Региональный компонент

Бабаева Гюлляр Седретдиновна

Предварительный просмотр:

Загадки

1. Сам белый, а за собой головню тянет. (горностай)

2. Костяноголовый червь головой крутит. (тынзян)

3. Белая лошадь в щель двери смотрит. (луна)

4. Стоит на одной ножке в оранжевой ягушке. (морошка)

5. В одно отверстие залетает, а из трёх выходит. (малица)

6. Солнце не видит, ветер не слышит. (сердцевина дерева)

7. Каждый год на одном и том же месте вырастают. (оленьи рога)

8. На дне реки деревянный пузырь стоит. (морда)

9. Всю жизнь позже всех ложится, и раньше всех встаёт. (полярная звезда)

10. Красный конь, чёрный пень облизывает. (огонь и котёл)

11. По реке острова плывут. (суда)

12. Сам под водой, а на хребте носит лес. (ёрш)

13. Четверо одну шапку держат. (стол)

14. Быстрее всех побывает где надо. (мысль)

15. В чум заходит белый, а выходит невидимкой. (холодный воздух)

16. Посреди земли суковатое дерево лежит. (Обь)

17. Без корней, а на земле растёт. (камень)

18. Сам он беспомощен, люди его одевают и раздевают, но он людей согревают. (чум)

19. На берегу караульный человек. (купец)

20. Посредине земли пояс с тяжёлыми пуговицами лежит. (Уральские горы)

21. Хрустальные хребты по дну Оби ходят. (осетры)

22. С вершины лиственницы каменный идол глядит. (глухарь)

23. Серебряная луна в воде плавает. (нельма)

24. Рыжие лисята по небу ходят. (звёзды)

25. В меховых штанах мужчина в бору бродит. (медведь)

26. Вверх по дереву красная лисица бежит. (огонь)

27. На дереве рукавицы висят. (шишки)

28. Пока отец подпоясывался, сын до неба добрался. (огонь и дым)

29. Встанет - скамейка, ляжет клубком. (собака)

30. Где лиса резвилась там трава и лес не растут. (гарь – выжженный огнём бор)

31. Один мужчина идёт, а двое над ним смеются. (человек на лыжах)

32. У обского берега мшистый холм. (баржа)

33. На конце вожжей обучается заузданный конь. (веретено)

34. Через дырочку в железе прыгает бык. (жильная нитка с иглой)

35. Один глаз для многих людей. (окно)

36. Летом шубы одевает и мёрзнет, а зимой хоть и голый не мёрзнет. (рога оленя)

37. На берегу Оби стоит белый корешок травы покрытый инеем. (шея лебедя)

38. Один конец белого платка расстилается, другой конец собирается. (белая ночь и день)

39. Шумливая женщина с конца горы. (кукушка)

40. Одна половина – лес, другая половина – Урал. (невод)

41. Месяц капель и сосулек. (март)

42. День идёшь, ночь идёшь, а конца не найдёшь. (земля)

43. Когда дерево становится деревом, а человек человеком? (когда дерево плодоносит, а человек видит)

44. Хорошего коня на длинной верёвке обучают. (катающийся клубок ниток)

45. Сколько не мотай ниток, а нитки не кончаются. (дорога)

46. Где стояла резвая лошадь, трава не растёт, степь не цветёт. (костёр)

47. Всадник в пушистой шубе на богатырском коне по ветвям скачет. (белка)

48. У всех одна радость. (жизнь)

49. Соболиные два океана, звериные два океана одинаковой длины и одинаковой ширины. (земля и небо)

50. Сильнее медведя, слабее самого себя. (человек)

51. Сам мал, а сильных ловит. (капкан)

52. Незаметно приходит, любого может уложить. (сон)

53. Встают на дыбы и тут же падают. (волны)

54. Железные глухари день и ночь поют. (буровые)

55. Синяя птица в реки глядит, в озёра глядит, вечером спать на землю садится. (вертолёт)

56. Крылатый конь, подземный конь в небо просится. (газ)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Хантыйские игры

Ловля оленей

(С метанием и ловлей)

Цель: Развивать меткость, умение метать в горизонтальную цель.

Оборудование: Мел, чучело оленя/силуэт оленьей головы, кольца – по количеству детей.

Ход игры:

На площадке ставится чучело оленя или оленья голова с рогами.

На расстоянии – 2 метра вокруг него проводится черта. Оленеводы располагаются по кругу. По команде они накидывают на рога оленя веревочную петлю (кольцо). Дети могут накидывать петлю по двое одновременно.

Кто набросит петлю, тот считается поймавшим оленя.

Указания: Набрасывать петлю можно только по сигналу.

Отбивка оленей

(С метанием и ловлей)

Цель: Развивать глазомер, умение метать в движущуюся цель.

Оборудование: Мел, мячи резиновые – 2 шт.

Ход игры:

Группа детей – оленей находится внутри очерченного на полу или на площадке круга. Два пастуха стоят за кругом напротив друг друга. По команде «Раз, два,

три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают

от них на противоположную сторону. Олень, в которого попали, считается отбитым. После 5 –6 повторов каждый пастух подсчитывает отбитых им оленей.

Указания: Отбивать оленей можно строго по команде. Стараться попасть в ноги.

Хейро

С бегом)

Цель: Развивать ловкость при беге, умение координировать свои движения.

Оборудование: Маска солнца

Ход игры: (

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шаг

говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает

руки в стороны). Солнце старается заляпать игроков.

Указания: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки

(С бегом)

Цель: Развивать быстроту бега, умение согласовывать свои действия с действиями других.

Оборудование: шнуры – 2 шт. / мел.

Ход игры:

На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки,

третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.

Указания: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

Олени и пастухи

(С метанием)

Цель: Развивать глазомер, умение метать в движущуюся цель.

Оборудование: атрибуты, имитирующие оленьи рога, длинная веревка –

маут или мячи.

Ход игры:

Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки – олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Указания: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Куропатки и охотники

(С лазаньем и ползанием)

Цель: Развивать умение координировать движения рук и ног, быстроту

реакции.

Оборудование: Гимнастическая стенка, мячи – по количеству охотников.

Ход игры:

Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки летают.

Указания: Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающим.

Ручейки и озера

(С бегом)

Цель: Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других игроков, умение двигаться в колонне друг за другом.

Ход игры:

Игроки стоят в 5 –7 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают

те дети, которые быстрее построят круг.

Указания: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.

Строиться в круг можно только по сигналу.

Рыбаки и рыбки

(С бегом)

Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции, умение бегать врассыпную.

Оборудование: Шнур / мел.

Ход игры:

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети – рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети – рыбаки ловят их.

Указания: Ловить детей – рыбок можно только в кругу. Рыбки должны

забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Бег в снегоступах.

(Эстафета)

Цель: Развивать быстроту бега, умение действовать в команде.

Оборудование: Снегоступы – по количеству команд, ориентиры.

Ход игры:

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущий каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Указания: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Важенка и оленята

(С бегом)

Цель: Развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Оборудование: Обруч / мел, маска волка.

Ход игры:

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

  • Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины –

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Указания: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Хантыйская игра

Оленьи упряжки

(С бегом)

Цель: Развивать быстроту бега, ловкость, умение детей действовать сообща.

Оборудование: ориентиры.

Ход игры:

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок – каюр ловит своего оленя.

Вариант игры. Две – три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки».

Указания: Преодолевая препятствие, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.