СТАТЬИ

 Вишнякова Любовь Борисовна

На этой странице можно почитать статьи с размышлениями  на тему "Что же такре профессия учителя"?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_peterburgskiy_uchitel_vystuplenie.docx22.57 КБ
Microsoft Office document icon kredo.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕТЕРБУРГСКИЙ УЧИТЕЛЬ: ИМЯ В ИСТОРИИ

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени

(Н.А. Некрасов, 1868)

          2010 год был объявлен в Российской Федерации Годом учителя. Множество вопросов, связанных с системой  подготовки учительских кадров, условиями  работы педагогов, и другие важные  аспекты  учительского труда явились  темами жарких дискуссий.  Среди прочих проблем обсуждались и такие вопросы: А многое  ли изменилось в профессии учителя по сравнению с прошлым?  В правильном ли направлении происходило и идет развитие? Что следует взять из опыта гимназических учителей второй половины  XIX века, а что оставить потомкам? Без обсуждения этих ключевых тем не обойтись. Ведь без адекватного понимания  и осознания того, что уже сделано, нельзя определиться, над, чем и как работать дальше. Совершенно очевидно, что, только сравнив педагога прошлых лет  и педагога нынешнего, можно определить, что удалось достичь обществу в подготовке и развитии учителей, в обеспечении соответствующих условий их деятельности, а также обсудить и выработать действенные меры по совершенствованию как среднего образования, так и педагогического.

          В первую очередь давайте зададимся вопросом, какими качествами должны обладать люди, желающими стать учителями.   Российские  учителя  второй половины ХIХ — начала ХХ в. К. Д. Ушинский,  К. И. Май, В. Н. Сорока-Росинский  и другие признаны великими тружениками,   носителями гуманистических ценностей в российском образовании. Учитель географии и директор петербургской гимназии в конце XIX — начале XX в. Карл Иванович Май был кумиром для своих учеников. Его педагогическим принципом были слова: «Сперва любите, потом учите». А человеком, полным деятельного добра, был  Виктор Николаевич  Сорока-Росинский, который  в тяжелые 1920-е гг. сумел создать  из беспризорных подростков сплоченный творческий коллектив в школе социально-индивидуального воспитания имени Ф. М. Достоевского. Эти учителя были настоящими петербургскими интеллигентами, обладавшими лучшими качествами современных педагогов: они были преданы делу, достойно выполняли свои обязанности, не мыслили своей деятельности вне стен учебных заведений. Они являлись толерантными личностями.  Важно и то, что они высоко ценили и семейный очаг.

Современные российские педагоги  не могут уйти от поиска ответов на вечные педагогические  вопросы «Чему учить?» и «Как учить?». Актуальны ли эти вопросы в XXI в.? Более, чем когда-либо.

          Конечно, можно не мучиться трудноразрешимыми вопросами, а взять государственные учебные программы, учебники и учить «по старинке». И таких учителей, «честно выполняющих»  свой профессиональный долг, много. Но остаются неудобные учителя-интеллигенты, которые ставят перед собой в первую очередь и перед обществом и государством сложные вопросы.  Какова главная цель воспитания? В чем смысл обучения? Способствует ли повышению уровня образованности введение единого государственного экзамена? Может ли воспитать свободную и думающую личность социально незащищенный педагог? Как школе противостоять растущему в обществе экстремизму? И это только несколько животрепещущих вопросов. Их список каждый может продолжить.

          Нам, представителям петербургских учителей, приятно сознавать,  что, по мнению многих, петербургский учитель всегда отличался широтой взглядов, свободой и смелостью в выражении своих суждений. Свободный петербургский дух во все времена порождал раздражение ограниченных людей, заложников собственных мелких страстей. Но этот дух неистребим, он жив и поныне.

          Мне очень сильно повезло в жизни, так как моё  мировоззрение формировалось под влиянием блестящих лекций, семинаров, диспутов и простых уроков выдающихся педагогов школы №1 с углубленным изучением иностранных языков г. Ленинграда (в те годы город Санкт-Петербург носил это имя): Людмилы Герасимовны  Завалищевой, Юрия Леонидовича Алмазова, Веры Ивановны  Шейниной, Валентины Ивановны Сергеевой.  Когда мы собираемся с одноклассниками, то всегда с удовольствием вспоминаем годы, проведенные в школе. С каждой встречей вспоминается все больше эпизодов нашего  детства и отрочества. Жаль, что все это нельзя пережить снова, можно  только помнить наших учителей и рассказывать о них новым поколениям. Эти люди настоящие петербургские учителя. Широта их знаний в различных областях поражала нас всегда, высокая импровизационная культура, творческая свобода и остроумие, огромное трудолюбие  и великолепные человеческие качества просто завораживали. Став взрослыми, мы поняли, что  все это и есть черты истинной интеллигенции, которые ненавязчиво, без пафоса, ежедневно прививались нам, учащимся. Наши наставники-учителя  давали не просто знания, нас учили самостоятельно искать эти знания, быть трудолюбивыми и настойчивыми, никогда не сдаваться  перед лицом тяжелых испытаний, объясняли, как из любого положения найти выход, как не потерять лица в трудной ситуации, учили нас лучшим человеческим качествам, учили вести диалог. А последнее самое трудное в педагогической деятельности, этому надо учиться долго и систематически и, главное, под руководством умных и добрых наставников, учёных и методистов, истинных интеллигентов. У русского народа есть хорошая пословица на этот счет: «Век живи, век учись».

          Когда  в 2000 году я пришла работать в школу №278 с углубленным изучением иностранных языков г. Санкт-Петербурга (в 2005 году школа стала гимназией), я встретила, пожалуй, своего главного наставника – директора школы Валерия Григорьевича  Маламента. Именно под его руководством я приобрела опыт, недостающие знания не только по предмету, но и общие знания;  я поняла, что в жизни действительно нет ничего невозможного, надо только работать много, не покладая рук. Он помог мне и многим моим коллегам осознать, что работа может быть лучшим хобби, приносящим огромное счастье. Мы, учителя, чувствовали себя единым коллективом с учениками, мы жили и дышали одним воздухом. Кроме того, что Валерий Григорьевич Маламент был истинным профессионалом, великолепным учителем, на занятиях которого находиться было огромное удовольствие, он еще обладал гипнотической привлекательностью. Встретившись с ним однажды и просто поговорив, невозможно было не захотеть пообщаться снова. Об этом магнетизме ходили легенды. Но ничего удивительного в этом не было, потому что наш директор был действительно Человеком с большой буквы, Педагогом с большой буквы, Наставником с большой буквы. Он был очень строг, но справедлив, беспощаден к разгильдяйству, но очень щедр на похвалу. Дети его порой побаивались, но очень любили. Для всего педагогического коллектива он был просто кумиром. Он был настоящим петербургским учителем, умным, образованным, душевно тонким и интеллигентным, внимательным и понимающим, сильным и легко ранимым. 15 ноября – грустный день для всех, кто был с ним знаком. Прошло уже 8 лет без него. Мы с коллегами снова и снова вспоминали многие эпизоды жизни нашей школы с Валерием Григорьевичем. И уроки, семинары, конференции, а также праздники, которые бы никогда не состоялись без нашего директора. Он всегда был как ураган, как вихрь, сметающий все на своем пути по силе эмоций, по энергетике. И все сразу же чувствовали себя песчинками этого вихря, но не раздавленными песчинками, а строительными песчинками, без которых все просто развалится. И каждый ощущал свою значимость. Нам всем и всегда хотелось участвовать во всех КВНах и спектаклях, потому что в них всегда участвовал Валерий Григорьевич. А актером он был просто отличным. Однажды в рождественском спектакле он вышел на сцену в костюме лесника с настоящей живой собакой!

          Я уверена в том, что если бы мне не выпало счастье повстречать таких наставников на своем жизненном пути, истинных петербургских учителей, то моя жизнь могла бы пойти совершенно по другому руслу. Всеми своими успехами и достижениями я обязана в первую очередь им. Это истинное везение, как выигрышный лотерейный билет на миллион, пожить рядом с такими людьми. Желаю всем получить такой шанс.

          Задача настоящего петербургского учителя XXI века — воспитать молодого петербуржца, который не будет бояться свободно мыслить и излагать открыто свою точку зрения; уважающего культуру прошлых поколений; любящего свою Родину и способного отзываться на боль других, сопереживать не на словах, а на деле, способного придти на помощь в ту минуту, когда это действительно необходимо; ценящего труд и красоту. Для этого учителю надо услышать каждого ученика  и понять его.  Необходимо иметь душевный такт, терпение, желание выслушать, разобраться, помочь. Настоящему петербургскому учителю XXI века стоит вспомнить о блистательных учителях прошлого и постараться повторить их в своей деятельности. Задача крайне сложная, но я убеждена, что выполнимая. Еще одна русская пословица как раз кстати: «Не боги горшки обжигают».



Предварительный просмотр:

«Мудрые мысли моей головы». КРЕДО Вишняковой Л.Б.

Изучение иностранного языка – задача очень непростая, порой перерастающая в устрашающе сложную, особенно если речь идет о детях и тинэйджерах.

А если задача сложна, то мы, учителя,  часто сталкиваемся с угасанием интереса и активности учащихся на уроках, нежеланием работать в заданном темпе, что неизбежно влечет за собой  снижение мотивации изучения иностранного языка.

А, как известно, без мотивации успеха не достичь.  Но госпожа Мотивация, - дама капризная и разборчивая; любит внимание, повышенный интерес к своей персоне, ждет удивительных и неожиданных подарков.

Опытные учителя знают, что для того, чтобы урок «получился», надо постоянно менять виды деятельности. Чем моложе учащиеся, тем это важнее. Начиная урок с «гимнастики для ума», затем последуют диалоги, аудирование, монологи, постановка вопросов и ответы на них, работа в группах, работа с видеофрагментами, с текстом и т.д. и т.п. Комбинации и количество заданий на уроке могут  варьироваться, но задания должны быть разными по уровням сложности и задачам, чтобы учащиеся были постоянно вовлечены в работу.

В качестве альтернативных способов усвоения лексического и грамматического материала на уроках иностранного языка могут рассматриваться игры: кроссворды, чайнворды, пазлы, ребусы, шарады и множество других видов игр. Эти задания можно использовать для различных целей  и в различные моменты урока:

а). диагностическая – перед тем, как презентовать новый грамматический или лексический материал (чтобы выявить настоящий уровень знаний по данному грамматическому или лексическому аспекту);

б). «обратная связь» - после презентации нового грамматического или лексического материала (чтобы убедиться в том, что материал усвоен);

в). обобщающая – по завершении изучения грамматического или лексического блока (мини-тест, показывающий  уровень владения данным грамматическим или лексическим материалом);

г). развивающая – в любой момент урока (чтобы расширить кругозор учащихся, пополняя его новыми знаниями из разных областей знаний);

д). развлекательная – в конце урока в качестве разрядки, поощрения за усердный труд.

Успех использования игровых моментов на уроке состоит в том, что игра может быть веселой, интересной, забавной и серьезной одновременно! Суть в том, что забава и веселье генерируют энергию (порой гораздо большую, чем в обычном состоянии) для достижения очень серьезной цели. А наша цель, как вы помните, -  придумать, как привлечь внимание очень капризной дамы – госпожи Мотивации. И как заставить ее обратить на нас внимание? Если у нас это получится, то и с изучением иностранного языка серьезных проблем не будет! Пожелаем же себе успеха в этом и изобретательности!