Родительский уголок

Шилова Юлия Вячеславовна и  Харрасова Натела Викторовна

 

Картотека речевых игр для детей 4 - 7 лет.

Игры на развитие речи для днтей 4 - 7 лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевые игры Для детей от4-7 лет Шилова Ю.В. МАДОУ «ДС № 482 г.Челябинска»

Слайд 2

Учимся играя!! Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходим речевой материал. Если его предлагать в игровой форме, у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Использование таких игр облегчает и ускоряет процесс усвоения изучаемого материала при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, способствует поддержанию интереса и внимания детей, более экономичному использованию учебного времени.

Слайд 3

ОСЕНЬ «Что бывает осенью?» Цель: Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: Сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход. На столе лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

Слайд 4

ОСЕНЬ «Один - много» Цель: Научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: Мяч . Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы

Слайд 5

ОСЕНЬ «Осенние листья» (лото) Цель: Расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. Оборудование: Осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки. Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

Слайд 6

ОВОЩИ «Чудесный мешочек" Цель: Закрепить названия овощей, их цвета. Оборудование: Мешочек , натуральные овощи или муляжи. Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Ребенок по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

Слайд 7

ОВОЩИ «Один - много» Цель: Научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: Мяч . Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».

Слайд 8

ОВОЩИ «Назови ласково» Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: Предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка , лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

Слайд 9

ОВОЩИ «Поваренок» Цель: Активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. Оборудование: Картинки с изображением овощей или натуральные овощи. Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

Слайд 10

ФРУКТЫ «Что в корзинке?» Цель: Познакомить (продолжать знакомить) с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. Оборудование: Корзинка с натуральными фруктами. Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

Слайд 11

ФРУКТЫ «Соберем фрукты в саду» Цель: Закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке. Оборудование: Н атуральные фрукты или муляжи. Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.

Слайд 12

ФРУКТЫ «Назови ласково» (вариант 2) Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: Мяч . Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, А теперь покажи яблочко».

Слайд 13

ФРУКТЫ «Разрезанные картинки ». Цель: Научить составлять целое из двух, четырех частей. Оборудование: Картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и "Груша" (вертикальный разрез), разрезанные на две (четыре) части. Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем ребенок составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку.

Слайд 14

ОВОЩИ , ФРУКТЫ, ЯГОДЫ «Писатель» Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану: Что это? Где растёт? Какой на вкус? Какого цвета? Какой формы? Какой на ощупь? Что из него готовят?

Слайд 15

ОВОЩИ , ФРУКТЫ, ЯГОДЫ «Собираем урожай» На панно «Огород» расставлены овощи. Дети «собирают» овощи, комментирую свои действия: «Я дергаю морковь – это овощ»; «Я копаю картофель»; «Я срываю горох» или педагог помогает: «Что ты срываешь? Горох?».

Слайд 16

ОВОЩИ , ФРУКТЫ, ЯГОДЫ «Повар » Дети делятся на команды. Каждая команда набор картинок с изображением различных продуктов питания (овощи, фрукты, ягоды). У педагога «кастрюлька». Дети кладут в неё только то, что нужно для (супа из овощей, или фруктового супа, сока, компота, салата овощного, фруктового, варенья и т.д.). Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее «приготовит» блюдо.

Слайд 17

ОВОЩИ , ФРУКТЫ, ЯГОДЫ «Магазин » Дети «покупают» в «магазине» у педагога «банки с компотом», вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребёнок говорит: «Я хочу купить фруктовый компот из яблок» и т.д.

Слайд 18

ИГРУШКИ «Чего не стало?» Цель: Упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память. Оборудование: Игрушки . Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

Слайд 19

ИГРУШКИ «Чего не хватает?» Цель: Развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: Картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки (и др.) Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку проговорить и дорисовать недостающую часть.

Слайд 20

ОДЕЖДА , ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ «Кто во что одет?» Цель: Сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме. Оборудование: Картинки с изображением мальчика и девочки. Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т.д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый помогает отвечать на вопросы.

Слайд 21

ОДЕЖДА , ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ «Разложи по полочкам» Для игры используется игрушечный магазин и кукольная одежда. Педагог рассказывает детям, что в магазине кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все лежит на одной полке. Педагог просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам. Образец речи детей: «Я взял кофту. Кофта – это одежда. Я её положу на среднюю полку»; «Я взял туфли. Туфли – это обувь. Я их положу на нижнюю полку».

Слайд 22

ПОСУДА «Помоем посуду» Цель: Расширить словарь по теме, активизировать речь. Оборудование: таз с водой, кукольная посуда. Ход. Взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенка необходимо побудить называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).

Слайд 23

ПОСУДА "Один - много" Цель: научить образовывать существительные множественного числа Оборудование: мяч. Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч: чашка чашки ложка - ложки блюдце - блюдца тарелка тарелки чайник чайники хлебница – хлебницы.

Слайд 24

ПОСУДА "Ложка и стакан" Цель: сформировать понимание некоторых предлогов. Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана. Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку Действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи.

Слайд 25

ПОСУДА «Чего не стало?» Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память. Оборудование: кукольная или настоящая посуда. Ход. Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Ребенок называет исчезнувший предмет. Игра повторяется 3-4 раза.

Слайд 26

ПОСУДА «Из чего сделана посуда» Цель: Образование относительных прилагательных. Проводится с перекидыванием мяча. Педагог называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например: Вилка из металла – металлическая. Стакан из стекла – стеклянный. Ваза из хрусталя – хрустальная. Ложка из дерева – деревянная. Тарелка из пластмассы – пластмассовая. Чашка из фарфора – фарфоровая.

Слайд 27

ПОСУДА «Разложи продукты по своим местам» Цель: Развитие навыков словообразования. Педагог сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Педагог спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селёдку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д. Затем педагог обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.

Слайд 28

МЕБЕЛЬ "Спрячь мячик" Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций. Оборудование: мяч Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.

Слайд 29

МЕБЕЛЬ «Магазин» На столе расставлена кукольная мебель. Дети по очереди выходят к доске и «покупают» для куклы Маши мебель. Комментарии к действиям: «Я куплю в спальню Маше кровать»; «Я куплю в спальню Маше платяной шкаф»; «Я куплю в столовую Маше стол и четыре стула». Затем дети сортируют купленную мебель в зависимости от её назначения. Педагог помогает детям и поясняет, что теперь у Маши есть кухонная мебель, столовая мебель, мебель для детской комнаты, мебель для гостиной.

Слайд 30

ЧЕЛОВЕК «Вспомни, что делает» Цель: Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме. Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы. Ход. Взрослый показывает картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т.д.). Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.

Слайд 31

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ «Помоги маме найти своих детенышей» Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку взрослого животного и спрашивает. Кто ее детеныши? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки, кошки, коровы, лошади и др. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей .

Слайд 32

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ «Назови ласково» Цель: Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша. Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

Слайд 33

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ "Кто где спрятался?" Цель: Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь Оборудование: игрушечная кошечка или собачка. Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?»

Слайд 34

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ «День рождения свиньи» Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое использование существительных в родительном падеже. Педагог рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождение. Она пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове – косточку. Собаке – овес. Кошке – траву и листья. Лошади – молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости. Затем спрашивает, что не понравилось гостям? Что любит корова? Собака? Кошка? Свинья? Лошадь? Образец ответа: «Корова любит траву».

Слайд 35

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ "Кто чем питается?" Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже. Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса и др. Ход: Картинки с изображение пищи животных раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает полным предложением ("Заяц питается капустой").

Слайд 36

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ «Театр» Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме. Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка. Педагог говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы: Какая лиса? (хитрая, проворная). Какой волк? (злой, голодный). Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий). Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.

Слайд 37

ПРОФЕССИИ «Кто что делает?» Педагог показывает детям сюжетные картинки и проговаривает начало предложения, а дети должны закончить словом необходимым по смыслу. Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыболов. Лес рубит … Пчел разводит … Трубы чистит … Землю копает … При знакомстве детей со сложными словами педагог выделяет интонационно каждую значимую часть слова ( рыбо-лов ). Объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально. Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).

Слайд 38

ПРОФЕССИИ «Угадай мою профессию» Цель: Продолжать знакомить детей с атрибутами различных профессий, активизировать речь по теме. Ребёнок отбирает на столе у педагога предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия, которые может выполнить человек этой профессии.

Слайд 39

ТРАНСПОРТ «Где сейчас машина?» Цель: Учить понимать предложные конструкции. Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах. Ход. Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.

Слайд 40

НАСЕКОМЫЕ "Где бабочка?" Цель: Формировать понимание предлогов. Оборудование: бумажная бабочка, искусственный цветок. Ход. Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком и пр ). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

Слайд 41

ПТИЦЫ «Сосчитай воробьев» Цель: Учить согласованию существительного с числительным. Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев. Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

Слайд 42

ПТИЦЫ «Помоги Незнайке» Цель: Активизация глагольной лексики по теме. Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением. Ход. Педагог демонстрирует ребенку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или с помощью взрослого вспоминает слова - действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры на развитие речи Для детей от 5-7 лет Шилова Ю.В. МАДОУ «ДС № 482 г. Челябинска»

Слайд 2

Дидактическая игра «Что у нас получится? Цель : Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных. Игровой Материал: Цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек . Ход игры: На середину стола кладутся прямоугольники цветной стороной вверх (оранжевого, розового, голубого, серого). Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось?» - «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа). Затем раздается детям по 4 карточки

Слайд 3

Дидактическая игра «Чьи это вещи ?» Цель : Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежность вещей для взрослых и для детей. Разъяснить значение обобщенного слова семья. Игровой Материал : картинки с изображением членов семьи: мамы, папы, детей (девочки и мальчика), бабушки и дедушки. Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах – очки, зонтик и т.д.) Ход игры: Показывается 6 карточек с изображением членов семьи. Говорим, что эта семья переехала в новую квартиру и перевезла туда свои вещи и показываем коробку с множеством картинок с предметами быта. Затем показывается картинка с какой-либо вещью, и спрашиваем у детей «чья это вещь?» (этот портфель – Папин )

Слайд 4

Дидактическая игра «Чего не стало?» Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже. Игровой Материал : Карточки с изображением предметов, картонные прямоугольники для закрывания карточек. Ход игры: Педагог раздает детям по 3-4 карточки, которые они раскладывают перед собой в ряд, и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запоминать, что и сколько у вас нарисовано на всех карточках. Я буду закрывать одну из ваших карточек, а вы должны ответить каких и сколько предметов у вас не стало (не стало пяти конфет, не стало на тарелки двух яблок, потому что...).

Слайд 5

Дидактическая игра «Один — Много» Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Игровой материал: Парные картинки, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой несколько таких же предметов. Наборное полотно. Ход игры : Выкладываются парные картинки сначала одна потом вторая (гусенок — гусята).

Слайд 6

Игра «В мире животных и птиц» Цель Расширение и активизация словаря, закрепление основных форм, обозначающих признаки, развитие умения сравнивать предметы, выделяя в них характерные признаки. Оборудование Карточки с изображением животных и птиц. Ход игры Число карточек ограничено по числу и количеству ( н-р только дикие животные средней полосы). Карточки распределяются между игроками по 2 на ребенка. После того как будет прочитано их название ведущий предлагает каждому игроку сравнить имеющиеся у него картинки с изображением животных, Выделив, их общие признаки и различия. Например, один ребенок называет только общие признаки, а другой — отличительные.

Слайд 7

Игра «Узнай по силуэту» Игра «Узнай по силуэту» Цель: Развитие мелкой моторики, расширение и активизация словаря. Оборудование Вырезанные из картона контуры предметов на разные лексические темы. Ход игры Ребенок берет контур, обводит его пальчиком по краю, называет, что это за предмет (стул, молоток и т. д ). для чего этот предмет предназначен. Называет обобщающее слово.

Слайд 8

Игра «Назови лишнее слово» Цель: активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. Описание: Педагог называет слова и предлагает детям назвать лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее, например, • Зима, апрель, весна, лето, осень • Мама, подруга, папа, сын, бабушка • Море, озеро, река, мост, пруд • Круг, квадрат, прямоугольник, карандаш, треугольник.

Слайд 9

Игра «Классификация предметов по картинкам» Цель : Активизация словаря Описание: Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификаций не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например, • Овощи и фрукты (яблоко, морковь, лимон, огурец, груша, капуста) • Домашние и дикие животные (овца, ежик, кошка, собака, зебра, жира фа) • Дикие и домашние птицы (гусь, сова, утка, курица, сорока, дятел) • Посуда и мебель (кастрюля, чашка, стол, стул, шкаф, чайник) • Одежда и обувь (свитер, сапоги, кофта, туфли, ботинки, юбка) • Птицы и насекомые (божья коровка, стрекоза, бабочка, воробей, ласточка, лебедь)

Слайд 10

Игра «Подбери действие» Цель: Совершенствовать грамматический строй речи, учить подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширять словарный запас. Оборудование спец. оборудования не требуется. Ход игры взрослый называет ребёнку слово — предмет и предлагает ему хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит подходящее для него действие. (Собака — бегает, лает, ходит, ест и т.д.). После подбора действия к нескольким предметам, взрослый может назвать любое действие и попросить ребёнка подобрать к нему подходящий предмет (плавает— корабль, утка, лодка, рыба, мальчик и т.д.).

Слайд 11

Игра «Чья у зверя голова?» Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных. Оборудование мяч. Ход игры взрослый бросает ребёнку мяч и говорит: (У вороны голова.... ), а ребёнок возвращая мяч должен сказать: «Воронья» (у собаки голова — собачья, у коровы голова — коровья, у кролика голова — кроличья, у кошки голова — кошачья, у барана голова — баранья, у лошади голова — лошадиная и т.д.)

Слайд 12

Игра «Листья и деревья» Цель: Научить ребёнка образовывать и употреблять относительные прилагательные (название листьев и веток) от существительных (название деревьев), расширить словарный запас, развит память, внимание, мышление. Оборудование предметные картинки, на которых изображены деревья и их листья. Ход игры взрослый раскладывает пред ребёнком картинки, на которых изображены деревья, и просит назвать их. После этого он даёт ребёнку картинки с изображением листьев, которые нужно подобрать к соответствующему дереву. Как только ребёнок справится с заданием, ему нужно предложить правильно назвать их, образуя слова — прилагательные от существительных — название деревьев (Лист берёзы — берёзовый, лист клёна — кленовый, ветка ели - еловая).

Слайд 13

Скажи наоборот (сад – огород) Цель: образование антонимов. Описание: на доске картинки с изображением овощей, фруктов, ягод. - Лимон кислый, а морковь - ... (сладкая) - Морковь твердая, а помидор - ... (мягкий) - Горох маленький, а тыква - ... (большая) - Малина сладкая, а рябина - ... (горькая) - Слива легкая, а кабачок - ... (тяжелый)

Слайд 14

Игра: «Из чего сделано?» Цель: Закрепление в речи детей употребления относительньих прилагательных (слов, обозначающих признаки предметов через отношение этого предмета к другим предметам, а также материалам, действиям и состояниям, пространственным и временным ориентирам) и способов их образования. Описание: взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные» Рукавички из меха — меховые, медвежонок из плюша — плюшевый, стакан из стекла- стеклянный, ваза из хрусталя -хрустальная.

Слайд 15

Игра «Что приготовим» Цель : Образование относительных прилагательных от существительных: Описание: Взрослый задает вопрос: «Что приготовим из..., ребёнок отвечает» Например: Из малины — малиновое варенье Из грибов — грибной Суп, Из клюквы — клюквенный морс Из грибов — грибной соус.

Слайд 16

Игра «Кто кем был?» Цель: Усвоение категории творительного падежа, развитие мышления, расширение словаря. Описание: взрослый называет предмет или животное, а ребенок говорит, кем (чем) был раньше названный объект. Например: медведь — медвежонком, ёжик — ежонком, цыплёнок— яйцом, яблоня — семечком, рубашка - тканью.

Слайд 17

«Кто больше действий назовёт» Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Ход: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например,: - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) - Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

Слайд 18

Игра «Составь новое слово из двух» Цель : Упражнять в образовании сложных слов. Инструкция я буду называть два слова, а ты из них составь одно слово. Например, лед колет — ледокол • Сам катит — (самокат), Сам летает — (самолет) • Бензин возит — (бензовоз), Везде ходит — (вездеход) • На земле — (наземный), Под землей — (подземный) • Железная дорога — .... (железнодорожный) • Быстро ходит (быстроходный) • Легкие крылья — (легкокрылый), Бензин, колонка — ... (бензоколонка)

Слайд 19

Игра «Скажи по-другому» Цель: Учить согласовывать существительные с причастиями. Инструкция: Я скажу словосочетание, а ты скажи его по-другому. Например, самолет взлетает — взлетающий самолет. • Лодка плывет. - (Плывущая лодка) • Машина подъезжает. - (Подъезжающая машина) Пассажир поднимается по трапу. -

Слайд 20

Игра «Подбери слову пару» Цель: Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Инструкция: Я буду называть слово предмет, а ты к нему подбери слово признак. Например, автомобиль (новый, красивый, большой, грузовой, белый, удобный) • Поезд (пассажирский, товарный, скорый) • Машина (легковая, грузовая, новая, пожарная)

Слайд 21

Игра «Есть или нет» Цель: Образование существительных в форме мн. ч. в род. падеже Ход игры Один ребёнок берёт карточку, рассматривает и говорит Кто на ней есть. Другой ребёнок говорит, что у него нет этого предмета, но зато есть то, что изображено у него на картинке и так далее.

Слайд 22

Игра «Что без чего» Цель: Образование и употребление существительных в родительном падеже. Ход игры Перед ребёнком сломанные предметы. Педагог задаёт вопрос: «Что без чего?» Ребёнок отвечает на вопрос. Стол без…(ножки), машина без… (колеса), чашка без… ручки.

Слайд 23

«Чей хвост?» «Чья голова?» «Чьи уши?» Цель: Формирование практических навыков в образовании притяжательных прилагательных. Ход игры: Перед ребенком круги, на одном изображение животных, на другом голова хвосты, уши и т.д. Дети крутят круги двумя руками одновременно определяют и называют, чей это хвост (голова, уши, перья и т.п.) находят это животное.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/deti_mach.pngГотовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. 

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д.), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

http://detskiisad119.ru/files/image/3e13bbc7ab21%20(1).png

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.

Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/211/99211050_5111852_laksiq10____.png



Предварительный просмотр:

https://images.aif.ru/012/862/1ca5e980ea8e457ead194b2db7a9d967.jpg

Все самое ценное полезное для правильного роста и развития наши малыши получают с продуктами питания. В возрасте бурного роста, до 3 лет, питание особенно важно. Однако не все родители знают, что такое правильное витаминное питание.

Важно, чтобы в рационе ребенка были предусмотрены витамины растительного и животного происхождения. В продуктах животного происхождения находятся так называемые жира-растворимые витамины. О них и пойдет речь.

Витамин А

Существует в двух формах: ретинол и каротин, или провитамин А.

Где найти витамин А?

Ретинол – только в животных продуктах (рыбий жир, печень, яйца, молоко).

Источник каротина есть и в растительных продуктах (томатах, моркови, овощах, фруктах и ягодах желтого цвета). Перечисленные продукты лучше употреблять с маслом, сметаной или сливками.

Из каротина в организме образуется ретинол.

Тем не менее треть потребности в витамине А следует удовлетворять за счет продуктов животного происхождения.

Чем ценен витамин А?

Сохраняет зрение, помогает в лечение его расстройств. Он повышает сопротивляемость организма к инфекциям дыхательных путей, а также сокращает длительность других заболеваний.

Поддерживает хорошее состояние кожи и волос. Способствует росту и укреплению костей, здоровому состоянию зубов и десен.

Чем угрожает нехватка витамина?

Дефицит витамина А с большей вероятностью может развиться у детей от года до трех лет. Причина – недостаток этого витамина в пищевом рационе.

Признаки нехватки витамина А

– сухость кожи, покраснения и шелушения;

– повышенная восприимчивость к инфекциям;

– покраснение глаз, ощущение жжения, нарушение сумеречного зрения.

Если врач назначает вашему малышу препарат витамина А, надо точно соблюдать дозировку.

Если вы включите в недельное меню ребенка свежие яйца всмятку, блюда из печени, шпината и моркови, прибегать к добавкам не придется. Не беда, если продукты ребенок будет получать не каждый день, организм обладает способностью создавать небольшие запасы витамина А, которых хватит еще не на один день.

Витамин D

Витамин D – кальциферол или “витамин солнца”.

Даже совсем молоденькие мамы наслышаны об этом витамине и о рахите, который развивается при его недостатке

Где найти витамин D?

Солнечные лучи взаимодействуют с жировыми веществами на коже, способствуя образованию этого витамина, который затем всасывается внутрь.

Богаты кальциферолом и пищевые продукты (рыбий жир, сардины, сельдь, тунец, молоко).

Чем ценен витамин D?

Помогает организму усваивать кальций и фосфор, необходимые для роста и укрепления костей и зубов.

Действуя вместе с витаминами А и С, помогает в профилактике простудных заболеваний.

Чем угрожает нехватка витамина D?

Развитием рахита. Среди его ранних признаков – раздражительность, нарушения сна, потливость кожи на затылке и поредение волос в этой области, разрушение зубов, как бы “размягчение” костей с искривлением ног.

Лучшая профилактика рахита – дневные прогулки, солнечные ванны под тентом. Загрязненный воздух разрушает витамин D.

Кому нужно повышенное количество витамина D?

Городским малышам; детям, которым назначено лечение противосудорожными средствами.

Витамин Е

Состоит из нескольких соединений, которые называются токоферолами.

Где найти витамин Е?

Из животных продуктов это яйца. Из растительных – проростки пшеницы, растительные масла, соевые бобы, брюссельская капуста, брокколи, шпинат, листовая зелень, цельное зерно и злаки. Чтобы витамин Е лучше усваивался, заправьте салат из листовой зелени или суп из шпината сметаной, кашу – маслом, дайте ребенку кусочек зернового хлеба с молоком. Такие продукты включайте в рацион ребенка ежедневно.

Чем угрожает нехватка витамина Е?

Разрушением красных кровяных клеток, развитием некоторых видов анемии (малокровия), ослабление мышечных волокон.

При использовании хлорированной водопроводной воды нужно давать малышу дополнительное количество пищевых продуктов, богатых витамином Е (хлопья из зародышей пшеницы, шпинат, растительные масла).

Витамин К

Это менадион, который образуется в кишечнике с помощью природных бактерий, которые там обитают. При дисбактериозе, когда количество полезных бактерий уменьшается, лучше специально позаботиться о том, чтобы в рационе были источники этого витамина.

Где найти витамин К?

Наиболее богаты менадионом листовые зеленые овощи, но только свежие, а не замороженные. Много витамина К в йогурте, люцерне, яичном желтке, соевом масле, рыбьем жире.

Чем ценен витамин К?

Способствует поддержанию нормальной свертываемости крови. Помогает предупредить кровотечения, особенно носовые.

Чем угрожает нехватка витамина К?

Следствием недостатка витамина может быть сильное расстройство желудка. Народная медицина издавна применяла при любых поносах отвар кашки или корневища конского щавеля, произрастающего в средней полосе повсеместно. Отвар их соцветий содержит, кроме вяжущего вещества компоненты, губительно действующие на болезнетворные организмы, еще и витамин К.

Риск развития дефицита витамина К возникает, если малыша пришлось длительно лечить антибиотиками. В обычных условиях дефицит этого витамина – большая редкость.

Витамин F

Это насыщенные жирные кислоты (НЖК), которые жизненно необходимы вашему малышу. Главная из них – линолевая.

Где найти витамин F?

В грудном молоке. Его добавляют и в детские молочные смеси.

Также источниками этих витаминов могут служить растительные масла: из завязи пшеницы, льняное, соевое, подсолнечное, арахисовое. Богаты витамином семена подсолнечника, миндаль и арахис.

Дошкольнику вполне достаточно одной чайной ложки растительного масла в день. Очень полезно также добавлять дробленые орешки и семечки в кашу, пудинги и другие блюда.

Чем ценен витамин F?

Обеспечивает здоровое состояние кожи и волос.

Благотворно влияет на формирование и активность желез внутренней секреции. Облегчает доступ кальция к клеткам организма.

Чем угрожает нехватка НДК

Ранние признаки дефицита незаменимых жирных кислот – это образование желтых жирных чешуек на коже волосистой части головы, ломкость и сухость волос.

        Тема питания детей всегда актуальна: известно, что именно в детстве закладывается не только здоровье, но также и основные пищевые привычки. Здоровое питание для детей – это сбалансированное меню, содержащее все необходимое с точки зрения докторов и самого детского организма. Не обойтись и без внешней стороны: вкусные, разнообразные, интересные блюда для привлечения внимания, ознакомления с возможными пищевыми сочетаниями составят основу системы, которая в будущем принесет огромную пользу ребенку.