ТЕХНОЛОГИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ ПАПЬЕ-МАШЕ

Актуальность технологии обусловлена следующими факторами:

1) Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

2) Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

3) Возрастными психологическими особенностями старшего дошкольника. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_po_obucheniyu_detey_tehnike_pape.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ ПАПЬЕ-МАШЕ

Разделы: Работа с дошкольниками

В детском саду дети занимаются разнообразным ручным трудом, содержание которого определено в технологии воспитания и обучения дошкольников. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т.п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.

Ребенок стремится к миру прекрасного, и бумагопластика – одна из форм работы, в которой он может проявить свои творческие способности. В процессе создания картин и поделок из бумаги происходит активное развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения работе с бумагой: – развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитание зрительской культуры;
  • возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.
  • активизация самостоятельности и творческих возможностей детей.

В младшем дошкольном возрасте этот вид художественного творчества связан с экспериментированием, ребенок знакомится с различными свойствами бумаги: она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой и блестящей, гладкой и шершавой, цветной и белой. Ее можно рвать, сминать, скручивать, складывать, клеить и создавать из нее различные формы.

В старшем дошкольном возрасте спектр экспериментальных действий с бумагой значительно расширяется: это и работа с мятой бумагой, оригами, поделки из папье-маше, бумажная скульптура и объемная аппликация. Но особое внимание хотелось бы остановить на поделках из папье-маше, как наиболее любимом детьми способе работы с бумагой.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

1) Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

2) Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

3) Возрастными психологическими особенностями старшего дошкольника. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.

Цель технологии:

Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на обучении технике папье-маше.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

  1. формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
  2. создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями;
  3. выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
  4. формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
  5. воспитание эстетического вкуса.

Структура технологии представлена двумя этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности и совпадающими с годами обучения. Каждый этап предусматривает занятия по основным видам декоративно-прикладного искусства, связанным с использованием бумаги в технике папье-маше.

1 этап (1 год обучения) – знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами, введение элементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности.

2 этап (2 год обучения) – повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее; доведение до уровня привычки правила никогда не приступать к работе, без подготовки рабочего места; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, проектов. 

Задачи по разделу «Ручной труд»

 развернуть таблицу

«Технология воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой

Программа «Умелые ручки»

Старшая группа (5-6 лет)

Лепка из пластилина, глины, пластической массы

В аппликации изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание (на плоскости)

Ручной труд: создавать из листа бумаги объемные фигуры. Сгибать лист вчетверо, в разных направлениях, работать по готовой выкройке.

Первый год обучения (5-6 лет)

Лепка из «бумажного теста»

Изготовление изделий в технике папье-маше способом «маширование». Знакомство со способами внутреннего маширования и внешнего маширования. Изготовление изделий способами внутреннего и внешнего маширования. Изготовление изделий способом «бумажной массы» (без шаблона).

Подготовительная группа (6-7 лет)

В аппликации: при создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений, учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.

В лепке: выполнять из пластилина декоративные композиции способами налепа и рельефа.

Второй год обучения (6-7 лет)

Знакомство с техникой переноса бумажной массы на плоскость.

Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике “папье-маше” из ниток, из марли. Создание картин с помощью техники переноса бумажной массы на плоскость с использованием собственных эскизов.

 развернуть таблицу

Для воспитания и развития навыков творческой работы старших дошкольников технологией предусмотрены следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
  2. репродуктивных (работа по образцам);
  3. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же других материалов для работы в объёме).

Для реализации образовательной технологии необходимо дидактическое обеспечение:

а) наглядные пособия, образцы изделий; изготовленные кружковцами;

б) слайды, видео-аудио пособия;

в) иллюстрации изделий мастеров;

г) схемы изготовления изделий, технологические карты.

Папьем-машем (фр. papier-mâché, букв.– жеваная бумага) — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. Д. Техника папье-маше в наше время переживает второе рождение.

Папье-маше — плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги (чаще всего газет) с добавлением какого-либо связывающего вещества (клея, мела, глины). Во влажном виде смесь легко приобретает нужную форму, а после сушки ее можно раскрасить и покрыть лаком. Изделия из папье-маше отличаются большой прочностью и легкостью.

Существует несколько способов изготовления папье-маше:

Работа слоями. Принцип работы – наклеивание слоев бумаги, один на другой, на какую-то форму до получения желаемой толщины изделия. Чем больше слоев, тем изделие крепче.

Работа с тестом из бумаги. Другая техника – изготовление из бумаги теста, напоминающего глину. Из этой массы можно лепить целые изделия небольших размеров или покрывать ею базовые формы.

Для оценки эффективности образовательной программы разработан оценочно-результативный блок.

Основные требования к знаниям и умениям

 развернуть таблицу

К концу первого года обучения дети должны

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Знать виды папье-маше (способ «бумажной массы», «маширование»), способов изготовления изделии.

Уметь изготавливать изделия в технике папье-маше (способ «бумажной массы», «маширование»). Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой), по эскизу.

К концу второго года обучения дети должны

Знать

Уметь

Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда.

Строго их соблюдать

Способы и приемы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренные технологией.

Самостоятельно планировать и организовывать свой труд.

 

Самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу).

 

Экономно использовать материалы.

 

Контролировать правильность выполнения работы.

 развернуть таблицу

Оценка и контроль результатов

 развернуть таблицу

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

1 год обучения

Изготовление фигурок в технике оригами, основой которых являются «простейшие» базовые формы.

Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше». Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам

Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в итоговой выставке.

2 год обучения

Отшлифовка полученных знаний, умений и навыков, полученных ранее. Освоение новых приемов изготовления изделий в технике папье-маше из марли, из ниток.

Изготовление изделий, основой которых являются «сложные» базовые формы.

Самооценка и самоконтроль. Изготовление изделий по замыслам и эскизам самих учащихся.

 развернуть таблицу.