Аттестация

Хворов Юрий Алексеевич

документы для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon portfolio_hvorov_yu.a_.pdf2.5 МБ
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя биологии и химии

МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

Хворова Юрия Алексеевича

«Активация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в рамках реализации ФГОС»

Актуальность опыта

заключается в системе разрешения противоречий, которые были обнаружены в ходе анализа моей педагогической деятельности:

1. Между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учениками.

2. Между учебными и практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями и уровнем развития.

3. Между постоянно возрастающими требованиями общества к знаниям учащихся и существующей практикой обучения.

4. Между повышением требований к преподаванию биологии и уменьшением количества учебного времени.

А основное  противоречие возникает между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника.

Для решения данных противоречий, школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.

Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

Условия возникновения опыта

Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся, повышение качества учебно – воспитательного процесса.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ.

Теоретическая база опыта.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова).

Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении - это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний  и умений, а так же характеризующийся результативностью.

Технология опыта

В своей педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии:

- проектно – исследовательскую деятельность,

- проблемное обучение и технологию сотрудничества,

- игровые технологии,

- информационно- коммуникативные технологии,

- здоровье сберегающие технологии,

- коллективно – творческую деятельность.

Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

Анализ результативности  показал,  что за последнее время качество знаний по итогам внутреннего и внешнего мониторинга по биологии увеличивается.  Интерес  и потребность к занятиям по данному предмету остаются стабильно высокими. Позитивная динамика изучения предмета биология подтверждается призовыми местами в олимпиадах, победами в конкурсах муниципального, республиканского и российского значения.

Мои ученики успешно участвуют во Всероссийской предметной олимпиаде, занимая призовые места. С 2014 по 2018 год на муниципальном уровне побед и призовых мест  25, участие на республиканском уровне.

Учащиеся реализуют приобретённые умения и навыки во внеурочной деятельности, принимая  результативное участие  в различных соревнованиях и конкурсах.

На муниципальном уровне побед и призовых мест  11, на республиканском уровне - 4

Итогом проведённой работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить её решение, и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы.

Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые - совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта:

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
  • дифференцировать объем домашних заданий;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района. Данный материал поможет в работе учителям биологии.


Наглядное приложение: конспект открытого урока

Предмет

Биология

Класс

6

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно – диалогическая

Тема

Строение стебля

Цель

способствовать формированию представления о строении стебля в связи с выполняемыми функциями; развивать умение работать с полученной информацией, анализировать, сравнивать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать экологическое мировоззрение.

Основные термины, понятия

Травянистый и деревянистый стебли; прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий стебли; чечевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина, сердцевинные лучи.

Планируемый результат

Личностные УУД:

*

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

*

  • Определять общие для всех правила поведения;

  • Определять правила работы в группах;

*

  • Оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

*

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Регулятивные УУД:

*

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

*

  • Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, инструкции;

*

  • Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

*

  • Отличать верно выполненное задание от неверного;

*

  • Осуществлять самоконтроль;

*

  • Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Познавательные УУД:

*

  • Ориентироваться в учебнике, тетради;

*

  • Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

*

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

*

  • Проводить анализ учебного материала;

*

  • Проводить классификацию , указывая на основание классификации;

*

  • Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

Коммуникативные:

*

  • Слушать и понимать речь других;

  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для обучающихся

  1. Организационный

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет  готовность к уроку.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание.

Определение цели и задач урока через словесную мотивацию.

  1.  Изучение нового материала. 

Организует формулирование темы урока и постановку цели урока

Вступительное слово  учителя

Сегодня мы  рассмотрим и изучим  строение стебля, выявим основные ткани и клетки, образующие стебель, их функции

1.Разнообразие стеблей.

а) травянистые

б) деревянистые

в) прямостоячие

г) вьющиеся

д) лазающие

е) ползучие

2. Внутреннее строение стебля.

а) кора

б) камбий

в) древесина

г) сердцевина

Совместно с учителем формулируют цель урока, отвечают на вопросы, предложенные учителем, записывают тему урока.

1. Выполняют упражнения в рабочей тетради на печатной основе

2. Читают текст учебника.

3.Находят нужную информацию  в параграфе

4. Изучают рис.35. учебника «Разнообразие стеблей».

5. Изучают рис 36 «Слои на стволе спиленного дерева»

6. Изучают рис. 37 «Поперечный срез ветки под микроскопом»

6. Высказывают свое мнение, формулируют ответ.

1) Каково внутреннее строение стебля дерева или кустарника?

2) Какое значение имеет кожица и пробка?

3) Где расположен луб и из каких клеток он состоит?

4)Что такое камбий? Где он расположен?

5)Какие слои видны на поперечном срезе стебля?

6) Что такое годичные кольца? Как они образуются?

  1.  Закрепление

Представим в виде таблицы строение стебля. Записываем в тетрадь

Заполняют таблицу «Строение стебля»

Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

1

Кора

кожица

пробка

2

Луб

3

Камбий

4

Древесина

5

Сердцевина

Выводы:

  • стебель осевой вегетативный орган растения;
  •  стебель выполняет ряд функций: транспортную, запасающую, опорную,  выносит листья к свету, является органом вегетативного размножения;
  •  на поперечном срезе древесного стебля различают 4 слоя: кору, камбий, древесину и сердцевину;
  •  по сосудам  древесины происходит восходящий ток воды и минеральных  веществ, а по ситовидным трубкам луба  - нисходящий ток органических веществ;
  • стебель растет в толщину за счет деления клеток камбия;
  •  по годичным кольцам можно определить возраст дерева,  в каких условиях росло дерево в разные годы жизни.

  1.  Домашнее задание.

§9; в р.т. №34, 35

Определяют собственные затруднения в деятельности. Фиксируют домашнее задание в дневник