Аналитический отчет воспитателя
Аналитический отчет воспитателя для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию по теме"Применение технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчет | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
По Свердловской области
Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга
Управление образования Администрации Ленинского района
г.Екатеринбурга
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №82
Аналитический отчет за межаттестационный период
С 2016 по 2020 год
Составитель: Галимшина Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Екатеринбург, 2020
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Актуальность выбранной темы.
II. Цель и задачи работы.
III. Изученная методическая литература по теме: «Влияние нетрадиционных форм работы по изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста».
IV. Направления работы.
- комплексные занятия;
- дидактические занятия;
- предметно - развивающая среда в группе;
- работа с родителями.
V. Педагогическая деятельность. Традиционные и нетрадиционные формы.
VI. Итоги и результаты.
VII. Выводы.
I. В межаттестационный период 2016-2020 год я работала над темой «Применение технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ». К работе в данном направлении меня подтолкнули социальные, экономические изменения, происходящие в обществе, которые привели к изменениям в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Понимая, что дети, самое дорогое, что есть в любом обществе, педагог стоит перед решением важнейшей проблемы: не просто вырастить человека, а создать условия, чтобы ребенок стал индивидуальной личностью. Все это определяет значение дошкольного воспитания и делает его приоритетным направлением развития общества.
Основная задача образовательной политики на современном этапе – достижение качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Появление новых нормативных документов в сфере дошкольного образования нацеливает на необходимость совершенствования образовательного процесса в новых условиях. В современной России заметно возросли требования к социально значимым личностным качествам, таким как: социально-коммуникативная мобильность, готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Это, в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки воспитателей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности определения своей педагогической позиции. Этим объясняется актуальность моей профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12г., №273-ФЗ) определил новый статус дошкольного учреждения, как образовательного, тем самым утверждая, что дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (17 октября 2013г. №1155) определило главную задачу современной образовательной политики – обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.).
Перед педагогом стоит задача – создать условия, обеспечивающие развитие собственной внутренней жизни ребенка (становление и формирование эмоционально – волевой сферы, интересов, мотивов, самооценки и самосознания ребенка), как фактора обеспечивающего готовность к дошкольному обучению на основе создания условий (развивающая образовательная среда, образовательная программа, профессионализм педагогов, роль семьи), обеспечивающих физическое, нравственное развитие дошкольника, условий развития игровой и других видов деятельности, условий вхождения ребенка в мир социальных отношений.
Цели образования ребенка дошкольного возраста не могут становиться сами по себе, они должны исходить из возможностей ребенка в зоне его ближайшего развития. Под качеством образования понимается определенный уровень образованности социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, сфер развития, которых он достигает на различных этапах образовательного процесса, в соответствии с его индивидуальными возможностями, темпам развития.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существует противоречие между заказом общества, государства на осуществление качества дошкольного образования в дошкольных учреждениях, как обеспечения личности ребенка в соответствии с ее потребностями, возможностями, интересами и недостаточностью педагогических условий для достижения качества образовательного процесса.
На основе данного противоречия определилась проблема – разработка комплекса условий, направленных на развитие познавательных и интеллектуальных, физических способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, направленный на развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: система условий, направленных на развитие различных способностей детей дошкольного возраста.
Цель моей работы в межаттестационный период:
совершенствование педагогических условий, отвечающих требованиям ФГОС ДО и обеспечивающих полноценное развитие дошкольников посредством использования современных педагогических технологий.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Реализовать инновационные технологии, в частности проектный метод, для повышения качества образовательной деятельности.
Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, для создания условий по повышению качества образовательной деятельности.
Создать условия активизации сотрудничества всех участников образовательных отношений – педагогов, детей, родителей с целью познавательного развития детей дошкольного возраста.
Повышать степень открытости своей педагогической деятельности через использование современных приемов презентации своей деятельности: создание персонального сайта, портфолио, участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
Для осуществления своей педагогической деятельности и решения обозначенных задач я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015);
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н);
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1. 3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от17 октября 2013г.№ 1155);
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (от 30.08.2013г. № 1014г.);
Письмо Минобрнауки России «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011г. № 2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях» (от 17.11.2011г. № 03-877);
Письмо Минобрнауки России «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (от 07.06.2013г. № ИР-535/07);
Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области" от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ (Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 года);
Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад№82 г.Екатеринбург
Цель дошкольного образования – всестороннее развитие личности ребенка через различные виды детской деятельности, социализация ребенка, сохранение и укрепление здоровья, поэтому так актуальна тема комплексного подхода к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, который обеспечит благополучное, гармоничное развитие ребенка и будет способствовать его успешной социализации.
Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Смысл педагогической технологии заключается в том, что она имеет поэтапную структуру и включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
В построении своей педагогической деятельности в межаттестационный период я опиралась на принципы сензитивности каждого периода дошкольного детства, выстраивая свою работу по принципу проектной деятельности. Изучив периоды сензитивности детей дошкольного возраста ,я пришла к выводу о необходимости комплексного проживания каждого из них ,с целью полноценного их проживания способствующего гармоничному развитию личности.
Исходя из этого, мною были разработаны и применены проекты для каждого возрастного периода. Таким образом, я реализовала комплексный подход к развитию личности ребенка.
На этапе младшего дошкольного возраста ,3-4 лет, я применила педагогический проект «Архипилаг игр», направленный на развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр.
Актуальность проекта на данном возрастном этапе обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, объем, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в сенсорном развитии является формирование у детей представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. Дети не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Но выполняя простейшие продуктивные задания, каждый ребенок усваивает, что форма, цвет, величина –постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
В 3 – 4 года сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного опыта.
В реализации этого проекта я также применила опыт работы предыдущего межаттестационного периода, во время которого мною проводилась углубленная работа на тему «Влияние нетрадиционных форм работы по изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста».
Целью данного педагогического проекта является формирование общей сенсорной способности у детей 3-4 лет посредствам игровых технологий.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
-создание в группе предметно-развивающей среды способствующей развитию сенсорных способностей детей;
-отбор и систематизация дидактических игр способствующих эффективному развитию сенсорного восприятия у воспитанников;
-повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах сенсорного воспитания младших дошкольников;
Для решения этих задач было разработано комплексное планирование деятельности всех субъектов образовательного процесса.
В процессе проводимой работы были созданы и отобраны игры, способствующие сенсорному развитию детей, создана соответствующая развивающая предметно пространственная среда в группе.
На начальных этапах реализации проекта было проведено анкетирование родителей с целю определения и выявления уровня осведомленности родительской общественности вопросами необходимости сенсорного воспитания детей. Результаты анкетирования определили вектор проводимой с родителями работы. Работа с родителями проводилась в разнообразных формах, таких как: проведение мастер-классов по развитию восприятия цвета, родительские собрания в нетрадиционной форме - «Давайте поиграем», проведение открытых занятий по лепке, аппликации и рисованию в нетрадиционных формах. Мною были разработаны памятки в родительские уголки на темы: «Сенсорное развитие детей», «Играем вместе с детьми», были проведены консультация для родителей: «Игры на внимание», «Игры на развитие «мелкой моторики», которые родители могут изготовить из подручных материалов» и т.д. А также проведено итоговое детско-родительское мероприятие в форме развлечения - «Вечер весёлых игр»
Результатом проекта стало:
-создание условий в группах для сенсорного развития дошкольников младшего возраста,
-повышена профессиональная компетентность педагогов по сенсорному развитию детей,
- сформирована общая сенсорная способность у детей младшей возрастной группы,
-повышена родительская компетентность в вопросах сенсорного воспитания детей.
Продукты проектной деятельности:
1.Изготовленные совместно родителями ,детьми и педагогом игрушки- самоделки, дидактические игры.
2. Пополнена материалом развивающая среда в группе для организации сюжетно-ролевой игры.
3.Создана презентация для родителей «Путешествие в страну игр»
4. Организована выставка самодельных дидактических игр по сенсорному воспитанию детей.
Реализация проектов проходила в игровой форме, что отвечает потребностям ребенка на любом этапе дошкольного детства. Для наглядности и большей заинтересованности реализация всех проектов проходила в виде увлекательного путешествия от одного острова к другому, для этого мною была разработана и внедрена в работу карта. Таким образом, в своей деятельности я применила инновационную педагогическую технологию-геокешинг. Что такое геокешинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache(тайник), получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Геокешинг играет большую положительную роль в воспитании детей. В роли клада здесь выступают приобретенные знания и умения. Наряду с этим дети знакомятся с понятием карта и учатся пользоваться ею.