Работа студии "Искра"

Работа школьной студии "Искра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Авторский проект38.43 КБ
Файл statya_pro_iskru.docx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»  муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Российский открытый конкурс социально активных технологий

воспитания обучающихся «Растим гражданина-2023»

Номинация «Нельзя забыть»

Направление – сохранение исторической памяти о геноциде Советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории

Тема

«Организация деятельности школьной киностудии «Искра» по сохранению исторической памяти о геноциде на Смоленской земле нацистами в годы Великой Отечественной войны»

                                                                Авторский проект

                                                        Овечкиной Риммы Александровны,

                                                        учителя истории и обществознания.

                                                        e-mail -  ovechkinara@mail.ru

2023

Обоснование актуальности Проекта.

Военно-патриотическое воспитание  - это систематическая, целенаправленная, многоплановая работа школьного учреждения и тех объединений, которые действуют  в школе. В плане работы киностудии «Искра» особое место занимает воспитание патриотического сознания, формирование активной гражданской позиции. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология, которая имеет практическую направленность

Геноцид в период Великой Отечественной войны,  как посягательство на жизнь  советского народа и в том числе детей, представлял большую опасность для нашей страны. Забвение исторической памяти о злодеяниях фашистов может нанести непоправимый вред для  самосознания российского общества,    утратит способность распознавать подобные угрозы для современной России. В особенности это касается молодежи, которая с учетом временной отдаленности от событий войны  не так остро  чувствует перенесенные советским народом все ужасы оккупации.

Вот уже больше года Россия ведет Специальную военную операцию на Украине, где возродился неофашизм, шла борьба с русским языком, культурой, но самое главное, где погибали дети в тех районах, которые стали сопротивляться неонацистам. «Аллея Ангелов» в Донецке, где указаны 126 детских имен, погибших от рук украинских неофашистов – одно из доказательств того, что фашизм это зло, что нельзя забывать  их злодеяния. Особенно, если в этих событиях страдают безвинные дети.

Необходимо  сохранять память о тех, кто боролся за жизнь детей, кто преодолевал  все препятствия и невзгоды, считая своим долгом сохранить «детей - будущее России».

Цель Проекта: Активизация деятельности участников школьной киностудии по организации исследования геноцида фашистской Германии против детей Смоленского края, выявление героических поступков советских людей по спасению детских жизней.

Задачи:

  1. Воспитывать гражданско-патриотические чувства к истории малой Родины.
  2. Прививать уважение и благодарность к  участникам военных операций в годы Великой Отечественной войны и чувство сострадания к   тем, кто находился на оккупированных нацистами территориях.
  3. Формировать навыки исследовательской деятельности обучающихся.
  4. Развивать мотивацию к познанию и творчеству.
  5. Организовать работу членов «Искры» по:

-изучению материалов   геноцида детей на Смоленщине;

-организации сбора информации о действиях смоленских партизан по сохранению детей, оказавших на оккупированной немцами территории;

-оформлению собранного материал в Презентацию и видеоролика для представления обучающимся школ города Десногорска.

     Уникальность используемых технологий и формат деятельности, используемый при реализации проекта.

Социальные технологии, используемые в работе над этим Проектом  – это совокупность методов и приемов, которые позволили применить комплекс нескольких видов деятельности:

-историко-краеведческая работа с архивом;

-осмысление и освоение теоретических знаний и применение их на практике;

-получение опыта социального взаимодействия, вступление в деловые отношения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать).

 К видам социальных технологий относят: КТД, технологии коммуникации и общения,  проектную технологию, технологию творческих мастерских, социальную практику – все они основаны на коммуникативном подходе и оптимально отвечают задачам, которые поставлены при выполнении данного проекта. Так например, основные составляющие КТД – соучастие, сотрудничество, сопричастность. В процессе    КТД     ребята    приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг  друга.

Проектная технология включает в себя деятельность, направленную на исследование и изучение социально-значимой проблемы, предусматривающая

самостоятельную познавательно-поисковую работу.

Краткое описание Проекта

Школьная киностудия «Искра» создана в школе в 2019 году. Ее деятельность содействует личному развитию ученика, готовности к саморазвитию, приобретению первоначального опыта работы в коллективе, освоению современной техникой и технологий создания роликов, презентаций. Члены студии активные участники городских, региональных и Всероссийских конкурсов. Темы по краеведению и истории Великой Отечественной войны не раз были представлены в работах студии.

Целевая группа Проекта – члены школьной киностудии ( непосредственные участники Проекта) и обучающиеся школы .

Сегодня мы все дальше от событий Великой Отечественной войны, идет активная попытка западными политиками переписать историю, уменьшить вклад в значимость победы Советского Союза над фашизмом, поэтому необходимо искать и применять новые подходы для привлечения подрастающего поколения к сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны.

План мероприятий в рамках проекта

№№

мероприятия

сроки

1.

Работа в библиотеке, сбор информации о деятельности партизан на территории Смоленщины, изучение материалов об «Операция «Дети»

1-я неделя марта

2

Работа с архивными документами  в городском музее, установление участников операции по выводу детей из оккупированной территории

1-я неделя марта

3

Отбор информации в Интернете, обработка материалов, фотографий

2-я неделя марта

4

Интервью с  протоиереем Виталием Сладковым, внуком участницы операции «Дети»

2-я неделя марта

5

Проведение сьемок в библиотеке, музее

2-я неделя  марта

6.

Оформление презентации «Операция «Дети»

3-я неделя  марта

7.

Оформление видеоролика  «Спасая детей, мы спасали будущее России»

3-я неделя марта

8

Представление презентации  по классам

4-я неделя марта

По особому графику

9

Размещение видеоролика на сайте школы, в ВК

4- неделя марта

10.

Представление исследовательского проекта и видеоролика на конкурс исследовательских проектов «Без срока давности» nauka67@yandex.ru

1-я неделя апреля

В ходе проведённого исследования было установлено, что геноцид это один из видов  преступлений  против человечности, а геноцид Германии это еще и  наличие умысла уничтожить не только взрослое население Советской России, но и советских детей  полностью или частично. Собранный материал показывает величие души и патриотизм всего народа в целом, в частности женщин смелых, находчивых, бесстрашных, твёрдых волей, мужественно переносящих неслыханные мучения, сильных своею верой в победу над врагом. 

Мы живем в современном мире, который развивается, должен становится более гуманным,  однако, факты геноцида остаются. Но остаются и те, кто продолжает с этим бороться, кто верит в силу справедливости и добра,  готов прийти на помощь тому, кто попал в беду.

Механизм реализации

Реализация поставленных целей и задач Проекта осуществляется посредством разработки и практического выполнения плана мероприятий

Подготовительный этап – определение темы и актуальности работы; определение цели и задач; разработка плана мероприятий, распределение обязанностей с учетом индивидуальных возможностей участников проекта. Руководитель: обращается в учреждения культуры – библиотеку, музей для подготовки материала, консультирует участников проекта, обобщает материал.

Деятельностный этап – Сбор информации и представление собранного материала; объединение результатов работы с документами и источниками; создание презентации и представление ее обучающимся школы; создание видеоролика и размещение его на сайте школы; участие в региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности».

Ресурсы Проекта.

Информационные ресурсы: материалы СМИ, словари, энциклопедии

Интернет – ресурсы.

Партнеры проекта: учащиеся, педагоги школы, работники музея,  городской библиотеки, протоиерей Виталий Сладков.

Данный проект не требует значительных финансовых затрат.

Мультимедийные ресурсы:   ноутбук, проектор, программное обеспечение компьютера, фотоаппарат, видеокамера, принтер, бумага.

Результат Проекта и эффективность его реализации.

Проект эффективно вписался в концепцию развития школы по воспитанию патриотического самосознания.  Проект позволил создать условия, способствующие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подростков. Обучающиеся приобрели навыки самостоятельного сбора информации из разных источников.

В соответствии с поставленными задачами Проекта были изучены документы по геноциду детей на Смоленской земле в период оккупации немецкими захватчиками: материалы  «Процесса по делу о немецких зверствах в Смоленске», интервью Е. Малышевой «Зверские казни детей»,  доказывающие  чудовищные преступления немцев  против детей на Смоленщине.

Работа в городском музее и  библиотеке позволила собрать материал о действиях смоленских партизан и подготовку операции по выводу детей с оккупированной территории. «Детей рядами клали на дорогах, Затем давили их танками», - это строки из воспоминаний партизан. Статья «Не до ордена, была бы Родина!» , написанная по воспоминанием Моти Вольской, описывает  трудности, с которыми столкнулись  партизаны при подготовке спасения и эвакуации детей и подростков .

Чтение электронного варианта книги «Операция «Дети», который имеется в городском музее, позволило узнать, как проходила эвакуация детей, с какими трудностями сталкивались три девушки, которые выводили 2000 ребят, а в итоге спасено было 3225 жизней.

Работа с материалами позволила узнать, что в нашем городе живет внук одной из трех бесстрашных женщин Варвары Поляковой (Сладковой) - Виталий Сладков – протоиерей, настоятель Кафедрального Собора города Десногорска. Интервью с отцом Виталием позволило узнать новые моменты операции, понять какие чувства и волнения испытывали сопровождающие, как сложилась их дальнейшая  судьба.

Вся собранная информация представлена в Презентации «Операция «Дети», которая  направлена в городской музей и библиотеку, размещена на сайте школы №2, а также  организованы встречи обучающихся школ с отцом Виталием с представлением интервью, которое он дал участникам исследования.

Созданный видеоролик  размещен на сайте школы, а материалы исследования отправлены на конкурс исследовательских проектов «Без срока давности».

Реализация Проекта позволяет привлечь внимание подростков к событиям Великой Отечественной войны. В период реализации Проекта обучающие приобщились к  истории родного края,  любви к Родине. Сформированы чувства уважения к подвигам смоленских партизан, сострадания к тем, кто оказался на оккупированной территории, осуждение и неприятие геноцида, как преступления против человечества. Проект прививает чувство благодарности и сопереживания к героям, о которых создается видеоролик.

Перспективность развития Проекта

Реализация  Проекта позволила подготовить  Презентацию и создать видеоролик с интервью отцом Виталием, которые могут использоваться и применяться при проведении уроков истории, во время внеурочной и внеклассной  работы,  как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях культуры.

Перспективы  данной темы состоят в необходимости продолжения исследования геноцида фашистской Германии против советского народа и в частности против детей. Продолжить изучение положения жителей Смоленской земли в период оккупации. Мотивировать обучающихся на формирование «своего взгляда» на историю Великой Отечественной войны. Продолжить сотрудничество с протоиереем Виталием Сладковом и приступить к написанию «Книги памяти о Варваре Полякой».

Использованные источники и научная литература

1.Бутенко, Е. Тропою подвига/ Е. Бутенко // Поречье.-2001.-29 апр.

2.Лобанова Н. Смоленская дорога жизни // Смена : газета. — 1992. — 20 июня.

3. Новиков Л. К., Дроздова Н. М.  « Операция «Дети».- 2-е изд., испр. и доп.- Горький: Горький: Волго-Вятское KH. 1999 г., 123 с.

4.Новиков, Л. К. По следам операции "Дети" / Л. К. Новиков.— Нижний Новгород: [б. и.], 1997 .— 246 с.

5.Операция «Дети» : информационное досье : (по книги Л. К. Новикова, Л. Н. Дроздовой) / МБУК «Централизованная библиотечная система» города Смоленска, центральная детская библиотека имени А. В. Мишина ; сост. О. П. Зелюченкова. – Смоленск, 2020. – 10 с.:

6.Петракова А.  Не до ордена, была бы Родина! Бессмертный «детский полк»// газета Рабочий путь.  2021,5 мая, стр. 15-17

7.Рабинович М.И. «Операция «Дети». Смоленская область. Энциклопедия.-т.2.- СГПУ, 2003, стр. 301-302

8.Сорокин А. Архивные документы.  Наградной лист на партизанку М.И. Вольскую // журнал Родина март 2022 (номер три) стр.  110-111

Интернет-ресурсы:

1.Баринова, Е. Легендарный переход «Детского полка»/ Е. Баринова// Поречанка.- 2019.- 29 нояб.- С. 3.  https://demidov.admin-smolensk.ru/files/1283/29112019.pdf

2.Владимир Бурнов, РАПСИ // Центральный музей ВОВ . Судебный процесс по делу о немецких зверствах в Смоленске и Смоленской области. Геноцид советского народа. Документальная хроника. https://rapsinews.ru/historical_

3.В Смоленске открыт памятник «Партизанам Смоленщины, участникам операции «Дети»  Виктория Никольская  Источник: https://www.admin-smolensk.ru 3 ноября 2022 13:50

4.Видеоролик "Операция "Дети", посвященный подвигу МатреныВольской. https://vk.com/wall166497294?q=%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8

5.Зверские казни детей: как гитлеровцы пытались уничтожить будущее России © РИА Новости / РИА Новости     https://ria.ru/20200601/1572265592.html


Предварительный просмотр: