Главные вкладки

    Приобщение детей к культурному наследию родного края

    Мазур Татьяна Сергеевна

    Приобщение к культуре - это процесс , в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.

     

    image

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл «Организация мини – музея в детском саду». 174.24 КБ
    Package icon музей2.15 МБ
    Package icon музей2.84 МБ
    Package icon музей1.7 МБ
    Package icon музей1.65 МБ
    Package icon muzey_-_5_chast.zip938.8 КБ

    Предварительный просмотр:

         

                                                   Департамент Образования г. Братск

                Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                                  «Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

                                                                      «Солнечный город»

                                        МАСТЕР – КЛАСС

            « Организация мини – музея

                                                          в детском саду »

                                                         Подготовил:

                                                                                                        Мазур Т.С.

                                                                                                        II кв. категория

                                                         Братск 2012 г.

                              Программа  МАСТЕР -КЛАССА

                              воспитателя МБДОУ «ЦРР –ДС№9»

    Мазур Татьяны Сергеевны, второй квалификационной категории

    по теме: «Организация мини – музея в детском саду»

    Этапы

    Задачи

    Приемы ведения

    1 шаг

    Презентация педагогического опыта

    1. Актуальность проблемы.
    2. Обоснование основных идей, технологий(формы, методы, средства, приемы обучения и воспитания), авторских находок и идей.
    3. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогических технологий.
    4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.

    Сообщение

    Презентация опыта

    Презентация фотоматериалов

    2 шаг

    Представления системы занятий

    1. Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии.
    2. Определение основных приемов работы

    Презентация

    3 шаг

    Имитационная игра

    1. Демонстрация приемов эффективной работы.

    Игра со слушателями

    4 шаг

    Моделирование

    Организация самостоятельной деятельности.

    1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме работы мастера.
    2. Защита авторских моделей урока.

    5 шаг

    Рефлексия

    Результаты совместной деятельности.

    Дискуссия.

             «Организация мини – музея в детском саду».

    1 шаг

    Презентация педагогического опыта

    «Если ребёнок родился и рос

    На родной стороне, среди белых берёз.

    Слышал русские песни, колядки справляя

    С светлым праздником Пасхи родных поздравляя.

    Был воспитан в труде, милосердье, добре,

    В уважении к старшим, родным на Земле

    Эту заповедь предков в душе сбережёт,

    Только радость и счастье с собой принесёт» 

     В. Л. Аникин «К мудрости ступенька»

    Современный дошкольник получает огромное количество информации из окружающего  мира, которая часто не несет в себе полезного зерна знаний, положительных эмоций, ярких впечатлений.   Проживая в нашем Сибирском крае,  дети зачастую имеют  недостаточно информации о самобытной культуре  этнических групп, проживающих  здесь.  А ведь это – собственная  богатая культура, обычаи, традиции, предания, бережно  хранимые  предметы быта, одежды, передающиеся из поколения в поколение  легенды, произведения литературы и искусства, праздники. Одна из актуальных проблем – это сохранение национального богатства.

    Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего   народа.                                                                                                                        Поэтому для расширения знаний воспитанников о жизни людей, населяющих наш северный  край,  обогащение  детского сознания яркими  впечатлениями, эмоциональными переживаниями, оставляющими глубокий след в памяти воспитанников, мною был создан мини-музей «Сибирячок».

    Грамотно выстроить свою работу мне помогли:  методические разработки «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ   РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

    Изучив имеющуюся по данной теме литературу, составила перспективный план на средний - подготовительный дошкольный возраст детей. Где постаралась подобрать наиболее интересные материалы,  с учетом дидактических целей и возраста детей. Что в свою очередь и  подтолкнуло меня задуматься над созданием предметно -  развивающей среды, отвечающей всем требованиям мини - музея и поставленными  учебными задачами. Особенностью своего мини – музея считаю то, что многие экспонаты создала своими руками, очень пригодились навыки рукоделия.  Благодаря этому наш мини – музей стал не только насыщен интересными экспонатами, но и несет в себе очень важные педагогические функции.  Он  является частью образовательного пространства детского сада, и тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к культуре родного края, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. Во время занимательных дел и экскурсий, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

    2 шаг

    Представление системы занятий

    На базе музея проходят занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изо деятельностью, музыкой. Выстраивать гармонично работу помогает тематический план, основанный на «Народном календаре», и насыщенный разнообразными методами и приемами.

    При его составлении и подборке дидактического материала учитывала

    - возрастные особенности детей

    -степень сформированности знаний и навыков

    - диагностический прогноз

    - методы и формы организации

     В настоящее время большая роль отводится нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому в свете новых педагогических задач и основных педагогических технологий  наш мини-музей может, и будет развиваться и дальше, способствуя формированию у детей личностной культуры.                                                                                                                                         На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря новой системе работы нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Разнообразные формы работы помогли достигнуть хороших результатов:

    Диагностика за 2009 -2012 уч. год.

    Диагностика, Наблюдается динамика по всем критериям.

    Наш музей еще совсем молод, хотя и отражает то,  что уже было очень давно. Много интересных идей и задумок впереди, и одна из них это разработка собственной программы.

    Большую роль я отвожу работе с семьей. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают традиции и обычаи, поют народные песни и колыбельные, играют с детьми.

    «Масленица», «День домового», «Праздник осени», «Народные игры», «В гостях у сказки», «Мы - богатыри», «Вечер с Бабушкой-Загадушкой» - это лишь малая часть всех праздников, проведенных за существования музея. К части этих праздников были оформлены тематические выставки, включающие работы детей, а также работы, выполненные детьми совместно с родителями.

    В ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей на базе мини-музея возникали совместные проекты: «Моя семья», «Мой семейный альбом», «Моя родословная». Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению воспитателей, родителей и детей. Что сформировало положительное отношение друг к другу. Кроме того у родителей и детей зародился устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам. Многие стали посещать настоящие музеи, о чем дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям.

    Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью, гражданином и патриотом своей страны, именно она может представлять собой конструктивную альтернативу традиционной организации образовательного процесса дошкольного учреждения.

    3 шаг

    Имитационная игра

    Береги землю родимую, как мать  любимую…Учит нас мудрая пословица. Наши предки уважали и почитали мир, в котором жили, и это очень ярко отражалось в разнообразных фольклорных формах, с которыми я знакомлю своих детей. С одной из них, я хочу вас сегодня познакомить, это обрядовая – хороводная песня «Земелюшка – чернозем». Представьте себя детьми старшего – подготовительного возраста….

    4 шаг

    Моделирование

    А сейчас попробуйте самостоятельно смоделировать некоторые  из форм работы  в мини – музее: игру – драматизацию и  ручной труд, используя представленный материал.

    Ваша задача:

    - искупать малыша (средний возраст)

    - накормить, отмечая пользу предлагаемого блюда(старший возраст)

    - презентовать самодельную  игрушку (подготовительный возраст)

    Желаю успехов!

    5 шаг

    Рефлексия

    Уважаемые коллеги, оцените представленную вам систему работы и наше сотрудничество, используя цветовые символы. Помните, что зеленый цвет выразит ваше удовлетворение.



    Подписи к слайдам:

    Береги
    землю родимую, как
    мать
    любимую…
    На первом констатирующем этапе

    подготовила
    необходимый материал: план, конспекты дидактические игры, предметы быта.
    «Если ребёнок родился и рос
    На родной стороне, среди белых берёз.
    Слышал русские песни, колядки справляя
    С светлым праздником Пасхи родных поздравляя.
    Был воспитан в труде, милосердье, добре,
    В уважении к старшим, родным на Земле
    Эту заповедь предков в душе сбережёт,
    Только радость и счастье с собой принесёт»


    В.Л.Аникин
    «К мудрости ступенька»
    Картотеки:
    Экспонаты мини – музея:
    Литература:
    П./игры, пальчиковые, пословицы, поговорки, частушки, загадки, скороговорки, модели.
    Макеты, образцы народных
    промыслов, разнообразные театры
    Методическая, художественная
    Создание условий:

    Мастер - класс
    « Организация мини – музея в
    детском саду »

    Мазур
    Татьяна Сергеевна,
    воспитатель,
    2 квалификационная категория
    Департамент
    Образования г. Братск


    Муниципальное Бюджетное Дошкольное

    Образовательное
    Учреждение

    «
    Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

    «
    Солнечный город»
    Творческая студия

    «Сибирячок»
    -
    средний
    - старший
    - подготовительный
    возраст
    Конкурс
    «Воспитатель года – 2012»

    Муниципальное дошкольное
    образовательное учреждение
    "Центр развития ребёнка –
    детский сад № 9"
    Департамента образования администрации г. Братска
    Актуальность:
    Музей
    – эффективное средство познания системы ценностей,

    традиций, которые передаются из поколения в поколение.
    Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной
    работы
    с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их
    культурное
    значение и рукотворность,
    С
    тановится незаменимым помощником
    в изучении культуры своего
    народа
    В
    оспитывает патриотические
    чувства и творчество.
     
    -


    Подписи к слайдам:

    Создание условий:
    Картотека игр для девочек
    Картотека и
    гр для
    мальчиков

    Картотеки

    Картотека считалок
    Картотека поговорок
    Картотека
    пословиц
    Картотека загадок
    Картотека
    чистоговорок
    Картотека
    п
    одвижных игр
    Педагогические функции
    мини –музея «
    Сибирячок
    »
    Образовательная
    Развитие зрительно- слухового восприятия, усвоение информации;
    Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы , стимулирующих интерес к искусству;
    Развивающая
    Активация мышления;
    Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
    Обогащение словарного запаса;
    Просветительская
    Формирование умений , навыков;
    Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации
    ;
    Воспитательная
    Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
    Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
    Тише, тише, не шумите!
    Нашу
    сказку не спугните.
    Здесь
    бывают чудеса
    Где
    же прячется она?


    Подписи к слайдам:

    Задачи:
    Образовательная
    :
    Знакомство детей с фольклором Сибири, показать разнообразие его форм.
    Воспитательная:
    Воспитывать интерес и любовь к истории, традициям и природе родного края.
    Развивающая:
    Развивать у детей эстетические, художественные и эмоциональные чувства.

    В воскресный день с сестрой моей
    Мы вышли со двора.
    - Я поведу тебя в музей! -
    Сказала мне сестра.


    С.Михалков
    Ц
    ель
    : Приобщение детей к культуре и
    истории родного края.

    Формы работы в мини – музее:
    занимательные дела
    посиделки
    в
    стречи с интересными людьми
    в
    ыставки детских работ по ИЗО деятельности и ручному труду
    экскурсии
    и
    гры драматизации
    Фольклорный праздник
    Технология индивидуального
    обучения
    и развития
    Основные
    педагогические
    технологии
    Проектная технология
    - ребёнок находит самостоятельное решение «проблемы».
    Технология педагогической поддержки
    - обучение сотрудничеству.
    Здоровьесберегающая
    технология
    включает:

    арттерапия
    («лечение» музыкой и танцами),

    сказкотерапия
    ,
    - арт-фантазия и др.
    Технология
    интегрированного обучения
    в основе лежат интегрированные занятия, раскрывающие содержание через синтез искусств.
    Социо
    – игровые технологии

    Структура плана:
    «Народный календарь»
    Осень
    Зима
    Весна
    Лето
    Сентябрь
    Декабрь
    Март
    Июнь
    блоки
    разделы
    основа


    Подписи к слайдам:

    В воскресный день с сестрой моей
    Мы вышли со двора.
    - Я поведу тебя в музей! -
    Сказала мне сестра.


    С.Михалков


    Подписи к слайдам:

    Шире круг, шире круг.
    Дайте
    круг пошире!
    Не
    одна иду плясать
    Нас
    идет четыре!