Развитие творческих способностей детей на занятиях объединения «Начальное техническое моделирование»

Самойлова Татьяна Васильевна

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство великих изобретателей выделяли две стадии творческого процесса: первая – длительные размышления, вторая – короткое озарение или инсайт. Во второй половине 20 века исследования творческого мышления стали расширяться. Особое внимание ученые уделяли диагностике: появились первые задания, тесты, задачи, позволяющие экспериментально изучить уровень развития творческих способностей детей и подростков. Кроме того, впервые были разработаны учебные программы формирования и развития творческих способностей. Чарлз Везерол в своей книге о развитии творческого мышления замечает, что когда мы говорим о творчестве, мы на самом деле имеем в виду 6 типов способностей: логические, речевые, математические, способность пространственного восприятия, память, способность формировать понятия. Было выявлено, что интеллектуальные игры и изобретательские задачи являются основным средством развития творческих способностей. Успешное решение трудной задачи, потребовавшей немало умственных усилий, приносит ребенку чувство удовлетворения, независимо от того, отличается он особой одаренностью или нет. В течении 25 лет я руковожу объединением «Начальное техническое моделирование». Мой опыт позволяет утверждать, что при систематическом применении развивающих игр и заданий на занятиях, уровень развития творческих способностей воспитанников становится гораздо выше. На занятиях своего объединения я предлагаю ребятам решить изобретательские задачи. Разумеется, сначала ребята ищут ответ, используя метод проб и ошибок, впоследствии, убедившись, что этот метод малоэффективен, применяют метод мозгового штурма. Они разделяются на «генераторов идей» и «критиков», и в споре рождается истина. Важно, что к «мозговому штурму» ребята приходят самостоятельно. Предлагаю вам решить творческую задачу «Похищение масла»: с маслозаводе на консервный завод ежедневно перевозили цистерну масла. Каждый раз обнаруживалась недостача. Специальное расследование не принесло результатов, способ похищения не был раскрыт, а масло продолжало пропадать. Как удавалось похищать масло? Ответ: Внутри цистерны подвешивалось ведро, масло из цистерны сливалось, а в ведре оставалось 20 литров похищенного масла. Подобного рода задачи учат ребенка логически мыслить, анализировать, устанавливать взаимосвязи между явлениями, системно их упорядочивать, находить оригинальные способы решения. Развитие речевых или вербальных способностей ребенка является не менее важным. Ребят необходимо учить улавливать смысл слов, их взаимосвязь и взаимозависимость в предложении, фразе. Например, что может означать такая фраза: «В отличии от своей матери Дима почти отличник, но, совсем как его отец, он лучше всего успевает по математике и физике, а уж не как не по английскому, самому нелюбимому предмету его матери». Означает ли это предложение, что: а) Отец Димы получал хорошие оценки по английскому языку; б) Матери Димы всегда легко давалась математика; в) У матери Димы были хорошие оценки по всем предметам; г) Ни то, ни другое, ни третье. Развитие математических способностей является немаловажным моментом в развитии творческих способностей. Ребятам нравиться решать упражнения на продолжение ряда чисел в математической последовательности. (Примеры на карточке) Роль памяти в развитии творческого мышления ребенка трудно переоценить. На памяти, как на одном из факторов, базируется процесс обучения и происходит психическое развитие личности. Поэтому часто на занятиях мы с ребятами выполняем упражнения, направленные на тренировку памяти. (Примеры на карточке). И, наконец, умение формировать новые понятия или гибкость мышления. Для тренировки гибкости мышления я предлагаю игру «Противоположные значения». Эта игра помогает ребятам овладеть понятием противоречия и знакомит со способами разрешения противоречивых требований к объекту или явлению. Также здесь можно предложить динамичный вариант игры «Хорошо – плохо». Например, «Цепочка», когда для каждого выявленного свойства называется противоположное. Взаимодействие всех этих способностей помогает мыслить четко и продуктивно, поэтому дети, безусловно, должны научиться «думать правильно». Их огромный мыслительный потенциал, хорошая память и умение обращаться со словами и символами пропадут впустую, если они не будут совершенствовать свои интеллектуальные способности и не научаться использовать их во всей полноте. Во время занятий я отвожу 15-20 минут на развитие творческого мышления. В своей работе должное внимание я уделяю диагностике, для этого в начале учебного года я предлагаю ребятам несколько тестов: на внимание, логическое мышление, память. И в соответствии с полученными результатами больше внимания уделяется развитию тех способностей, которые недостаточно развиты. Тестирование повторяется в середине учебного года и в конце, для того, чтобы сравнить полученные результаты. О развитии творческого мышления детей можно говорить очень много. Подводя итог вышеизложенному, я хочу отметить, что при целенаправленной работе уровень развития творческих способностей детей становится гораздо выше.