Методическая копилка

Панарина Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гаметогенез

Слайд 2

Овогенез – развитие яйцеклеток Сперматогенез – развитие сперматозоидов Гаметогенез Процесс образования и развития половых клеток Гаметогенез

Слайд 3

Размножение Рост Созревание Формирование Овогенез Сперматогенез Стадии гаметогенеза

Слайд 4

Овогенез

Слайд 5

В оогенной зоне происходит митоз Начинается во время развития плода Образуются оогонии – 2 n 2c Фаза размножения

Слайд 6

Оогонии усиленно растут Проходит интерфаза и образуется ооцит I порядка – 2 n 4 c Ооциты I входят в мейоз I. К моменту рождения женского плода прекращается созревание первичных ооцитов до овуляции Фаза роста

Слайд 7

Мейоз I завершается только к моменту овуляции, и в результате образуются ооцит II – 1 n 2 c и полярное тельце Фаза созревания

Слайд 8

Ооцит I I вступает в мейоз II, который завершается после оплодотворения. В результате мейоза II образуется еще одно полярное тельце, а оплодотворенная зрелая яйцеклетка образует зиготу Фаза созревания

Слайд 9

Из ооцитов образуется одна полноценная яйцеклетка (1 n 1 c ) и три полярных тельца, которые в размножении не участвуют. Благодаря этому в женской гамете концентрируется максимальное количество питательного материала – желтка Фаза созревания

Слайд 10

Спермато генез

Слайд 11

Начинается при половом созревании Происходит м итоз Образуются с перматогонии – 2 n 2c Фаза размножения

Слайд 12

Сперматогонии растут Происходит интерфаза и образуются сперматоцит I порядка – 2 n 4 c Фаза роста

Слайд 13

Происходит мейоз I и образуются сперматоциты II порядка – 1 n 2 c Происходит мейоз II и образуются сперматиды – 1 n 1 c Фаза созреван ия

Слайд 14

Все гаплоидные клетки становятся сперматозоидами Фаза формиро ван ия

Слайд 15

Аппарат Гольджи перемещается к одному из полюсов ядра и образует акросому . Центриоли занимают место у противоположного полюса ядра. У основания жгутика в виде спирального чехла концентрируются митохондрии. Почти вся цитоплазма сперматиды отторгается. Сперматогенез

Слайд 17

1. Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?

Слайд 18

2 . Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?

Слайд 19

Что происходит в зоне размножения при сперматогенезе? Диплоидные клетки многократно делятся митозом. Их называют сперматогонии. Набор хромосом 2 n . Что происходит в зоне роста и созревания при сперматогенезе? В зоне роста – накопление питательных веществ, рост и репликация ДНК, в зоне созревания – мейоз. Какой набор хромосом и ДНК после первого и второго деления мейоза? После первого n2c , после второго nc . Что такое сперматогонии? Сперматоциты 1-го и сперматоциты 2-го порядка? Сперматогонии – предшественники гамет в зоне размножения, сперматоциты 1-го порядка – клетки, вступающие в первое деление мейоза, сперматоциты 2-го порядка – клетки, вступающие во второе деление мейоза. Каковы функции клеток Сертоли? Обеспечивают механическую защиту, опору и питание развивающихся гамет. Каковы функции Лейдиговых клеток? Образуют мужские половые гормоны. Что такое акросома? Видоизмененный комплекс Гольджи в головке сперматозоида. Содержит ферменты, необходимые для растворения оболочек яйцеклетки. Подведем итоги:

Слайд 20

Когда происходит деление овогоний у человека (в зоне размножения)? Еще до рождения, начиная с трехмесячного возраста плода. На какой стадии останавливается деление овоцита первого порядка? Овоциты 1-го порядка вступают в профазу I, которая останавливается на стадии диплотены. Что образуется из овоцита первого порядка после первого деления созревания? Овоцит второго порядка и первое полярное тельце. На какой стадии происходит овуляция овоцита второго порядка? На стадии метафазы - 2. Когда завершается второе деление мейоза? После проникновения сперматозоида делится первое полярное тельце и заканчивается деление овоцита второго порядка. Что образуется в результате двух делений мейоза из овоцита? Яйцеклетка и три полярных тельца. Каков смысл таких неравномерных делений? Сохранение питательных веществ у одной клетки - яйцеклетки. Какие оболочки различают в яйцеклетке? Блестящую и лучистую. Подведем итоги:

Слайд 21

У каких животных алецитальные яйцеклетки? У млекопитающих. У каких животных изолецитальные яйцеклетки? У ланцетника, морского ежа. У каких животных умеренно телолецильные яйцеклетки? У рыб и земноводных. У каких животных резко телолецитальные яйцеклетки? У птиц и пресмыкающихся. Какой полюс яйцеклетки называется анимальным? Вегетативным? Полюс, на котором активная цитоплазма с ядром – анимальный, противоположный, с большим количеством желтка – вегетативный. Какое оплодотворение называется наружным? Внутренним? Если оплодотворение происходит в воде – наружное, если в половых путях самки - внутреннее. На какой день месячного цикла происходит овуляция яйцеклетки? На 14 день. Какое время после овуляции яйцеклетка способна к оплодотворению? До 48 часов. Подведем итоги:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Местообитание и экологические ниши Основные типы экологических взаимодествий

Слайд 2

определения 100 200 300 400 500 вопросы 100 200 300 400 500 местообитание и экологические ниши 100 200 300 400 500 экологическое взаимодействие 100 200 300 400 500 задачи 100 200 300 400 500 дополнительно 100 200 300 400 500

Слайд 3

Экология – это … …наука , изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой.

Слайд 4

Местообитание - это … совокупность биотических, абиотических и антропогенных (при их наличии) экологических факторов на любой определённой территории или акватории, формирующаяся на месте первичного комплекса абиотических факторов — экотопа . Иначе говоря, место обитания организма.

Слайд 5

Экологическая ниша – это … …совокупность факторов среды, в пределах которых обитает тот или иной вид организмов, его место в природе, в пределах которого данный вид может существовать неограниченно долго.

Слайд 6

Экологическое взаимодействие … - взаимодействие видов друг с другом, а также влияние их на условия жизни, которые представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наиболее ярко экологические взаимодействия организмов проявляются в пищевых и пространственных связях.

Слайд 7

Закон конкурентного исключения – это… …два вида, занимающие одну экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте неограниченно долго

Слайд 8

Какие биотические факторы среды вам известны? Опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних организмов другими, паразитизм и т.д.

Слайд 9

Приведите примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов? Положительные – протокооперация, мутуализм, симбиоз Отрицательные - конкуренция

Слайд 10

В чем заключается сущность отношений типа «хищник – жертва»? Представители одного вида (хищники) поедают представителей другого вида (жертв). При увеличении или уменьшении количества «жертв» увеличивается или уменьшается соответственно количество «хищников».

Слайд 11

Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу? Нет не могут. На одном месте обитания живет большое количество организмов разных видов. Например, смешанный лес — это место обитания для сотен видов растений и животных, но у каждого из них своя и только одна экологическая ниша.

Слайд 12

Чем отличаются понятия «местообитания» и «экологическая ниша»? В понятие экологической ниши входит ареал, зависимость от источников пищи, от врагов и конкурентов, способ размножения (сроки, условия) Местообитание более объемная единица. Каждый вид, представленный конкретной популяцией, является компонентом определенного сообщества.

Слайд 13

Приведите пример местообитания. Африка, джунгли, река, лес, болото и т.д.

Слайд 14

Приведите пример экологической ниши. Например, открытые луга, степи и заросли низкого кустарника служат экологическими нишами для быстро бегающих травоядных, но это могут быть лошади, антилопы, кенгуру и т. п.

Слайд 15

Приведите пример того, как разные виды, находясь в одном месте обитания, занимают разные экологические ниши. Так, в африканских саваннах копытные используют пастбищные корма по-разному : зебры обрывают верхушки трав, антилопы гну поедают определенные виды растений, а антилопы топи кормятся высокими стеблями

Слайд 16

Приведите пример, как один и тот же вид может занимать различные ниши в различных местообитаниях или географических районах Короед-типограф в Сибири и Европейской части России является в основном вредителем ели, а на Кавказе - сосны

Слайд 17

Приведите пример, как один и тот же вид в разные периоды развития может занимать различные экологические ниши Головастик питается растительной пищей, а взрослая лягушка – типичное плотоядное животное

Слайд 18

Сколько выделяют типов экологических взаимодействий? ( количество ) 6

Слайд 19

К какому типу экологических взаимоотношений относится симбиоз, нахлебничество, конкуренция, хищничество? Симбиоз – (+ +) – взаимополезные отношения Нахлебничество – (+ 0) – полезно-нейтральные Конкуренция – (- -) – взаимовредные Хищничество – (+ -) – полезно-вредные

Слайд 20

Приведите пример аменсализма. Светолюбивые травы ,растущие под елью, страдают от затемнения, тогда как самому дереву это безразлично

Слайд 21

Раскройте содержание данных экологических взаимодействий (например (0 0)- организмы не оказывают влияние друг на друга) (+ +), (- -), (+ -), (+ 0), (- 0) (+ +) – между организмами существуют взаимовыгодные полезные связи (- -) – отношения, вредные для обоих организмов (+ -) – один из организмов получает выгоду, другой испытывает угнетение (+ 0) – один вид получает пользу, другой не получает вреда (- 0) – один вид угнетается, д ругой не извлекает пользы

Слайд 22

Заполните данную схему

Слайд 23

Приведите пример пищевой цепи (от 5-ти компонентов) Живая листва гусеница синица ястреб микроорганизмы

Слайд 24

Приведите пример сотрапезничества. Почвенные бактерии – сапрофиты и высшие растения.

Слайд 25

Приведите 2 примера симбиотических взаимоотношений. Лишайники – тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Термиты и жгутиковые, живущие в их кишечнике.

Слайд 26

Рассмотрите рисунок 123 на странице 302. Одну или разные ниши занимают стрекоза и ее личинка?

Слайд 27

Рассмотрите рисунок 122 на странице 301. Одну или разные ниши занимают травоядные животные в африканской саванне?

Слайд 28

Что такое паразитизм? Сосуществование двух организмов, при котором один организм (паразит) питается за счёт другого.

Слайд 29

Какие виды конкурентной борьбы вам известны? Внутривидовая и межвидовая

Слайд 30

В чем сходства и различия хищничества и паразитизма? Сходства: один вид питается за счет другого. Различия: при хищничестве жертва погибает сразу, при паразитизме хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение.

Слайд 31

Как вы понимаете мутуализм и протокооперацию. Приведите примеры. Мутуализм – устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов. (рак - отшельник и актиния) Протокооперация - совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательное для них, т. е. не является непременным условием выживания популяций . (распространение муравьями семян некоторых растений леса)

Слайд 32

Приведите примеры адаптации у животных и растений, живущих в сходных условиях. В жарких засушливых районах животные и растения могут приспособится изменив время активности организма(функционировать ночью животные и х ищные растения), обитая в воде растения имеют плохо развитые механические ткани, а животные более легкий и менее развитый скелет(особенно скелет конечностей)



Предварительный просмотр:

Проверочная работа «Энергетический обмен» 10 класс  

Вариант 1

1.Выбери три верных ответа из шести. Реакции подготовительного этапа энергетического обмена происходят в

 

1) хлоропластах растений

2) каналах эндоплазматической сети

3) лизосомах клеток животных

4) органах пищеварения человека

5) аппарате Гольджи эукариот

6) пищеварительных вакуолях простейших

2. Выбери три верных ответа из шести. Что характерно для кислородного этапа энергетического процесса?

 

1) протекает в цитоплазме клетки

2) образуются молекулы ПВК

3) встречается у всех известных организмов

4) протекает процесс в матриксе митохондрий

5) наблюдается высокий выход молекул АТФ

6) имеются циклические реакции

3. Выбери три верных ответа из шести. Выберите процессы, относящиеся к энергетическому обмену веществ.

 

1) выделение кислорода в атмосферу

2) образование углекислого газа, воды, мочевины

3) окислительное фосфорилирование

4) синтез глюкозы

5) гликолиз

6) фотолиз воды

4. 

Все приведённые ниже органические вещества, кроме двух, могут выполнять энергетическую функцию. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

 

1) гликоген

2) глюкоза

3) липид

4) витамин А

5) меланин

5. 

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики энергетического обмена в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

 

1) идёт с поглощением энергии

2) завершается в митохондриях

3) завершается в рибосомах

4) сопровождается синтезом молекул АТФ

5) завершается образованием углекислого газа

6. Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена.

 

1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)

2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов

3) образование углекислого газа и воды

4) образование молекул глюкозы

7. 

Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?:

 

1) расщепление биополимеров до мономеров

2) лизосома сливается с частицей пищи, содержащей белки, жиры и углеводы

3) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты и синтез двух молекул АТФ

4) поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии

5) окисление пировиноградной кислоты и синтез 36 молекул АТФ

8. 

Установите правильную последовательность реакций энергетического обмена веществ.

 

1) Окисление пировиноградной кислоты.

2) Попадание ПВК в митохондрии.

3) Образование двух молекул пировиноградной кислоты.

4) Расщепление крахмала до глюкозы.

5) Синтез 36 молекул АТФ.

9.  Объясните, в чём сходство и в чём различия биологического окисления органических веществ в клетке и процесса их горения в неживой природе.

10. В процессе гликолиза образовались 112 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении глюкозы в клетках эукариот? Ответ поясните.

11. В процессе кислородного этапа катаболизма образовалось 972 молекулы АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза и полного окисления? Ответ поясните.

Проверочная работа «Энергетический обмен» 10 класс  

Вариант  2

1. 

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, реакции, происходящие в ходе энергетического обмена у человека. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

 

1) расщепление глюкозы до двух молекул пировиноградной кислоты

2) образование кислорода из воды

3) синтез 38 молекул АТФ

4) образование углекислого газа и воды в клетках

5) восстановление углекислого газа до глюкозы

2. 

Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, употребимы при описании процесса энергетического обмена. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

 

1) гликолиз

2) диссимиляция

3) анаболизм

4) окисление

5) репликация

3. 

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания бескислородного этапа дыхания у человека. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

 

1) образование углекислого газа и воды

2) происходит в цитоплазме

3) формируется 36 молекул АТФ

4) начинается с активации глюкозы

5) в процессе образуется пировиноградная кислота

4. 

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания клеточного дыхания. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

 

1) фотолиз воды

2) синтез АТФ

3) цикл Кребса

4) восстановление углерода

5) окисление НАД · Н

5. Выбери три верных ответа из шести. Выберите процессы, относящиеся к энергетическому обмену веществ.

 

1) выделение кислорода в атмосферу

2) образование углекислого газа, воды, мочевины

3) окислительное фосфорилирование

4) синтез глюкозы

5) гликолиз

6) фотолиз воды

6. 

Установите последовательность процессов, происходящих с молекулой крахмала, в ходе энергетического обмена.

 

1. образование углекислого газа и воды

2. образование молекулы глюкозы

3. образование двух молекул пировиноградной кислоты

4. расщепление молекул крахмала до дисахаридов

5. окисление молекул пировиноградной кислоты

7. 

Установите последовательность процессов расщепления вещества до поступления в клетку.

1) гидролитическое расщепление веществ под действием ферментов

2) образование фагоцитозного пузырька и продвижение внутрь клетки

3) слияние лизосомы с фагоцитозным пузырьком

4) обволакивание плазматической мембраной пищевой частицы

5) поступление мономеров в цитоплазму клетки

8.Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена.

 

1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)

2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов

3) образование углекислого газа и воды

4) образование молекул глюкозы

9.  Объясните, в чём сходство и в чём различия биологического окисления органических веществ в клетке и процесса их горения в неживой природе.

10.  В процессе кислородного этапа катаболизма образовалось 1368 молекулы АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза и полного окисления? Ответ поясните.

11.  В процессе гликолиза образовалось 84 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при её полном окислении? Объясните полученные результаты.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Клеточный уровень»

Вариант 1

1. Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести.

1) по своим результатам противоположен биосинтезу

2) идёт с поглощением энергии

3) завершается в митохондриях

4) завершается в рибосомах

5) сопровождается синтезом молекул АТФ

6) завершается образованием кислорода и углеводов

2. Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести.

1) тРНК

2) строительный материал — аминокислоты

3) лизосомы

4) клеточный центр

5) молекулы АТФ

6) молекулы хлорофилла

3. Каково значение фотосинтеза в природе? Выберите три верных ответа из шести.

1) обеспечивает организмы органическими веществами

2) обогащает почву минеральными веществами

3) способствует накоплению кислорода в атмосфере

4) обогащает атмосферу парами воды

5) обеспечивает всё живое на Земле энергией

6) обогащает атмосферу молекулярным азотом

4. Выберите три верных ответа из шести. Биосинтез белка, в отличие от фотосинтеза, происходит

1) в хлоропластах

2) на рибосомах

3) с использованием энергии солнечного света

4) с участием молекулы ДНК

5) в лизосомах

6) с участием рибонуклеиновых кислот

5. Что характерно для кислородного этапа энергетического процесса? Выберите три верных ответа из шести.

1) протекает в цитоплазме клетки

2) образуются молекулы ПВК

3) встречается у всех известных организмов

4) протекает процесс в митохондриях

5) наблюдается высокий выход молекул АТФ

6) используются молекулы кислорода

6. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

Объект

Процесс

рРНК

Перенос аминокислот к месту сборки

мРНК

...

 Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) обеспечение клеток энергией

2) образование рибосом в клетке

3) перенос информации к рибосомам

4) регуляция роста и деления клеток.  

7. Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

  ПРИЗНАК                       

ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

A) совокупность реакций синтеза органических веществ    

1) пластический

Б) в процессе реакций энергия поглощается    

2) энергетический

В) в процессе реакций энергия освобождается

Г) участвуют рибосомы

Д) реакции осуществляются в митохондриях

E) энергия запасается в молекулах АТФ

8. Для каждой особенности деления клетки установите, характерна она для митоза (1) или мейоза (2):

ОСОБЕННОСТИ

 

ТИП ДЕЛЕНИЯ

А) в результате образуются 2 клетки

Б) в результате образуются 4 клетки

В) дочерние клетки гаплоидны

Г) дочерние клетки диплоидны

Д) происходят конъюгация и перекрест хромосом

Е) не происходит кроссинговер

 

1) митоз

2) мейоз

9. Установите соответствие между процессами, происходящими на разных этапах жизненного цикла клетки, и этапами, в которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

 

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

А) репликация ДНК

Б) образование веретена деления

В) сборка рибосом

Г) расхождение хроматид к полюсам

Д) удвоение центриолей

Е) исчезновение ядерной мембраны

 

1) интерфаза

2) митоз

10. Установите соответствие между двумя основными формами размножения и их признаками.

ПРИЗНАКИ

 

ФОРМА РАЗМНОЖЕНИЯ

А) происходит без образования гамет

Б) участвует лишь один организм

В) происходит слияние гаплоидных ядер

Г) образуется потомство идентичное исходной особи

Д) у потомства проявляется наследственная изменчивость

Е) происходит с образованием гамет

 

1) бесполое

2) половое

11. Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА

A) образуется одна крупная половая клетка

Б) образуются направительные клетки, которые гибнут

B) формируется много мелких гамет

Г) питательные вещества запасаются в одной из четырёх клеток

Д) образуются подвижные гаметы

 

1) овогенез

2) сперматогенез

12. Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.

Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) гликолиз  2) лизосома  3) митохондрия  4) кровеносная  5) пищеварительная   6) межклеточная жидкость  7) цитоплазма клетки   8) фотолиз

13. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

1) образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул воды

2) происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды

3) происходит образование крахмала

4) осуществляется синтез молекул АТФ

5) происходит фотолиз воды

14. Решите задачи:

А. Сколько полноценных гамет образуется в овогенезе у человека из одной исходной клетки? В ответ запишите только соответствующее число.

Б. Сколько клеток образуется в результате митоза одной клетки? В ответ запишите только соответствующее число.

В. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

Г. Белок состоит из 240 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована первичная структура этого белка? В ответ запишите только соответствующее число.

Д. Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Е. У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.

Ж. Какой триплет на ДНК соответствует антикодону ААУ на транспортной РНК

З. Какой триплет на ДНК соответствует кодону УГЦ на и-РНК?

15. Соматические клетки кролика содержат 44 хромосомы. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае.

Контрольная работа по теме: «Клеточный уровень»

Вариант 2

1. Каковы признаки фотосинтеза в клетке? Выберите три верных ответа из шести.

1) для протекания процесса используется энергия света.

2) процесс происходит при отсутствии ферментов.

3) центральная роль в процессе принадлежит молекулам хлорофилла.

4) процесс сопровождается синтезом АТФ.

5) мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6) сборка молекул крахмала осуществляется в лизосомах.

2. Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести.

1) иРНК

2) строительный материал — глюкоза

3) рибосомы

4) клеточный центр

5) молекулы АТФ

6) молекулы хлорофилла

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Темновая фаза фотосинтеза характеризуется

1) протеканием процессов на митохондриях

2) синтезом глюкозы

3) фиксацией углекислого газа

4) протеканием процессов в хлоропластах

5) наличием фотолиза воды

6) образованием АТФ

4.Что характерно для бескислородного этапа энергетического процесса? Выберите три верных ответа из шести.

1) протекает в цитоплазме клетки

2) образуются молекулы ПВК

3) встречается у всех известных организмов

4) протекает процесс в митохондриях

5) наблюдается высокий выход молекул АТФ

6) используются молекулы кислорода

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Выберите органоиды клетки и их структуры, участвующие в процессе фотосинтеза.

1) лизосомы

2) хлоропласты

3) пластиды

4) граны

5) вакуоли

6) рибосомы

6. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

Объект

Процесс

...

Перенос аминокислот к месту сборки

иРНК

Перенос информации к рибосомам

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ДНК

2) ЭПС

3) АТФ

4) тРНК

7. Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

                            ПРИЗНАК                       

ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

A) совокупность реакций синтеза органических веществ    

1) пластический

Б) в процессе реакций энергия поглощается    

2) энергетический

В) в процессе реакций энергия освобождается

Г) участвуют рибосомы

Д) реакции осуществляются в митохондриях

E) энергия запасается в молекулах АТФ

8. Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЛЕНИЯ

 

ВИД ДЕЛЕНИЯ

А) происходит в два этапа

Б) после деления образуются диплоидные клетки

В) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом 2n

Г) сопровождается конъюгацией хромосом

Д) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и n

Е) происходит кроссинговер

 

1) митоз

2) мейоз

9. Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях жизненного цикла клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

 

СТАДИИ

А) интенсивный обмен веществ

Б) спирализация хромосом

В) удвоение количества органоидов

Г) образование веретена деления

Д) расположение хромосом по экватору клетки

Е) репликация ДНК

 

1) интерфаза

2) митоз

10. Установите соответствие между способом размножения и конкретным примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

 

СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) спорообразование папоротника

Б) образование гамет хламидомонады

В) образование спор у мха

Г) почкование дрожжей

Д) нерест рыб

 

1) бесполое

2) половое

11. Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом.

ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК

 

ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА

A) происходит в яичниках

Б) характерна стадия формирования

В) образуются направительные тельца

Г) из исходной клетки образуются четыре одинаковых клетки

Д) происходит в семенниках

 

1) сперматогенез

2) оогенез

12. Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Биосинтез белка

В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинаетсяс синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй — трансляция.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) иРНК

2) ДНК

3) транскрипция

4) мутация

5) ген

6) рибосома

7) комплекс Гольджи

8) фенотип

13. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

1) фотолиз воды

2) восстановление углекислого газа до глюкозы

3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света

4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+

5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

14. Решите задачи:

А. Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. В ответ запишите только соответствующее число.

Б. В ядрах клеток печени позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число

В. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле?

Г. Гамета пшеницы содержит 14 хромосом. Каково число хромосом в клетке её стебля? В ответ запишите только соответствующее число.

Д. Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующей данный белок. В ответ запишите только соответствующее число

Е. Какое число аминокислот в белке, если его кодирующий ген состоит из 600 нуклеотидов? В ответ запишите только соответствующее число.

Ж. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?

З.Какой триплет в молекуле информационной РНК соответствует кодовому триплету ААТ в молекуле ДНК?

15.В соматических клетках мухи дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при сперматогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах?



Предварительный просмотр:

Контрольная работа «Сердечно-сосудистая система человека»  

ВАРИАНТ I

Часть А. Выбрать один правильный ответ.

1. К внутренней среде организма не относится…

а) кровь                в) лимфа

б) слюна                г) тканевая жидкость

2. Жидкая составляющая част крови называется…

а) плазма                в) фибриноген

б) сыворотка                г) лимфа

3. Численность тромбоцитов в 1 мм3 крови может достигать…

а) 3 тысячи                 в) 300 тысяч

б) 30 тысяч                г) 3 миллиона

4. Основная функция лейкоцитов…

а) транспортная        в) энергетическая

б) гормональная        г) защитная

5. При вакцинации у человека вырабатывается … иммунитет.

а) активный                в) врождённый

б) пассивный                г) видовой

6. Универсальными донорами являются люди с … группой крови.

а) I                        в) III

б) II                        г) IV

7. Отличительной особенностью строения вен является наличие...

а) толстого мышеч. слоя        в) фибрина в стенках

б) однослойной стенки        г) клапанов

8. В большом круге кровообращения кровь из левого желудочка попадает в…

а) левое предсердие        в) нижнюю полую вену

б) аорту                г) легочную артерию

9. При гипертонии артериальное давление может быть равно…

а) 90/60 мм. рт. ст.                в) 120/80 мм. рт. ст.

б) 110/70 мм. рт. ст.                г) 160/120 мм. рт. ст.

10. Определите по рисунку характер кровотечения.

а) внутреннее                в) венозное

б) капиллярное                г) артериальное

http://worldofscience.ru/images/tipu-krovot.jpg

Часть В.

11. Назовите тип форменного элемента крови, представленного на рисунке. Какую функцию выполняют эти клетки?

http://hematologiya.ru/wp-content/uploads/2014/11/hema-07108.jpg

12. Укажите цифры, которыми обозначены приведенные в таблице термины.

C:\Users\Sklyar\Desktop\Схема стоения сердца.png

Термин

Цифра

Правое предсердие

Левый желудочек

Верхняя полая вена

Легочная вена

Двухстворчатый клапан

13. Установите последовательность сосудов и отделов сердца соответствующих МАЛОМУ кругу кровообращения (начиная с желудочка).

А) Правый желудочек

Б) Легочные вены

В) Левое предсердие

Г) Легочные артерии

Д) Капилляры в легких

Е) Легочный ствол

14. Соотнесите участок кровеносной системы и кровь, которая в нем протекает.

Участок

Кровь

Левое предсердие

1-артериальная

2-венозная

Правый желудочек

Вены большого круга

Легочная артерия

Аорта

Часть С.

15. Опишите особенности ВЕНОЗНОГО кровотечения. Первая помощь при венозном кровотечении.

16. Каковы механизмы обеспечивающие движение крови по сосудам? От чего зависит скорость движения крови? 

17.В чем выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов.

18. Как осуществляется автоматия сердца.


Контрольная работа «Сердечно-сосудистая система человека»     ВАРИАНТ II

Часть А. Выбрать один правильный ответ.

1. К внутренней среде организма кроме тканевой жидкости относится…

а) кровь и лимфа        в) лимфа и слюна

б) слюна и кровь        г) только кровь

2. 50-55% от общего объема крови занимает…

а) плазма                в) фибриноген

б) сыворотка                г) лимфа

3. Форму двояковогнутого диска имеют клетки под названием…

а) тромбоциты        в) эритроциты

б) лейкоциты                г) лимфоциты

4. Основная функция тромбоцитов…

а) транспортная        в) энергетическая

б) гормональная        г) защитная

5. При введении лечебной сыворотки у человека вырабатывается … иммунитет.

а) активный                в) врождённый

б) пассивный                г) видовой

6. Универсальными рецепиентами являются люди с … группой крови.

а) I                        в) III

б) II                        г) IV

7. Отличительной особенностью строения артерий является наличие...

а) толстого мышеч. слоя        в) фибрина в стенках

б) однослойной стенки        г) клапанов

8. В малом круге кровообращения кровь из правого желудочка попадает в…

а) правое предсердие        в) нижнюю полую вену

б) аорту                        г) легочную артерию

9. При гипотонии артериальное давление может быть равно…

а) 90/60 мм. рт. ст.                в) 140/100 мм. рт. ст.

б) 120/80 мм. рт. ст.                г) 160/120 мм. рт. ст.

10. Определите по рисунку характер кровотечения.

а) внутреннее                в) венозное

б) капиллярное                г) артериальное

http://worldofscience.ru/images/tipu-krovot.jpg

Часть В.

11. Назовите тип форменного элемента крови, представленного на рисунке. Какую функцию выполняют эти клетки?

http://player.myshared.ru/782091/data/images/img22.jpg

12. Укажите цифры, которыми обозначены приведенные в таблице термины.

C:\Users\Sklyar\Desktop\Схема стоения сердца.png

Термин

Цифра

Левое предсердие

Правый желудочек

Нижняя полая вена

Легочная артерия (легочный ствол)

Трехстворчатый клапан

13. Установите последовательность сосудов и отделов сердца соответствующих БОЛЬШОМУ кругу кровообращения (начиная с желудочка).

А) Левый желудочек

Б) Вены большого круга

В) Правое предсердие

Г) Артерии большого круга

Д) Капилляры в тканях и органах

Е) Аорта

14. Соотнесите участок кровеносной системы и кровь, которая в нем протекает.

Участок

Кровь

Правое предсердие

1-артериальная

2-венозная

Левый желудочек

Артерии большого круга

Легочная вена

Аорта

Часть С.

15. Опишите особенности АРТЕРИАЛЬНОГО кровотечения. Первая помощь при  таком кровотечении.

16. Как образуется лимфа и куда она попадает в конце пути? В чем особенность строения лимфатических сосудов и капилляров.

17. Что происходит при перетяжки и сдавливании сосудов.

18. Как нервная система регулирует работу сердца и влияет на сосуды.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Строение клетки» Вариант 1

1. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

2.Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики

общих свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих»

из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. формируют лизосомы                                        2. являются двумембранными

3. являются полуавтономными органоидами     4. участвуют в синтезе АТФ

5. образуют веретено деления

3.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются

для описания строения и функций изображенного органоида клетки.

Определите два признаки, «выпадающие» из общего списка,

и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. расщепляет биополимеры на мономеры

2. накапливает молекулы АТФ3. обеспечивает фотосинтез

4. относится к двумембранным органоидам

5. обладает полуавтономностью

4. Выберите два верных ответа из пяти. В каких структурах клетки эукариот локализованы молекулы ДНК?   1) цитоплазме     2) ядре     3) митохондриях      4) рибосомах       5) лизосомах

5. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) расщепляют биополимеры до мономеров           2) содержат соединённые между собой граны

3) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

4) окисляют органические вещества с образованием АТФ    5) имеют наружную и внутреннюю мембраны

6. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций цитоплазмы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) внутренняя среда, в которой расположены органоиды   2) синтез глюкозы

3) взаимосвязь процессов обмена веществ                4) окисление органических веществ до неорганических

5) осуществление связи между органоидами клетки

7. Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом.

 СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА

 

ОРГАНОИД

A) двумембранный органоид

Б) есть собственная ДНК

B) имеет секреторный аппарат

Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн

Д) состоит из тилакоидов гран и стромы

Е) одномембранный органоид

 

1) хлоропласт

2) аппарат Гольджи

8.Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию.

 ФУНКЦИЯ

 

ОРГАНОИД

A) секреция синтезированных веществ

Б) биосинтез белков

B) расщепление органических веществ

Г) образование лизосом

Д) формирование полисом

Е) защитная

 

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) рибосома

9. Установите соответствие между процессом и органоидом, в котором этот процесс происходит.

 ПРОЦЕСС

 

ОРГАНОИД

А) синтез АТФ

Б) созревание белковых молекул

В) подготовка секрета к выбросу из клетки

Г) синтез липидов

Д) окисление органических веществ

Е) транспорт электронов внутри мембраны

 

1) митохондрия

2) комплекс Гольджи

10. Установите соответствие между признаком органоида клетки и органоидом, к которому этот признак относится.

 ПРИЗНАК ОРГАНОИДА

 

ОРГАНОИД

А) имеет две мембраны, пронизанные порами

Б) содержит множество ферментов

В) содержит кольцевые молекулы ДНК

Г) в органоиде синтезируется АТФ

Д) содержит хроматин

Е) формирует субъединицы рибосом

 

1) ядро

2) митохондрия

11. Установите соответствие между строением эукариотической клетки и особенностью его строения.

ОРГАНОИД                                                                                            ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

А) хлоропласт                                                                                             1) одномембранный

Б) эндоплазматическая сеть                                                                      2) двумембранный

В) лизосома

Г) митохондрия

Д) комплекс Гольджи

12. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Органоид клетки

Число мембран органоида

Функция

(А)

одномембранный

расщепление органических веществ клетки

рибосома

(Б)

биосинтез белка

хлоропласт

двумемранный

(В)

Список терминов:1. комплекс Гольджи   2. синтез углеводов    3. одномембранный     4. гидролиз крахмала  5. лизосома      6. немембранныйhttp://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/98831/innerimg0.gif

13. Какие элементы строения клеточной мембраны

обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие

функции они выполняют?

Самостоятельная работа по теме «Строение клетки» Вариант 2.

1. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25486

2.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для

описания строения, функций изображенной клеточной структуры.

Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите

цифры, под которыми они указаны.

1. придает клетке жесткую форму

2. отграничивает клетку от окружающей среды

3. обеспечивает фагоцитоз

4. служит матрицей для синтеза РНК

5. обладает избирательной полупроницаемостью

3. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) не делятся в течение жизни клетки    2) имеют собственный генетический материал

3) являются одномембранными              4) содержат ферменты окислительного фосфорилирования

5) имеют двойную мембрану

4. Выберите два верных ответа из пяти. В каких структурах клетки эукариот локализованы молекулы ДНК?   1) цитоплазме     2) ядре     3) митохондриях      4) рибосомах       5) лизосомах

5. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания общих свойств характерных для митохондрий и пластид. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) не делятся в течение жизни клетки                                      

2) имеют собственный генетический материал

3) содержат ферменты окислительного фосфорилирования

4) имеют двойную мембрану                                  5) участвуют в синтезе АТФ

6. Установите соответствие между строением органоида клетки и его видом.

 СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА

 

ВИД ОРГАНОИДА

A) двумембранный органоид

Б) немембранный органоид

B) состоит из двух субъединиц

Г) имеет кристы

Д) имеет собственную ДНК

 

1) митохондрия

2) рибосома

7. Установите соответствие между органоидом клетки и его признаками.

 ПРИЗНАКИ ОРГАНОИДА

 

ОРГАНОИД

А) окружен мембранами

Б) содержит ДНК

В) синтезирует белки

Г) состоит из двух субъединиц

Д) отсутствует во время деления клетки

Е) имеет диаметр около 20 нм

 

1) ядро

2) рибосома

 8. Установите соответствие между структурами клеток и их функциями:

 ФУНКЦИИ

 

СТРУКТУРА КЛЕТОК

А) синтез белков

Б) синтез липидов

В) разделение клетки на отделы (компартменты)

Г) активный транспорт молекул

Д) пассивный транспорт молекул

Е) формирование межклеточных контактов

 

1) клеточная мембрана

2) ЭПС

9. Установите соответствие между функцией и структурным компонентом клетки, который её выполняет.

ФУНКЦИЯ                                                                                СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ

А) избирательная проницаемость                                   1) клеточная мембрана

Б) активный транспорт                                                    2) клеточная стенка

В) поддержание формы клетки

Г) придаёт жёсткость клетке

Д) способность к фагоцитозу

10. Установите соответствие между структурами клеток и их функциями:

 ФУНКЦИИ

 

СТРУКТУРА КЛЕТОК

А) синтез белков

Б) синтез липидов

В) разделение клетки на отделы (компартменты)

Г) активный транспорт молекул

Д) пассивный транспорт молекул

Е) формирование межклеточных контактов

 

1) клеточная мембрана

2) ЭПС

11. Установите соответствие между органоидами клеток и их функциями

 ФУНКЦИИ

 

ОРГАНОИД

А) расположены на гранулярной ЭПС

Б) синтез белка

В) фотосинтез

Г) состоят из двух субъединиц

Д) состоят из гран с тилакоидами

Е) образуют полисому

 

1) рибосомы

2) хлоропласты

12. Установите последовательность расположения структур в эукариотической клетке растения (начиная снаружи).

1) плазматическая мембрана      2) клеточная стенка      3) ядро      4) цитоплазма      5) хромосомы

13. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=8429



Предварительный просмотр:

Контрольная работа  по теме «Закономерности химических реакций»

Вариант – 1

1. Химические реакции происходят

А)  при смешении или физическом контакте реагентов самопроизвольно

Б)   при растворении веществ

В)  при действии электрического тока  

Г)   под давлением воздуха  

 2. Реакции, идущие без изменения состава вещества

А)  разложение оксида ртути

Б)   превращение кислорода в озон

В)  превращение н-пентана в 2-метилбутан  

Г)   взаимодействие щелочных металлов с водой  

3. Схемы реакций соответственно замещения и соединения

А)  Nа + Н2О                             и             Н2SO4  +  MgO

Б)   LiOH + HNO3                      и             С + О2

В)  Fe + CuCl2                            и             Р2О5 + Н2О

Г)   КМnO4                                и             КОН + Аl2SO4

4. В каком соединении степень окисления азота равна – 3 ?

А) N2O3                        Б) КNО3                           В) NaNO3                    Г) NH4Cl

5. Уравнение необратимой реакции, в результате которой образуется осадок

 А)  КОН + Н2SO4                             

Б)   NаCl + АgNO3                     

В)  Mg + НCl                            

Г)   S + О2                               

6. Химическое равновесие в системе

Н2(г) + Cl2(г)                    2НСl(г)  + Q

смещается в сторону продуктов реакции:

А) при уменьшении температуры

Б) при повышении давления

В) при увеличении концентрации хлороводорода

Г) при увеличении температуры

7. Гомогенными являются следующие реакции

 А)  Zn +  СuSO4(р-р)                     

Б ) КOH(р-р) + НВr(р-р)

В) S(тв) +  О2                         

Г)   Cl2(г)  + Н2(г)                                 

8. Скорость химической реакции     Fe(тв) + Н2SO4(р-р)              FeSO4(р-р)   +  Н2 

увеличится  при

А) увеличении давления

Б)  уменьшении температуры

В) увеличении концентрации серной кислоты

Г) уменьшении степени измельчения железа             

9. Катализаторы  это вещества, которые

А)  в незначительных количествах существенно изменяют скорость химической реакции, не изменяя после её окончания своего химического состава и массы 

Б) в незначительных количествах существенно замедляют скорость химической реакции, не изменяя после её окончания своего химического состава и массы

В) изменяют скорость химической реакции в живых организмах

10. Установите соответствие между уравнением ОВР и веществом, которое является в ней окислителем

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ:

А) NН3 + Li  LiNН2 + Н2

Б) NO + Cl2 NOCl

В) N2 + Li  Li3N

Г) NН3+ ZnOZn + H2O + N2

F)

ВЕЩЕСТВО-ОКИСЛИТЕЛЬ:

1) NН3

2) Li

3) NO

4) Cl2

5) N2

6) ZnO

11.При электролизе водного раствора сульфата меди (II) на катоде выделяется:

А)

медь

Б)

водород

В)

кислород

Г)

оксид серы(IV)

12. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, который образуется на аноде в результате электролиза её водного раствора:

Формула соли

Продукт на аноде

А)

K3PO4

1)

кислород

Б)

FeCl3

2)

оксид фосфора (V)

В)

NiSO4

3)

оксид серы (IV)

Г)

CrBr2

4)

водород

5)

галоген

13. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции, схема которой:

КМnO4  + MnSO4 + H2O  MnO2 +K2SO4 + H2SO4

Определите окислитель и восстановитель.

14. Какое количество теплоты выделится при разложении 112 литров оксида хлора  согласно термохимическому уравнению реакции

2Сl2О7 = 2Сl2+ 7О2 +  570 кДж

15. Написать схемы электролиза растворов хлорида хрома (III), нитрата меди (II), фосфата калия, хлорида натрия и расплава иодида цинка.

     

     

Контрольная работа  по теме «Закономерности химических реакций»

Вариант – 2

1. Признаками химических реакций являются

А)  смачивание поверхности пробирки

Б)   прохождение света через раствор

В)  выделение тепла и света  

Г)   выпадение или растворение осадка

2. Реакции, идущие без изменения состава вещества

А)  превращение графита в алмаз

Б)   взаимодействие этена с водой

В)  разложение перманганата калия  

Г)   превращение бутана в изобутан

 3. Схемы реакций соответственно замещения и соединения

А)  К + Н2О                             и             Н3РO4  +  СаO

Б)   NaOH + HCl                      и             S + О2

В)  Zn + CuNO3                       и             CaO + Н2О

Г)   HgO                                   и             КОН + MnSO4

 4. Наибольшую степень окисления марганец имеет в соединении

А) МnO2                        Б) КМnO4                         В) МnCl2                 Г) К2МnO4   

5. Уравнение необратимой реакции, в результате которой образуется газ

 А)  К2СО3 + НCl                            

Б)   ВаCl2 + Н2SO4                     

В)  NaOH + НNO3                           

Г)   SО2 + О2                               

6. Химическое равновесие в системе

Н2S(г)   +   3О2(г)                    2 Н2О(ж)  + 3SО2(г)  + Q

смещается в сторону исходных веществ:

А) при увеличении концентрации оксида серы(lV)

Б) при повышении давления

В) при увеличении концентрации кислорода

Г) при уменьшении температуры

7. Гетерогенными  являются следующие реакции

 А) КOH(р-р) + НВr(р-р)                       

Б ) Fе +  СuSO4(р-р)

В) Р(тв) +  О2                         

Г)   ВаCl2(р-р)  + Н2SO4(р-р)                                 

8. Скорость реакции азота с водородом понизится при

А) уменьшении температуры

Б) увеличении концентрации азота

В) использовании катализатора

Г) увеличении давления

9. Ингибиторы  это вещества, которые

А)  в незначительных количествах существенно изменяют скорость химической реакции, не изменяя после её окончания своего химического состава и массы 

Б) в незначительных количествах существенно замедляют скорость химической реакции, не изменяя после её окончания своего химического состава и массы

В) изменяют скорость химической реакции в живых организмах

10. Установите соответствие между схемой реакции  и степенью окисления окислителя

СХЕМА РЕАКЦИИ:

А) С + О2  СО2

Б) СО2 + С  СО

В) СuO + C  Cu + CO

Г) СН4 + Н2О  СО + Н2

СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ:

1) -4

2) +2

3) +1

4) 0

5) +4

6) -2

11.При электролизе водного раствора нитрата серебра  на аноде выделяется:

А)

серебро

Б)

водород

В)

кислород

Г)

оксид азота(IV)

12.Установите соответствие между формулой соли и продуктом, который образуется на аноде в результате электролиза её водного раствора:

Формула соли

Продукт на аноде

А)

NaF

1)

O2

Б)

Mn(NO3)2

2)

H2

В)

NiCl2

3)

SO2

Г)

Na2SO4

4)

NO2

5)

F2

6)

Cl2

13. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции, схема которой:

FeSO4 + HNO3  + H2SO4 Fe2(SO4)3 + NO + H2O

Определите окислитель и восстановитель.

14. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

S(тв) + 2СО2(г) = SО2(г) + 2СО(г) – 269 кДж,

поглотилось  538  кДж теплоты. Определите массу прореагировавшей  серы.

15. Написать схемы электролиза растворов хлорида кальция, нитрата железа (III), сульфата калия, хлорида железа (II) и расплава хлорида железа (II).



Предварительный просмотр:

Контрольная работа «Сердечно-сосудистая система человека»  

ВАРИАНТ I

Часть А. Выбрать один правильный ответ.

1. К внутренней среде организма не относится…

а) кровь                в) лимфа

б) слюна                г) тканевая жидкость

2. Жидкая составляющая част крови называется…

а) плазма                в) фибриноген

б) сыворотка                г) лимфа

3. Численность тромбоцитов в 1 мм3 крови может достигать…

а) 3 тысячи                 в) 300 тысяч

б) 30 тысяч                г) 3 миллиона

4. Основная функция лейкоцитов…

а) транспортная        в) энергетическая

б) гормональная        г) защитная

5. При вакцинации у человека вырабатывается … иммунитет.

а) активный                в) врождённый

б) пассивный                г) видовой

6. Универсальными донорами являются люди с … группой крови.

а) I                        в) III

б) II                        г) IV

7. Отличительной особенностью строения вен является наличие...

а) толстого мышеч. слоя        в) фибрина в стенках

б) однослойной стенки        г) клапанов

8. В большом круге кровообращения кровь из левого желудочка попадает в…

а) левое предсердие        в) нижнюю полую вену

б) аорту                г) легочную артерию

9. При гипертонии артериальное давление может быть равно…

а) 90/60 мм. рт. ст.                в) 120/80 мм. рт. ст.

б) 110/70 мм. рт. ст.                г) 160/120 мм. рт. ст.

10. Определите по рисунку характер кровотечения.

а) внутреннее                в) венозное

б) капиллярное                г) артериальное

http://worldofscience.ru/images/tipu-krovot.jpg

Часть В.

11. Назовите тип форменного элемента крови, представленного на рисунке. Какую функцию выполняют эти клетки?

http://hematologiya.ru/wp-content/uploads/2014/11/hema-07108.jpg

12. Укажите цифры, которыми обозначены приведенные в таблице термины.

C:\Users\Sklyar\Desktop\Схема стоения сердца.png

Термин

Цифра

Правое предсердие

Левый желудочек

Верхняя полая вена

Легочная вена

Двухстворчатый клапан

13. Установите последовательность сосудов и отделов сердца соответствующих МАЛОМУ кругу кровообращения (начиная с желудочка).

А) Правый желудочек

Б) Легочные вены

В) Левое предсердие

Г) Легочные артерии

Д) Капилляры в легких

Е) Легочный ствол

14. Соотнесите участок кровеносной системы и кровь, которая в нем протекает.

Участок

Кровь

Левое предсердие

1-артериальная

2-венозная

Правый желудочек

Вены большого круга

Легочная артерия

Аорта

Часть С.

15. Опишите особенности ВЕНОЗНОГО кровотечения. Первая помощь при венозном кровотечении.

16. Каковы механизмы обеспечивающие движение крови по сосудам? От чего зависит скорость движения крови? 

17.В чем выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов.

18. Как осуществляется автоматия сердца.


Контрольная работа «Сердечно-сосудистая система человека»     ВАРИАНТ II

Часть А. Выбрать один правильный ответ.

1. К внутренней среде организма кроме тканевой жидкости относится…

а) кровь и лимфа        в) лимфа и слюна

б) слюна и кровь        г) только кровь

2. 50-55% от общего объема крови занимает…

а) плазма                в) фибриноген

б) сыворотка                г) лимфа

3. Форму двояковогнутого диска имеют клетки под названием…

а) тромбоциты        в) эритроциты

б) лейкоциты                г) лимфоциты

4. Основная функция тромбоцитов…

а) транспортная        в) энергетическая

б) гормональная        г) защитная

5. При введении лечебной сыворотки у человека вырабатывается … иммунитет.

а) активный                в) врождённый

б) пассивный                г) видовой

6. Универсальными рецепиентами являются люди с … группой крови.

а) I                        в) III

б) II                        г) IV

7. Отличительной особенностью строения артерий является наличие...

а) толстого мышеч. слоя        в) фибрина в стенках

б) однослойной стенки        г) клапанов

8. В малом круге кровообращения кровь из правого желудочка попадает в…

а) правое предсердие        в) нижнюю полую вену

б) аорту                        г) легочную артерию

9. При гипотонии артериальное давление может быть равно…

а) 90/60 мм. рт. ст.                в) 140/100 мм. рт. ст.

б) 120/80 мм. рт. ст.                г) 160/120 мм. рт. ст.

10. Определите по рисунку характер кровотечения.

а) внутреннее                в) венозное

б) капиллярное                г) артериальное

http://worldofscience.ru/images/tipu-krovot.jpg

Часть В.

11. Назовите тип форменного элемента крови, представленного на рисунке. Какую функцию выполняют эти клетки?

http://player.myshared.ru/782091/data/images/img22.jpg

12. Укажите цифры, которыми обозначены приведенные в таблице термины.

C:\Users\Sklyar\Desktop\Схема стоения сердца.png

Термин

Цифра

Левое предсердие

Правый желудочек

Нижняя полая вена

Легочная артерия (легочный ствол)

Трехстворчатый клапан

13. Установите последовательность сосудов и отделов сердца соответствующих БОЛЬШОМУ кругу кровообращения (начиная с желудочка).

А) Левый желудочек

Б) Вены большого круга

В) Правое предсердие

Г) Артерии большого круга

Д) Капилляры в тканях и органах

Е) Аорта

14. Соотнесите участок кровеносной системы и кровь, которая в нем протекает.

Участок

Кровь

Правое предсердие

1-артериальная

2-венозная

Левый желудочек

Артерии большого круга

Легочная вена

Аорта

Часть С.

15. Опишите особенности АРТЕРИАЛЬНОГО кровотечения. Первая помощь при  таком кровотечении.

16. Как образуется лимфа и куда она попадает в конце пути? В чем особенность строения лимфатических сосудов и капилляров.

17. Что происходит при перетяжки и сдавливании сосудов.

18. Как нервная система регулирует работу сердца и влияет на сосуды.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Экосистемы».     11 класс

Часть А. Выберите три верных ответа

1. В экосистеме луга обитают:

A.    крот     Б. дятел      В.  Полёвка   Г.  Ондатра     Д. выхухоль     Е. полевая мышь

2. К антропогенным экологическим факторам относят

А) внесение органических удобрений в почву

Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

В) выпадение осадков

Г) прекращение вулканической деятельности

Д) прореживание саженцев сосны

Е) обмеление рек в результате вырубки лесов

3. В естественной экосистеме

А) разнообразный видовой состав

Б) обитает небольшое число видов

В) незамкнутый круговорот веществ

Г) замкнутый круговорот веществ

Д) разветвленные цепи питания

Е) среди консументов преобладают хищники

4.Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1. недостаток влаги в летний период

2. вытаптывание почвы

3. вырубка деревьев

4. низкая температура воздуха зимой

5. увеличение затененности6. сбор дикорастущих растений

5.В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между

1. тлями и муравьями

2. рябиной и опыляющими ее насекомыми

3. осиной и подосиновиком

4. березой и грибом трутовиком

5. жужелицей и гусеницами бабочки белянки

6. ежами и лягушками

6. Среди экологических факторов укажите биотические. 

1. понижение температуры

2. образование микоризы

3. наводнение

4. недостаток света

5. конкуренция между особями вида

6. хищничество

7. Биогеоценоз пресного водоема реки характеризуется

1. наличием цветковых растений на мелководье

2. замкнутым круговоротом веществ

3. наличием производителей органического вещества – автотрофов

4. постоянной численностью населяющих его популяций животных

5. отсутствием разрушителей органики – редуцентов

6. отсутствием хищных рыб

8.В экосистеме широколиственного леса — дубраве

1) короткие пищевые цепи

2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3) начальное звено цепи питания представлено растениями

4) популяционный состав животных не изменяется во времени

5) источник первичной энергии — солнечный свет

6) в почве отсутствуют редуценты

9. К естественным биогеоценозам относят

1) дубраву    2) болото   3) сад   4) огород  5) ельник  6) пастбище

Часть В.

10. Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.

 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ

 

ЭКОСИСТЕМА

А) включает большое разнообразие видов

Б) продукция частично изымается из системы

В) используются удобрения разных видов

Г) круговорот веществ незамкнутый

Д) является саморегулирующейся системой

Е) имеет разветвлённые сети питания

 

1) пшеничное поле

2) смешанный лес

11. Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: 

ОРГАНИЗМЫ

 

ОТНОШЕНИЯ

А) чёрный и рыжий тараканы

Б) свиной цепень и человек

В) самцы пауков птицеедов

Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз

Д) таёжный клещ и лиса

Е) гриб трутовик и берёза

 

1) конкуренция

2) паразитизм

12. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов.

 ОСОБЕННОСТЬ ПИТАНИЯ

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

А) захватывают пищу путём фагоцитоза

Б) используют энергию солнечного света

В) используют энергию, заключенную в пище

Г) синтезируют органические вещества из неорганических на свету

Д) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ

1. Автотрофы

2. Гетеротрофы

13. Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает.

 ЖИВОТНЫЕ

 

СРЕДА

А) Печёночный сосальщик (взрослая особь)

Б) Щука

В) Дятел

Г) Дождевой червь

Д) Крот

Е) Аскарида

 

1) водная

2) наземно-воздушная

3) почвенная

4) организменная

14.Установите соответствие между примерами экологических факторов и типом, к которому они относятся.

 ПРИМЕР

 

ФАКТОР СРЕДЫ

А) Поднятие уровня мирового океана.

Б) Эпидемия сибирской язвы

В) Истребление воронами городских голубей.

Г) Пыльная буря в Африке.

Д) Повышение сейсмической активности земной коры.

Е) Газовый состав атмосферы.

 

1) биотические

2) абиотические

15.Установите соответствие между характеристиками и видами экосистем:

 ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ

А) разветвлённые пищевые сети

Б) несбалансированный круговорот веществ

В) большая биомасса монокультуры

Г) наличие саморегуляции

Д) богатое видовое разнообразие

 

1) агроценоз

2) биогеноценоз

16. Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия:

 ПРИМЕРЫ

 

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) аскарида и человек

Б) подберёзовик и берёза

В) клевер и клубеньковые бактерии

Г) малярийный плазмодий и комар

Д) актиния и рак-отшельник

Е) головня и пшеница

 

1) паразит-хозяин

2) симбиоз

Часть С.  Дайте свободный развёрнутый ответ

17. Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пёстрым дятлом и малым пёстрым дятлом, обитающими в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.

18. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.

19. Одна самка луны-рыбы вымётывает до 300 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоёмах беспредельно.

20. Первое место среди пушных зверей, добываемых в нашей стране, занимает белка. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции белок?

21. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции диких кабанов?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии, химии - Панарина Е.А.

Обобщение педагогического опыта по теме

«Применение технологии творческих мастерских как способ повышения познавательной активности на уроках химии и биологии»

 

В современной педагогической  науке происходит гуманизация образовательной среды и переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной, поэтому требуются новые формы организации учебного процесса и новые педагогические технологии. Технология творческих(педагогических) мастерских, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику. Основой для моделирования мастерских стали идеи свободного воспитания Л.Н.Толстого, практическая деятельность С.А.Рачинского, исследования Л.С.Выготского, основ философского учения Ж.Ж.Руссо.

Педагогические мастерские - это технология, которая соответствует новой педагогической философии. Она способствует развитию необходимых человеку  личностных качества и нацелена на раскрытие его индивидуальности, реализацию его права на развитие всех способностей, особенно творческих. Главное в этой технологии - не сообщить информацию, а передать способы работы. Она реализует:1) огромный воспитательный потенциал, поэтому можно применять в дополнительном образовании, внеурочной деятельности, в работе воспитателя; 2)позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проектов.

Идея мастерских пришла к нам из Франции. Представители  «Французской группы нового образоваия» (ЖФЭН) разработали технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских(творческих, педагогических) мастерских и в 1989г в Марселе сформулировали основные ее положения.  Свое название они получила из-за того, что на уроке учитель теперь Мастер, что меняет его поведение и тактику урока.

Одно из первых отечественных  определений  «Мастерская педагогическая- эта такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия». Определение подчеркивает открытие нового и самостоятельность пути.

В России с ней впервые познакомились в 1990г. и ей сразу заинтересовались   учителя-практики,  методисты  и  преподаватели  ВУЗов Санкт- Петербурга и некоторых других городов России( И.А.Мухина, Л.Д.Фураева, Н.И.Хлебович, Ж.О.Андреева и др.). Данная технология инновационная. В ходе проведения мастерских участники выстраивают свое понимание проблемы, вопроса, выдвигают гипотезы, обсуждают их, находят проблему и выстраивают новые гипотезы для ее решения, но акцентирую ваше внимание, что это не проблемное обучение, а только элементы сходства с ним.

Задачи технологии творческих мастерских:

1.Активное восприятие учащимися материала

2.Саморазвитие ученик

3.Повышение интереса к процессу обучения

Развитие креативности

4.Повышение уровня грамотности

5.Повышение навыков аргументированного разговора

6.Развитие социальной компетенции

Важный нюанс технологии - она не ранжирует детей. Отсюда одно из правил технологии - свобода.

Классификация мастерских: 

  - мастерские творческого письма

  - мастерские построения знаний

  - мастерские по самопознанию

  - мастерские отношений и ценностных ориентации

 

Элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.

Индукция задает начало мастерской и мотивирует на дальнейшую запланированную учителем деятельность, актуализирует опыт участников. Для этого есть индукторы, их может быть несколько.

Пример, тема «Органоиды клетки. Мембрана».

Задание - « Перечислите способы, с помощью которых можно проникнуть на территорию, ограниченную забором».

Если в самом начале, сразу попросить провести аналогию между мембраной и преградой, тогда не будет личностного задействования, останется только логическая работа в чистом виде. Здесь же индуктор воображении.

Самоконструкция. Состоит из двух частей-деконструкция и реконструкция.

Например, тема «Фосфор» 9 класс  (индивидуально)

Выпишите свойства фосфора и составьте краткую его  характеристику используя стих.

Фосфор 
Есть фосфор белый, черный, красный – 
Три аллотропных формы есть. 
Вот белый: это яд опасный. 
Слегка нагреешь – вспыхнет весь. 
Элемент был назван «светоносным» 
За то, что в полной темноте 
Свет испускает белый фосфор, 
В воздушной находясь среде. 
Известен людям фосфор красный, 
Ведь спички зажигают все. 
В составе смеси безопасной 
Он есть на каждом коробке. 
Запомним: в спичечной головке 
Смесь серы с солью Бертолле. 
Мы чиркнем спичкой о коробку, 
И вмиг окажемся в тепле: 
6P + 5KCLO3 = 3P2O5 + 5KCl. 
В природе мы в свободном виде, 
Конечно, фосфор не найдем. 
Можно извлечь из фосфорита (Ca3(PO4)2) 
Его химическим путем. 
Фосфат и уголь измельчают, 
Добавив кварцевый песок. 
В печах смесь сильно нагревают, 
Используя электроток: 
Ca3(PO4)2 + 5С + 3SiO2 = 3CaSiO3 + 2P + 5CO2

На этом этапе идет индивидуальная работа.

Социоконструкция-это групповая работа в парах или в группах большего количества. На основе индивидуальных проектов создают общий проект(гипотеза, задача, рисунок, модель, список вопросов и т.д.).

Идет взаимная оценка своих индивидуальных проектов, сопоставляет ученик свои знания с опытом товарища, корректируют.

Например, Тема «Фосфор» 9 класс

В группе из 4 человек, обсуждают и на основании индивидуальных проектов создают общий - характеристику фосфора(на основании стихотворения).

Социализация - идет общее обсуждение того, что сделано  индивидуально, в паре, в группе, рассмотрение всех гипотез и мнений и здесь главное учитель следить, чтобы не происходило подавление кого-либо мнения.

Например, тема «Фосфор»

Группы озвучивают составленные ими характеристики фосфора и на основании этих характеристик составляется одна общая его характеристика.

Афиширование-обсуждение полученных в групповой работе проектов и т.д. Результаты работы каждой группы предлагается для рассмотрения всем участникам. Они развешиваются на стенде, доске и т.д.

Разрыв- необходимый, важнейший элемент мастерской, ядро ее. И если ученик разрыв не пережил, то мастерская не удалась. Поэтому учитель очень тщательно должен подобрать задания для этого этапа и оно должно быть проблемного характера. Здесь необходимы дополнительные источники информации.

Например, тема Физические явления в химии. Способы разделения смесей

 Каждая группа получает задание. 

1 группа

1.Разделите смесь железа и серы, используя оборудование, которое у вас на столе. Предложите  план  разделения данной смеси.

2. Вода загрязнена бензином. Укажите, каким способом вы будете очищать воду.

Дополните схему «Способы разделения смесей»

2 группа

1.Разделите смесь песка и соли, используя оборудование, которое у вас на столе. Предложите  план  разделения данной смеси.

2.Вода загрязнена илом. Укажите, каким способом вы будете очищать воду.

Дополните схему «Способы разделения смесей»

Рефлексия. 

Этапы можно добавлять, делать мастерские более длинные по времени.

В своей работе  использую и другие современные технологии для развития у детей  умение мыслить, понимать, размышлять, анализировать, стараюсь развить в них желание творчески подходить к своей деятельности:

1. технологии уровневой дифференциации. 

-Технология уровневой дифференциации. Проверка знаний, умений, навыков  ведется на трех разных уровнях. Слабые ученики могут использовать опорные конспекты, схемы, которые помогут за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать вывод по конкретной теме. Использование разноуровненых тестов, биологический диктант и т.д.

2. технология исследовательской деятельности

 -Навыки исследовательской экспериментальной работы учащиеся приобретают в основном во внеурочное время.

Исследовательская деятельность активизирует познавательную деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний. Эти вопросы могут быть успешно решены при активном использовании исследовательского подхода.

О чём скажет этикетка?

Котлеты, зразы, булочки, чипсы, йогурты, мороженное, кока-кола, фанта…

А что не представляет собой пища? Её состав прост: белки, жиры, углеводы, вода, витамины. (Спросить у класса, знают ли они состав пищи?)

А читали вы когда-нибудь этикетки на упаковках всех этих вкусностей? Сплошные буквы “Е”. Что же это за чудо такое?

Лабораторное исследование. Учащиеся получают наборы разнообразных этикеток или готовые продукты, списки с вредными веществами, закодированными буквами “Е”. Определяют, какие вещества добавлены в данный продукт, и анализируют их с точки зрения вреда для организма человека.

По окончании работы делают выводы по лабораторному исследованию.

Домашние эксперименты

3. Игровые технологии.

Уроки-путешествия, пресс-конференции, интервью и др.

Например, на уроках для лучшего изучения биографии ученого учащийся предстает в его образе и отвечает на вопросы «интервью» в первом лице.

На своих уроках применяю различные виды игр и игровых элементов: загадки, химическое лото, что лишнее?, угадай элемент, внимание, розыск, дальше, дальше.. , посвящение в химики.

На уроках игровые технологии можно использовать в качестве элемента более обширной технологии.

Тема урока «Кислоты» 8 класс.

1. Историки. Расскажите о знакомстве человека с кислотами и роли кислот в животном и растительном мире. Где в природе встречаются кислоты?

2. Химики. Расскажите об индикаторах. Что это такое и как ими пользоваться? Что получается при действии кислот на различные индикаторы (метилоранж, фенолфталеин и лакмус). Для работы используем серную, соляную, уксусную и лимонную кислоты.

3. Математики.

1. Дайте определение кислот.

2. Расскажите о классификации кислот, запишите их формулы. Что такое кислотный остаток и как определяется его валентность? Запишите названия солей, которые образует каждая кислота. Заполните таблицу.

Название кислоты

Формула кислоты

Кислотный остаток/его валентность

Название соли

4. Физики. Расскажите о физических свойствах кислот и о правилах обращения с ними. Техника безопасности при работе с кислотами.

Группы выбирают роли (в произвольном порядке, кто какую вытянет) и получают задания.

Учитель: Объединитесь в группы по ролям и начните выполнять задание. Условие: каждый член группы должен использовать один источник информации. Распределите сами, какой из источников выбрать. Можно использовать учебники:

На поиск, анализ и обсуждение информации дается 20 минут. Еще 15 мин. идет на подготовку общей информации группы на плакате и защита. Обучающиеся работают с различными информационными источниками, обсуждают найденную информацию и готовят проекты к защите.

4.Проблемное обучение. Использование проблемного обучения способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.  

Например, при изучении темы «производство серной  кислоты» учащимся дается рисунок с изображением химического завода возле водоема и предлагаются вопросы.1)Как отразится на биоценозе водоема нахождения рядом завода  и как  уменьшить  отрицательное его  воздействие.

Физические явления. Способы разделения смесей, 8 класс

Давайте пофантазируем и представим, что вас приглашают принять участие в игре «Последний герой». Группы участников игры будут высажены на острова, на которых есть практически все для выживания. Отсутствует лишь один ресурс, на каждом острове – это питьевая вода. Воду вы сможете добыть из естественных водоемов: родник, ручей, морская вода. Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления?

Оксиды углерода, 9 класс

- Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.- Почему?

5.ИКТ технологии

6.Проектная деятельнсть.

К таким проектам можно отнести:

  1. Составление паспорта «Явления в жизни растений» (6 класс, биология). Цель работы научить учащихся наблюдению за явлениями в природе и выявлять общие закономерности. Этот живописный проект очень нравится учащимся, он создает положительное эмоциональное настроение в классе.
  2. В 6 классе (биология) в ходе изучения темы «Семя» ребята работали над проектом «Жизнь семян». Цель проекта: изучить изменения, происходящие с семенами во время их прорастания, определить оптимальные условия для их прорастания.
  3.  В 9 классе (химия) при изучении темы «Органические вещества», ребята работали над проектом «Создание производственного цикла по изготовления мыла». Цель проекта: проанализировать технологию производства мыла.

На уроках химии и биологии можно выполнять краткосрочные проекты

(мини-проекты):  

  1. Составление паспорта химической реакции (8-9 класс, химия). Цель проекта: научить самостоятельно проводить химические реакции и оформлять их по определенному плану. По мере работы даются индивидуальные консультации и делаются записи в тетрадях.