Театральная фольклорная студия "Волшебный сундучок"

Машалгина Ирина Ивановна

"Весь мир-театр, а дети - самые лучшие актеры,самые благодарные зрители!"

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.  Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. 

Цель дополнительной образовательной программы по театрализованной деятельности в старшей группе:  создание  условий для развития  речи , творческих  способностей , духовно-нравственных качеств детей средствами театрального искусства.

На этой странице я размещаю методический материал ( картотеки  игр и упражнений , сценарии, конспекты занятий,  рекомендации и т.п.) , используемый мною в работе театральной студии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА СТИХОТВОРЕНИЙ- ДИАЛОГОВ ДЛЯ ДРАМАТИЗАЦИИ

Белка и еж

-Здравствуй ,белка!

-Здравствуй, еж!

Далеко ли ты идешь?

-Может, яблочек найду

Возле яблоньки в саду!

Принесу ребяткам-

Маленьким ежаткам.

 М.Дружинина

«Колосок»

В одной деревушке

В маленькой избушке

Жили Петя-петушок - Золотой гребешок

Да два мышонка-шалуна,

Два ленивых балуна.

Петя на заре вставал,

 Громко песню запевал.

Петя по двору ходил

И всем •Здравствуй!• говорил.

А мышата просыпались,

Неохотно одевались,

Во двор выходили,

Но •Здравствуй!• тоже говорили.

Нашел однажды петушок

На дорожке колосок.

Что тут делать? Как тут быть?

Как много зерен получить?

Надо посадить зерно,

 Чтобы выросло оно.

Помочь мышата не желают,

А только с язычком играют.

Что ж, Петя зерна посадил

И дождик он полить просил,

Чтобы пшеница подрастала,

Зерно чтоб силы набирало.

Уж лето близится к концу.

Работы много петуху:

И огород он поливает,

И варит суп, и прибирает.

Мышата вновь не помогают -

Лишь веселятся и играют,

Все песни звонкие поют

Да хороводы все ведут.

Но вот и осень к нам пришла,

Свои подарки принесла.

Эх, пшеница хороша!

'Убрать ее пришла пора.

 Мышата спрятались опять,

Они работать не хотят.

Работает один петух.

Да так! - захватывает дух!

Только пироги на стол,

Мышата мчат во весь опор:

-Есть хотим мы пироги

Из пшеничной из муки.

Петушок же им сказал:

-А кто мне помогал,

Кто зерно садил,

Кто водой его полил,

Кто жал, молотил,

Кто на мельницу возил?

-Это ты все, петушок

- Золотой гребешок.

Покраснели тут мышата,

Стало стыдно баловнятам.

Но петух простил малышек,

Глупых маленьких мышат.

 С той поры они на помощь

К петуху всегда спешат.

И теперь в деревне этой

 Про мышат такой рассказ:

Прежде вместе потрудитесь,

А потом пускайтесь в пляс.

Инсценировка стихотворения «Васильки» Г. Галиной.

Действующие лица:
Цветы Васильки - несколько детей.
Мотыльки- несколько мальчиков.
Две девочки.
Мама- воспитатель или ребенок.
Под музыку любого легкого характера танцуют Васильки, между ними порхают Мотыльки. По окончании музыки дети останавливаются в любой красивой позе. Выбегают Две Девочки в руках у них сачки.
1-ая Девочка: Ах, какие незабудки!
2-ая Девочка: Ах, какие Васильки!
Обе девочки: Мы сорвем их! (наклоняются к цветам)
Мама (подходит к девочкам):
Нет, не надо!
Я напомню, дети, вам,
Что на солнышке отрада
Жить всем бабочкам, цветам!
Снова звучит музыка, все танцуют.

Инсценировка стихотворения «Мотылек» Л. Модзалевского

Действующие лица:
Мотыльки — несколько детей ребенок
Ведущий — взрослый или ребенок
Под музыку порхают Мотыльки (импровизация движений). С окончанием музыки Мотыльки останавливаются в различных позах. Ведущий по очереди подходит к Мотылькам.

Ведущий: Расскажи, мотылек,
Чем живешь ты, дружок?
Как тебе не устать
День деньской все порхать?
1-й Мотылек: Я живу средь лугов
В блеске летнего дня.
2-й Мотылек: Ароматы цветов
Вот вся пища моя!
3-й Мотылек: Но короток мой век
Он не долее дня,
4-й Мотылек: Будь же добр, человек,
И не трогай меня!
Снова звучит музыка , все танцуют и с окончанием музыки останавливаются в разных позах.

Инсценировка стихотворения Г.Сапгира « Крокодил и петух»

Действующие лица:
Ведущий- ребенок или воспитатель.
Крокодил.
Петух.
На слова ведущего выходят на встречу друг другу Крокодил (на голове маска петуха) и Петух ( на голове маска крокодила), приветствуют друг друга, удивленно смотрят.
Ведущий: На желтом лугу,
Где растет чепуха,
Лиловая,
Как чернила,
Повстречал
Крокодил с головой петуха
Петуха с головой крокодила.
И оба сказали такие слова:
Крокодил: Какая чуднАя
У вас голова!
Я, может, неправ,
Но мне кажется, вы
Достойны скорее
Моей головы.
Петух: Хотите меняться? -
Ведущий: Петух предложил.
Крокодил: Отлично! Давайте! -
Ведущий: Сказал Крокодил.
Обменявшись такими словами,
Поменялись они головами.(меняются масками)
Ведущий: И каждый подумал:
Крокодил и Петух ( вместе) :
Красива на диво!
Обманул я его,
Чудака".
Ведущий: И ушел
Крокодил
С головой крокодила,
А Петух -
С головой петуха.
Расходятся в разные стороны.

Инсценировка стихотворения Э. Успенского

Действующие лица:

Мальчик
Девочка

РЕКЛАМА


Девочка: Где же яблоко, Андрюша?
Мальчик: Яблоко давно я скушал.
Девочка: Ты не мыл его, похоже.
Мальчик: Я с него очистил кожу.
Девочка: Молодец ты стал какой!
Мальчик: Я давно уже такой.
Девочка: А куда очистки дел?
Мальчик: Ах, очистки тоже съел.

Инсценировка стихотворения В.Берестова «Дракон»

Для инсценирования «Дракона» хорошо использовать пальчиковый театр — ребенок надевает на пальцы (семь пальцев) головы Дракона и разными голосами имитирует речь каждой из них. Другой вариант — несколько детей изображают Дракона: каждый кладет руки на плечи впереди стоящего ребенка, все передвигаются, не расцепляя рук.

В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором "Здравствуйте!" сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти -
Прочие сласти.
Для этой головки -
Перловки.
Для этой глотки -
Селёдки.
Для этой башки -
Пирожки.
Для этой рожи -
То же.
Для этого личика -
Два сдобных куличика.
Что ещё?
Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.

Инсценировка стихотворения С. Маршака « Кто колечко найдет?»

Действующие лица:
Ведущий
Оля
Кошка
Курица
Гусь
Овечка
Индюк
Сорока
Дети стоят в кругу или в линии . Оля передает колечко закрытыми ладонями из рук в руки.
Одновременно воспитатель или другой ребенок читает стихотворение. На слова
« Кто колечко найдет?» Оля останавливается. В соответствии с текстом каждый персонаж
входит в круг или делает шаг из линии, говорит свои слова. После монолога игровой персонаж
становится на место. На слова « Мала, да сама икать пошла» ребенок у кого колечко
выбегает, Оля пытается его догнать. Игра заканчивается словами ведущего: « Воротилась,
воротилась Оля на крылечко, а на пальчике светилось у нее колечко!».
Если Оля не догоняет ребенка с колечком, они меняются ролями.


Покатилось, покатилось
Олино колечко,
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка,
Покатилось
Колесом,
Притаилось
За кустом.

Кто с крылечка
Сойдет?
Кто колечко
Найдет?

- Я! - сказала кошка.
Подожди немножко,
А сейчас я не могу:
Мышку в норке стерегу!

Покатилось, покатилось
Олино колечко,
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка,
Покатилось
Вкривь и вкось
И на землю улеглось.

Кто найдет колечко
Около крылечка?

- Я! - сказала курица. -
Стоит мне прищуриться,
Я вам семечко найду
На дворе или в саду.
И кольцо найти я рада,
Да цыплят кормить мне надо,
А цыплята - вот беда! -
Разбежались кто куда!

- Го-го-го! - гогочет гусь. -
Погоди, пока вернусь.
Я поплаваю в пруду,
А потом искать пойду!

- Бе-е! - заблеяла овечка. -
Я нашла бы вам колечко,
Отыскала бы давно,
Да не знаю, где оно.

- Я найду! - сказал индюк. -
Только стал я близорук,
А для нас, для индюков,
Не придумано очков.
Укажите мне местечко,
Где запряталось колечко,
Постараюсь я найти
И хозяйке принести!

Кто ж найдет колечко
Около крылечка?
- Я найду! - трещит сорока. -
Я, сорока, быстроока.
Нахожу я ложки,
Брошки и сережки.
Только все, что отыщу,
Я домой к себе тащу!

Не ищи кольца, сорока,
Не старайся, белобока!
Наша Оленька мала,
А сама искать пошла

Потихоньку, помаленьку
Со ступеньки на ступеньку,
По тропинке вкривь и вкось.
Тут колечко и нашлось.

Воротилась, воротилась
Оля на крылечко,
А на пальчике светилось
У нее колечко.

https://kladraz.ru/blogs/blog19674/stihi-inscenirovki.html 



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ФОНОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» разработан педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В. В. Емельяновым.

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.  Двигательный приём – организация некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т. е. только под влиянием слухового представления или регулировочного образа, если таковой уже имеется.

Критериями фонопедического метода являются :

• акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);

• энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);

• биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).

Преимущество фонопедического метода для координации и тренировки голосового аппарата  детей дошкольного возраста :

Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий.

«Петушок»

Петушок пшеницу серпом сжал,

снопы навязал,

обмолотил,

на мельницу свозил.

Ветер летит, крылья мельницы верти

Получилась мука хороша, легка.

Петушок из муки напек пироги.

Вон они - на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят.

Дети произносят «ших...ших...», резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.

Произносят «ш·ш·ш...» на продолжительном выдохе, вращая кулачками перед грудью.

Произносят «т-т-т, ты-ды, ты-ды», ударят кулачками по коленям.

Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи».

Делают glissando вверх и вниз на звук У, показывая его высоту рукой.

Произносят «п..п..» делая короткие активные выдохи, пальцы рук резко сжимают и разжимают.

Руками «пекут пирожки» произносят ЛЯ в высоком регистре.

Произносят «пых... пых...•. стараясь не поднимать плечи и активно работая диафрагмой, руки на поясе


 «Перед дождем»

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

Дети делают crescendo и dirninuendo на звук У

Делают штро-6ас па связках на звук А

Тихо и долго произносят «пama-пama-пama..» на одном дыхании.

Поднимают руки и произносят короткие звуки А, начиная с самого высокого и постепенно опускаясь к самому низкому, показывая высоту звука мягкими взмахами кистей рук.

На одном дыхании произносят звук У, делая голосом волну, glissando вверх и вниз и показывая движение звука рукой.

Делают glissando на звук У сверху вниз.

Произносят «кар,кар» очень громко в разных регистрах.

«Листочек»

Подул на листочек ветерок.

Задрожал листочек.

Оторвался от веточки и полетел,

Закружился в воздухе.

Упал в лужицу.

Застучал по лужице дождик.

Лужа становилась все больше

в больше.

А листочек поплыл по ней,

как  кораблик.

Дети делают продолжительный равномерный выдох, покачивая поднятыми вверх руками.

Произносят «бл-л·л...» на од ном дыхании, встряхивая кистями рук.

Произносят «п...п...», активно работая диафрагмой и постепенно опуская руки.

Делают glissando вверх и вниз на звук У, показывая его высоту рукой.

Делают glissando на звук У с самого высокого до самого низкого регистра, опуская руку вниз.

Произносят «na-na-na...» в высоком регистре.

Делают crescendo и diminuendo на звук О, раз­ водя руки в стороны и при6лижая ладони друг к другу.

Тянут звуки О,А,У в среднем регистре на продожительном выдохе.

«Вьюга»

Поёт вьюга свою песню.

Завывает ветром.

Кружит снегом.

Метет по земле поземку.

Стучится в окна.

Дети произносят звук О с разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки раз­ водят в сторону, звук становится громче; когда приближают друг к другу, -  затихает.

Тянут звук У, пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой.

Звук [а] произносят то выше, то ниже, делая glissando и показывая рукой. вращения

Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук Ш и штробасс.

Произносят коротко и остро в разных регистрах «тук, тук ...», показывая указательным пальцем высоту звука.

«Метель»

Свистели метели,

Летели снега,

Стелила постели большая пурга.

Стелила постели морозом она,

И было метелям всю ночь

не до сна.

Дети делают glisвando от низкого регистра к верхнему на звук У

Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук О

Делают glissando на звук И} то вверх, то вниз. показывая высоту звука рукой.

Пропевают отрывистые, «острые» звуки А в разных регистрах по показу вocnu­ mame.11JL

То усиливают звук разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

«Напугаем медведей»

Охотники уехали из стойбища на на оленях.

Вернулись  тихонько назад так, что медведь их не заметил.

А мишка  пришел, как всегда, за сушенной рыбой,

стал детей пугать.

Тут охотники выбежали ему навстречу.

У каждого в руке –

головешка от костра,

шипит, сверкает.

Медведь бросился в одну сторону, в другую - всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура медведя стала

в черных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил.

И нос стал черным.

Взвыл медведь от боли.

Побежал от стойбища прочь

Дети цокают языком.

Произносят «ших... ших ...», скользят ладонями друг о друга.

Произносят «р-р-р!.., показывая пальцы- «когти»

Произносят короткие «острые» звуки А,

в высоком регистре  и Ш] в низком.

«Гавкают» в разных регистрах.

Делают  glissando звук [у] сверху вниз.

«В лесу»

Скрипит снежок под лапками Лисы.

Зайка скачет, путает следы.

Лиса заметила его, затявкала.

Завыл ветер.

Заскрипело дерево на ветру. Закружилась метель.

Дети произносят «ш... ш...»

Произносят короткие звуки А в разных регистрах, показывая рукой.

Произносят «тяв, тяв» сначала тихо, потом громче и громче.

Произносят [у ...] делая crescltendo и dimenuendo.

Произносят скрипучий звук А] на связках.

Произносят У, делая glissando от низкого звука до самого верхнего и наоборот.


«Зима»

Снег искрится на солнце.

Дым из труб поднимается столбом Плавно летят свежинки.

Большие сугробы на земле.

Дети произносят короткие «острые» звуки А

в разных регистрах.

Делают glissando на звук У снизу вверх.

Пропевают нисходящие звуки О по тетрахорду в разных тональностях

Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные.

«Морозята»

Выли морозята вместе с метелью.

Надували щеки и дули холодным ветром.

Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они ярче сияли.

Катались на снежных тучах.

Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины.

Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели.

Засыпали землю снегом.

Наметали снег в большие сугробы.

Дети произносят  «у-у-у..», делая glissando вверх и вниз.

Продолжительно равно­ мерно выдыхают на звук Ф.

Произносят короткие звуки А в разных ре­ гистрах.

Делают glissando с высокого звука к низкому на гласную О

Произносят «ба-бах!» 1-й слог - в самом низ­ ком регистре, 2-й - в самом высоком.

Произносят скрипучий звук А] на связках - штро-басс.

Произносят <<п..п...п...». коротко и активно выдыхая.

Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном звуке гласные [а], [о], [ы}, [э].

«Снежинки»

Туча мягко покачивалась,

баюкала снежинк.

Налетал ветер и катал тучу по небу.

Проснувшись, свежинки прыгали

с тучи и летели на землю.

Метель поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро.

Ветер, расшалившись,

то опускал их вниз, то поднимал вверх.

Дети делают glissando на звук А в диапазоне терции вверх и вниз.

Делают glissando на звук У от самого нижнего звука до самого верхнего.

Пропевают короткие звуки А в разных регистрах.

Делают  glissando на звуки А,О,У вверх-вниз.

Произносят « а-ах» 1-й звук в низком регистре, а  2-в самом высоком.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ ИГР

( игр-стихотворений с движениями для детей 5-6 лет)

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Разучивание стихов с движениями является одной из таких игровых форм работы с дошкольниками. Дети имеют возможность поиграть со стихом, подвигаться, чем воспитывается и поддерживается познавательный интерес детей к родному языку и к данному виду работы с речевым материалом.

В ходе речедвигательных игр решаются следующие задачи:

-развитие темпо-ритмической стороны речи, умение рассказывать стих выразительно;

-развитие речевого дыхания;

-осмысление рифмы стиха;

-совершенствование умения координировать движения мелкой и общей моторики со словами;

-закрепление с детьми различных лексико-грамматических категорий в стихотворной форме;

-развитие процессов памяти и внимания;

-развитие "чувства родного языка", осознание его закономерностей и красоты.

«Прогулка в лес»

 В лес отправимся гулять ,

 Будем весело шагать,

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,

 На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем

Деи маршируют

Ходя «змейкой» между кочками

Бегут на носках

Ходят высоким шагом,

Перешагивая через кочки

маршируют

«Здравствуй»

Здравствуй, небо голубое,

 Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй утро, здравствуй, день

Нам здороваться  лень.

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Встают на носки руки вверх.

Вращают соединенными ладошками ( пальцы раскрыты)

Машут ладошками на себя, создавая ветерок

Поднимаются на носках руками изображая крону дерева

Поворачиваются друг к другу

Здороваются за руки

Переплетают мальцы «Замочком» и поднимают руки над головой

«По ягоды»

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли.

Раз, два, три ,четыре, пять!

Мы идем искать опять

Дети идут друг за другом по кругу

Приседают и «собирают ягоды» в ладошку

Встают

«Меж еловых лапок»

Меж еловых мягких лап

Дождик- кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Всюду мох, мох, мох,

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб

Кто нашел его ,друзья?

Я, я, я, я!

Деи поочередно протягивают вперед руки, широко раздвинув пальцы.

Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой

Понимают к плечам и опускают руки, согнутые в локтях, ладони развернуты друг к другу, пальцы соединены и выпрямлены

Сжимают и разжимают пальцы

Трут ладони друг о друга.

Садятся и потихоньку поднимаются , руки впереди ладонями вниз.

Руки разводят в стороны, ладони развёрнута вверх

Показывают на себя ладонью.

«Осенины»

Осенин,осенины-

У дождинок именины

Осенины,осенины_

Паутинок именин.

Осенины,осенины-

Разных красок именины.

Осенины,осенины-

Тихих звуков именины.

Дети ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой

Резко сжимают и разжимают пальцы

Протягивают руки вперед ладонями кверху и прижимают к груди

Легко ударяют в ладоши

«В гости к гному»

 К гому в гости мы идем,

Громко песенку поем:

«Траля-ля-ля..»

К гному в гости мы идем ,

Тихо песенку поем:

«Траля-ля-ля..»

Дети маршируют

Идут на носках, произносят слова громко

Идут на носках, произносят слова громко

«Малина»

Раз-малинка, два-малинка,

Ела ягоды Маринка,

И в корзинке у Маринке

Не осталось ни малинки,

Кто по ягоды пойдет,

Тот корзиночку возьмет!

Дети сжимают пальцы в кулаки. Разжимают сначала указательный ,потом средний.

Имитируют ,как едят ягоды.

Разводят руки в стороны, показывая корзинку.

Покачивают указательным пальцем вправо-влево

Хлопают в ладоши.

Прижимают ладони друг к другу и на последнее слово вытягивают ладони вперед

«Варим суп»

Эй ,ребята! Эге-гей!

Чистим овощи для щей.

Режем мы капусту-

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку,

Чистим очень ловко.

Мы натрем морковку

Красную головку.

А потом, потом

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубок чеснока.

Мы посолим супчик,

Попробуй, голубчик!

Хлопают в ладоши

Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочередно поднимают и опускают ладони ( «рубят»)

«Моталочка»

Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам. Одновременно поднимают и опускают руки.

Стучат по левой ладони ребром правой

Имитируют движения

Вытягивают обе ладони вперед

«На огороде»

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

 

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород

- Очень интересно.

Дети маршируют.

И.п. - основная стойка, руки на поясе. На счет «1» - приседают, ладонями закрывая лицо, на счет «2» - возвращаются в и.п.

И.п. -  основная стойка, руки опущены. На счет «1» - поднимают руки через стороны вверх и встают на носки, на счет «2» - возвращаются в и.п.

И.n. -  основная стойка, руки на поясе. наклоняют корпус вправо и влево.

И.п. - основная стойка, руки на поясе. поворачивают корпус вправо и влево.

И.п. - основная стойка, руки на поясе. На счет «1» - наклоняют корпус вперед, разводя руки в стороны, на счет «2» - возвращаются в и.п.

Прыгают на двух ногах с хлопками над головой.

«Чистоговорка с движениями»

Ох-ох-ох – лучше всех горох.

Ха-ха-ха- это чепуха!

Ор-ор-ор- всех вкуснее помидор.

Овь-овь-овь- сладкая морковь.

Ла-ла-ла- вкусная свекла.

Оп-оп-оп- душистый укроп

Дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы.

Хлопают в ладоши.

Ударяют кулачками по коленям.

Хлопают ладонями по коленям..

Ритмично сжимают пальцы  в кулаки Ритмично сжимают пальцы, подняв руки вверх

«Петушок»

Петя, Петя- петушок

Целый день учил стишок,

А запомнил он строку

Лишь одну:

«Ку-ка-ре-ку!»

Дети наклоняют голову вперед-назад.

Дети наклоняют голову вправо-влево.

Ударяют ладонями по бокам

(4 раза).

«Качели»

На качелях я лечу:

Вверх,вниз!

Вверх,вниз!

Я пою,смеюсь,кричу:

Вверх,вниз!

Вверх,вниз!

Дети, стоя, покачиваются с ноги на ногу.

Поднимают и опускают руки.

Покачиваются с ноги на ногу.

 Поднимают и опускают руки.

«Елка»

Были бы у елочки ножки,

Побежала бы она по дорожке,

 Заплясала бы она вместе с нами,

 Застучала бы она каблучками.

Дети качают головой вправо­влево, подняв руки вверх и соединив их над головой («макушка елки»).

Переступают с ноги на ногу, руки на поясе.

Поочередно выставляют ноги на пятку.

Поднимаются на носки и опускают на всю ступню.

«Строим дом»

Тук-ток, тук-ток!

Застучал молоток.

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом,

С окнами большими,

Со ставнями резными.

Тук-ток, тук-ток!

Замолчал молоток.

Вот готов новый дом.

Будем жить мы в нем

Дети ударяют кулачками друг о друга.

Поднимают руки.

Сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну ладонь на другую  («окно»)

Разводят руки в стороны ( «.раскрывают ставни»).

Ударяют кулачками друг о друга.

Опускают руки.

Соединяют руки над головой («крыша»).

Прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед.


«Небо синее»

Небо синее,

Роща в инее,

Утро раннее

Все румянее

Дети хлопают в ладоши.

Щелкают пальчиками.

Ударяют указательным и средним пальцами по ладони другой руки.

Шлепают по коленям.

«Дорожка»

По чистой, по зимней дорожке

Бродили бродячее кошки.

Все кошки, все мышкины ножки

Следили на чистой дорожке»

Мы тоже, мы тоже ходили,            

Ходили и тоже следили.                  

 Башмаками своими, калошами

Грязными и нехорошими.

И снежинки пришли на дорожку,       

 И прошли они самую крошку

Прошли и сплясали  немножко,

И чистая снова дорожка!

 

Дети идут друг за другом на носочках ,имитируя движение кошки

Шагают широкими шагами, оглядываясь  на свои следы

Легко на носочках бегут «снежинки» , кружатся и приседают на последнюю фразу.

«Ты шагай»

Ты шагай, ты шагай,

Ноги выше поднимай!

И потопай по дорожке,

Веселей стучите, ножки.

Ты беги, ты беги,

На носочках ты беги.

И на пяточках пойдем,

Топать громко мы начнем.

Ты скачи, ты скачи,

На лошадке поскачи.

 Маршируй ты веселее,

Ножки топают дружнее.

Дети ходят, высоко поднимая колени, руки разведены в стороны.

Шагают на всей ступне, руки на поясе.

Бегут на носках, руки согну­ ты перед грудью.

Ходят на пятках, руки за спиной.

Скачут, руки на поясе.

Маршируют.

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, Нос,

Метла.

Но солнце припечет слегка

- Увы! - и нет снеговика.

Дети показывают, как лепят снежки ( то одна рука сверху, то другая).

«Моталочка»

Разводят руки в стороны, показывая большой ком.

Ставят руки на пояс.

Показывают руками на лице улыбку.

Показывают руками глаза. Кладут одну ладонь на голову. Приставляют ладошки с растопыренными пальцами к носу (как у Петрушки).

Поднимают одну руку вверх и раздвигают широко пальцы.

Поднимают вверх скрещенные  руки с раздвинутыми пальцами («солнце»).

Пожимают плечами и разводят руки в стороны

«Мороз»

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берез.

Ходит, бородою

 Белою трясет,

Топает ногою,

Только треск идет.

Дети хлопают по коленям.

Щелкают пальчиками.

Ритмично наклоняют голову.

Притопывают.

«Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом - на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

Дети  «скользя « шагают ( «ходят на лыжах»).

«Скользят», делая поочередно ногами по полу полукруг; руки -  за спиной ( «бегут на коньках»).

Приседают.

Показывают, как лепят снежки ( сверху то одна рука, то другая).

Катят воображаемый комок.

Падают.

Бегут по кругу

«Умелые руки»

Наши руки умелые такие,

Наши руки -  руки золотые.

 Они умеют вышивать,

Шить и шарф вязать,

Подметать и стирать,

Суп варить, пыль вытирать, Тарелки чисто мыть,

За порядком следить.

Вот они какие –

Руки золотые.

Дети вытягивают руки вперед,

поворачивают ладони то вверх, то вниз.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Грозят пальцем.

Протягивают руки вперед.


«Вышла чашечка гулять»

Раз-два-три-четыре-пять -

Вышла чашка погулять.

Мимо чайник пролетает -

Чашку чаем наполняет:

Буль-буль!..

Ой-ей-ей/

Нужен сахар кусковой.

Раз-два-три-четыре-пять

- Вышел сахар погулять.

Мимо ложка пролетает,

Сахар в чашке растворяет:

Дзынь-дзынь!..

Ой-ей-ей!

Нужен пряник расписной!

 Раз-два-три-четыре-пять -

Вышел пряник погулять.

Рядом зубки поджидают -

В прятки с пряником играют:

Хруст-хруст!..

Ай-яй-яй!

По столу растекся чай!

Раз-два-три-четыре-пять - Вышла тряпка погулять.

Тряпка в чае извозилась,

Тряпка фыркала и злилась:

Раз-два-три-четыре-пять -

Не хочу с тобой играть!

Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки «Чайник, наливающий чай»

 Хлопают ладонью одной руки по ладони  другой (2 раза).

 Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Хлопают ладонями по коленям.

Сжимают и разжимают пальцы.

Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.

 Хлопают в ладоши (2 раза).

Прижимают ладони к щекам и покачивают головой.

Хлопают ладонями по коленям.

Сжимают и разжимают пальцы.

Прижимают ладошки ко рту и вытягивают руки перед собой..

Стучат кулачками друг о друга ( 2 раза).

Прижимают ладони к щекам и

покачивают головой.

Поглаживают колени ладонями.

Сжимают и разжимают пальцы.

Потирают ладони друг о друга.

Стучат кулачками по бедра , (5 раз).

топают ногами.

«Лесные жители»

Лисичка рыжая шагает,

Хвостом дорогу заметает.

По снегу петляет зайка,

Вправо -  скок и влево -  скок.

Ты его, лиса, поймай-ка,

Убежит он со всех ног.

По сугробам мчится волк,

Серый волк, зубами щелк.

Вперевалку ходит мишка,

Косолапый наш топтыжка.

Белка скачет, белка скачет, Словно серый мягкий мячик.

Дети мягко шагают  на носках.

Прыгают на двух ногах вправо-влево.

Бегут широким шагом.

Шагают на внутреннем своде стопы.

Скачут.

«Здравствуй дружок»

Здравствуй, дружочек,

Здравствуй, дружочек!

Встанем с тобою мы вместе в кружок.

Дружно по кругу с тобою пойдем,

Здороваться вместе начнем!

3дравствуйте, здравствуйте, ручки!

Хлоп, хлоп!

Здравствуйте, здравствуйте, ножки

Топ, топ!

Здравствуйте, наши ладошки!

Хлоп-хлоп!

Здравствуйте, наши коленки!

Шлеп-шлеп!

Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок!

Галопом поскачет наш дружный кружок.

Легкие ножки по кругу бегут,

На месте стоять не дают.

Здравствуйте, круглые щечки!

Пух, пух!

Здравствуйте, ноготочкиl

Стук, стук!

Здравствуй, веселый мой носик!

Шмыг, шмыг!

-Ножки-пружинки, привет!

Прыг, прыг!

Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок!

Быстро закружится ровный кружок.

Резвые ножки быстро бегут,

И остановятся тут.

Мы улыбнемся друг другу с тобой.

 Здравствуйте, люди!

Смейтесь со мной!

Солнцу, привет! Небу, привет!

•Здравствуйте!• - слышим в ответ.

Дети приветственно машут сначала одной рукой , потом другой

Взявшись за руки, идут по кругу.

Вытягивают вперед руки.

Хлопают.

Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую.

Топают.

Поворачивают дадошки.

Делают «тарелочки»

 Гладят колени ладошками.

Шлепают ладонями по коленям.

Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.

Двигаются боковым галопом по кругу, руки на поясе.

Гладят щеки.

 Ударяют ладошками по щекам.

Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.

Стучат ноготочками друг о друга.

 Прикасаются пальцем, к носу.

Тянут за нос.

Делают «пружину».

Прыгают на месте.

Приветственно машут рукой.

Взявшись за руки, легко бегут по кругу.

Качают головой.

 

Протягивают руки вперед.

Поднимают руки вверх (2 раза).

 Протягивают руки вперед.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ХОРОВОДНЫХ ИГР

Хоровод «По малину»

1. По малину в сад пойдём,
В сад пойдём, в сад пойдём.
Плясовую заведём, заведём, заведём.

Припев:
Солнышко на дворе,

 а в саду тропинка,

Сладкая ты моя, ягодка-малинка!

Проигрыш

2. Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток —

Насыпайся в кузовок, в кузовок, в кузовок!

3. Как малины наберём.
Наберём, наберём. —
Пирогов мы напечём, напечём, напечём.

4. Пирогов мы напечём.
Напечём, напечём.
Всех соседей позовём, позовём, позовём.

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Поднимают руки вверх и поворачивают  кистями («фонарики»)

Опускают руки и мягко водят вправо –влево

Хлопают в ладоши

Кружатся на носках, руки на поясе

Грозят указательным пальцем, поддерживая локоть ладонью другой руки

Имитируют, как собирают ягоды

«Собирают ягоды»

Имитируют движения

Повторяют движения

Манят руками, подзывая к себе.

«Здравствуй ,осень!»

Дети

Здравствуй ,Осень!

Здравствуй,Осень!

Хорошо, что ты пришла

У тебя мы, Осень спросим,

Что в подарок принесла?

Осень

Принесла я вам муки!

Дети

Значит будут пироги!

Осень

Принесла вам гречку!

Дети 

Каша будет в печке!

Осень

Принесла вам овощей!

Дети

Для салата и для щей!

Осень

Принесла и меду!

Дети

Полную колоду!

Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла,

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Осень  

Дождику вы рады?

Дети

Не хотим, не надо!

Дети. взявшись за руки. идут по кругу.

Внутри круга противоходом движется девочка в осеннем венке -  Осень.

Дети останавливаются. Осень стоит в центре круга.

«Пекут пирожки» (то одна ладошка сверху. то другая).

«Варят кашу». водя указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Отводят в сторону сначала одну руку. Потом другую, раскрыв ладони кверху

Поднимают  руки вверх и через стороны опускают их вниз.

Дети идут по кругу вокруг Осени.

Хоровод останавливается.

Отрицательно машут, скрещивая их перед грудью и слегка разводя в стороны.

«Урожай собирай»

Мы корзиночки несем,

Хором песенки поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай.

Ой-да, собирай

И на зиму запасай.

Мы - ребята-молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох.

Урожай у вас не плох!

 

Ой-да, и горох.

Урожай у вас не плох!

Ты, пузатый кабачок,

 Отлежал себе бочок.

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай!

Ой-да, не зевай,

А в корзину полезай.

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

 Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой-да, отворяй,

 Едет с поля урожай!

Дети идут по кругу ,держась за руки

Хлопают в ладоши 2 раза, притопывают (3 раза).

Кружатся на топающем шаге. Слегка наклоняются вперед, опуская правую руку, затем сгибая ее в локте и прикасаясь к ладони левой руки ( «складывают в корзинку».

Повторяют движения 1-го куп­ лета.

Грозят пальцем.

Водят указательным пальцем из стороны в сторону

«Зовут» руками к себе. Повторяют движения 1-го куп­ лета.

Идут друг за другом топающим шагом, руки ((держат руль».

Садятся на места.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие   в театральной студии «Волшебный сундучок»

( старшая группа)

Тема: «Муха-цокотуха»

Программные  задачи:

- вспомнить с детьми сказку;  

- развивать диалогическую и монологическую речь детей, внимание, воображение, память, совершенствовать общение;

- воспитывать интерес к устному народному творчеству, коммуникативные качества

Оборудование:  маска мухи, атрибуты для обыгрывания сцен из сказки (самовар, денежка , пластмассовые фрукты и овощи), аудиозапись, иллюстрации сказки для игры.

Ход занятия

Воспитатель: Рада видеть вас, ребята в нашей театральной студии

Прежде ,чем мы начнем занятие, нужно подготовить наших помощников: язычок, горлышко, легкие и ручки

  1. Разминка:

   Массирование (1 – 1,5 минуты)

   Постукивание (1 – 1,5 минуты) . Это постукивание губ проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

   Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется.  Главное – гримасничать как можно более активно.

Артикуляционная гимнастика

-улыбка- хоботок

- часы

-уколы

-длинный язык

«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

Фонопедическая разминка «Колокольчики»

Дили-дили, дили-дили!

Колокольчики будили

Всех жуков,

Пауков

И весёлых мотыльков.

Диди-дили, дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат,

всех ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся

Дили-дили,дили-дили!

Встали все, кого будили.

Дети произносят «Динь-динь» на разной высоте в высоком регистре.

Произнося «ж..ж..ж» на продолжительном выдохе.

Произносят» х!х!..» на коротком энергичном выдохе.

Делают glissando легким,нежным звуком вверх и вниз на гласную У

Дети произносят «Динь-динь» на разной высоте в высоком регистре.

Произносят «бл-л-..» в высоком регистре на длительном выдохе

Произносят « ф..ф..» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой

Произносят «р-р-р..» пропевая восходящие трихорды

Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах

Произносят «кра! Кра! Очень громко.

Дети произносят «Динь-динь» на разной высоте в высоком регистре.

Чистоговорка

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!

Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце

2.Основная часть

- Сегодня к нам в гости еще одна сказка пришла Отгадайте, о какой сказке идет речь ?

В этой сказке угощенье —
К чаю вкусное варенье.
В самоваре — кипяточек,
Пей неспешно, по глоточку,
И любуйся на гостей!
А когда придет злодей,
Не робей и будь смелей,
Бей его ты без затей!
Если сладишь с Пауком
Вместе с храбрым Комаром,
Выручишь его невесту!
Назови ее тут к месту,
Это ….
(Муха-Цокотуха)

- Предлагаю вспомнить сказку. Помогите мне с рассказом.

Муха, муха-Цокотуха.

( дети хором произносят слова сказки)

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла..

- Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха

2.1. «Муха денежку нашла»

( дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова)

Например:

- Ой, смотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю…нет, лучше самовар!

Приглашу друзей и мы устроим праздник

- Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронил ? Может медведь шел по дороге на базар и ее уронил. А может лиса или заяц? Теперь эта денежка моя.

- Ах, кто-то потерял денежку! Наверное , расстроился. Надо отыскать хозяина. Эта дорога ведет на базар. Побегу, отыщу того кто потерял.

2. 2 «На базаре»

Пошла Муха на базар…

( Ситуация «на базаре» обыгрывается несколькими детьми.  Дети –продавцы. Муха- покупатель)

Ребята, что такое базар. Предлагаю вам в него поиграть.

2.3. «За столом»

Приходила к мухе бабушка пчела… Блошки приносили

  • О чем могли говорить Муха и ее гости

Динамическая пауза.

Ой-ой-ой,ой-ой-ой

К нам пришел волшебник злой

Он руками помазал

Всех детей заколдовал.

Дети руки вверх подняли

И деревьями вдруг стали.

 - Расскажите, каким деревом вы стали?

2.4. Дидактическая игра : «Собери сказку»

Злой волшебник перемешал иллюстрации к сказке, не могу дальше продолжать. Помогите все поставить на свои места.

2.5. Музыкально-эмоциональный этюд.  «Вдруг какой –то паучок»

( звучит аудиозапись)

- Послушайте музыку ,какой герой сказки мог прийти под эту музыку? (паук)

- Как двигался паук?

- Как вела себя муха? То сделали гости?

3. Рефлексия

-Вы большие молодцы.

- Какая сказка приходила к нам в гости? Что вам понравилось делать на занятии?

-Наше занятие завершается, но работа над сказкой не заканчивается.