Индивидуальное обучение детей с ОВЗ на дому

Курдина Нина Михайловна

Учитель при обучении руководствуется свободным выбором оптимального варианта методов, приёмов и средств обучения, учитывая индивидуальные психофизические особенности ребёнка и имеющиеся у него текущие заболевания. Как правило, дети, обучающиеся на дому, бывают эмоционально неустойчивыми. Они легко ранимы и обидчивы. Важно так организовать процесс обучения, чтобы ученик не испытывал чувства неполноценности. Необходимо, чтобы ребёнок не перенапрягался как физически, так и психически.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное  обучение детей с ОВЗ на дому

Основными задачами в работе учителя, обучающего умственно отсталых детей на дому являются:

- коррекция отклонений в их психическом развитии средствами образования;

- реализация учебных программ по предметам;

- создание гибкой системы адаптивной образовательной среды;

- социально-психологическая реабилитация ребёнка для последующей интеграции его в общество;

- создание в семье благоприятной психологической атмосферы.    

Учитель при обучении руководствуется свободным выбором оптимального варианта методов, приёмов и средств обучения, учитывая индивидуальные психофизические особенности ребёнка и имеющиеся у него текущие заболевания. Как правило, дети, обучающиеся на дому, бывают эмоционально неустойчивыми. Они легко ранимы и обидчивы. Важно так организовать процесс обучения, чтобы ученик не испытывал чувства неполноценности. Необходимо, чтобы ребёнок не перенапрягался как физически, так и психически.

При осуществлении учебного процесса педагоги опираются на следующие принципы:

- дифференцированного подхода к учебному процессу с учётом причин, степени и характера интеллектуальных нарушений и других дефектов развития;

- личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;

- осуществление коррекции сверху вниз (создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребёнка).

Обучение ребёнка на дому – это многосторонний процесс, огромное значение для которого имеют психологическая атмосфера в семье, желание родителей сотрудничать с педагогом. Воспитательная роль семьи особенно велика, так как возможности контактов этой группы детей весьма ограничены.    

Большинство родителей искренне заинтересованы в помощи своему ребёнку и в активном участии в учебно-воспитательном процессе. Однако, родители не обладают необходимым опытом и знаниями. Поэтому параллельно с обучением ребёнка педагог обучает и его родителей коррекционным приёмам, рассказывает об особенностях развития, обращает внимание на малейшие успехи своего ученика. Во избежание психотравмирующих ситуаций необходимо относиться к родителям в высшей мере деликатно, стараясь со своей стороны упрочить согласие в семье. Именно «тёплое» общение способствует психологическому климату в семье, а любые неадекватные состояния родителей обязательно отражаются на поведении детей.  

Из опыта надомного обучения можно вынести некоторые рекомендации для родителей:

- не стоит ругать ребёнка, если он расстроен. Есть очень важное правило воспитания – хвалить и порицать следует не ребёнка, а его поступок;

- не драматизировать ситуацию школьных неудач, ребёнок должен быть уверен: нет ничего непоправимого, все трудности преходящи. С вашей помощью он с ними справится;

- у ребёнка должен быть рациональный, щадящий режим дня вследствие различных патологических отклонений (расторможенность, лёгкая возбудимость, быстрая утомляемость и т. д.);

- не должно возникать никаких ссор, конфликтов, взаимного раздражения по поводу приготовления уроков.

Однако, в отдельных случаях педагоги испытывают немало трудностей из-за слабой поддержки их воспитательных усилий со стороны родителей. Одной из главных причин является неподготовленность значительной части родителей к воспитанию детей. В связи с этим в качестве первостепенной важности сегодня выступает педагогическое просвещение родителей.