Самообразование

Куделина Елена Александровна

Тема Самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnoe_obedinenie.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК РЕСУРС ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Методические рекомендации

Автор: Куделина Елена Александровна,

воспитатель

г. Рыбинск, 2017г.

Содержание

Введение

  1. Общая характеристика клубного объединения
  1. Признаки клубного объединения
  2. Функции клубного объединения
  3. Классификация основных форм клубного объединения
  1. Алгоритм (этапы) организации мероприятий клубного объединения

Заключение

Список литературы

Введение

Основная идея — продемонстрировать роль клубного объединения в формировании социокультурного пространства, значимость образовательного продукта для социокультурной адаптации воспитанников на этапе дошкольного обучения, его значение для формирования ключевых образовательных компетентностей, показать, как в рамках одного продукта могут варьироваться различные образовательные, социальные и социокультурные технологии, разнообразные формы, как ресурса достижения обучающимися новых образовательных результатов с учетом требований ФГОС.

Клуб (от англ. clob или club через нем. club) — место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и пр.), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию. Клуб - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.

Клубное объединение является формой организации «самодеятельности людей, в котором формирование культуры его членов происходит путем их саморазвития, взаимообогащения, основанного на общении субъектов деятельности в свободное время».

Главные принципы клубного объединения - добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Клубное объединение может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты.

Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клубного сообщества, организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, создаёт условия для развертывания многообразных социокультурных практик воспитанников.

Клубное объединение, как форма социокультурных практик способствует формированию ключевых образовательных компетенций:

  • ценностно-смысловые компетенции.
  • общекультурные компетенции.
  • учебно-познавательные компетенции.
  • информационные компетенции.
  • коммуникативные компетенции.
  • социально-трудовые компетенции
  • компетенции личностного самосовершенствования

В социокультурных практиках человек постигает и преобразует окружающий его мир, а сам этот мир «открывается человеку» в его деятельности.

Цель создания и организации деятельности клубного объединения: способствовать успешной социализации личности ребенка через организацию социально культурного взаимодействия.

Задачи:

1. Приобрести опыт участия в добровольческих мероприятиях взрослыми и старшими дошкольниками.

2. Повысить компетентность педагогов в организации взаимодействия с социальным окружением детского сада для достижения целевых ориентиров ФГОС.

3. Повысить воспитательную функция семьи в процессе участия в клубной деятельности.

Предполагаемые участники клубного объединения:

  • Дети старшего дошкольного возраста
  • Родители (законные представители)
  • Педагоги
  • Социальные партнёры

Результатами деятельности клубного сообщества можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения, а также способствование успешной социализации личности ребенка через организацию социально культурного взаимодействия.

  1. Общая характеристика клубного объединения
  1. Признаки клубного объединения

Первый признак - добровольность вхождения в объединение. Клубное объединение характеризуется общедоступностью его для любого члена дошкольного коллектива, родителей, социума. Общедоступность для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий.

Важнейший признак клубного объединения – относительная стабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива. В то же время заметим, что стабильность состава клубного объединения относительна. Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей, распределению социальных ролей участников и т.п.

В коллективе клубного объединения дошкольник, выполняя определенную роль, принимает на себя обязательства, вступает с другими его членами в отношения взаимной зависимости и ответственности. Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу.

Еще один признак клубного объединения - диалектическое единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности. В клубное объединение приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планы можно, только участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности.

В связи с такой особенностью клубного объединения у его членов объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении формального объединения по интересам в коллектив, что, безусловно, будет способствовать более быстрому его развитию.

Признаком клубного объединения, характеризующим его в качестве воспитательного феномена, является организация его деятельности как коллективной, то есть такой, в которой «цель деятельности осознается как единая, требующая объединения всего коллектива; организация деятельности предполагает известное разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива». 

Наблюдения подтверждают, что действительно коллектив клубного объединения, как правило, складывается быстро и с энтузиазмом. Этому способствуют, по крайней мере, еще два обстоятельства. Во-первых, разделение обязанностей и деятельности в клубе обычно осуществляется на основе добровольности выбора участка работы и партнеров по совместной деятельности. Во-вторых, в клубные объединения нередко обращаются не поодиночке, а со своими друзьями, хорошо сложившейся контактной группой, с близкими интересами, и в сложной разнообразной деятельности коллектива они сразу определяют свое место. Все это ведет к более быстрой гуманизации и демократизации их отношений в объединении.

  1. Функции клубного объединения

Функции клубных объединений – не простое удовлетворение имеющихся запросов, а развитие и формирование более совершенных, более высоких ценных потребностей.

Социальные функции клуба можно рассматривать как направления воспитательного воздействия:

- познавательная функция (дает возможность получения знаний, приобретаемых в результате инициативы самого человека). Создание условий для самодеятельности, самореализации и творчества каждого участника и группы любителей в целом;

- коммуникативная функция (организация общения людей по интересам);

- преобразовательная функция (познавательная деятельность тесно связана с творческой, занятия в клубе могут побуждать к деятельности, преобразованию окружающей среды. Клуб должен учить творчеству, всесторонне гармоничное развитие личности в процессе любительских занятий);

- ценностно-ориентационная функция – в результате деятельности клуба его участники вырабатывают значимую для них характеристику различных явлений. Общая цель расчленяется на ряд задач и направлений деятельности клубных объединений. Каждое из направлений способствует развитию различных качеств личности;

- рекреационно-оздоровительная – обеспечение отдыха в процессе деятельности по интересу, создание высокого оптимистического настроения личности и группы любителей путем реализации потребностей в положительных эмоциях, радости и развлечениях.

  1. Классификация основных форм клубного объединения

В зависимости от способов организации формы бывают индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальны формы:

1.        Беседы (литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми - специфическая форма и организация общения, коммуникации).

2.        Адресное обслуживание (культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения).

3.        Консультации (объяснение, разъяснение каких-либо понятий, ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы, может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы - мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.).

Групповые формы:

А). Досуговые, развлекательные.

1. Вечера (хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга):

  • Вечер-встреча (встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.).
  • Вечер-воспоминание (как отдельное мероприятие, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм (например, гостиная, вечер-встреча и др.).
  • Вечер отдыха (мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев).
  • Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
  • Салон-гостиная (мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная черта - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшим количеством участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей).

2.        Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы.

  • Конкурсно-игровые;
  • Театрализовано-игровые;
  • Сюжетно-игровые.

Б). Информационно-просветительские мероприятия несут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).

1.        Выставка, экскурсия.

2.        Круглый стол.

3.        Тематическая программа (содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность).

4.        Агитбригады (пропагандистская форма мероприятий).

5.        Лекции (устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.).

6. Тренинги (метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок).

7. Мастер-классы (форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков).

Массовые формы.

К массовым формам относятся зрелищные программы, рассчитанные на большое количество зрителей и участников.

1.        Концерт (публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе).

2.        Спектакль.

  • Литературно-музыкальная композиция.

3.        Ярмарка.

4.        Праздник.

5.        Бал.

6.        Конкурс.

7.        Фестиваль (массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников).

8.        Митинг.

9.        Парад.

Нужно заметить, что довольно редко формы применяются «в чистом виде», в основном они дополняют друг друга или переходят из одной категории в другую. Например, конкурсно-игровая может перейти в дискотеку, а групповая форма вечер отдыха стать массовой при большом скоплении посетителей. Но некоторые утрачивают свою актуальность и востребованность, подвергаются видоизменению адаптируясь к современности.

Как всеобщая закономерность на смену старого и в дополнение к традиционному приходит новое.

  • Акция (ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды).
  • Корпоратив (точного определения этой форме пока нет, но можно определить, как «праздник в коллективе»).
  • Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.
  • Флэшмоб - заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
  • Батл - вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с        элементами экспромтной борьбы, демонстрации.

  1. Алгоритм (этапы) организации мероприятий клубного объединения

Процесс организации мероприятия един, здесь переплетаются разнообразные аспекты как групповой и индивидуальной, так и массовой работы. Мы рекомендуем поставить для определения этапов несколько ключевых вопросов: «Для чего?» - определяет целевую установку, «Для кого?» - какой должна быть наиболее желаемая в данной ситуации аудитория, «Что?» - каково содержание этого мероприятия, «Какова структура мероприятия?» и «Какие средства следует использовать?»

1 этап подготовительный

Цель этапа: методическая, организационная, информационная, психологическая и финансовая подготовка мероприятия клубного объединения.

Методическая подготовка:

  • Определение проблемы, на решение которой направлено мероприятия клубного объединения;
  • Определение целей и задач мероприятия клубного объединения;
  • Определение целевой группы;
  • Выбор формы проведения мероприятия клубного объединения;
  • Выбор места проведения мероприятия клубного объединения;
  • Разработка технологической карты организации мероприятия клубного объединения;
  • Подготовка        необходимой        атрибутики        мероприятия клубного объединения
  • (футболки, значки, кепки, флажки и т.п.).

Организационная подготовка:

  • Распределение обязанностей: кто за что отвечает

Информационная подготовка:

  • Подготовка и тиражирование информационного продукта мероприятия клубного объединения: буклет, календари, плакаты, транспаранты и т.п.
  • Психологическая подготовка
  • Проведение инструктажа для ведущих и команды исполнителей. Важно, чтобы члены команды знали общий сценарий проведения мероприятия клубного объединения, ответственных каждого ее этапа.

Финансовая подготовка:

  • Составление сметы расходов мероприятия клубного объединения, утверждение и согласование её с организаторами.

2 этап: организационно-практический

Цель этапа: реализация сценария мероприятия.

Работу на этом этапе мы строим на основании выше перечисленных принципов и в соответствии с технологической картой. На данном этапе мероприятия воспитанники вступают в диалог со взрослыми, детьми разного возраста и другими участниками по тематике проведения.

3 этап: аналитический

Цель этапа: подведение итогов мероприятия клубного объединения, определение дальнейших перспектив:

  • составление итогового отчета о проведении мероприятия клубного объединения;
  • составление финансового отчета;
  • подготовка статьи по результатам мероприятия: пост информационное сопровождение;
  • подведение итогов (может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

Как правило мероприятие заканчивается проведением рефлексии в форме беседы, игры «Вопрос - ответ», где дошкольники и педагог может рассказать об его участии в акции, что у него получилось, что вызвало трудности, кто ему помог. Такая форма проведения помогает осознать ребёнку значимость его участия в общественной жизни группы, детского сада, микрорайона и города.

Заключение

Список литературы

  1. Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. Т.12. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 324.
  2. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2004. С.7-8.
  3. Владимиров В.С. Каким быть клубу. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 448.
  4. Гагин В.Н. Интересно ли в Вашем клубе? М.: Юнити, 2004. С. 240.
  5. Караковский В.А., Полукаров В.В. Педагогика коллектива: Книга в газете. Глава седьмая // Учительская газета. 2005. 14 мая. 
  6. Клуб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Куракин А.Т., Лийметс Х.Й., Новикова Л.И. Коллектив и личность школьника. Вып.1. В 2-х ч. Ч.11. Таллин, 2001. С.22-24.
  8. Макаренко А.С.: Пед.соч. В 8-ми т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. С.307-308.
  9. Пинкевич А.П. Педагогика. В 2-х т. Т.2. Школьный возраст. Трудовая школа. М.: Работник просвещения, 1999. С. 116.
  10. Пистрак М.М. Педагогика. М.: Учпедгиз, 1995. С. 369.
  11. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 446.