Кружок по технологии "Сделай сам"

Ляляскин Василий Иванович

Кружок по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyalyaskin_kruzhok_sdelay_sam.docx74.73 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Дополнительная общеобразовательная

обще развивающая программа

кружка «сделай сам»

возраст обучающихся: 11-12 лет

срок реализации: 1 год

г.Кстово

2018-2019 год

1

Информационная карта

2

Пояснительная записка

3

Цели и задачи программы

4

Содержание программы:

4.1

Учебный  план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Сделай сам»

4.2

Содержание учебно- тематического плана

5

Планируемые результаты  освоения программы

6

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  

7

Условия реализации программы

8

Формы аттестации и контроля  

9

Методические материалы к программе

10

Список литературы

Содержание

1.Информационная карта

Наименование

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Сделай сам»

Направленность

Художественная

Автор программы

Ляляскин Василий Иванович

Место реализации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Срок реализации

1 год

Возраст

11-12 лет

Режим занятий

45 минут

Цель

Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи

Обучающие:

Обучающие:

  • Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  • Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  • Обучить технологиям различных видов обработки материалов.

Воспитательные:

  • Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
  • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
  • Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

  • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества.
  • Развивать моторику рук, глазомер.

2.Пояснительная записка.

 Актуальность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «сделай сам» носит художественную направленность.

        Программа включает в себя разделы и темы декоративно-прикладного творчества. Дети познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется кругозор.

Отличительные особенности программы.

   Данная программа личностно – ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для  него.

        В процессе работы воспитанники создают различные по сложности, но доступные для выполнения изделия, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. 

Адресат программы.

      Дополнительная общеобразовательная программа   предназначена для обучения детей в возрасте от 11 до 12 лет. Занятия по программе проводятся с детьми одного возраста с постоянным составом. Учащиеся набираются по желанию. Число учащихся в группе 15  человек.

Форма организации образовательного процесса.

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

Количественный состав группы  15 человек, что позволяет вести групповое занятие и обеспечивать возможность индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

        

Виды занятий. Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных приёмов обработки материалов.

На каждом этапе обучения  выбирается такой объект работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать обхват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

 Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ.

Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.

Виды занятий:

  1. Практическая работа;
  2. Самостоятельная работа;
  3. Создание и защита проектов.

Срок освоения программы - 1 год.       

Объем программы - 36 часов.

Режим работы кружка - 1 час в неделю по 45 минут , в том числе занятия проводятся в каникулярное время  (в осеннии и весеннии каникулы).

3. Цели и задачи программы

цель программы – способствовать формированию у обучащихся художественной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека.

задачи:

Обучающие:

  1. Изучение истории декоративно-прикладного искусства;
  2. Формирование навыков работы различными инструментами, материалами;
  3. Привитие учащимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;
  4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.

Воспитательные: 

  1. Формирование у школьников эстетического отношения к труду;
  2. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
  3. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

  1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
  2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
  3. Развивать моторику рук, глазомер.

Программа кружка «Сделай сам» соответствует основной стратегии развития школы, ориентация содержания образования на развитие личности, реализации деятельностного подхода к обучению.

4. Содержание программы

4.1 Учебный план дополнительной общеобразовательной программы кружка «Сделай сам»

Срок реализации программы: 1 год.

Тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Столярная подготовка материала для работ по дереву

2

1

1

2

Выпиливание лобзиком

8

2

6

3

3.7.

Художественное выжигание

Промежуточная аттестация.

6

1

2

1

4

4

Отделка древесины лакокрасочными материалами

6

1

5

5

Выполнение творческих проектов

11

4

7

6.2.

Защита проекта.

1

1

6.

Обобщение пройденного материала.

1

1

Итого:

36

13

23

№ п/п

Дата.

Название

раздела, темы

Количество часов

Формы организации

занятия

Формы

аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Столярная подготовка материала для работ по дереву

1.1.

04.09

История художественной обработки древесины.

1

1

Лекция

Устный опрос

1.2.

11.09

Практическая работа по теме: Заготовка материала. Заделка трещин

1

1

Практическая работа.

Устный опрос

2.

Раздел 2. Выпиливание лобзиком

2.1.

18.09

Материалы, инструменты и приспособления для работ с лобзиком.

1

1

Лекция

Устный опрос

2.2.

25.09

Подготовка материала, нанесение рисунка.

1

1

Лекция

Устный опрос

2.3.

02.10

Нанесение (перевод) рисунка.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

2.4.

09.10

Практическая работа: “Подкова на счастье”

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

2.5.

16.10

Практическая работа: “Подкова на счастье”

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

2.6.

23.10

Практическая работа: Выпиливание лобзиком (канфетница)

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

2.7.

30.10

Практическая работа: Выпиливание лобзиком (канфетница)

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

2.8.

06.11

Практическая работа: соединение деталей

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

3.

Раздел 3. Художественное выжигание

3.1.

13.11

История выжигания.Инструменты и приспособления для выжигания.

1

1

Лекция

Устный опрос

3.2.

20.11

Декорирование изделий выжиганием.Основы композиции.

1

1

Лекция

Устный опрос

3.3.

27.11

Практическая работа: Контурное выжигание

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

3.4.

04.12

Практическая работа: Совершенствование приёмов выжигания.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

3.5.

11.12

Практическая работа: Изготовление настенного панно

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

3.6.

18.12

Практическая работа : Изготовление сувенира “Подкова на счастье”

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

3.7.

25.12

Промежуточная аттестация

1

1

Тест

Письменная работа.

4.

Раздел 4. Отделка древесины лакокрасочными материалами

4.1.

15.01

Основные способы и приемы отделки древесины.

1

1

Лекция

Устный опрос

4.1.

22.01

Подготовка поверхности материалов.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

4.2.

29.01

Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь).

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

4.3.

05.02

Практическая работа: Лакирование канфетницы.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

4.4.

12.02

Практическая работа: Лакирование настенного панно.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

4.5.

19.02

Практическая работа: Лакирование подкова на счастье.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

5.

Раздел 5. Выполнение творческих проектов.

5.1.

26.02

Проект выбор темы. Определение размеров

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

5.2.

05.03

Разработка чертежа, шаблона.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

5.3.

12.03

Составление технологической карты по изготовлению изделия.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

5.4.

19.03

Изготовление элементов изделия.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

5.5.

26.03

Изготовление элементов изделия.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

5.6.

02.04

Изготовление элементов изделия.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

5.7.

09.04

Изготовление элементов изделия.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

5.8.

16.04

Шлифовка изделия.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

5.9.

23.04

Украшение изделия.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

6.0.

30.04

Лакирование.

1

1

Практическая работа

Самостоятельная работа

6.1.

07.05

Оформление проектной папки.

1

1

Самостоятельная работа

6.2.

14.05

Защита проекта

1

1

Презентация проекта

Итоговая защита проекта.

6.

21.05

Обобщение пройденного материала.

1

1

беседа

Итого

36

13 ч.

23 ч.

  1.  Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. Столярная подготовка материала для работ по дереву.

История художественной обработки древесины. Русское искусство художественной обработки древесины. История способов художественной обработки древесины. Заготовка материала Время заготовки. Выбор материала по назначению (для внешнего декора жилища и других построек; для обшивки дома; для мебели; для изделий, используемых при повышенной влажности). Заделка трещин. Вставка. Выпиливание черновой болванки.Заделка мелких трещин замазкой.

Раздел 2. Выпиливание лобзиком.

Демонстрация изделий с элементами выпиливания. Содержание работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение по рабочим местам. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины.Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов. Характеристика инструмента и приспособлений.Подготовка материала к выпиливанию .Выбор материала. Наклеивание шпона. Нанесение (перевод) рисунка. Перевод рисунка на бумагу. Получение симметричного рисунка различными методами (с помощью кальки, с помощью копирки). Расположение рисунка на поверхности материала.Виды резьбы по дереву .Народные художественные традиции. Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание. Практическая работа по теме: Выпиливание лобзиком. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Рабочее место выпиловщика, первоначальные навыки.Качество выпиливания. Пропиловка прямых и волнистых линий. Пропиловка тупых углов. Выпиливание шипов и пазов. Технические приёмы выпиливания орнамента.Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Конструкция, форма изделия. Дефекты выпиливания. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Работа над конструкцией и формой изделия.Формы изделий (плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы). Орнаменты, применяемые в работах лобзиком. Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Облицовывание шпоном. Практическая работа по теме: «Отделка изделия».

Раздел 3. Художественное выжигание.

История выжигания .Выжигание – творческий и увлекательный процесс. Появление выжигания. Искусство выжигания русских мастеров. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Правила пожарной и электробезопасности. Правила промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию Электровыжигатель. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок для электровыжигателя. Декорирование изделий выжиганием.Подготовка материалов. Перевод рисунка. Способы выжигания. Приёмы выжигания. Исправление ошибок, допущенных при выжигании. Основы композиции. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Форма и конструкция изделия. Способы подготовки древесины к работе. Выполнение контурного рисунка на древесине. Основные требования к инструменту. Уход за инструментом. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка изделия. Основные приёмы выжигания. Технология основных приёмов выжигания. Практическая работа по теме: «Совершенствование приёмов выжигания». Получение разнообразных оттенков при выжигании. Отделка изделия  .Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Устранение дефектов. Отделка. Морение древесины (искусственное утемнение). Вощение древесины. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет. Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира “Подкова на счастье”».

Раздел 4. Отделка древесины лакокрасочными материалами.

Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы инструмент. Технология чистовой обработки поверхности древесины. Материалы и их характеристика. Восстановление естественного цвета древесины. Инструменты. Техника безопасности и правила организации рабочего места учащихся при чистовой обработки поверхности материалов. Характеристика материала. Правила и особенности покрытия изделия олифой. Характеристика, особенности выполнения работы тампоном, губкой, кистью, распылителем. Технология просушки изделия после покрытия олифой.

Травление древесины, лакировка, шлифовка Назначение лакирования древесины. Подготовка поверхности для лакирования. Основные правила лакирования изделий. Технология просушки изделия после лакирования.

 «Лакирование сувенира “Подкова на счастье”» .

Раздел5. Выполнение творческих проектов.

Изготовление доски разделочной.Выбор материала, предварительная подготовка его к работе. Разметка изделия. Выполнение столярных работ. Шлифовка. Нанесение разметки узора. Выжигание. Раскрашивание изделия гуашью. Лакирование. Нанесение узора на ручки электровыжигателем. Покрытие ручек лаком.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты обучения:

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса художественная обработка материала

-  способность к самооценке;

-  начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные результаты:

Познавательные

-  обработка информации;

-  передача информации;

-   контроль и оценка процесса  и результата  деятельности;

-  сравнение;

-  классификация по заданным критериям;

-  построение рассуждения.

Регулятивные

-  начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

-  преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

-  умение выполнять учебные действия в устной форме;

-  использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

-  ставить вопросы;

-  обращаться за помощью;

-  формулировать свои затруднения;

-  предлагать помощь и сотрудничество;

-  слушать собеседника;

-  договариваться и приходить к общему решению;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  осуществлять взаимный контроль;

-  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты обучения:

-  владение основными ручными инструментами по ручной обработке фанеры

-  приемы выжигания  

-  приемы отделки изделия  

-  разработка и выполнение творческих проектов

6. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной программы «сделай сам»

Год обучения

Всего учебных недель

Всего часов по программе

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

04.09.2018

11.09.2018

18.09.2018

25.09.2018

02.10.2018

09.10.2018

16.10.2018

23.10.2018

30.10.2018

06.11.2018

13.11.2018

20.11.2018

27.11.2018

04.12.2018

11.12.2018

18.12.2018

25.12.2018

15.01.2019

22.01.2019

29.01.2019

05.02.2019

12.02.2019

19.02.2019

26.02.2019

05.03.2019

12.03.2019

19.03.2019

26.03.2019

02.04.2019

09.04.2019

16.04.2019

23.04.2019

30.04.2019

07.05.2019

14.05.2019

21.05.2019

итого

теория

практика

1 год

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

36

 

теория

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

практика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23

Контр.

1

1

2

Условные обозначения:

        ведение занятий по расписанию                 итоговая (промежуточная) аттестация                   каникулярный период

7.Условия реализации

Учебная мастерская:

Оборудование :

  • компьютер
  • верстаки
  • ручной лобзик
  • электровыжигатели
  • напильники
  • надфили
  • наждачная бумага

Стенды:

Техника безопасности и правила поведения в кабинете технологии

8. Формы аттестации (контроля)

  • Устный опрос
  • Самостоятельная работа
  • Выполнение и защита проекта
  • Участие в конкурсах различного уровня

Способы и формы определения результативности освоения программы

Основными методами отслеживания успешности овладения учащимися содержания программы являются: текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации учащихся.

Текущий контроль учащихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам) дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.

Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется по каждой изученной теме.

Текущий контроль  проводиться в следующих формах: теоретический опрос, тестирование; практическая работа.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности педагогов и учащихся за результаты образовательного процесса.

Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.

Промежуточная аттестация учащихся  проводиться в следующих формах:

выполнения письменных заданий, тестов.

Итоговая аттестация учащихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)  программы.

Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)  программе «сделай сам ».

Итоговая аттестация учащихся включает в себя защиту творческой работы и  проверку теоретических знаний.

Требования к уровню подготовки

В результате обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими, режущими инструментами, применяемые при обработке различных материалов, предусмотренных программой;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки материалов предусмотренных программой;
  • о народных художественных промыслах; расположенных на территории России;
  • общие сведения о профессиях столяр, резчик и т.д
  • название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
  • названия и назначение материалов, использование, применение и доступные способы обработки.

УМЕТЬ:

  • владеть инструментами при выпиливании и выжигании
  • делать зарисовки на бумаге и кальке, переводить рисунки на заготовку
  • разрабатывать и выполнять несложные изделия декоративного оформления с применением различных материалов.
  • правильно организовать свое рабочее место.
  • пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
  • работать с электровыжигателем с соблюдением правил техники безопастности
  • владеть приемами выпиливания и выжигания
  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  • выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
  • сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

9. Методическое обеспечение

Формы организации образовательного процесса.

фронтальная - подача учебного материала всем обучающимся

индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения.

        

Виды занятий:

- Практическая работа;

-  Самостоятельная работа;

- Создание и защита проектов.

 Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы.

  На каждом этапе обучения  выбирается такой объект работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать обхват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ.

10. Список литературы:

  1. Выжигание по дереву / С. Ю. Расщупкина. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 192 с.: ил. – (Поделки – самоделки).
  2. Попов В.В. Выпиливание лобзиком. Изделия и графика. Выпуск 1. – М.: «Народное творчество», 2006. – 40 с.
  3.    «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС)  по программе     В.Д.Симоненко   для учащихся 5 классов. Авторы: В.Д.Симоненко, А.Т. Тищенко. Издательство М.,  «Вентана-Граф» 2015 год.