, а развить ещё более? Как, наконец, добиться, чтобы золотые зерна знаний, которые приобретает маленький ученик, превращались в бесценные россыпи?

    Как помочь младшему школьнику уверенно войти в мир, обрести высокий смысл личного бытия, продолжать традиции национальной культуры, определить свое отношение к жизни, природе, искусству? Как правильно рассказать об опыте постижения главной истины о взлетах и поражениях на этом пути, то есть о том, чем жив человек.

    Уроки… Для чего они малышам? Чему и как их учить, чтобы пробудить и взрастить в ребенке чувство прекрасного и радости бытия, подготовить, переживать и размышлять? Первоклассники приходят в школу, полные радужных надежд, и очень важно, чтобы никто из них не разочаровался, не утратил желания учиться! А это так трудно… Да, существует огромная библиотека методических пособий, поурочных разработок и рекомендаций, но живую душу невозможно заключить в педагогические рамки. Нельзя потерять на пути знаний даже маленький кристаллик таланта, способностей, который есть в каждом человеке. Я твердо убеждена, что уроки в начальной школе должны быть прежде всего «уроками труда души». Если ученики поймут, что огромный мир знаний, неожиданно распахнувшийся перед ними, не исчерпаем, что он имеет притягательную мощь, что с непреодолимой силой возвышает человека и приближает его к тому состоянию, когда он становится украшением земли, или как простодушно, но искренне говорили наши предки, «венцом творения».

   Я – учитель. Моя главная цель жизни в том, чтобы не только вести детей в мир знаний, но и чтобы в этом мире им было хорошо, комфортно, радостно.

Наверное, все – таки одним из важнейших принципов обучения является активное сотворчество учащихся. «Ребенок, переживший первое чувство творения, приобретает новое видение мира», утверждал В.А. Сухомлинский. Да, талантливый педагог прав. Ведь следовать по дороге знаний в особом, необыкновенном мире невозможно, если не становиться и самому в какой – то мере творцом, не заставлять работать свое воображение. Такое обучение стимулирует развитие мышления, обогащает, совершенствует и рождает вдохновение. А человек, окрыленный вдохновением, счастлив. И так радостно ощущать, что ты кого – то сделала счастливым. Ведь, в сущности, для счастья нам так немного надо. «Здравствуйте, - поклонившись, мы друг другу, сказали. Что особенного мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же солнце прибавилось в мире? Отчего же счастья на капельку прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?» В этой лирической миниатюре В. Солоухина заключена великая житейская мудрость: для того, чтобы самому быть счастливым, надо осчастливить кого – то рядом с тобой. И, пожалуй, учитель начальных классов в этом смысле – счастливый человек.

Ведь я каждый день даю кому – то из ребят частицу радости, потому что я прекрасно понимаю: «что сердце человека, как и поле, не может оставаться навсегда без растений, то в нем непременно вырастут худые». А радость, данная ребенку, поможет прорасти в его сердце росточку счастья, которое сделает малыша добрым, отзывчивым, любящим. Мне очень хочется, чтобы эти росточки счастья стали для детей неисчерпаемым источником познания и  в то же время средством выражения мыслей и чувств. Поэтому и проводимые мною уроки должны быть обращены в душе маленького человека, к выраженным мыслям и чувствам.    Я учитель… Кто – то сказал, что учитель это не профессия, а образ жизни. Какое точное выражение! Да, и днем и ночью, я думаю о своих питомцах, не представляю своей жизни без них. Каждые четыре года приходят они ко мне маленькими семилетними детьми. Беззаветно верят в меня, ждут моей помощи, поддержки, понимания. Для них значимо каждое мое слово, движение, решение. Ведь на всю оставшуюся жизнь я буду для них первым учителем. Быть первым – это почетно и трудно. Это накладывает на человека определенные нравственные обязанности.

    Я хорошо понимаю, что благодаря моим ученикам и у меня появляется иной взгляд на то, что, может быть, мне уже известно; открываю для себя новое понимание внутреннего мира, начинаю видеть окружающее в более тонких оттенках, полутонах, самых необычных красках. Ученики помогают мне не терять умения удивляться, чувствовать красоту, не отсекать от себя жизненно важные ценности. Я рада, что не только сама помогаю детям приобретать знания, но и они, в свою очередь, способствуют совершенствованию моего мировоззрения, не дают моей душе взрослеть, чтобы не потерять способность восприятия окружающего так, как способная воспринимать только детская душа,  чистая и открытая природе, чтобы сохранила я по – детски чуткое отношение к миру, и романтическое устремление ввысь. Может быть поэтому я чувствую себя уверенно и комфортно на уроках. Наверное, это и есть счастье – быть полезной, необходимой, востребованной, понимать, что мечта твоя осуществилась, что работа – удовольствие, образ жизни и призвание.

    Люблю детей, которых выучила и учу, горжусь своей профессией и твердо знаю, что только тогда по – настоящему счастлив человек, когда он может реализовать свои способности и приносить пользу людям:

 

Почетен и слав

учительский труд,

Призвание, сердце в дорогу зовут,

Чтоб знаний богатства дарить вновь и вновь,

А с ними – надежду, добро и любовь!

Терпенье святое и искрений смех,

Настойчивость, радость и веру в успех.

Жить честно, достойно, всем силы даря!

Всегда напряженно, а значит, не зря!

Добавить запись

Защита от спам-роботов