Конспект непрерывно образовательной деятельности по лексической теме "Осень" для детей старшего дошкольного возраста"

Лисичик Наталья Викторовна

Занятие поможет развить внимание, наблюдательность дошкольников, развить мыслительную деятельность: навыки сравнения и анализа. Кроме того занятие содержит материалл по коррекции лексико-грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по лексической теме «Осень» с детьми старшего возраста.

Цели:

  • Расширить лексический запас слов по теме «Осень»
  • Практическое усвоение грамматических форм речи.

Образовательные задачи:

 Работа над предложением (составление предложений с опорой на картинки).

Развивающие задачи:

  • развитие внимания,
  • развитие наблюдательности,
  • развитие мыслительных функций: отрабатывать навык сравнения, анализа.

Коррекционные задачи:

  • Практическое усвоение множественного числа существительных.
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных.
  • Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
  • Образование относительных прилагательных.

Ход занятия.

  1. Беседа по теме.

Назовем признаки осени.

Погода осенью бывает:

Если пошел дождь - … (дождливая), дует ветер - … (ветреная), на улице холодно - … (холодная), пасмурно - … (пасмурная), сыро - … (сырая), хмуро - … (хмурая), солнечно - … (солнечная), ясно - …(ясная).

Перечислите осенние месяцы.

Какие вы знаете осенние праздники?

Как готовятся к зиме звери?

Какую одежду носят люди осенью?

  1. Дидактическая игра «Один-много»

Осенний день – осенние дни, желтый лист – (желтые листья), большое дерево – (большие деревья), темная туча – (темные тучи), холодный дождь – (холодные дожди), сильный ветер – (сильные ветры), теплая куртка – (теплые куртки)

  1. Дидактическая игра «Дополни предложение»

Посмотрите внимательно на рисунок. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивайте.

  • Люди осенью одеты (во что?) - …
  •  Школьники идут с портфелями (куда?) - …
  •  Листья на деревьях стали (какими?) - …
  •  Цветы на клумбах (что сделали?) - …
  •  Птицы улетают (куда?) - …
  •  Звери делают на зиму (что?) -…
  • Люди собирают в лесах, полях, садах и огородах (что?) - …

          4. Физкультминутка.

Листики.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

  1. Дидактическая игра «Найди и исправь ошибки»

Послушайте рассказ и скажите все ли в нем правильно.

    Прошло лето и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.

   Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

   После того, как исправлены ошибки, текст читается без смысловых несоответствий.

  1. Динамическая пауза.

Ветер.

Ветер дует нам в лицо. (Дети вытягивают вперед руки, делая круговые движения кистями по направлению к себе)

Закачалось деревцо. (Поднимают вверх руки и делают наклоны в стороны всем туловищем)

Ветер тише, тише, тише. (Приседают на колени, постепенно опуская руки)

Деревцо все выше, выше (Выпрямляются, поднимая руки вверх)

Дети кружатся, как осенние листочки.

  1. Итог занятия.

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось?

НОД по лексической теме «Осень» с детьми подготовительного возраста.

Цели: Расширить лексический запас слов по теме «Осень», практическое усвоение грамматических форм речи.

Образовательные задачи: работа над предложением (составление предложений с опорой на картинки),

Работа со сложносоставными словами (листопад, многоцветный, разноцветный)

Развивающие задачи: развитие внимания, наблюдательности, развитие мыслительных функций: отрабатывать навык сравнения, анализа.

Коррекционные задачи:

Практическое усвоение множественного числа существительных.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Образование относительных прилагательных.

Согласование числительных с прилагательными и существительными в роде и числе.

Ход занятия.

  1. Дидактическая игра «Какое слово не подходит?»

Дождь, дождевик, дождливый, подожди, дождевой.

Ива, ивовый, диво, ивняк.

Осень, осенний, синий.

Желтый, желтеть, жесткий, желтизна.

Капля, капать, копать, капелька, накапало.

  1.         Дидактическая игра «Сосчитай листочки»

Согласование числительных с прилагательными и существительными.

Один дубовый листочек, два дубовых листочка, …, …, пять дубовых листочков.

Точно так же ребенок считает липовые, березовые, тополиные и другие листочки.

  1. Загадки.

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча, дождь)

Скрылось солнце ясное

Спряталось куда?

Видно, появились в небе … (облака)

Невидимка озорной,

Все играет он с травой.

Листья в воздухе кружит

И куда- то он спешит.  (Ветер)

В парках листья пожелтели,

Птицы к югу полетели,

Дождь холодный бьет в окно,

Что за время к нам пришло?

Летом теплым он бывает,

Редко землю поливает,

А вот осенью, весной он холодной льет стеной. (Дождь)

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет

Сделает наоборот. (Зонт)

  1. Объясни словечко:

Разноцветные, листопад, проливной.

  1. Дидактическая игра «Исправь предложения»

На клене желтеют березовые листья.

Когда идет дождь, на улице сухо.

  1.  Физкультминутка.

Листики.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

  1. Пересказ, ответы на вопросы.

Лес осенью.

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

                                                                                                      По Г. Скребицкому и В.Чаплиной

- О каком времени года говорится в рассказе?

- Какого цвета лес был летом?

- Какого цвета стали березки и клены осенью?

- Какого цвета стали осины осенью?

- Какие деревья не изменили своего цвета?

- Как кружатся листья в воздухе?

8.        Итог занятия.

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось?