Аттестация

Морозова Наталья Марковна

Материалы к аттестации учителя технологии и искусства Морозовой Н.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя технологии

МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

МОРОЗОВОЙ НАТАЛЬИ МАРКОВНЫ

«МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

1. Ведение

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.

В своей педагогической практике я использую следующие образовательные технологии:

  • Исследовательские методы обучения;
  • Проектные методы обучения;
  • Проблемное обучение;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • Здоровьесберегающие технологии.

Использование образовательных технологий на уроках.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

2. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена:

  • во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования;
  • во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.
  • в-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
  • Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей при использовании метода проектов.

3. Ведущая педагогическая идея опыта

Метод проектов является одним из приоритетных способов, так как:

- процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;

- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;

- учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно - урочную систему обучения.

Целью является следующее:

- учебное проектирование направлено на овладение учащимися способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования — субъективна.

4. Технология опыта

Одним из важных отличий учебного проектирования является комплексный характер данного процесса, предполагающий одновременную разработку учащимися (работа в парах или группой учащихся) функциональных вопросов, решение технологических, конструкторских, организационно-практических, формально-эстетических, эргономических, экономических и других задач.

Рассмотрев содержание процесса проектирования, я считаю, что нужно выделить следующие виды задач (в зависимости от превалирующей в ходе их решения деятельности):

  • - технологические задачи;
  • - конструкторские задачи;
  • - информационно-исследовательские задачи.

Структура информационно - исследовательской задачи строится, исходя из следующих этапов:

  • 1. Определение предмета информационного поиска, исходящее из общей задачи проектирования.
  • 2. Выделение его основных качеств и признаков.
  • 3. Определение критериев для сравнительного анализа.
  • 4. Сбор и осмысление полученной информации.
  • 5. Сравнительный анализ полученной информации.
  • 6. Обобщение.

Структура данных задач в контексте процесса творческого проектирования строится на основе следующих этапов:

  • 1. Формулирование конструкторской задачи (проблемы) (на основе проведенного на предыдущем этапе предпроектного анализа).
  • 2. Формирование идеи (создание идеальной (мысленной) модели).
  • 3. Поиск и анализ возможных вариантов решения конструкторской задачи (создание образно - знаковых моделей проектируемого объекта: схем, набросков, эскизов).
  • 4. Конкретизация и проработка лучшего решения (создание образно- знаковой модели проектируемого объекта: технической документации).
  • 5. Создание опытного образца и его апробация (создание материальной модели проектируемого объекта и его дальнейшие испытания).
  • 6. Корректировка и оценка предыдущей деятельности.

Этап Вместе с тем необходимо дифференцировать конструкторские задачи по уровню сложности и на этой основе возможно индивидуализировать процесс обучения конструированию с учетом сформированности конструкторских умений учащихся:

  • - задачи на конструирование по образцу;
  • - задачи на доконструирование (доработка или поиск отсутствующего звена);
  • - задачи на переконструирование (внесение конструктивных изменений);
  • - задачи на конструирование по собственному замыслу (творческие задачи).

Согласно логике процесса проектирования, технико-технологические задачи направлены на осуществление практической реализации идеи проекта и имеют следующую структуру:

  • 1. Ознакомление с технической документацией.
  • 2. Планирование предстоящей деятельности.
  • 3. Подготовка материалов, оборудования и инструментов.
  • 4. Выполнение технологических операций по изготовлению отдельных деталей.
  • 5. Сборка отдельных узлов и всего изделия.
  • 6. Отделка изделия.
  • 7. Испытание в реальной действительности.
  • 8. Контроль качества осуществляется во время и после каждого этапа выполнения технико - технологической задачи.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы - задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и др.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Основными критериями выбора проектов являются:

  • оригинальность, доступность, надежность;
  • техническое совершенство;
  • эстетические достоинства;
  • безопасность;
  • соответствие общественным потребностям;
  • удобства эксплуатации;
  • технологичность;
  • материалоемкость;
  • стоимость и т. д

Трудности при организации  проектной деятельности :    

  •  постановка ведущих и текущих целей и задач;
  •  поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
  •  осуществление и аргументация выбора;
  •  сравнение полученного с требуемым;
  •  корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
  •  объективная оценка деятельности и результата проектирования.

5. Результативность опыта

Метод учебного творческого проекта, и прежде всего в образовательной области «Технология», позволяет восполнить существующий в системе школьного образования дефицит возможности самостоятельной практической деятельности учащихся, проявления ими творческой активности, реального применения полученных знаний.

Метод проектов  ориентирует учебный процесс  на решение учащимися  познавательно - исследовательских и коммуникативных задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обучения  и образованности личности.

Ведущие положения метода проектов основаны:

  • на связи идеи проекта с реальной жизнью;
  • на учете  особенностей  личности  учащихся;
  • на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся  к более качественному овладению знаниями;
  • на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников,  равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
  • на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует развитию творческих способностей. Опираясь на повышенный интерес  к практической деятельности на уроках технологии,  позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов.

Для  развития творческих способностей учащихся реализуется система внеклассной работы по технологии

Одним из важных показателей формирования творческой деятельности учащихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на конкурсах за период с 2016-2018 г.г.

Два года подряд мои ученицы занимают призовые места на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
«Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии»

1. 2017 Федорова Анастасия (9 класс) «Напольная ваза» - победитель;

2. 2018 Баклашова Надежда (8 класс) «Ковер из помпонов «Медвежья шкура» - призер;

 3. 2018 Морозова Елена (11 класс) «Накидка – пончо» - призер.

Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно…»

Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ссылка на видео-урок технологии в 6 классе. Морозова Н.М. 2023 г.

https://cloud.mail.ru/public/2p9w/nUSDDsyko 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портфолио Морозовой Натальи Марковны учителя МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Дата рождения: 12 августа 1981 г. Профессиональное образование: преподаватель психологии, по специальности «Психология», МГУ им. Н. П. Огарева; диплом Серия ВСГ № диплома 5952936, дата выдачи 22.03.2011 г. Стаж педагогической работы (по специальности): 19 лет Общий трудовой стаж: 19 лет Наличие квалификационной категории: первая, приказ МО РМ от 26.03.2019 г. № 313 Дата последней аттестации: 26.03.2019 г. Звание: нет

Слайд 2

Стабильные положительные результаты (положительная динамика) освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией 201 9 -20 20 уч.г. - 86 % 20 20 -202 1 уч.г. - 85 % 202 1 -202 2 уч.г. – 86 % 202 2 -202 3 уч. г. – 89 %

Слайд 3

Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде 2019-2020 – Горшкова А. (технология- призер) 2021-2022 – Романчукова А. (технология - победитель), Еремеева П. (технология - призер ) республиканский этап - Хворова А. (МХК - призер) 2022-2023 – Симбаева Д., Горшкова А. (МХК - победители), Хворова А., Панина С. (МХК - призеры) 2023-2024 - Хворова А. (МХК - победитель), Горшкова А., Шипелкина М., Мелешина В., Аряшева А. (МХК - призеры)

Слайд 7

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам Муниципальный уровень 2019-2023 гг.: Победы и призовые места — 38 Республиканский уровень: Победы и призовые места — 10 Российский уровень: Победы и призовые места – 2 Международный уровень: Победы и призовые места – 0

Слайд 21

Наличие публикаций

Слайд 23

Выступления на заседаниях методических советов, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, форумах, радиопередачах (очно) и т.д. Образовательная организация: 4 Муниципальный уровень: 2 Республиканский уровень: 0 Российский уровень: 0 Международный уровень: 0

Слайд 26

Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий (очно) Образовательная организация: 3 Муниципальный уровень: 4 Республиканский уровень: 0 Российский уровень: 0 Международный уровень: 0

Слайд 28

Общественно-педагогическая активность педагога: участие в работе педагогических сообществ, комиссий, жюри конкурсов Муниципальный уровень : - член жюри муниципального этапа ВОШ (2022-2023 гг.); Республиканский уровень: 0 Российский уровень: 0

Слайд 30

Участие педагога в профессиональных конкурсах Муниципальный уровень : - Призер муниципального этапа конкурса «Учитель года - 2022», 2022 г. - Призер межокружной научно-практической конференции среди педагогических работников «Формирование функциональной грамотности обучающихся: калейдоскоп педагогических идей» - Победитель конкурса педагогического мастерства «Методическая и методологическая культура учителя – путь к повышению качества образования», 2023 г. - Призер конкурса муниципального фестиваля «Наставник ФЕСТ», 2023 г. Республиканский уровень: - Призер I региональной научно-практической конференции «Дорофеевские чтения» (2023 г.); - Республиканскийй конкурс методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся « PRO- функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам» (2022 г.). - XXVI Республиканский фестиваль-конкурс народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» (2022) Российский уровень: - Всероссийский конкурс «Педагогические инновации в образовании», (2022 г.) Международный уровень: - Всенародный Фестиваль-конкурс художественной самодеятельности среди учреждений культуры, социальной сферы и образовательных организаций «СОЗВУЧИЕ СЕРДЕЦ- 2021», (2021 г.)

Слайд 35

Награды и поощрения Муниципальный уровень: 0 Республиканский уровень : 2 Российский уровень : 2