Коррекционно - развивающая работа

Кряжевских Мария Леонидовна

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме  занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Тема:  Царство Снежной  Королевы.

Цель: Развитие словаря и связной речи на основе закрепления признаков зимы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, снегири, снегурка, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать).
  2. Обучение  детей составлению распространенного предложения  сюжетной картине; совершенствование умения составления схемы предложения.
  3. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, согласование существительных с прилагательными и причастиями).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие диалогической речи.
  2. Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением, развитие длительного плавного выдоха.
  3. Развитие общей и тонкой  моторики.

Коррекционно-воспитательные:

 Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Сюжетные картинки про зиму;  листы для раскрашивания, цветные карандаши, раздаточный материал для составления схемы предложения, бутылочки  с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей, мяч из ваты, мультимедийная презентация.

Предварительная работа.  Наблюдение за изменениями в природе зимой с воспитателем, игра «Какой? Какая? Какие? Какое?», составление  предложений и схем предложений, развитие направленной воздушной струи.

Ход занятия:

Этап занятия

     Действия логопеда

   Действия детей

1. Организационный момент.           Цель: объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона, развитие мышления.

2. Основная часть.

2.1 Игровое упражнение «Договори словечко».        Цель: закрепление умения подбирать родственные слова.

2.2 Упражнение «Вьюга».         Цель: Формирование направленной воздушной струи.

                             

2.3 Упражнение «Какой? Какая? Какие? Какое?» Цель: согласование существительных с прилагательными.

2.4 Отгадывание загадки.               Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

2.5 Работа с рисунком.       Цель: профилактика дисграфии.

2.6 Физкультминутка. Цель: Координация речи с движениями.

2.7 Упражнение «Составь схему»          Цель: работа над диалогической формой речи и закрепление навыка составления схемы предложения.

2.8 Игра «Оживи рисунок»         Цель: составление коллективного описательного рассказа по сюжетной картине.

3. Заключительная часть.

 Здравствуйте, ребята! Я принесла для вас мультфильм. Хотите посмотреть?

Садитесь поудобнее. (включаю проигрыватель) Кто узнал как называется сказка?

(вдруг появляется слайд с заданием)  Ребята, я не могу переключить. Наверно  это проказы Снежной королевы. Что же делать?

Что здесь  нарисовано? Какие слова вы знаете похожие на слово  «снег», назовите его родственников.   Молодцы, как много слов вы знаете. А еще слово «снежная» можно заменить словом «снеговая». Что такое снегопад? Прослушайте стихотворение, дополните строчки этими словами родственниками:

Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…

С неба всё скользят пушинки
Серебристые …

Кружатся над головою
Каруселью…
 
На проселки, на лужок
Все снижается …

Землю белой, чистой, нежной,
Застелил метелью…

Вот веселье для ребят –
Все сильнее…
 
Рядом снежная фигурка
Это девочка - …

На снегу то, посмотри –
С красной грудкой …

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил …

Это стихотворение написала И.Лопухина. Послушайте его еще раз.

Мы выполнили задание Снежной Королевы, теперь посмотрим мультфильм.         ( На слайде изображена вьюга) Еще одно задание. Что здесь нарисовано? (Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тёртым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.)

Ребята, что такое вьюга?

Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Сначала вспомним как нужно дуть. (тренируются).  Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох (плечи не поднимаем), а затем дуйте в соломинку (щеки не надуваем). Молодцы!

Попробуем еще раз включить, возможно мультфильм включится. (появляется слайд, на котором нарисован снег)  Снег на солнышке искрится, значит, он какой?

 Снег сверкает, он какой?

Хрустит под ногами, он какой?

Снег рассыпается в руках, он какой?

Липнет в руках. Он какой?      

(на слайде написана загадка, после ответов детей появляется отгадка)

Послушайте загадку:            Её не растили, из снега слепили, вместо носа ловко вставили морковку, глаза – угольки, губы – сучки. Холодная, большая, кто это такая? 

Из какого снега можно слепить Снежную бабу? Можно ли слепить из рассыпчатого снега? Почему?

 У вас на листочках тоже нарисована снежная баба и снежинки. Мальчики заштриховывают  снежную бабу как нарисовано на образце, а девочки обводят снежинки. Затем поменяемся. (логопед включает магнитофон, отрывок из пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро»)

Логопед предлагает детям отдохнуть. Дети приглашаются на ковер для разминки.

Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.
Соберёмся все в кружок. Останавливаются.
Мы на саночки садимся, Приседают.
И с горы на санках мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Встают, взмахивают руками.
Кружит, падает на всех.
Дети все на лыжи встали.
Имитация ходьбы на лыжах.
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили, «
Рисуют» руками большой круг
Снеговика мы смастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили.
Проходят на свои места.

 Что же еще для нас приготовила Снежная королева или можно смотреть мультфильм.                               Ребята, Снежная Королева предлагает поиграть в игру и хочет узнать как вы составляете предложения.. У Снежной королевы есть много картин про зиму.           ( Дети выходят к столу, берут картину и садятся на свои места для составления схемы предложения,  затем каждый называет свое предложение.)

(на экране слайд с картиной) Логопед предлагает детям продолжить работу с рисунком, «оживив» его. Как можно назвать эту картину? Давайте ещё раз расскажем Снежной королеве о том, как ребята провели время на прогулке. (Дети рассказывают по цепочке).  «Был солнечный, морозный денёк. Дети вышли гулять во двор…»

(снова появляется слайд со Снежной Королевой). Ребята, расскажем Снежной Королеве все задания, которые мы выполняли, чтобы она включила нам мультфильм. Что вам понравилось, где испытывали трудности? Ребята, покажите свое настроение от заданий своим лицом. (Потом он оценивает работу каждого ребёнка). Слышится музыка. Голос Снежной Королевы: «Вот не зря я к вам пришла,
И картинки принесла.
Все красиво говорите!           И сказку  досмотрите!»
(смотрим сказку)

Да.

Снежная королева

Что такое? Что случилось? (высказывают свои предположения)

Снег

Снежинки, снеговик, снежный, снежок, снегопад, снегурочка, снегирь.

Дают определение слова «снегопад».

Снег

Снежинки

Снеговою

Снежок

снежной

снегопад

снегурка

снегири

снег

Метель, вьюга.

Это сильный ветер со снегом.

Выполняют

Искристый, искрящийся.

Сверкающий снег.

Хрустящий снег.

Рассыпчатый снег.

                              Липкий снег.

Снежная баба.

Дети рассказывают.

Выполняют задание.

Выполняют действия.

Выполняют задание.

Дети по очереди составляют предложение по сюжетной картине.

 

Ура.



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия.

Тема: Звук Л.

Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление навыка произношения звука Л в слогах, словах и предложениях, расширение и активизация словаря ребенка, составление предложений с заданным словом.

Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха и восприятия, артикуляционного аппарата, тонкой  моторики. Развитие восприятия памяти, внимания, мышления. Формирование длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков самостоятельности, ответственности, уважительного отношения к взрослым.

Оборудование: картинки со звуком Л, игрушка самолет, карточки с предложениями, изображение волка, белки, елки.

Ход занятия:

Этап занятия

Действия логопеда

  Действия ребенка

1.Оргмомент

2.Основная

часть.

2.1Дыхатель

ная гимнасти

ка.

2.2Упражне

ния по био

энергоплас

тике.

2.3Произно

шение звука

Л.

2.4Автоматиза

ция в слогах.

2.5Автоматиза

ция в словах.

2.6 Чистоговорки.

2.7 «Подбери слово».

2.8 Загадки.

Автоматиза

ция в предложениях

3.Заключи

тельная

часть. Подведение

итогов

занятия.

Здравствуй, Саша! Сегодня мы продолжим работать над звуком Л.

Представим, что мы с тобой деревья. Подул  ветер и листья зашумели. Вдохнем через нос, выдыхаем через рот, произнося звук Ф (руки подняты вверх, наклоняем их из стороны в сторону).

А теперь ветер подул сильнее и листья начали падать. Вдох через нос, на выдохе встряхиваем руки и произносим много раз звук П (напрягаются мышцы живота).

Все листья опали. Садимся за стол, сделаем зарядку для языка и рук.

  1. «Лопатка»
  2. «Непослушный язычок»
  3. «Лягушка»
  4. «Слоник»
  5. «Сладкое варенье»
  6. «Качели»
  7. «Индюк»
  8. «Маляр»

Теперь наш язычок готов красиво произнести звук Л.

Язык широкий, упирается в  верхние резцы, рот приоткрыт. Воздух выходит по бокам языка.

Так летит  самолет. Давай еще раз произнесем.

Молодец, красиво получается. А теперь повтори за мной.

ЛА-ЛУ-ЛО-ЛЫ

АЛ-УЛ-ОЛ-ИЛ

Я приготовила, картинки. Посмотри и назови, что на них нарисовано.

Повторяй за мной.

Ла-ла-ла – наша Ларочка мала.

Лу-лу-лу – любит Лара похвалу.

Ло-ло-ло – Ларе в валенках тепло.

Назови продукты (вещи) со звуком Л.

Отгадай загадки и составь предложение с отгадкой.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный? (волк)

Колкую, зеленую зимой в лесу найдем.

Колкую, зеленую в гости позовем. (елка)

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живет в тепле? (белка)

Какой звук был во всех этих словах?

Составь предложение из данных слов.

Милу, мама, с, мыла, мылом.

Мила, не, мыло, любила.

У, колки, иголки, елки.

Толкал, лапой, Полкан, палку.

Молодец, Саша! Ты хорошо  занималась. Какой звук мы сегодня произносили? Давай еще раз красиво произнесем звук Л.Самолет летит л-л-л.

Молодец! Занятие закончено.

Здавствуйте!

Долго произносит звук Ф.

Многократно произносит звук П.

Выполняет упражнения.

Произносит звук Л длительно.

Повторяет.

Повторяет слоги и нажимает поочередно на стол каждым пальцем.

Называет предметы.

Повторяет.

Называет.

Составляет предложения.

Звук Л.

Милу мама с мыла мылом.

Мила

не мыло любила.

У колки иголки     елки.

Толкал лапой Полкан   палку.

Дневник педагогической практики студента отделения «Логопедия» факультета социальных и информационных технологий филиала ФГБОУ ВПО «ГГПИ имени В.Г. Короленко» в городе Ижевске

Кряжевских Марии Леонидовны

Педагогическая практика проводилась в речевой школе №13 г. Ижевска        

 с 10 декабря  по 14 декабря 2012 года.

Групповой руководитель: Гришанова Ирина Алексеевна.

Учитель-логопед: Кривоногова Екатерина Юрьевна.