Методический уголок

Гейкер Елена Олеговна

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моего сайта! На этой странице вы сможете познакомиться с некоторыми моментами моей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные наших лесов»


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные наших лесов»

Цель:

• Расширение и углубление представлений о диких животных.

• Активизация словаря по теме «Дикие животные».

ЗАДАЧИ:

• Развитие связной речи.

• Закрепление притяжательных.

• Закреплять образование множественных чисел имен существительных.

• Развивать зрительное, слуховое внимания, логического мышления, координации речи с движением.

• Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.

• Закреплять умение четко проговаривать звуки.

• Учить составлять слово из слогов.

• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умения слушать других детей.

• Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование к занятию:

Презентация. Вырезанные фигуры разных геометрических форм и круги в том числе.

Ход занятия.

Воспитатель: зовет детей к себе.

Загадаю я вам загадку, а вы отгадайте, куда мы пойдем на нашем занятие.

Встал стеною до небес

Перед нами чудо …. (лес)

Давайте отправляемся в лес! Чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по кочкам любой формы, кроме круга. (Дети прыгают по кочкам разных геометрических форм, пропуская круги.)

Молодцы, вот мы с вами и в лесу! (звучит мелодия с голосами птиц)

Здравствуй, добрый лес, дремучий лес, полный сказок и чудес. (слайд №2)

Дыхательная гимнастика «Запах леса»

Воспитатель: Вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, лесных цветов и ягод, выдыхаем через рот (2-3 р.).

Воспитатель. Тихо – тихо в лесу. А кто в лесу живет, мы сейчас узнаем.

Отгадайте загадки:

По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица? (белка) (слайд№3)

Он в берлоге спит зимой.

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (медведь) (слайд№4).

Хвост пушистый, мех ворсистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса) (слайд№5).

Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит. (ёж) (слайд №6).

Зимой белый, летом серый (заяц) (слайд№7).

Кто зимой холодной.

Ходит злой, голодный? (волк) (слайд№8).

Воспитатель. Скажите как можно назвать этих животных одним словом. (дикие)

Правильно дикие. А почему они так называются? (потому что живут в лесу, сами добывают пищу, строят себе жилище).

Сегодня, ребята, мы будем говорить о диких животных. (слайд №9)

Воспитатель: Посмотрите на картинки и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая? Слайд№9 (Нажимаем на фото животного, гиперссылка на слайд с животным и по гиперссылке возврат на слайд №9)

(Медведь - огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.

Лиса - рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.

Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая. Волк - большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый. Ёж – маленький, колючий, непоседливый, умный, миленький.)

Воспитатель: Молодцы!

Ребята пройдемте по тропинке. Мы вышли еще на одну полянку. Посмотрите животные со своими детенышами гуляют на лужайке, назовите детенышей. (слайд№10)

Дети:

У волка – волчата

У лисы – лисята

У медведя – медвежата

У зайца – зайчата

У ежа – ежата

У белки – бельчата

Воспитатель: Ребята, давайте и мы порезвимся на этой полянке.

Физминутка:

Заинька

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Долго звери бродили по лесу добывали себе пищу, играли, веселились на лесной полянке, вот пришла пора спать. Каждый зверь пошёл спать в свой домик (слайды №11,№12)

Как он называется?

Дети:

У лисы – нора,

У белки – дупло,

У волка – логово,

У медведя – берлога,

У зайца – любой куст,

У ежа – норка.

Воспитатель: А как вы думаете, зверям хорошо в лесу живется?

Дети: Хорошо. Это их дом. Лес дает им пищу и кров.

Воспитатель: Молодцы. А я еще к вашему рассказу добавлю, что еж очень любит молоко. Голодной зимой ежи заваливаются к человеку в дом и всю зиму пьет молоко из блюдец.

Некоторые особо хитрые ежи забираются на зиму в медвежью берлогу и сосут свободные медвежьи лапы.

Ребята, скажите, как животные готовятся к зиме?

Как готовится к зиме заяц (слайд№13)

Дети: Он меняет серую шубку на белую, что бы хищники его не заметили на снегу.

Воспитатель: А как готовится к зиме белка?

Дети: Она запасает шишки, орехи и уносит все это в дупло.

Воспитатель: А еще белка меняет окраску, на ее ушах особенно заметными становятся кисточки, дополнительно обогревающие животное. Ведь ей приходится постоянно быть в движении, искать для себя пропитание.

В основном, в зимнее время грызуны кормятся шишками, но не отказывают себе в удовольствии и погрызть кору деревьев и их почки. Удивительно, что белки еще с лета делают себе запасы, прячут орешки, грибы и даже желуди. Когда наступают холода и выпадает снег, зверьки легко отыскивают пищу. (слайд№ 14)

Как готовится к зиме медведь?

Дети: Он накапливает все лето жир, а зимой ложится спать в берлогу. Спит медведь до самой весны. (слайд№15)

Воспитатель: А еще ежик как и медведь наедает жир летом, чтобы не замёрзнуть. Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору, иначе при холодной зиме с сильными морозами ежи могут просто замерзнуть (не выжить). Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.

Ну а волк и лиса как готовятся к зиме?

Дети: Волк и лиса зимой не спят. Они охотятся на мышей.

Воспитатель: А волк зимой может есть не только мышей, но и лис, которые не смогла найти себе нору для укрытия.

Молодцы ребята. Теперь нам пора возвращаться в детский сад (идем по тропинке).



Предварительный просмотр:

Гейкер Елена Олеговна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад п.Синда»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Тема: «Играем с Машей и Медведем»

Воспитатель: Гейкер Елена Олеговна 


Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация»,  «Социализация», «Здоровье».

Задачи:

Образовательные:

-Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять о них представления детей.

 -Уточнить представление о частях суток, закреплять их название и  последовательность (утро, день, вечер, ночь).

-Соотносить цифры с количеством предметов.

-Упражнять в умении сравнивать предметы путем наложения или приложения (длиннее -  короче). Формировать умение решать логические задачи.

-Продолжать учить ориентироваться в пространстве.

-Закреплять счет до 10, умение изображать отдельные элементы геометрических фигур (отрезок).

Развивающие:

Развивать внимание, усидчивость, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитательные:

Формировать у детей потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Материал:

Презентация, конверты с заданиями, сундук с подарками.

Раздаточный материал:

Геометрические фигуры, полоски одинаковой ширины и разной длины, карточки с цифрами, листы с рисунком по точкам.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.

Воспитатель:

- Из какой сказки гости, ребята? (Маша и Медведь)

- Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. Они  наши гости. Им прислали задания по математике, и они пришли к нам, чтобы мы им помогли. Попробуем выполнить задания? Вот конверты, в которых написаны задания.

Берем конверт, открываем и читаем.

Воспитатель:

Задание 1. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Я буду называть предметы, а вы выкладывать ту геометрическую фигуру, на которую предмет похож. Например: тарелка, какой формы? Круглая, значит, выкладываем круг. (Дверь, крыша дома, огурец, кубик.)

- Какие геометрические фигуры выложил Матвей, Аня, Валя?  

- Сколько всего фигур? Молодцы, быстро справились с заданием.

Воспитатель:

Задание 2. А теперь наши гости предлагают поиграть в игру «Молчанка». Я вам буду задавать вопросы, а в  ответ вы будете поднимать карточку с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя.

- Сколько пальцев на правой руке? (пять)

- Сколько глаз у светофора? (три)

- Сколько носов у двух собак? (два)

- Сколько ушей у двух мышей? (четыре)

- Сколько хвостов у двух котов? (два)    

Все верно показали. Молодцы.

Маша устала и приглашает вас отдохнуть.

 Физминутка. (под музыку)

Воспитатель:

- Хорошо отдохнули. Можно продолжить. Открываем следующий конверт.

(на слайде появляются облака).

Задание 3

- Смотрите, что это за волшебные облака? (части суток).

- Сколько частей суток в одном дне?(4)

 Давайте вместе их назовем (утро, день, вечер, ночь).

- Сейчас у нас какое время суток? (утро). Назовите, какого оно цвета? (голубое).

-А день, какого  цвета? (желтого) А какого цвета вечер? (серого)

-А фиолетовым цветом, какая часть суток обозначена? (ночь)

 Воспитатель:

- Очень хорошо, а сейчас игра «Назови пропущенное слово». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

Солнце светит днем, а луна ... (ночью)

Ночью мы спим, а гуляем …(днем)

Утром вы пришли в детский сад, а вернетесь домой…(вечером)

Завтракаем утром, а обедаем…(днем)

Ночью вы спите, а просыпаетесь …(утром)

Молодцы!

Воспитатель:

Задание 4

- Маша просит вас помочь ей сделать новые ступеньки для дома Медведя.  Она запуталась и не знает, с какой начать. Я думаю, что нужно начинать выкладывать от самой длинной до самой короткой.  А как определить, где короткая, а где длинная дощечка? (путем наложения, приложения друг к другу).

Игра «Лесенка горизонтальная».

- Ребята, перед вами полоски. Выложите на столе ступеньки для дома Медведя.

- Посмотрите, что получилось у нас с Машей. Проверьте свою работу.

- Сколько палочек использовали  для лесенки? (5)

Какие красивые лесенки у вас получились! Молодцы!

Воспитатель:

Задание 5

- Ребята, Маше и Медведю понравилось, как вы справились с заданиями. И они дарят вам волшебные картинки.  Чтобы отгадать, что за рисунок, надо соединить цифры по порядку от 1 до 10.

Воспитатель:

Задание 6

- А теперь последний конверт с заданием. (выполняет один ребенок)

Встать спиной к зеркалу, сделать 2 шага вперед, повернуть налево и сделать 5 шагов вперед.

(перед ребенком стоит сундук с подарками внутри)

Воспитатель:

- Ребята,  Маша и Медведь благодарят вас за помощь. Попрощаемся с ними!

Заведующий МАДОУ «Детский сад п.Синда»                   О.Ю.Бельды

«        »                          2016г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковые игры для малышей Гейкер Елена Олеговна воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ «Детский сад п.Синда »

Слайд 2

Цель: Развитие координации и мелкой моторики у детей с раннего возраста. Задачи: 1. Улучшить мелкую моторику рук и кистей. 2. Создать комфортную обстановку в общении со сверстниками. 3. Развить интерес к обследованию предметов и действия с ними. 4. Формировать умение согласовывать движения с речью. 5. Развивать речь с помощью мелкой моторики рук.

Слайд 3

Пальчиковые игры Для детей дошкольного возраста играет важную роль пальчиковая гимнастика. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества. Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры. Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Слайд 4

Условия проведения. Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Слайд 5

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: - Способствуют развитию речи. - Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого. - Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! - Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. - Помогают в игре формировать элементарные математические представления. - Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. - Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. - Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Слайд 6

Этапы разучивания игр 1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам. 2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка. 3.Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4.Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Слайд 7

Виды пальчиковых игр Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению: 1. Игры - манипуляции. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Слайд 8

2. Сюжетные пальчиковые упражнения. «Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются. «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Слайд 9

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Слайд 10

4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга»). «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку). С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Слайд 11

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Согреем руки» - движения, как при растирании рук. «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Слайд 12

6. Театр в руке. Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. « Осьминожки » - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы , путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.

Слайд 13

7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.

Слайд 14

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Пальчики (Загибать по очереди пальчики). Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать. Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг уснул. Встали пальчики. Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики).

Слайд 15

Кошки – мышки Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак), А вот ладошка (открываем). На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы) И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу). Прыг под мышку (засовываем руку под мышку), Где же мышка? (Разводим руки в стороны.)

Слайд 16

Кулачок Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик) Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик) Этот пальчик — сильненький , (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик) Ну а вместе — кулачок!

Слайд 17

Клён Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх) Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево) Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко) Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Слайд 18

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ Бусинки - горошки Покатаю я в руках Бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки. (Катать по столу горошины или бусины указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем.)

Слайд 19

Карандаш Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. (Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш.)



Предварительный просмотр:

Гейкер Елена Олеговна воспитатель 1 квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад п. Синда»

Пояснительная записка

к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема: «Пальчиковые игры для малышей»

 «Рука — это своего рода внешний мозг»  

(И.Кант)

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам принять участие в методическом семинаре «Пальчиковые игры для малышей».

Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…

И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…

Цель темы: Развитие координации и мелкой моторики у детей с раннего возраста.

Задачи:

1. Улучшить мелкую моторику рук и кистей.

2. Создать комфортную обстановку в общении со сверстниками.

3. Развить интерес к обследованию предметов и действия с ними.

4. Формировать умение согласовывать движения с речью.

5. Развивать речь с помощью мелкой моторики рук.

Для детей дошкольного возраста играет важную роль пальчиковая гимнастика.

        Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.

        Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества.

        Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры. 

        Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

- Способствуют развитию речи.

- Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

- Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

- Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

- Помогают в игре формировать элементарные математические представления.

- Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

- Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

- Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Этапы разучивания игр

1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3.Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4.Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Виды пальчиковых игр

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению:

1. Игры - манипуляции.

        «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

        «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

        Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

        «Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.

        «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

        «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

        «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

        Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга»).

        «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

        «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

        «Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. 

        В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

        «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

        «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

       «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

       «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке.

        Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

        «Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

        «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

        «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.

7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением

        В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Пальчики

(Загибать по очереди пальчики).

Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать.

Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг  уснул.

Встали пальчики. Ура!  Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики).

Кошки – мышки

Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак),

А вот ладошка (открываем).

На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы)

И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу).

Прыг под мышку (засовываем руку под мышку),

Где же мышка? (Разводим руки в стороны.)

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)

Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)

Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)

Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
Бусинки – горошки

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

(Катать по столу горошины или бусины указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем.)

Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

(Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш.)

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи воспитателя.

«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь»,- писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира».

Спасибо за внимание! Надеюсь материал семинара будет полезен и найдет место и в вашей работе.