Приобщение детей к культурному наследию родного края

Мазур Татьяна Сергеевна

Приобщение к культуре - это процесс , в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Организация мини – музея в детском саду». 174.24 КБ
Package icon музей2.15 МБ
Package icon музей2.84 МБ
Package icon музей1.7 МБ
Package icon музей1.65 МБ
Package icon muzey_-_5_chast.zip938.8 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                               Департамент Образования г. Братск

            Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                              «Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

                                                                  «Солнечный город»

                                    МАСТЕР – КЛАСС

        « Организация мини – музея

                                                      в детском саду »

                                                     Подготовил:

                                                                                                    Мазур Т.С.

                                                                                                    II кв. категория

                                                     Братск 2012 г.

                          Программа  МАСТЕР -КЛАССА

                          воспитателя МБДОУ «ЦРР –ДС№9»

Мазур Татьяны Сергеевны, второй квалификационной категории

по теме: «Организация мини – музея в детском саду»

Этапы

Задачи

Приемы ведения

1 шаг

Презентация педагогического опыта

  1. Актуальность проблемы.
  2. Обоснование основных идей, технологий(формы, методы, средства, приемы обучения и воспитания), авторских находок и идей.
  3. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогических технологий.
  4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.

Сообщение

Презентация опыта

Презентация фотоматериалов

2 шаг

Представления системы занятий

  1. Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии.
  2. Определение основных приемов работы

Презентация

3 шаг

Имитационная игра

  1. Демонстрация приемов эффективной работы.

Игра со слушателями

4 шаг

Моделирование

Организация самостоятельной деятельности.

  1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме работы мастера.
  2. Защита авторских моделей урока.

5 шаг

Рефлексия

Результаты совместной деятельности.

Дискуссия.

         «Организация мини – музея в детском саду».

1 шаг

Презентация педагогического опыта

«Если ребёнок родился и рос

На родной стороне, среди белых берёз.

Слышал русские песни, колядки справляя

С светлым праздником Пасхи родных поздравляя.

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным на Земле

Эту заповедь предков в душе сбережёт,

Только радость и счастье с собой принесёт» 

 В. Л. Аникин «К мудрости ступенька»

Современный дошкольник получает огромное количество информации из окружающего  мира, которая часто не несет в себе полезного зерна знаний, положительных эмоций, ярких впечатлений.   Проживая в нашем Сибирском крае,  дети зачастую имеют  недостаточно информации о самобытной культуре  этнических групп, проживающих  здесь.  А ведь это – собственная  богатая культура, обычаи, традиции, предания, бережно  хранимые  предметы быта, одежды, передающиеся из поколения в поколение  легенды, произведения литературы и искусства, праздники. Одна из актуальных проблем – это сохранение национального богатства.

Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего   народа.                                                                                                                        Поэтому для расширения знаний воспитанников о жизни людей, населяющих наш северный  край,  обогащение  детского сознания яркими  впечатлениями, эмоциональными переживаниями, оставляющими глубокий след в памяти воспитанников, мною был создан мини-музей «Сибирячок».

Грамотно выстроить свою работу мне помогли:  методические разработки «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ   РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Изучив имеющуюся по данной теме литературу, составила перспективный план на средний - подготовительный дошкольный возраст детей. Где постаралась подобрать наиболее интересные материалы,  с учетом дидактических целей и возраста детей. Что в свою очередь и  подтолкнуло меня задуматься над созданием предметно -  развивающей среды, отвечающей всем требованиям мини - музея и поставленными  учебными задачами. Особенностью своего мини – музея считаю то, что многие экспонаты создала своими руками, очень пригодились навыки рукоделия.  Благодаря этому наш мини – музей стал не только насыщен интересными экспонатами, но и несет в себе очень важные педагогические функции.  Он  является частью образовательного пространства детского сада, и тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к культуре родного края, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. Во время занимательных дел и экскурсий, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

2 шаг

Представление системы занятий

На базе музея проходят занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изо деятельностью, музыкой. Выстраивать гармонично работу помогает тематический план, основанный на «Народном календаре», и насыщенный разнообразными методами и приемами.

При его составлении и подборке дидактического материала учитывала

- возрастные особенности детей

-степень сформированности знаний и навыков

- диагностический прогноз

- методы и формы организации

 В настоящее время большая роль отводится нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому в свете новых педагогических задач и основных педагогических технологий  наш мини-музей может, и будет развиваться и дальше, способствуя формированию у детей личностной культуры.                                                                                                                                         На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря новой системе работы нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Разнообразные формы работы помогли достигнуть хороших результатов:

Диагностика за 2009 -2012 уч. год.

Диагностика, Наблюдается динамика по всем критериям.

Наш музей еще совсем молод, хотя и отражает то,  что уже было очень давно. Много интересных идей и задумок впереди, и одна из них это разработка собственной программы.

Большую роль я отвожу работе с семьей. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают традиции и обычаи, поют народные песни и колыбельные, играют с детьми.

«Масленица», «День домового», «Праздник осени», «Народные игры», «В гостях у сказки», «Мы - богатыри», «Вечер с Бабушкой-Загадушкой» - это лишь малая часть всех праздников, проведенных за существования музея. К части этих праздников были оформлены тематические выставки, включающие работы детей, а также работы, выполненные детьми совместно с родителями.

В ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей на базе мини-музея возникали совместные проекты: «Моя семья», «Мой семейный альбом», «Моя родословная». Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению воспитателей, родителей и детей. Что сформировало положительное отношение друг к другу. Кроме того у родителей и детей зародился устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам. Многие стали посещать настоящие музеи, о чем дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям.

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью, гражданином и патриотом своей страны, именно она может представлять собой конструктивную альтернативу традиционной организации образовательного процесса дошкольного учреждения.

3 шаг

Имитационная игра

Береги землю родимую, как мать  любимую…Учит нас мудрая пословица. Наши предки уважали и почитали мир, в котором жили, и это очень ярко отражалось в разнообразных фольклорных формах, с которыми я знакомлю своих детей. С одной из них, я хочу вас сегодня познакомить, это обрядовая – хороводная песня «Земелюшка – чернозем». Представьте себя детьми старшего – подготовительного возраста….

4 шаг

Моделирование

А сейчас попробуйте самостоятельно смоделировать некоторые  из форм работы  в мини – музее: игру – драматизацию и  ручной труд, используя представленный материал.

Ваша задача:

- искупать малыша (средний возраст)

- накормить, отмечая пользу предлагаемого блюда(старший возраст)

- презентовать самодельную  игрушку (подготовительный возраст)

Желаю успехов!

5 шаг

Рефлексия

Уважаемые коллеги, оцените представленную вам систему работы и наше сотрудничество, используя цветовые символы. Помните, что зеленый цвет выразит ваше удовлетворение.



Подписи к слайдам:

Береги
землю родимую, как
мать
любимую…
На первом констатирующем этапе

подготовила
необходимый материал: план, конспекты дидактические игры, предметы быта.
«Если ребёнок родился и рос
На родной стороне, среди белых берёз.
Слышал русские песни, колядки справляя
С светлым праздником Пасхи родных поздравляя.
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным на Земле
Эту заповедь предков в душе сбережёт,
Только радость и счастье с собой принесёт»


В.Л.Аникин
«К мудрости ступенька»
Картотеки:
Экспонаты мини – музея:
Литература:
П./игры, пальчиковые, пословицы, поговорки, частушки, загадки, скороговорки, модели.
Макеты, образцы народных
промыслов, разнообразные театры
Методическая, художественная
Создание условий:

Мастер - класс
« Организация мини – музея в
детском саду »

Мазур
Татьяна Сергеевна,
воспитатель,
2 квалификационная категория
Департамент
Образования г. Братск


Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Образовательное
Учреждение

«
Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

«
Солнечный город»
Творческая студия

«Сибирячок»
-
средний
- старший
- подготовительный
возраст
Конкурс
«Воспитатель года – 2012»

Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка –
детский сад № 9"
Департамента образования администрации г. Братска
Актуальность:
Музей
– эффективное средство познания системы ценностей,

традиций, которые передаются из поколения в поколение.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной
работы
с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их
культурное
значение и рукотворность,
С
тановится незаменимым помощником
в изучении культуры своего
народа
В
оспитывает патриотические
чувства и творчество.
 
-


Подписи к слайдам:

Создание условий:
Картотека игр для девочек
Картотека и
гр для
мальчиков

Картотеки

Картотека считалок
Картотека поговорок
Картотека
пословиц
Картотека загадок
Картотека
чистоговорок
Картотека
п
одвижных игр
Педагогические функции
мини –музея «
Сибирячок
»
Образовательная
Развитие зрительно- слухового восприятия, усвоение информации;
Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы , стимулирующих интерес к искусству;
Развивающая
Активация мышления;
Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
Обогащение словарного запаса;
Просветительская
Формирование умений , навыков;
Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации
;
Воспитательная
Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
Тише, тише, не шумите!
Нашу
сказку не спугните.
Здесь
бывают чудеса
Где
же прячется она?


Подписи к слайдам:

Задачи:
Образовательная
:
Знакомство детей с фольклором Сибири, показать разнообразие его форм.
Воспитательная:
Воспитывать интерес и любовь к истории, традициям и природе родного края.
Развивающая:
Развивать у детей эстетические, художественные и эмоциональные чувства.

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.


С.Михалков
Ц
ель
: Приобщение детей к культуре и
истории родного края.

Формы работы в мини – музее:
занимательные дела
посиделки
в
стречи с интересными людьми
в
ыставки детских работ по ИЗО деятельности и ручному труду
экскурсии
и
гры драматизации
Фольклорный праздник
Технология индивидуального
обучения
и развития
Основные
педагогические
технологии
Проектная технология
- ребёнок находит самостоятельное решение «проблемы».
Технология педагогической поддержки
- обучение сотрудничеству.
Здоровьесберегающая
технология
включает:

арттерапия
(«лечение» музыкой и танцами),

сказкотерапия
,
- арт-фантазия и др.
Технология
интегрированного обучения
в основе лежат интегрированные занятия, раскрывающие содержание через синтез искусств.
Социо
– игровые технологии

Структура плана:
«Народный календарь»
Осень
Зима
Весна
Лето
Сентябрь
Декабрь
Март
Июнь
блоки
разделы
основа


Подписи к слайдам:

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.


С.Михалков


Подписи к слайдам:

Шире круг, шире круг.
Дайте
круг пошире!
Не
одна иду плясать
Нас
идет четыре!