Мои публикации

Никеева Виктория Васильевна
Научно-методические работы
4.1. Публикации
· " Проблема сохранения калмыцкого языка: вопросы функционирования,
меры по дальнейшему сохранении и развит ии" .
(2018, сет евое издание "Солнечный свет ", 5пл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КАЛМЫЦКОГО  ЯЗЫКА:

ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, МЕРЫ ПО

ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ»

Учитель калмыцкого языка и литературы

                                        Аршань-Зельменской средней школы

                                          Никеева Виктория Васильевна.

Начиная со второй половины  ХХ  века наш мир изменился,  он стал глобальным.  С одной стороны, это  хорошо: человек стал мобильным, не выходя из дома можно знать, что происходит в мире, улучшается качество жизни человека,  но вместе с этим глобализация несёт в себе и отрицательные черты, она приводит  к единообразию и обыденности.

В законе «О языках народов Республики Калмыкия » государственными языками Республики Калмыкии являются калмыцкий и русский языки. Закон даёт гражданам Калмыкии право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. Также в законе прописано о действиях органов исполнительной власти по защите прав граждан в выборе ими языка и о мерах ответственности за неисполнение закона.  Одобрена Концепция развития калмыцкого языка, которая призвана стать организационной основой решения проблемы сохранения, укрепления, развития и распространения калмыцкого языка. Возрождаются  национальные калмыцкие традиции, праздники, обряды. Но, несмотря на принимаемые меры, наш язык начинает терять свою красоту, становится несовременным, все чаще современная молодежь, говорит только на русском языке, считая, что родной язык знать совсем не обязательно.

   Результаты социолингвистических исследований свидетельствуют о наличии отрицательной динамики его развития, сужении сферы его функционирования как средства общения. Наблюдается снижение уровня владения калмыцким языком, особенно среди представителей молодого поколения. Существует ряд проблем в сфере обучения калмыцкому языку, которые требуют безотлагательного решения. Необходимо обновление содержания и соответственно учебно-методического обеспечения преподавания калмыцкого языка в общеобразовательных учреждениях на основе новых научных подходов и образовательных технологий. Требует решения проблема изучения калмыцкого литературного языка. Необходимо определить наиболее оптимальные варианты методических подходов решения данного вопроса. Возможное решение указанной проблемы видится в создании учебников калмыцкого языка нового поколения, основанных на сравнительном анализе литературного языка с диалектными вариантами. Одной из основных проблем в сфере обучения калмыцкому языку как государственному является проблема неразработанности принципов отбора содержания материала, недостаточного учебно-методического обеспечения, отсутствия образовательных стандартов, единых подходов к преподаванию калмыцкого языка. Есть конечно система непрерывного обучения калмыцкому языку в образовательных учреждениях (сад -школа - вуз) на основе преемственности и учета возрастных особенностей обучаемых. На сегодняшний день практика разработки учебных пособий характеризуется отсутствием какой-либо системы, взаимосвязанности и преемственности. Одной из актуальных проблем в данной сфере является также проблема подготовки и переподготовки специалистов, владеющих различными образовательными технологиями, методикой обучения калмыцкому языку для лиц, не владеющих им. Очень большое значение должно придаваться повышению языковой культуры общества, формированию бережного отношения к языковым традициям, воспитанию сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности. Важным аспектом языкового воспитания является семейно-бытовое языковое общение. Государственная поддержка развития калмыцкого  языка в разных сферах его функционирования осуществляется. Для повышения эффективности мероприятий, направленных на развитие калмыцкого языка, должна быть разработана система оценки для отбора проектов, претендующих на государственное финансирование. Кроме этого, необходимо выработать единую стратегию языковой политики во всех сферах ее реализации. При осуществлении языковой политики необходимо учитывать современные тенденции общественного развития. На практике чаще наблюдается ориентация на требования настоящего момента без учета требований будущего. Развитие калмыцкого языка непосредственно связано с сохранением и развитием традиций и обычаев калмыцкого народа.

   Нужно работать над расширением возможностей лексического и семантического диапазона калмыцкого языка и как средства многосторонней профессиональной деятельности в контексте современных динамичных информационно-коммуникативных процессов и технологий.                    

Перечисленные проблемы во многом обусловлены отсутствием единого координирующего центра, который ведал бы вопросами развития калмыцкого языка в образовательной, культурной сферах, в средствах массовой информации, взаимодействовал с органами государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, реализация языковой политики должна осуществляться при тесном взаимодействии всех представителей калмыцкого этноса вне зависимости от места их проживания, а также в сотрудничестве с представителями других монголо-язычных народов.

На сегодняшний день одной из важнейших для нас калмыков  является проблема сохранения калмыцкого языка.

Изучать калмыцкий язык нужно с нуля. Должны быть созданы новые подходы, новая система к изучению калмыцкого языка. Что происходит на сегодняшний день? Школьная программа предполагает, что ученик, придя в школу, располагает азами владения калмыцкого языка. Что, к сожалению, не всегда отвечает действительности. То есть вне зависимости от национальности ученика калмыцкий язык должен преподаваться с того, чтобы азы вкладывались учителями. Соответственно должна быть научно-методологическая база. Задача научно-методологического центра «Багши» в сотрудничестве с КИГИ РАН – заложить основы и базу формирования методологии и реализации этой программы в школах.
Это очень сложный и деликатный вопрос, тем более мы живем в многонациональной стране. Несмотря на то, что мы принимаем закон о государственных языках, какие-то законодательные нормы для обязательного изучения или владения тем или иным языком не приемлемы.
«Как быть тем, у кого не было языковой среды в семье, и кто так и не одолел калмыцкий язык в школе?»

 На сегодня эта проблема решается по двум основным направлениям. При центральном хуруле работают курсы, которые ведет Сергей Артаев. В Министерстве образования республики работает совет молодых преподавателей калмыцкого языка. Этот совет занимается организацией курсов для обучения калмыцкому языку. В районах республики такая работа ведется. Но проблема не решается до конца.
 
Все усилия государства, методика образования, преподавание, культура, научные центры останутся внутренне, пока калмыцкий язык не вернется в семью, на бытовой уровень.
   
В самые тяжелые годы страданий и лишений мы выживали только потому, что мы сплачивались и помогали друг другу. Сейчас переломное время. Культура, язык, национальные традиции – это должно стать объединяющей национальной идеей. Наш народ мудр, терпелив, талантлив в этом. Мы найдем в себе силы изменить нашу жизнь к лучшему.
Как подчеркнул Доналл О'Риаган, региональные языки и языки этнических меньшинств являются достоянием не только наций, их носителей, но и всего человечества, а языковое право - составной частью прав каждого человека. Все мы знаем, что построение и сохранение мира невозможно без диалога между различными культурами и народами. А дух культуры передает язык, роль которого в этом контексте более чем очевидна. Поэтому сохранение всего языкового многообразия является важным для развития каждого цивилизованного государства.

                                               Использованная литература

  1. Энциклопедия  «Википедия»
  2. Интернет – сайт Источник: http://bumbinorn.ru/culture/1096710384-kalmyckijj_jazyk_kak_dostojanie_chelovechestva.html