Педагогический опыт

Саидова Нурия Харисовна

Выступление из опыта работы  «Бумага как элемент развития творчества детей младшего дошкольного возраста» 

План самообразования по теме "Роль сказки в развитии речи младших дошкольников"

План самообразования по теме "Использоание театрализованной игры в речевом развитии детей младшего дршкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx227.93 КБ
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2018-19g.g.docx19.89 КБ
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2019-20g.g.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №17» (дошкольное отделение)

Выступление из опыта работы  

«Бумага как элемент развития творчества детей младшего дошкольного возраста» 

Выполнила воспитатель:

Саидова Нурия Харисовна

Зеленодольск

2019

«Дети должны жить в мире красоты, игры, 

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский.

 

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем.

Для того, чтобы развивать творческие способности детей нужно знать их показатели. Основными показателями творческих способностей человека, независимо от возраста являются беглость и гибкость мышления, его оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Важнейшее условие детского творчества – развитие у детей всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического, слухового) и формирование на этой основе разнообразного сенсорного опыта детей.

Среди всего разнообразия видов детского творчества можно выделить бумагопластику. Бумагопластика – искусство работы с бумагой. Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, воображение. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, развивают аналитическое и пространственное мышление. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, аккуратности, сотрудничества и многого другого.

Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумагопластика помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, а самое главное – безгранично творческим человеком. С ее помощью можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарков и многое, многое другое, что интересует ребенка. Педагоги высоко оценивают возможности бумагопластики в развитии художественно-творческих способностей детей.

Для развития художественно – творческих способностей необходимы условия:

- комплексное и системное использование методов и приемов. Это наглядные – показ педагога, пример, помощь, наблюдение, рассматривание; словесные – объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок; практические – самостоятельное и совместное выполнение работы;

- мотивация задания – существенное условие творческой активности ребенка. От мотивации зависит вовлеченность в процесс всех детей, в том числе менее успешных, результат их работы;

- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Мы должны практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества, подарки родным и близким и т.д.);

- материальное обеспечение продуктивной деятельности дошкольника:

разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним.

Развивая художественно – творческие способности в процессе бумагопластики, ребенок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления. Существует несколько видов бумагопластики:

О такой технике бумагопластики как мятая бумага многие даже не знают, хотя что может быть естественнее для ребенка, чем играть с бумагой, сминая ее. Поэтому этой техникой можно заниматься с детьми уже во второй младшей группе. изображение

 

Технология мятой бумаги проста. Она не требует никаких инструментов кроме клея, чтобы впоследствии наклеивать готовые элементы на основу. Не всегда нужно покупать особые материалы, бумага окружает нас буквально повсюду. Поэтому для техники мятой бумаги можно использовать практически любую бумагу. В младшем дошкольном возрасте желательно использовать мягкие сорта бумаги: папиросную, салфетки. Дети младшего возраста, сминая бумагу, создают определенные предметы. Так мы с детьми второй младшей группы придали тонким цветным салфеткам форму яблок и наклеили их на основу – корзинку.

 С приемом бумагопластики – скатывание мы с детьми знакомимся во второй младшей группе. Дети с удовольствием выполняют поделки из бумажных комочков, скатанных из тонкой бумаги, например, салфетки. Научив ребенка катать бумажные шарики между ладонями или пальчиками круговыми движениями, мы начинаем вместе с детьми создавать несложные композиции и поделки. Например, распечатываем на листе картинку или просто рисуем от руки какой –то узор, с младшими дошкольниками намазываем контур клеем и выкладываем по нему наши бумажные комочки. При заполнении мелких деталей рисунка каждый комочек смазывается клеем при помощи кисточки и наклеивается на основу.

 

изображениеизображение

 

Скручивание – это прием бумагопластики, доступный детям с самого раннего возраста. Суть этой техники в том, что при помощи изготовления жгутика, создается элемент декора либо целая композиция. Жгутик получается способом скручивания мягких видов бумаги. Лучше всего использовать салфетки, но можно применять туалетную или гофрированную бумагу. Вначале нужно показать детям как скатывать жгутик или рулончик из бумаги. Движения, выполняемые при скручивании жгута, напоминают прядение. Кладем полоску бумаги между ладонями и продольными движениями скручиваем его в жгут. В этой операции участвуют обе руки и задействованы многие группы мышц, поэтому эта техника особенно полезна для любого дошкольного возраста. Во второй младшей группе для первых поделок мы выбираем композиции с небольшим количеством элементов. После первых успехов можно переходить к более сложным поделкам.

 

изображение

 

  Еще одним интересным видом работы с бумагой является обрывная аппликация, которая заключается в выполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесенного контура изображения. Техника обрывной аппликации достаточно проста и не требует от ребенка каких – либо навыков. Основа для аппликации должна быть плотнее той бумаги, из которой она будет выполняться. Это может быть или плотный лист бумаги, или же картон. При обрывании пальцы должны располагаться впритык друг к другу, с двух сторон от нарисованной линии. Рекомендуемый возраст, когда дети начинают знакомиться с этой техникой: от трех лет. Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей, плотная бумага или картон для основы. Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазывают клеем и наклеивают на основу. Дети рвут бумагу произвольно, кому как хочется. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (крона дерева, пушистый снег, закат солнца). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображения. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики и творческого мышления. Огромное значение при выполнении творческих работ играет коллективный труд, когда дошкольники выполняют единый замысел, декорации, готовятся к выставке, праздникам. В такой коллективной работе развертываются лучше всего силы ребенка. 

 Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранить уровень компетенции надо постоянно учиться, заниматься самообразованием.

 С целью повышения профессионального роста педагогов в вопросах развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами бумагопластики были проведены такие мероприятия как: мастер-класс, консультация, отчет по самообразованию, на которых знакомила педагогов с разными технологиями изготовления поделок, игрушек, открыток. Так же оформляла зал к праздникам, организовывала тематические выставки. После проведенной работы с педагогами ДОО повысился уровень их педагогической компетентности.

 Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах. Педагоги детского сада обогатили предметно – развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности. Систематизировали собственные знания по применению техник бумагопластики в работе с дошкольниками.

 Таким образом, подводя итог всему вышесказанному хочется сказать следующие слова А. Довженко: «Одобряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания. Чтобы потрясать, надо самому быть потрясенным и сердце свое держать высоко». 

.



Предварительный просмотр:

План самообразования на 2018 – 2019г.г.

Воспитатель: Саидова Нурия Харисовна

Тема: «Роль сказки в развитии речи младших дошкольников»

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2018 г.

Месяц окончания работы: май 2019 г.

Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Актуальность: На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.

Цель: Определить роль сказки в развитии речи детей среднего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.

Задачи:

  1. Образовательные: развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, расширять словарный запас; учить связно пересказывать небольшие сказки»учить воспитанников высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать беседу; обучать детей играм-драматизациям по сказкам.
  2. Воспитательные: прививать воспитанникам любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам; воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.
  3. Развивающие: развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников среднего дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

Месяц

«Введение»

Сентябрь

Самореализация

- Постановка проблемы и определение актуальности выбранной темы самообразования.

- Определение цели и задач самообразования.

- Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования.

Работа с детьми

Работа с родителями: составление памяток для родительского уголка по развитию речи дошкольников.

Работа с родителями

Работа с детьми: диагностика воспитанников по образовательной области «Речевое развитие».

Диагностика воспитанников на самооценку и уровень тревожности(для сказкотерапии).

Составление библиографии по теме самообразования.

Октябрь

«Знакомство с русскими народными сказками»

Самореализация

Изучение методичекой литера-туры по теме самообразования; разработка методов работы по развитию речи сказкотерапией.

Работа с детьми

Работа с детьми: чтение русских народных сказок («Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»).

Просмотр мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка».

Инсценирование сказок «Репка», «Колобок»

Составление картотеки пальчиковых игр и подвижных игр по теме  самообразования.

Создание картотеки народных сказок: русские народные и сказки народов мира.

Работа с родителями

Работа с родителями: консультации «Роль сказки в развитии детей», «Воспитание сказкой»

Анкетирование «Сказка в воспитании ребенка»

Ноябрь

«Знакомство с зарубежными сказками»

Самореализация 

Изучение методической литературы по теме самообразования.

Работа с детьми

Работа с детьми: тематические занятия «Рисование сказочной страны», «Сказочное путешествие».

Настольно-печатные игры: «Угадай сказку», «Сказочные герои», «Три медведя»

Прослушивание аудиосказок.

Чтение зарубежных сказок: «Принцесса на горошине», «Пряничный домик», «Горшочек каши»

Составление картотеки дидактических игр по теме самообразования.

Составление мнемотаблиц по сказкам.

Консультации для воспитателей по теме «Роль сказки в развитии речи дошкольников»

Работа с родителями: составление для родителей списка рекомендуемых зарубежных сказок

Консультации «Почитай мне сказку, мама», «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Декабрь

«Устное народное творчество в жизни ребенка»

Самореализация 

Изучение методической литературы по теме самообразования.

Работа с детьми

Работа с детьми: использование потешек в режимных моментах

Чтение и заучивание считалок, потешек

Инсценирование русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»

Дидактические игры: «Узнай сказку», «Расскажи сказку по героям».

Пересказ сказок от первого лица «Курочка Ряба», «Колобок».

Составление сборника аудиосказок.

Создание книжек-«малышек» (родители совместно с детьми)

Работа с родителями

Работа с родителями: консультации по теме «Роль фольклора в познавательном развитии детей»Беседы по созданию книжек-«малышек»

Январь

«Влияние сказки на психику ребенка»

Самореализация 

Изучение методической литературы по теме самообразования.

Работа с детьми

Работа с детьми: тематические занятия: «Валеологические сказки», «Экологические сказки», «Путешествие в Желтую сказку»

Беседы по сказкам «По щучьему велению», «Три поросенка», «Пузырь, соломинка и лапоть»

Просмотр мультфильмов по сказкам.

Составление картотеки психокоррекционных сказок.

Конкурс рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

Составление памяток для воспитателей по теме «Сказкотерапия»

Пополнение предметно-развивающей среды в группе играми, дидактическим материалом по теме самообразования

Работа с родителями

Работа с родителями: консультации «Справиться с детским непослушанием помогут потешки!»

Информация по теме «Сказкотерапия»

Февраль

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Самореализация 

Изучение методической литературы по теме самообразования.

Работа с детьми

Работа с детьми: театрализация сказок «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»

Пальчиковый театр «Колобок»

Тематическое занятие «Куклы-марионетки»

Игра в перчаточный театр «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»

Подвижные игры по теме «Сказки»

Составление картотеки театрализованных игр.

Совместный с детьми спектакль «Теремок»

Пополнение театрального уголка в группе атрибутами и театрами

Работа с родителями

Работа с родителями: обсуждение и создание атрибутов к спектаклю «Теремок»

Анкетирование «Театр в жизни нашей семьи»

Консультации по использованию театрализованных игр дома

Март

«По страницам сказок русских писателей»

 

Самореализация

Изучение методической литературы по теме самообразования.

Работа с детьми

Работа с детьми: тематические занятия «Сказка в нарисованной стране», «Сказки на песке», «Путешествие в Оранжевую сказку»

Чтение сказок русских писателей: В.Сутеев «Три котенка», Н.Сладков «Трое на одном бревне», Г.Остер «Котенок по имени Гав», Э.Успенский «В гостях у Чебурашки»

Просмотр мульфильмов «Котенок по имени Гав», «Крокодил Гена и Чебурашка»

Настольно-печатные игры «Угадай сказку», «Сказочные герои»

Дидактические игры: «Встречи героев», «Новые сказки»

Рассказывание сказок по картинкам.

Составление картотеки сказок русских писателей.

Пополнение детской библиотеки в группе авторскими сказками

Работа с родителями

Работа с родителями: создание для родителей рекомендованного списка  русских писателей-сказочников

Опрос родителей «Книги каких русских писателей-сказочников есть у Вас дома»

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Рекомендации «Как сделать сказку другом для Вашего ребенка»

Апрель

«Знакомство со сказками зарубежных писателей»

Самореализация 

Изучение методической литературы по теме самообразования.

Работа с детьми

Работа с детьми: тематические занятия «Путешествие в Красную сказку», «Путешествие в Голубую сказку»

Чтение сказок зарубежных писателей: Ш.Перро «Кот в сапогах», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», братья Гримм «Госпожа Метелица», «Бременские музыканты»
Игры-драматизации «Гуси-лебеди», «Петушок-золотой гребешок»

Рассказывание сказок по мнемотаблицам

Рисование любимых сказочных героев, аппликация по теме

Дидактические игры: «Собери сказку», «Узнай сказку».

Составление картотеки сказок зарубежных писателей.

Открытое занятие для воспитателей по развитию речи «В гостях у сказки»

Оформление уголка «Детская библиотека»

Работа с родителями

Работа с родителями: опрос родителей «Книги каких зарубежных писателей-сказочников есть у Вас дома»

Индивидуальные беседы с родителями о терапевтических сказках, сказках, воспитывающих в детях трудолюбие, аккуратность


Май

«Заключение»

Самореализация 

Самоанализ по теме самообразования.

Работа с детьми

Работа с детьми: беседы о любимых сказках и любимых сказочных героях.

Диагностика самооценки детей(для сказкотерапии)

Диагностика по образовательной области «Речевое развитие»

Чтение сказок по выбору детей

Рассказывание сказок по иллюстрациям, отгадывание загадок о сказочных героях

Игры с разными видами театров (по выбору детей)

Презентация опыта работы «Роль сказки в развитии речи дошкольников»

Работа с родителями

Работа с родителями: рекомендации по использованию дидактических игр по теме «Сказки»

Конкурс совместных работ родителей и детей «Мой любимый сказочный герой» (поделки)

Консультации по принципам работы со сказками



Предварительный просмотр:

План самообразования на 2019 – 2020г.г.

Воспитатель: Саидова Нурия Харисовна

Тема: «Использование театрализованной игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Период работы над темой: 1 год

Дата начало работы над темой : сентябрь  2019 года

Предполагаемая дата окончания  работы :май 2020 гада

 Введение

Педагогическая технология ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия позволяют развить речь детей дошкольного возраста, что является одной из основных проблем воспитания дошкольников.  
Цель: развитие вербальной и невербальной стороны речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованных занятий.
Задачи:

  • Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов крайнего севера, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
  • Развивать психофизические процессы (восприятие, память, внимание, воображение), вербальную и невербальную стороны речи, творческие способности  (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (актер, зритель).
  • Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов севера.

План реализации

Название месяца

Источники

Цель

Результат

Формы работы

Сентябрь

«Работа с родителями в

ДОУ». (О.И.Давыдова.)

Подбор материала для работы с детьми и родителями на тему:

«Социально-коммуникативное развитие детей через

театрализованную деятельность».

Изучение материалов.

Н.Ф. Губанова: «Театрализованная

деятельность».

Г.В. Генов: «Театр для малышей».

Подбор материалов для проведения мониторинга, анализ знаний по данной теме.

Проведение анкетирования родителей: «Драматизация для малышей», анализ анкет.

Анализ мониторинга и составление плана работы с детьми.

Родительское собрание на тему: «Театрализованная деятельность в жизни ребенка».

 

1. Мониторинг знаний и умений по театрализованной деятельности.

2. Создание и пополнение предметно- развивающей среды театрализованной деятельности: уголка театрализованной деятельности - настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок, домино, лото, разрезные картинки, дидактические игры; уголка ряжения  – костюмы и шапочки героев, маски.

3. Работа с родителями по пополнению предметно-развивающей среды.

Октябрь

Н.Ф. Сорокина.

«Играем в кукольный театр».

Л.Яхнин «Потешки».

 

Познакомить детей с

театральной студией.

Вызвать интерес и желание принимать участие в игре с музыкальным сопровождением, побуждать повторять за педагогом отдельные реплики.

 

1. Вечер «Потешек и стишков».

2. Праздник с родителями «Колыбельные песенки».

1. Создание картотеки «Потешки». «Колыбельные песенки», «Стихи».

2. Разучивание и проговаривание потешек, песенок, детских стихов.

3. Дидактическая игра: «Узнай потешку».

4. Сюжетно-ролевые игры «В гости к Кате», «Сварим Петушку Кашку».

5. Показ театра игрушек

«Приходите гости»

«Веселый оркестр» (по потешкам).

Ноябрь

Л.В.Артемова

«Театрализованные игры

дошкольников».

Ю. В. Гурин, Г. Б. Монина

«Игры для детей от трех до семи».

 

Познакомить детей с пальчиковым театром.

Формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов. Побуждать повторять действия персонажей и обыгрывать знакомые сказки.

 

Показ русской народной сказки «Репка»

(пальчиковый театр).

Драматизация сказки «Репка».

(«Дружно, весело, с охотой быстро справились с работой».)

1. Создание пальчикового театра по русской народной сказке «Репка».

2. Чтение русской народной сказки «Репка».

3. Имитационные упражнения «Изобрази героя».

4. Дидактическая игра:

«Узнай персонажей сказки», «Назови друга ласково».

5. Пальчиковая и игра: «Овощи», «Играем пальчиками».

Декабрь

Н.Ф. Сорокина

«Играем в кукольный театр».

Г.В. Генов

«Театр для малышей».

 

Познакомить с настольным театром.

Научить выражать эмоции через движения и мимику.

Познакомить со сказкой «Заюшкина избушка»,

побуждать к активному

восприятию сказки, учить внимательно слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета.

 

Показ настольного кукольного спектакля

«Заюшкина избушка».

Консультация: «Почитай мне сказку, мама».

 

1. Создание библиотеки красочных книг русских народных сказок.

2. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

3. Прослушивание аудиозаписи сказки «Заюшкина избушка».

4. Иммитационные упражнения «Изобрази героя».

5. Отгадывание загадок с использованием игрушек.

6. Пальчиковое рисование «Гуляли звери по лесу» (кулачки и пальчики).

7. Конструирование «Домики для животных».

8. Подвижная игра: «Хитрая лиса», «Лиса и заяц».

Январь

Т. Н. Караманенко,

Ю. Г. Караманенко

«Кукольный театр дошкольникам: театр картинок, театр игрушек».

 

Познакомить с театром на фланелеграфе, эмоционально реагируя на происходящее.

Вызвать желание отгадывать загадки, используя для подсказки картинки.

 

Досуг: «Волшебная шкатулка» (вечер загадок).

 

1. Создание картотеки:

«Загадки», «Физкультминутки».

2. Разучивание и выполнение физкультминуток; загадывание загадок.

3. Физкультминутка:

«Вышла курочка гулять».

4. Показ театра на фланелеграфе по произведениям «Курочка моя» и «Наши уточки с утра».

Февраль

М.Г. Борисенко

«Наши пальчики играют».

М. Г. Борисенко, Н. А.Лукина.

Конспекты комплексных

занятий по сказкам: театр

би-ба-бо.

 

Познакомить с куклами би-ба-

бо.

Вырабатывать умение дослушивать сказку до конца, воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей, совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать слуховое и зрительное

внимание ребенка.

 

Показ сказки: «Маша и медведь» (куклы би-ба-бо).

 

1. Изготовление кукол би-ба-бо.

2. Чтение сказки и прослушивание музыкальных фрагментов сказки: «Маша и медведь».

3. Рассматривание иллюстраций по сказке.

4. Просмотр сказки «Маша и медведь».

5. Настольно-печатные игры:

«Лото», «Домино», «Пазлы» по сказке.

6. Выступление на педагогическом совете

по теме: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

через театрализованную деятельность».

Март

Т.И. Петрова, Е. Л. Сергеева,

Е, С. Петрова.

«Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».

 

Знакомство с театром из коробок.

Учить согласовывать

свои действия при проведении

простой инсценировки.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

 

Показ русской народной сказки

«Колобок» (театр из коробок).

Драматизация сказки «Колобок» с участием родителей и детей в театрализованной постановке.

 

1. Создание театра из коробок по сказке «Колобок».

2. Чтение русской народной сказки: «Колобок».

3. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

4. Рисование «Колобок наш удалой».

5. Дидактическая игра: «Назови персонажа сказки», «Изобрази героя сказки».

6. Работа с детьми по развитию мелкой моторики «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть».

Апрель

А.И.Буренина

«От игры до спектакля».

О. В. Гончарова.

«Театральная палитра».

Н.Ф.Сорокина

«Играем в кукольный театр».

 

Познакомить с театром

перчаток и варежек.

Развивать речь детей средствами кукольного театра, расширять словарный запас, формировать артикуляцию, добиваясь

четкого произношения слов

при разучивании произведений устного народного творчества и сказок.

Знакомить детей с приемами кукловедения (театра из перчаток и варежек).

Показ сказки: «О глупом мышонке» (театр перчаток и варежек).

 

1. Создание театра перчаток и варежек по произведению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

2. Чтение С. Маршак «Сказка о глупом

мышонке».

3. Подвижные игры: «Кошки-мышки», «Водят мыши хоровод», «Вышли мышки погулять».

4. Пальчиковая игра «Два мышонка». «Сказка про зайку», «Мышка-мать и её хитрые мышата».

5. Работа с детьми по звукоподражанию героям сказки.

6. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».

Май

А. И.Буренина

«От игры до спектакля».

Журналы:

«Дошкольное воспитание».

«Ребенок в детском саду».

 

Знакомство с театром масок.

Вызвать желание следить

за развитием событий в знакомой сказке с помощью театра масок.

Повторять знакомые

произведения.

Поощрять стремление детей участвовать в народной пляске по показу педагога и самостоятельно.

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи во второй младшей группе с элементами драматизации:

«Поход в театр».

Драматизация сказки «Теремок»

(«Косолапый приходил, теремочек развалил») с участием детей.

 

1. Создание театра масок по русской народной сказке «Теремок».

2. Чтение сказки «Теремок».

3. Рассматривание иллюстраций в книгах.

4. Рассказывание сказки «Теремок» вместе с детьми.

5. Отгадывание загадок.

6. Литературный калейдоскоп по русским народным сказкам.

7. Сюжетно-ролевая игра «Играем в сказку».

8. Дидактическая игра «Угадай о ком говорю».

9. Мониторинг знаний и умений детей по театрализованной деятельности, анализ работы за год.


Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.

Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.

Дети – дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра. Но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются , когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Театрализованные игры позволяю решать многие задачи многие задачи программы детского сада: ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования, разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей создавать радостную, непринуждённую обстановку в группе.

Обоснование проблемы:

  1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
  2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
  3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применение их для обыгрывания с детьми.

Обоснование направления:

  1. Формирование развивающей среды. Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
  • Настольный театр
  • Театр резиновой игрушки
  • Пальчиковый театр
  • Декорации
  • Театр конусной игрушки
  • Куклы - бибабо
  • Маски – шапочки
  1. Работа с детьми. Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную (1 раз в неделю проводится кружок театрализованной деятельности), так и самостоятельную. Это:
  • игровое творчество
  • песенное творчество
  • сочинение сказок, модификация сказок,
  • сопровождение движений кукол словами, песенкой,
  • импровизация,
  • подведение итогов,
  • обработка информации, диагностика
  1. Заключительный:
  • подведение итогов
  • обработка информации, диагностика
  • показ сказки для родителей

Цель:

  • Создание условий для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
  • Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
  • Развитие творческой активности детей младшего возраста.
  • Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи:

1. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

11. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 14 недель.

Ожидаемые результаты

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Содержание программы

Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.

Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:

  • С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
  • Воспитывать интерес к драматизации, театральной деятельности.
  • Заботиться об оснащении игр.
  • Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для игр-драматизаций.
  • Педагогическое руководство. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше творчества, изобретательности проявляли сами дети.
  • Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

Календарно-тематическое планирование

Месяц,

неделя

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

1 неделя

«Давайте познакомимся»

Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

2 неделя

Слушание сказки «Колобок»

Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

3 неделя

Разучивание и показ сказки «Колобок»

Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

4 неделя

«Волшебный сундучок»»

Способствовать развитию актёрских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Ноябрь

1 неделя

«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».

Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

2неделя

“Во садочке я была…”.

Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

3 неделя

Игровая викторина по стихам А. Барто”.

Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

4 неделя

Сказка о глупом мышонке” (на «День матери»)

Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Литература: М. Д. Маханева  “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Декабрь

1 неделя

Игры с пальчиками

Вспомнить с детьми знакомые пальчиковые игры..

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

2неделя

«Холодно зайке» (на фланелиграфе)

Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

3 неделя

«Мы водили хоровод»

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

4 неделя

«Заюшкина избушка» (новогодняя сказка).

Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Январь

1 неделя

«Потеряли котятки по дороге перчатки»

Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

2 неделя

«Встали детки в кружок – закружились как снежок»

Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.

Литература: М. Д. Маханева  “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

3 неделя

«Мешок с сюрпризом» (театр на картоне)

Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. МилавановичПрограмма “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

4 неделя

«Заходите в гости к нам»

Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г

Февраль

1 неделя

Потешка «Приходите в гости»

Вспомнить потешку, с помощью масок –шапочек, инсценировать ее, учить детей четко выговаривать слова, соблюдать интонацию.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

2 неделя

«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»

Познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

3 неделя

«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!»

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

4 неделя

«Заяц серый куда бегал»

Вызвать желание участвовать в драматизации потешки; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Март

1 неделя

«Без друзей нам не прожить ни за что на свете»

Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

2 неделя

В гости к ежику и лисе”.

Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

3 неделя

«Мы актеры»

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. МилавановичПрограмма “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

4 неделя

«В гости пальчики пришли»

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Апрель

1 неделя

. «Весна пришла!»

Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Литература: М. Д. Маханева  “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г

2 неделя

«Смоляной бычок»

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

3 неделя

«Представьте себе…»

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. МилавановичПрограмма “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

4 неделя

«Воробей и кот»

Учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003

Май

1 неделя

«В тесноте, да не в обиде»

Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением; развивать воображение.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

2 неделя

«Свет мой зеркальце скажи»

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. МилавановичПрограмма “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

3 неделя

«На болоте две подружки, две зеленные лягушки»

Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

4 неделя

«К нам гости пришли!»

Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  2. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
  3. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
  4. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  5. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
  6. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.