Педагогическая технология. Обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Балашова Екатерина Сергеевна

 

     Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.  Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование – система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором К. Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой.

Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №35 «ёлочка»

Педагогическая технология.

Обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Т.Э. Тютюнникова «Элементарное   музицирование с дошкольниками»

Музыкальный руководитель:

Балашова Екатерина Сергеевна

Г.о.Электрогорск

Введение.

Музыка - искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Первые шаги в музыке, первые впечатления… Какими они будут? Полными сказок, приключений, игр, или скучными и утомительными? От первых впечатлений в мире музыки зависит дальнейший путь ребенка.

     Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.  Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование – система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором К. Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой.

Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Цель: привить  навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления

Задачи:

  • развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать
  • воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности
  • развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию
  • развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему
  • Создание предпосылок к формированию творческого мышления, воображения. Развитие внимания и памяти.

                Данная технология реализуется в образовательной деятельности детей, на детских праздниках, развлечениях. В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить 3 этапа:

1. прослушивание музыкальных произведений, обсуждение, какие инструменты будут звучать. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их способностей.    

2. разучивание каждой партии отдельно и по подгруппам, запоминание ритмического рисунка.  

3.  освоение детьми техники игры на своих инструментах, исполнение своей партии, объединение в оркестр.

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- игровой:

- практический.                                      

     

 Формы  организации:

- индивидуальная;

- подгрупповая;    

- групповая.

   Двумя основными принципами технологии являются: импровизационно-творческая деятельность и игра. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.

   Основные виды детской деятельности, применяемые в технологии - пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

   В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.

   Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений. Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.

   Рассмотрим, какие инструменты используются в технологии.

   «Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

   Игры типа «Послушай себя», «Украсим мелодию, стихотворение» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Здесь объединяются разнообразные комбинации звучащих жестов, кластерное исполнение фонем (З, Ж, Х, Ф, С, Ч, Ш, У, О и т.д.) исполнение которых должно быть разнорегистровым, разнодинамическим, и разновременным.

Используемые варианты звуковых моделей:

  • легкие и тихие (не синхронные) удары в раскрытую ладонь одним пальцем, двумя, всеми пальцами с постепенным усилением и уменьшением силы звука (дождь, усиливающийся от порыва ветра);
  • быстро потереть ладони (шелест листвы и травы);
  • трение внешней стороны рук (шуршание камыша);
  • несильные удары по груди (далекие раскаты грома);
  • шлепки по коленям (хлопанье крыльев птиц);
  • постукивание кулачками по полу (бег табуна лошадей);
  • постукивание подушечками пальцев (бег сказочных существ).

   Творческие задания для шумового оркестра: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки, (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

   В современной музыкальной педагогике исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! А сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей, от бурления воды через соломенную трубочку, если подуть в большую пластиковую бутылку. Для подобных игр мной создан дидактический стол «Лаборатория звука», позволяющий детям экспериментировать со звуками, сравнивать их, пробовать создавать простейшие музыкальные инструменты. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:

•Почему все звучит?

•Откуда берется голос?

•Где живет эхо?

•Как сделать звук громче, тише?

   Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

   Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах

   Значение элементарного музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

   Опыт музицирования, пусть даже небольшой и элементарный, часто становится решающим фактором в «пленении» человека музыкой. Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить им подумать, какие инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Выбрать самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его. С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.

   Результат использования технологии - повышение интереса к игре на детских музыкальных инструментах. У детей не иссекаемый интерес и желание играть, петь, танцевать, музицировать. Буду продолжать использовать в своей работе технологию «Элементарного музицирования» Т.Э. Тютюнниковой.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

Конспект занятия

с детьми подготовительной к школе группы

по развитию музыкальных способностей посредством

игры на детских музыкальных инструментах.

«Удивительный мир музыкальных инструментов»

Музыкальный руководитель:

Балашова Екатерина Сергеевна

Цель: развитие музыкальных способностей дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах.

Задачи: 

Образовательные:

- овладение приёмами игры на детских музыкальных инструментах в музыкально- ритмической игре «Оркестр»;

- закреплять название музыкальных инструментов;

- продолжать закреплять умение соотносить музыкальные инструменты к группам; - --- расширять словарь эмоций и настроений.

Развивающие:

-развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений;

-развитие музыкального, тембрового, мелодического слуха и слухового внимания;

- развивать музыкальное творческое мышление и память ребенка;

Воспитательные:

- воспитывать эстетические чувства при восприятии музыки;

-воспитание коммуникативных навыков и дружеских отношений между детьми.

-воспитывать положительные эмоции при выполнении музыкально-ритмических упражнений;

- формировать доброжелательные отношения между детьми;

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано,  проектор, кукла на ложке, барабан, детские музыкальные инструменты: гуиро, трещотка-вертушка, колокольцы, треугольник, маракасы, бубны, балийский ксилофон, шейкер, клависы.

Предварительная работа:

-знакомство с основными группами музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные)

- знакомство с инструментами, с их особенностями звучания.

Интеграция образовательных областей: 

  1. «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность);
  2. « Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание);
  3. «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным окружением);
  4.  «Речевое развитие» (развитие речи).

Виды детской деятельности:

  1. Музыкальная;
  2. Игровая;
  3. Коммуникативная;
  4. Двигательная.

Ход педагогического мероприятия.

Организационный момент.

(Дети под музыку входят, встают в круг)

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! (поздороваться с детьми грустно, весело, тихо, громко) Ребята посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Как мы  поздороваемся так гости нам и ответят, предлагаю весело, давайте всем подарим свои улыбки, чтобы всем нашим гостям стало радостно.

Отлично, а теперь давайте поздороваемся с музыкой и друг с другом. Для этого мы исполним музыкальное приветствие.

Упражнение-приветствие «Здравствуй говори!»

 Друзья, я рада видеть вас, у меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу им поделиться с вами, предлагаю вам вместе со мной исполнить «Вальс друзей».

Упражнение «Вальс друзей».

Ребята, скажите, какое настроение у вас сейчас? (ответы детей) я уверена оно  сохранится у каждого из нас до конца дня! Молодцы! Присаживайтесь на стулья.

Вводная часть.

  1. Игра - упражнение «Тюшки- тютюшки»

Мы с вами поздоровались и чтобы начать наше музыкальное занятие выполним с вами упражнение. Перед каждым упражнением я буду говорить такие слова: «Тюшки- тютюшки сделаем хлопушки», приготовили ладошки первый раз со словами проговариваем вместе со мной (хлоп-хлоп-ХЛОП-хлоп-хлоп-хлоп-ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП.)

Тюшки- тютюшки, сделаем шлепушки (шлепки по коленям)

Тюшки-тютюшки, хлопушки и щелкушки (хлопки и щелчки пальцами)

Тюшки- тютюшки, бомбушки, топотушки (по груди и притопы ногами)

Ребята а теперь давайте выполним упражнение под музыку играем кто как хочет.

Отлично! Посмотрите ребята, какая чудесная куколка пришла к нам в гости, зовут ее Машенька. Куколка приготовила для вас слова, послушайте: ли-мон, а-пель-син, ба-нан, ман-да-рин.

Сколько в словах ли- мон и ба-нан слогов. Правильно, два, поэтому они разделены на две части. А сколько слогов в словах а-пель-син и ман-да-рин. Правильно, три. Фрукты, в названии которых, два слога, мы будем хлопать в ладоши, а фрукты, название которых состоит  из трех слогов, будем три раза хлопать по коленям. Пробуем, поём и хлопаем: ли-мон (2хлопка в ладоши), а-пель-син (3 шлепка по коленям), ба-нан (2хлопка в ладоши), ман-да-рин (3 шлепка по коленям). Повторим все вместе.

Теперь вместе под музыку проговариваем слова и прохлопаем ритм.

А теперь слова просебя произносим, остаются хлопки и шлепки.

Отлично! Все постарались.

Ребята, обратите внимание, под ёлочкой у нас стоит красивая коробочка. (вызвать ребенка узнать что в ней лежит)

Давайте посмотрим. (достать из коробки)

Дети: это барабан

Муз. Рук.: Барабан – это что? (ответы детей)

К какой группе музыкальных инструментов он относится? (к ударным)

 Давайте поиграем с барабаном. О чем нас барабан попросит, то мы и выполним.

Музыкально- ритмическая игра «Веселый барабан»

Основная часть.

Муз.рук.:  ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (Зимний лес)  я вам предлагаю послушать произведение известного композитора Петра Ильича Чайковского которое так и называется «Зимний лес». Внимательно послушайте, а после мы поговорим об этом произведении.

Слушание музыки: Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского "Зимний лес" (из балета "Щелкунчик)

Муз. Рук.: Что мы можем сказать об этой музыке? Какое настроение? Темп?

Ребята, а на чем мы можем прокатиться по зимнему лесу?  (ответы детей) попробуйте отгадать. (звучит музыкальный инструмент гуиро- имитация цокота копыт лошадки) Правильно, на лошадке!

Я сейчас буду говорить слова, а вы   повторяйте за мной.

 Сказка - шумелка "Едем, едем на лошадке" (все садятся по кругу на ковре, после показа музыкального руководителя, детям, по порядку, предлагается  имитация различных звуков на шумовых и музыкальных инструментах)

Едем, едем на лошадке (все выполняют поочерёдно хлопки по коленям на каждый слог)

По лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Санки скрипят, (на трещотке-вертушке изобразить скрип саней)

Бубенчики звенят. (Другой ребенок играет на бубенцах)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Ветер шумит, (предлагается ребенку сыграть на маракасе)

Дятел стучит. (равномерные удары клавис)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой, Скок-скок-скок (2раза)

Холод, стужа, (ребенок играет на треугольнике - таинственно)

Снег пушистый кружит, кружит. (ребенок изображает снег на молоточке с тарелочками круговыми движениями)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Белка на ветке орешки грызёт, (ребёнок играет на трещотке пластинчатой)

Рыжая лисичка зайца стережет. (изображает действия лисы, играя на малом маракасе)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Ехали мы, ехали,

Наконец, приехали,

С горки у-ух! (ребенок исполняет глиссандо на балийском ксилофоне)

В ямку - бух! (ребенок ударяет один раз  по бубну)

Приехали!

Какая чудесная сказка у нас получилась, ребята, вам понравилось? (ответы детей)

Муз. Рук.: ребята, посмотрите, изображение поменялось. Очень внимательно посмотрите и скажите кто изображен на ней?

Кто играет на музыкальных инструментах? Как можно назвать одним словом?

А Кого не хватает на этой картинке?

Дети: Дирижера

Муз. Рук.: верно, а в чем заключается работа дирижера? Почему он так важен в оркестре? (ответы детей)

Молодцы! Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Оркестр».

Вам хочу секрет открыть:

Музыкантом трудно быть,

Но вы справитесь, я знаю,

В музыканты вас я посвящаю.

Чтоб оркестром нам сыграть,

Инструменты нужно взять

Инструменты выбирайте,

Дружно вы в кружок вставайте! (дети выбирают инструменты: бубенцы, маракасы)

На первую часть музыки по команде дирижера играет первая группа (клависы) и т.д. Дети играют на музыкальных инструментах по показу дирижёра. На вторую часть дети движутся по кругу вместе с дирижером (поскок, галоп, шаг и т.д. на выбор педагога. )

На проигрыш дети останавливаются и берут музыкальный инструмент, кому не достался инструмент, становится дирижером, игра повторяется.

Итак, выступает самый  весёлый музыкальный оркестр детского сада «Ёлочка»!

Фонограмма: Иоган Штраус «Полька-Анна».

Заключительная часть.

Ребята, положите на место все музыкальные инструменты и подойдите тихонечко ко мне. Скажите пожалуйста, какое сейчас у вас настроение? (ответы детей) я очень рада, что ваше настроение хорошее, а расскажите почему ? (ответы детей).

Посмотрите, а у нашей куколки Маши тоже хорошее настроение, она даже улыбается.

Вы меня сегодня очень порадовали, но занятие подошло к концу и нам пора прощаться и под звон бубенцов мы отправляемся в группу.

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

Самоанализ занятия с детьми подготовительной группы

по развитию музыкальных способностей посредством

игры на детских музыкальных инструментах

«Удивительный мир музыкальных инструментов»

Музыкальный руководитель:

Балашова Екатерина Сергеевна

Уважаемое, жюри, сегодня вашему вниманию было представлено музыкальное занятие в подготовительной к школе группе под названием «Удивительный мир музыкальных инструментов»

Работая над содержанием этого занятия, я учитывала возрастные особенности детей.  

Целью занятия является воспитание интереса к музыкальной культуре и развитие музыкальных способностей дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах.

Достижению цели способствовали следующие задачи:

Первая – это:

- овладение приёмами игры на детских музыкальных инструментах в музыкально-ритмической игре «Оркестр»;

Применялся приём показа и приём подражания, а так же игра в ансамбле по группам

…………………………………………

Следующая задача:

- закреплять название музыкальных инструментов;

озвучивание сказки - шумелки "Едем, едем на лошадке", повторялось название музыкального инструмента и игра на нем

………………………………………………

Так же на занятии была поставлена задача: продолжать закреплять умение соотносить музыкальные инструменты к группам;  

Дети знают три основные группы на которые делятся музыкальные инструменты: ударные, духовые и струнные.

…………………………………………….

-развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений;

-развитие музыкального, тембрового, мелодического слуха и слухового внимания;

- развивать музыкальное творческое мышление и память ребенка;

Те упражнения, которые я использовала в начале («Здравствуй говори», «Тюшки- тютюшки».

Воспитательные задачи такие как:

- воспитание эстетических чувств при восприятии музыки;

При слушании музыки всегда стараюсь донести все переживания и чувства, всю красоту данного произведения Которую композитор отображает в музыке

-воспитание коммуникативных навыков и дружеских отношений между детьми.

-воспитывать положительные эмоции при выполнении музыкально-ритмических упражнений;

В своей работе использую новые игровые методики музыкального воспитания известных авторов, детям очень нравится играть по этому в моих занятиях в основном присутствуют игровые моменты.

- формировать доброжелательные отношения между детьми;

На протяжении всего занятия прослеживалась совместная (партнёрская) деятельность взрослого и детей. Организованная сегодня мной детская деятельность, на мой взгляд, была интересна для воспитанников, подразумевала их активность, взаимодействие, общение, формирование определённых знаний, умений и навыков игры на детских музыкальных инструментах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

Мастер-класс

 «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

Музыкальный руководитель:

Балашова Екатерина Сергеевна

г. Электрогорск, 2019

Цель: познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

- владение способами звукоизвлечения и навыками игры на детских музыкальных инструментах;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.

- приобщить педагогов к музыкальной культуре, расширить их кругозор.

Оборудование:

Музыкальный центр, фонограмма из м/ф «Анастасия» «Вальс», музыкальные инструменты: треугольники, бубенцы, бубны, металафоны.

Ход мероприятия

На музыкальных занятиях я уделяю внимание обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, это очень интересный и увлекательный вид деятельности. Но очень часто задаюсь вопросом, как же научить детей правильно  слушать, слушать музыку, чувствовать ритм музыки, двигаться под нее и играть в оркестре на музыкальных инструментах.

Сейчас я хочу показать вам как удается это мне. Только мне нужна ваша помощь, вы готовы принять участие?

Итак, послушаем музыкальную композицию (звучит музыка)

Наверное все вы догадались это? (вальс)

Размер  вальса  идет у нас на три четверти, давайте все вместе попробуем просчитать (раз, два, три) а теперь под музыку. Спасибо.

А сейчас мы с вами попробуем прохлопать ритм. (хлопаем в ладоши на раз, два, три) а теперь под музыку.

Давайте теперь усложним задачу я хлопаю на «раз» вы на «два», «три».

А теперь мы разделимся на три части. Первые хлопают на «раз», вторые на «два», третьи на «три». Молодцы

Конечно же чтобы приступить к игре на музыкальных инструментах мы должны послушать музыку, прочувствовать ритм и только тогда браться за музыкальные инструменты. Первые два задания выполнены, вы уже знаете музыку и я приглашаю вас пройти и выбрать себе музыкальный инструмент.

Встаем по группам, первые треугольники, вторые бубны, затем бубенцы и металафоны.

Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: в театральной деятельности, в выступлениях на праздниках, а также в разных видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения)



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предлагаемые  фонограммы помогут педагогам и родителям

обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей  2-6 лет.

1. Дети  реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2.Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

3.Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

4.Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ВЫБОР ТЕКСТА

1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму .

2. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи очередного занятия.

3. Определите заранее смысловые акценты и паузы.

ВЫБОР ШУМОВЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста.

Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует

   играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость,         продолжительность.

3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ  ДЕТСКИЕ  И ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

  1. металлофон  2.ксилофон  3. деревянные ложки 4. барабан 5. бубен 6.трещотка 4. треугольник 5. колокольчик  6. тон-блок /рубель

7. большая тарелка 8.маленькие тарелочки 9. коробочка (деревянная)                     10. погремушка/маракасы  11. бубенчики или колокольчик

12. целлофан 13. расчёска  14. трубка с фольгой (мирлитон)

15. платяная щётка  16. гитара или леска -струна

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть.

  Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

  Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

  Если в детском учреждении или дома нет необходимых  музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

  Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей,  можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время  проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

  Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

   Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или  заранее условленным сигналом.

   Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

   Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым  поддержать  незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей,  идеи детей.

   Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

   Возможно также   музицирование детей без помощи взрослых. На стороне «В» даны фонограммы сказок  с паузами для музицирования.

Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

   Самые оригинальные инструменты с помощью родителей и детей в силах изготовить сами. Ими станут шумелки, шуршалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов.

ШУМЕЛКИ

 

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.

ЗВЕНЕЛКИ

 

Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья».

Первый способ изготовления ожерелья

В металлических пробках из-под пива надо проделать дырочки, через дырочки пропустить леску. Такое ожерелье прекрасно звенит.

Второй способ

Для изготовления ожерелья берутся различные металлические трубочки. Подвешенные на леске или проволоке, они тоже прекрасно звенят.

Третий способ

На леску нанизывают скорлупки грецких орехов или фисташек. Они скорее гремят, чем звенят.

СВИСТЕЛКИ

  Чтобы получился свист, надо во что-то дуть. Для этого берутся хорошо промытые стеклянные пузырьки из-под лекарств или чистые стеклянные пробирки. Годятся даже трубочки от пипеток.

Чтобы у свистелок была разная высота звука, они заполняются водой. Опытным путем можно выстроить настоящий звукоряд.

Способны звучать и пластмассовые бутылочки из под кока-колы или минералки, заполненные на какую-то часть водой.

СТУЧАЛКИ

  Самый простой ударный инструмент получается из двух палочек, которыми надо ударять друг о друга. Можно в комплект к ним добавить деревянный брусочек, по которому наносятся удары.

А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, это уже прообраз ксилофона. На палочку можно нанизать скорлупки грецкого ореха так, чтобы они свободно двигались. Встряхивая палочку, получаем звук наподобие того, который получается, если потрясти бухгалтерские счеты. Последние, кстати, тоже являются прекрасным музыкальным инструментом.

ШУРШАЛКИ

   В отличие от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук.

А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.

ЩИПАЛКИ

  Готовой щипалкой является яйцерезка, которая звучит очень симпатично — похоже на мышиный писк.

Можно сделать маленький лук с леской вместо тетивы. Эту леску и надо щипать. (Лук, кстати, был первым струнным инструментом в истории человечества.) На лук можно натянуть две или три лески. Тогда вы получите прообраз настоящей арфы.

На плотные цилиндрические коробочки из-под лимонных долек или из-под чипсов натяните тонкую (аптекарскую) резинку. Резиночка, натянутая над пустым пространством коробочки, должна быть хордой верхней окружности. Если резиночек две или три, на таких первобытных гусельках уже можно играть простейшие песенки.

Еще проще: канцелярские резиночки натягиваются над пустым спичечным коробком. Важно помнить, что резинка должна быть натянута упруго, не провисать. Поэтому, возможно, ее надо обернуть вокруг коробка два или три раза.

Глядишь — и в вашем распоряжении уже целый оркестр в духе Винни-Пуха, сочинявшего бурчалки и сопелки. Успех зависит только от вашего желания и фантазии.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №35 «ёлочка»

Мастер-класс для родителей «Изготовление музыкальных шумовых инструментов»

Музыкальный руководитель:

Балашова Екатерина Сергеевна

Г.о.Электрогорск

Цель:  Создание группы шумовых инструментов для дальнейшей работы в доу.

Задачи:

  • Развитие исследовательских, коммуникативных, артистических, творческих навыков, музыкальных способностей.
  • Развитие внимания, мышления, творческих способностей, представлений об окружающем мире
  • Привлечение родителей к организации процесса музыкального воспитания
  • Достижение положительных результатов в музыкально-эстетическом развитии ребёнка совместными усилиями родителей и детского сада

   Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

   Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

  Музыкальный руководитель: Добрый день.

   Я рада приветствовать вас у нас в гостях. А чтобы нам с вами было комфортнее, я предлагаю вам поделиться хорошим настроением, поприветствовать друг друга.

«Игра приветствие»

 Уважаемые родители, дорогие дети, сегодня мы с вами сделаем музыкально- шумовой инструмент своими руками «Шумелку».

Для конструирования нужно не так уж и много - желание

и чуть-чуть выдумки!

Присаживайтесь за столы….

Перед вами тарелочки с различными наполнителями для шумелок:

гречка, рис, мелкие камешки, семечки, пуговички, крупа

для родителей: ножницы, самоклеющаяся бумага.

Наполняйте свои баночки, закручивайте крышку и украшайте вместе с мамами, проявите фантазию.

Какая красота у нас получилась.

Давайте попробуем поиграть….

«Шумовой оркестр»

Ребята, Я предлагаю поставить наши новые инструменты в музыкальный уголок.



Предварительный просмотр:

Сказки для дошкольников

с использованием шумовых инструментов

1.     ЛИСА  И  РЫБА   

( 3 мин 08 сек.   6 шумов)

Вёз  как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит,  бубенчиком звенит

БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» -  Бросил он лису в сани,

БАРАБАН

 а сам пошёл впереди.

 ЦЕЛЛОФАН

Лошадка бежит, колокольчиком звенит

БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке

КСИЛОФОН ГЛИССАНДО

Выбросила  всю рыбку и сама убежала

 БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

2. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ   

 (4 мин 16 сек     13 шумов)

Жила-была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала.

«Там в комнате - светло» - сказала мышка,

МЕТАЛЛОФОН

«там много места и можно бегать и танцевать!»

КСИЛОФОН

Она вылезла из норки  и побежала к знакомому Таракану.

БОЛТАТЬ ПАЛОЧКОЙ В КОРОБОЧКЕ

Усатый Таракан сидел под большим пакетом.

РАСЧЁСКА

Мышка спросила у Таракана: « Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»

 «Мне некогда, я ищу себе еду», - сказал Таракан и уполз.

РАСЧЁСКА

И побежала мышка дальше.

БОЛТАТЬ ПАЛОЧКОЙ В КОРОБОЧКЕ

Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха.

ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/  МИРЛИТОН

Мышка ей и говорит: «Ты можешь сыграть  или спеть? А я буду танцевать!»

 

«Я устала и буду отдыхать!» - прожужжала Муха и села на стол.

ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/  МИРЛИТОН

И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается Паучок.

РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА

Мышка ему и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть?

А я буду танцевать!». Ничего не сказал Паучок и убежал.

РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА

И побежала мышка обратно к себе домой и вдруг услышала тихую музыку.

КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ

Мышка подошла к большим часам, а они застучали ещё громче:

КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ

 «Какая красивая музыка!», - сказала мышка и стала танцевать.

СТУК ПОД ФОНОГРАММУ С ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ

             

  1. ЗАЯЦ  В  ЛЕСУ

(2мин 52 сек.   9 шумов)

Жил-был  в лесу  заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а  ёжик в кустах  вдруг как зашуршит!

ЦЕЛЛОФАН

Испугался заяц и - бежать.

ТРЕЩОТКА

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть,

 а дятел на сосне как застучит!

КОРОБОЧКА

Бросился  заяц бежать.

ТРЕЩОТКА

 Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а  там сова крыльями как захлопает.

ТКАНЬ

Побежал заяц из леса к речке.

БАРАБАН (быстро)

А на берегу речки лягушки сидели.

ТОН-БЛОК

Увидели они зайца – и прыг в воду.

МЕТАЛЛОФОН

Заяц обрадовался и говорит:

 - А звери меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

ПАЛЬЦАМИ    БАРАБАНИТЬ

  1. ПЫХ

(5 мин 58 сек  24   шума)

Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька.

 Дед  мастерил:  молотком стучал

БАРАБАН

 и пилой пилил.

РУБЕЛЬ/ ТРЕЩОТКА

Бабка пол подметала

СКРЕСТИ БАРАБАН (ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ)

И пыль вытирала.

ГЛАДИТЬ тряпкой БАРАБАН

А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала

КСИЛОФОН

Вот как-то Машенька и говорит : «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу

БАРАБАН

Потом по камушкам,

КСИЛОФОН

А потом по травке

ЦЕЛЛОФАН

Подошёл  дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат

«ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ»

и комарики пищат

«зззззззззззззз»

И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то  

на него как фыркнет:

ФЫРКАТЬ:  ПЫХПЫХПЫХПЫХ…

Дед испугался и домой побежал.

КСИЛОФОН И      БАРАБАН

Прибежал и говорит: «Я ягод  не принёс. Там, в огороде, какой - то страшный  Пых  сидит».

Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка и пошла в огород: сначала по полу                                          БАРАБАН

потом по камушкам,

КСИЛОФОН

а потом по травке.

ЦЕЛЛОФАН

Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат

«ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ»

и комарики пищат.

«зззззззззззззз»

               

 И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает:

ФЫРКАТЬ

 Бабушка испугалась и домой побежала.

БАРАБАН

  Прибежала и говорит: «Я ягод  не принесла. Там, в огороде, какой -то страшный  Пых сидит».

    Тогда Машенька говорит:

«Раз вы такие бояки, я сама  пойду!». Пошла  Машенька в огород: сначала по полу,

БАРАБАН

потом по камушкам

КСИЛОФОН

а потом по травке.

ЦЕЛЛОФАН

Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает:

ФЫРКАТЬ

  А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик  маленький. Потрогала Маша  его колючки одним пальчиком.

             ГИТАРА ИЛИ НАТЯНУТАЯ РЕЗИНОЧКА

Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек.

КСИЛОФОН

Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила.  А  ночью  ёжик не спал и по комнате бегал.

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ.

  1. ЗИМА В ЛЕСУ

(3 мин 19 сек     10 шумов)

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.

ТРЕЩОТКА

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.

ЛОЖКИ

И вот  с неба стали падать снежинки.

МЕТАЛЛОФОН

Снег укрыл  землю пушистым белым одеялом.  И на снегу были видны  следы маленьких лапок.

ТРЕУГОЛЬНИК

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.

Мыши попрятались в свои норки и делали себе  гнёздышки из травы.

ШУРШАТЬ БУМАГОЙ

У всех было много еды. Белки грызли орешки,

КСИЛОФОН

Мышки грызли зёрнышки

ТОН - БЛОК (рубель)

РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН /  (Рубель)

В лесу   шумел холодный зимний ветер.

ДУТЬ

Но белочкам было тепло в гнёздах

ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ

И мышкам было  хорошо  в своих маленьких норках.

ПИЩАТЬ

6. ГЛУПАЯ  ЛИСИЧКА

(4 мин 25 сек    10  шумов)

Бежала лисичка по лесу. Бежит – а  на веточке колокольчик висит и звенит.

КОЛОКОЛЬЧИК

Голосок  у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка.

Не возьму тебя!

 И побежала лисичка дальше.ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ

Бежит  лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и   гудит.

ДУТЬ В БУТЫЛКУ

-  Напугать меня хочет! – сказала лисичка.

  А  я её  сейчас утоплю!

 Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

 Стала  лисичка бутылку топить, а  она булькает и тянет лисичку в воду.

ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ?

Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.

КАСТАНЬЕТЫ??

Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан.

-  Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.

 Посижу - ка я на ней, отдохну.

Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост!

ТАРЕЛКА

Уж лисичка его царапала – царапала,

ПЛАСТИК БАРАБАНА

стучала – стучала…СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ

Еле вырвалась!

И скорей домой побежала.

                    БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

7.  ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

(4мин 46 сек    17 шумов)

Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком

кто-то тихо пискнул. Вот так:

ПИЩАТЬ

Курица -  мама  подбежала к гнезду и стала слушать:

В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть – чуть громче:

ПИЩАТЬ

Курица осторожно постучала по яйцу.

ПОСТУЧАТЬ КАРАНДАШОМ ПО   СТОЛУ

Яйцо раскололось, и из него вылез маленький  цыплёнок:

ПИЩАТЬ

 «С днём рожденья, малыш»,- сказала мама-курица.

«Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать», и она пошла из курятника во двор, вот так:

КОРОБОЧКА

А цыплёнок побежал за ней, вот так:

КОРОБОЧКА

Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с  

кашей. И они начали её клевать. Вот так:

КСИЛОФОН

 Мама – курица сказала: «Стой здесь, я сейчас приду!», и куда-то ушла. И цыплёнок остался один. Он стоял, стоял и вдруг услышал  тихий звон.

ТРЕУГОЛЬНИК

    «Как красиво звонят»,- сказал цыплёнок.

«Это потому, что у меня день  рожденья?  Надо об этом всем рассказать.»  И он подошёл к  большой важной утке.

УТИНЫЙ МАНОК/ КРЯКНУТЬ

     «Слышите, как красиво звонят?» спросил цыплёнок.

ТРЕУГОЛЬНИК

  «Это потому, что у меня день рожденья!». Но утка ничего ему не    

     ответила . Тогда цыплёнок  подошёл к толстой свинье, которая    

     что-то ела из корыта.

ХРЮКНУТЬ

«Слышите, как красиво звонят?»

ТРЕУГОЛЬНИК

«Это потому, что у меня день рожденья!» Но свинья ничего не сказала.   Тогда цыплёнок подошёл к  чёрной кошке, которая вылизывала язычком свои лапы:

«Слышите как красиво звонят?».

Кошка сказала «Мяу» и тихонько подошла к цыплёнку поближе.

ТИХОНЬКО ПОСТУЧАТЬ подушечками пальцев

 Но тут прибежала мама-курица и закричала: «Ну-ка  быстро домой!» И они пошли в курятник.

ПОСТУЧАТЬ ПО КОРОБОЧКЕ

  А в курятнике бегало много  маленьких цыплят:

ПИЩАТЬ

 «Слышите, как красиво звонят»,- спросил цыплёнок.

ТРЕУГОЛЬНИК

«Это потому, что у нас день рожденья!»,-запищали цыплята

и захлопали крылышками. Вот так:

ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ

  1. ПРИШЛА ВЕСНА

(2 мин. 35 сек.  11 шумов)

Катюшу разбудили яркие солнечные лучи.

МЕТАЛЛОФОН

Ура -  обрадовалась Катя – можно идти гулять!

КСИЛОФОН

Катя вышла во двор и залезла на горку.

КСИЛОФОНОна скатилась с горки

КСИЛОФОН

И упала.

БАРАБАН

Катя увидела дождевого червяка. Червяк выползал из земли.

КСИЛОФОН И ЩЁТКА

Катя встала на ноги и отряхнула юбочку

ЩЁТКА И ТКАНЬ

Катя увидела большую бабочку и побежала за ней.

КСИЛОФОН/КОРОБОЧКА

  Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки.

ТАРЕЛОЧКИ

Мама очень любит цветочки – сказала Катюша, и она собрала

 целый букет.

МЕТАЛЛОФОН

Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.

ТРЕУГОЛЬНИК

9. ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ

(4 мин            6 шумов)

 Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный

бокал. И он зазвенел.

ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе  и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.

ДВЕ  ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН

« Мы тоже умеем играть», -  сказали  деревянные ложки

и  сыграли что-то весёлое.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но  интересный голос». И она загремела:

БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ

«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

КОРОБКА  ИЛИ БАРАБАН

«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая  сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол:

СКОВОРОДКА  ИЛИ ТАРЕЛКА

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:          

«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»

И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос.

10. ТРИ  ПОРОСЁНКА

(7 мин 19 сек.   38  шумов)

Жили-были три маленьких поросёнка, три брата.

ХРЮКАТЬ

Целыми днями они бегали,

КСИЛОФОН

прыгали  по лужам

МЕТАЛЛОФОН

и выкапывали из земли вкусные корешки.

СКРЕСТИ ПАЛОЧКОЙ КСИЛОФОН

Но наступила осень, и стал часто идти дождь.

МЕТАЛЛОФОН

Поросята мокли и мёрзли.

ГОЛОС: ВВВВВВВВВВВ

Старший брат стал себе строить домик из тяжёлых камней.

БАРАБАН

Средний брат построил себе домик из дощечек.

КСИЛОФОН

А младший поросёнок построил себе домик из соломы. Быстрей всех.

ЦЕЛЛОФАН

         А потом  пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой  волка.

ГОЛОС В КАРТОННУЮ? ТРУБКУ

Волку  захотелось есть, и он побежал за  младшим поросёнком.

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

Волк подбежал к соломенному домику и зарычал:

РЫЧАТЬ

В дверь застучал.

БАРАБАН

Волк подул!

ДУТЬ В КОРОБОЧКУ

И соломенный домик разлетелся!

ВИЗГ

Поросёнок бросился бежать,

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

а волк  за ним!

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь!

УДАР В БУБЕН

Волк подбежал к дому и зарычал,

ГОЛОС

В дверь застучал.

БАРАБАН

Волк подул!!

ДУТЬ

И деревянный домик развалился!

КСИЛОФОН (глиссандо)

Поросята бросились бежать,

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

 а волк за ними!

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ

Поросята вбежали в дом старшего брата и захлопнули дверь!

БАРАБАН

Волк подбежал к дому и зарычал,

РЫЧАТЬ

в дверь застучал,

БАРАБАН

волк подул!

ДУТЬ

Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней.

ДУТЬ

Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил!!

ДУТЬ

Но дом стоял, как раньше. Ведь он был каменный.

 Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги на  крыше.

БУБЕН

Они сняли крышку с большого котла,

ТАРЕЛКА/КРЫШКА КАСТРЮЛИ

а в котле грелся суп.

ДУТЬ В ВОДУ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ

Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз!

КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (нисходящее)

Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом!

ТАРЕЛКА/ КРЫШКИ КАСТРЮЛИ?

Волк выпрыгнул из котла!

БАРАБАН

Выскочил из дома!

КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (восходящее)

Побежал в лес!

БАРАБАН (стук пальцами)

И поросята его больше никогда не видели!

ХРЮКАТЬ



Предварительный просмотр:

Речевые игры со звучащими жестами

Методики:

Т. Тютюнниковой

К. Орфа

Цель: развитие музыкально - речевого творчества детей.

Задачи:

1. Коррекционные: развивать артикуляционный аппарат, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм);

2. Оздоровительные: развивать мышечное чувство (способность снимать эмоциональное и физическое напряжение);

3. Образовательные: обучать речевым, певческим навыкам;

4. Развивающие: развивать внимание, память;

5. Воспитательные: воспитывать общую музыкальную, речевую культуру;

   Описание материала: речевые игры предназначены для детей старших, подготовительных групп детского сада, учеников начальной школы и для детей занимающихся в музыкально - хоровой школе. Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающим в области музыки, родителям.

   Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

    Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ К. Орфа

"ИМЕНА"

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван

Забрались с ногами на диван.

Лёша и Петя, Натали и Глеб

Уплетают свежий белый хлеб.

Уплетают вместе белый хлеб.

     Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

"РАБОТНИКИ"

Катя и Мишенька встали с утра

Сразу у них закипели дела:

Кошку помыть и постричь воротник,

Катя успела и брат озорник.

    Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.

"КОЛОКОЛЬЦЫ"

Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы

Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон

    Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметь маленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.

"МЫШКИ"

Вышли мышки как-то ра

Поглядеть который час:

Раз, два, три, четыре!

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон:

Бом, бом, бом, бом!

Убежали, убежали, убежали мышки вон!

    Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т. д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т. д.

"РЁВА"

Не плачь, не плачь.

Куплю калач

Не вой, не вой,

Куплю другой

Не реви. Не реви,

Куплю сухари!

    Модель даёт возможность разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами. Каждую строфу лучше повторить дважды (вначале как эхо: педагог-дети) Дразнилка может разыгрываться по разным сценариям: плакса сидит в кругу и заливается горючими слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет "плакать". Другой вариант: дети жалеют плачущего.

"ФОКУС-ПОКУС"

Фокус покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале

Ты чего же это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

    Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.

"ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО"

Фини, лимо, банакос,

Киви, персик, абрикос

Тутти-фрутти ти-ри-ти-ри-та, ти-ти!

    Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Для игры и движения можно использовать детские стульчики, кегли и другие предметы.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Т. ТЮТЮННИКОВОЙ

   Позволяют детям овладеть всеми выразительным средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т. к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло и дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи и двигательной активности.

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.

(Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)

Веселится детвора!

(Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп

(Притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп.

(Хлопки)

Дождик, нас не поливай,

(грозят пальцем)

А скорее догоняй!

(Убегают от дождика)

«Снег»

Как на горке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

И на ёлке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

А под снегом спит медведь

Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!

Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

    Можно в качестве музыкальной озвучки «хрустящего снега» использовать мешочки, наполненные крахмалом. При надавливании на него получается звук, похожий на хруст снега. Сначала надавливать громко, потом всё тише-тише. Как бы человек уходит.

«Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (щелчки пальцами)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (шлепают по коленям)

Дети: ха-ха-ха!

(вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах!

(качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (щелчки пальцами)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

«Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Обезьяна на печи. Шлепки по коленям

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Поиграть я с ней хочу. Притопы

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.

«Чтобы зубы не болели»

(Авторская разработка С. Григорьевой)

Чтобы зубы не болели

Вам хотим советы дать

(Дети делают пружинку)

Эти правила простые

Надо строго соблюдать.

(Хлопки в ладоши)

По утрам (руки к плечам и вверх) почистить зубы (пальцем имитируем движение «чистить зубы»)

Никогда не забывай (движение «отрицание»)

Перед сном зубную щётку (Ладошки сложены вместе возле уха)

Каждый вечер вспоминай.

Если острые предметы (выставляем указательные и средние пальцы)

Вдруг попались на глаза (указательными пальцами обводим глаза)

То в зубах, запомни строго,

Ими ковырять нельзя (грозим строго пальцем)

Если твёрдые орехи (пальцы двух рук соединить кончиками, сделать шар)

Вдруг решил ты покусать (стучим пальцами друг о друга)

То, запомни хорошенько,

Можно так и зуб сломать. (хлопок)

Если чай горячий очень – (Сложить ладошки «чашечкой»)

Не спеши ты пить его. (правой рукой изобразить дымок из чашечки)

Всем известно, между прочим,

Это вредно для зубов. (погрозить пальцем)

Очень любят все ребятки (хлопки)

Пастилу и шоколадки. (левая рука ладонью вверх, правая сверху)

Если есть их много слишком – (правую руку поднимаем вверх, увеличивая расстояние между ладонями.)

Будут плакать все детишки, (трём под глазами)

Потому, что у ребят

Зубы сразу заболят. (держимся за щёки)

Эти правила просты

Выполнять их должен ты (хлопки, прыжки)

Солнышко

Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки)

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут, (Притопы)

По камушкам скачут. (Лёгкие прыжки с хлопками)

Листопад

Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (Трут ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят! (Качают руками)

Матрешки и Петрушка

Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень.

Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди!

Тук – тук, туки – тук,

Трень – трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

Шур – шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Дети перебирают струны цитры или арфы.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, московская обл.

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru/ 

Мастер- класс

Музыкально- ритмическая игра «Оркестр»

                                                                                           

Семинар по обмену опытом: «Игра- путь детей                

                                                                                         к познанию мира, в котором они живут» в рамках

проведения курсов повышения квалификации

«Реализация Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного

 образования в практике педагогов

дошкольных образовательных организаций»

Музыкальный руководитель:

Балашова Екатерина Сергеевна

г. Электрогорск 2018

Цель: учить детей самостоятельно объединятся в ансамбль.

Задачи: 

- активизировать интерес детей к различным видам музыкальных инструментов;

 -развитие ритмического слуха;

-закрепление музыкально- ритмических движений;

-развитие памяти детей;

- воспитывать коммуникативные навыки в игре;

-доставить детям радость от совместной игры.

Ход игры.

        По считалочки выбрать дерижера. Объяснить всем детям, что для каждого инструмента будет показано  соответствующее движение дерижера.

        Дети стоят в кругу, перед ними лежат инструменты (маракасы, колокольцы, бубны, клависы).

       На первую часть музыки по команде дерижера играет оркестр. Дети играют на музыкальных инструментах по показу дирижёра.

На вторую часть дети движуться по кругу вместе с дерижером (поскок, галоп, шаг и т.д. на выбор педагога. )

На проигрыш дети останавливаются и берут музыкальный инструмент, кому не достался инструмент, становится дерижером, игра повторяется.



Предварительный просмотр:

Озвучиваниесказки« Песенка ноток».

Жили были нотки. И звали их До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Где жили нотки? То ли в лесу, то ли в поле, то ли в широком пруду, то ли на речном  берегу. Не важно где они жили,  главное жили они мирно и ладно. И пели они свою песенку.

Трям, трям, трям, ля, ля, дзынь

Трям, трям, трям, ля лядзынь..

   Очень песенку они свою любили и захотели кому-нибудь ее подарить. Вот только кому? Оглянулись вокруг, деревья стоят высокие, красивые.

Нотки говорят :Деревья, мы хотим подарить вам песенку.

Деревья:  Спасибо, хорошая песенка но у нас есть не хуже  песенка. И зашелестели листьями, зашуршали иголками. ( Султанчики).

Нотки: Своя, так своя. Вздохнули и полетели дальше.

Видят ручеек бежит, веселый, звонкий и говорят.

Нотки: Ручеек, ты такой, веселый, звонкий мы  хотим подарить  тебе песенку.

Ручеек:  Спасибо, хорошая песенка но у нас есть не хуже  песенка. И ручеек весело побежал ( глиссандо  металофон) и колокольчик).

Нотки: Своя, так своя. Вздохнули и полетели дальше.Видят камушки. А может камушкам подарить песенку? Будут вместе с ручейком петь хором песенку.

Нотки: Камушки вы такие веселые , разговорчивые, что мы хотим подарить песенку.

Камушки:  Спасибо, хорошая песенка но у нас есть своя  не хуже  песенка. И они застучали, перекатываясь по дну  ручейка.( ложки) Нотки огорчились, расстроились и  изглаз  потекли слезки. Кап, кап, кап, кап….. А  может песенка  дождику пригодится?, подумали нотки.

Нотки: Дождик, ты такой веселый, светлый,  летний, может быть  тебе наша песенка пригодится?

Дождик: Спасибо, нотки, очень краситвая песенка, но у меня есть своя.( треугольник, металафон)., а вот сильный дождик  поет песенку.( барабан).

Нотки полетели  дальше и видят  сидит птичка.

Птичка: Нотки не  огорчайтесь, я вам помогу. В  поселке  Чернянка  есть  компазитор  ему  ваша песенка  очень  понравится и пригодится.

Композитор: Какая  прекрасная  песенка, я ее всю ночь и весь  день  сочинял, спасибо!

Нотки: Мы ее  тебе  дарим.

 И с тех пор вся  округа  напевала  эту  песенку.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

Мастер-класс: «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование».

Музыкальный руководитель:

Балашова Екатерина Сергеевна

г. Электрогорск, 2019

Цель: Ознакомление участников мастер-класса с  методами развития  творческих  способностей по средствам элементарного  музицированияв рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

-представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;

-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;

-создать условия для обретения большинством педагогов своего собственногопрофессионального стиля, который позволил бы воспитанникамреализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Актуальность.

     Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

     В дошкольной педагогике накоплен опыт использования музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарномумузицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

І. Теоретическая часть

Что же такое элементарное музицирование?

     Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная. Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

     Элементарное музицирование я использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

ІІ. Практическая часть  

      Звучащие жесты. «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

     Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

     Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Задача: Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)щелчки.

Муз.рук.:  В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

Муз.рук.: Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Речевые игры со звучащими жестами

Дождик.

1Дождик, дождик, кап-кап-кап. (Хлопки)

Ты не капай дождик так. (шлепки)

Мы хотим идти гулять. (притоп)

Солнце выгляни опять. –(щелчки).

Вот еще одно творческое задание.

Речевая игра.

Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

Едем, едем на тележке                            Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,                          Ш-ш-ш

Птички звонко так свистят.                              Фью-фью

Белочка на ветке орешки грызёт,            Цок-цок

Рыжая лисичка зайца стережёт.              Тс-тс

Едем, едем на тележке                             Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,                                         Болтание языком

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,                                  Скрип-скрип

Наконец, приехали!

Ух!                                                             Хором

 

3.Поэтическоемузицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

    Участникам мастер-класса предлагается стихотворение С. Маршака «Апрель»,оно прочитывается, подбираются подходящие по тембру ДМИ и озвучивается стихотворение.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель. – треугольник

По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. – погремушка

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник. – барабан

Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка

И расцвел подснежник. - колокольчик

 Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

 Внутренний  слух.

     Следующее задание на развитие внутреннего слуха. Детская песенка «Мишка с куклой пляшут полечку». Задача четную строчку мы поем мы поем и шлепаем по коленям, а не четные строчки мы только хлопаем.

 Дирижер.

Будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь

 Настроение.

    Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»…

     Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.

И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:

    «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Рефлексия:

Если занятие  понравилось сыграйте на  инструментах  громко, если нет, то тихо.