Страничка для педагогов
Информация для педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.32 КБ | |
| 977.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Выступление из опыта работы
« Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
на педсовете ДОУ «Формирование у дошкольников основ правил дорожного движения»
Подготовила: Старцева Н.И. воспитатель ДОУ
2016 год
Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах. По этим улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.
Я думаю, это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому я и поставила перед собой цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения.
Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:
- повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста
- развитие психофизических качеств ребенка
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).
Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.
Например:
Знакомство с грузовой машиной.
Знакомство с автобусом.
Игра «Красный и зеленый»
Знакомство с улицей и т. д.
Со средней группы знакомлю детей с правилами перехода дороги, учу понимать термины «перекресток» и «площадь», в чем их отличие, задаю вопросы во время прогулок, разучиваю стихотворения.
Например:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет - предупрежденье,
Жди сигнала для движенья!
(С. Михалков)
На занятиях по рисованию дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор.В подвижных играх учу детей ориентироваться в пространстве. Более углубленно проводится работа по этой теме в старшей группе. Я изучила требования программы по данной теме. Ознакомилась с методической литературой по темам:
Организация работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр по обучению детей правилам дорожного движения.
Как подготовить вопросы для викторины с учетом возраста детей.
Как провести занятие с помощью макета улиц города.
Организация работы с родителями по предупреждению детского травматизма на дороге.
Большое внимание я уделяла ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ: «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».
Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр узнали ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Обращала внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает где надо переходить.
Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. В старшей группе знакомлю с работой регулировщика. Объясняю, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре.
Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации, конструированию. Кроме чтения художественной литературы я использую заучивание стихотворений наизусть. Очень нравится детям отгадывать загадки.
Например:
Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,
Если глаз откроет красный. Стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз - погоди! А зеленый - проходи! (светофор)
На занятиях по ознакомлению с окружающим провожу беседы.
Например: В беседе «Где и как переходить улицу» рассказываю, как вести себя на улице. В беседе «Мы пассажиры» объясняю правила пользования городским транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить автобус, автомобиль. В беседе «Обязанности пешеходов» учу детей правилам перехода улиц и перекрестков.Провожу беседы о сотрудниках ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улицах.
Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
В подготовительной группе знания по правилам дорожного движения дополняются и расширяются. Дети познакомились с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, а где нет - по краю проезжей части (вне населенных пунктов, навстречу движению транспорта).
В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими.
Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны только шагом. Прежде, чем переходить, пешеход должен убедиться в полной безопасности.
Пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливыми, предупредительными, не создавать помех движению.
Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика.
Ожидать автобус разрешается лишь на посадочных площадках.
Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.
Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке мимо действующих светофоров или специальных указателей.
Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, я уделяла внимание знакомству с трудом водителей автобусов. Объясняла, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. В свободное время дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми подготовительной группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.
С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл,жилетки (ДПС),дорожные знаки. Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. Например, рисовали путь из детского сада до дома. Родители должны были уточнить у ребенка, какие знаки встречались ребенку по дороге домой или в детский сад, учили с детьми стихи. В книжный уголок родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению.
Я постоянно пропагандирую работу по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал. Провожу индивидуальные беседы с родителями.Заставляю их серьезно взглянуть на приобретение их детьми прочных знаний и навыков поведения на улице.
В дальнейшей своей работе я больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице самих родителей в присутствии детей. В результате совместной работы детского сада и семьи дети смогут свободно ориентироваться в микрорайоне детского сада, не допускать нарушений правил уличного движения.
Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ПДД во II младшей группе
Тема: «Едем в гости на машине»
Подготовила: Старцева Н.И.
воспитатель ДОУ
2017 год
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о проезжей части дороги ,тротуаре ,о правилах перехода улицы-пешеходном переходе .
- Учить различать и называть виды транспортных средств: легковая и грузовая машины
- Уточнить представления детей о светофоре и его сигналах.
- Закрепить названия сигналов светофора (зеленый, красный).
- Закрепить умение намазывать клеем всю форму, упражнять в аккуратном наклеивании.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание ,умение работать с разрезными картинками.
- Активизировать в речи детей слова: грузовой, легковой, светофор, пешеходный переход, название частей машины, проезжая часть, тротуар.
- Продолжать развивать интерес детей к изучению правил дорожного движения
Воспитательные:
- Воспитывать грамотного пешехода.
- Воспитывать ответственность за свою безопасность
- Продолжать воспитывать в детях уважительное отношение к взрослым, друг к другу.
- Воспитывать чувство радости от оказания помощи другим.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация»:
побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, активизировать в речи слова: дорога, светофор, тротуар, пешеходный переход.
«Социализация» :
побуждать детей следить за действиями сказочного персонажа, воспитывать сопереживание, желание оказать помощь.
«Музыка»:
побуждать выполнять игровые упражнения под музыку.
«Физическая культура»:
побуждать участвовать в подвижных играх, выполнять действия по сигналу.
Предварительная работа:
- Рассматривание картинок с изображением транспорта.
- Наблюдение за работой водителя и транспортом на прогулке.
- Прослушивание сказки «Самый нужный знак»
- Совместная коллективная работа лепка «Наша улица».
- Работа с родителями: поделки и рисунки по теме ПДД.
Материалы и оборудование: игрушка Хрюша, плоскостное изображение автомобилей на лентах, пазлы «Специальные машины» (на магнитах), заготовки для аппликации - полоски черной цветной бумаги и кружки красного и зеленого цвета, клей, клеевые кисти, салфетки.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, нас в гости пригласил Хрюша. Я предлагаю вам отправиться в путь на автомобилях.
Где ездят автомобили?
Дети: по дороге, проезжей части.
Воспитатель: По проезжей части едут разные автомобили. Как называются автомобили, которые перевозят грузы?
Дети: Грузовые.
Воспитатель: Как называются автомобили, которые перевозят пассажиров?
Дети: Пассажирские автобусы.
Воспитатель: Кого называют пассажирами?
Дети: Людей, которые едут в автобусе.
Воспитатель: Как одним словом называют грузовые, пассажирские и легковые автомобили?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, выберите себе автомобиль, на котором вы поедете в гости. Машины поедут друг за другом, не обгоняя.
Почему нельзя обгонять?
Дети: Может произойти авария.
Звучит музыка.
Приехали в гости, машины убираем в гараж. Стулья стоят полукругом перед мольбертом.
Выглядывает Хрюша.
Хрюша: Здравствуйте, ребята! Я вас очень ждал и приготовил для вас интересную игру «Собери машину». Мы со Степашкой поиграли и все перепутали, но вы поможете мне разобраться в картинках.
На столе лежат разрезные картинки машины – пожарная, скорая, полиция.
Хрюша: Надо собрать три машины, они не простые – специальные.
Воспитатель: Дети, какие специальные машины вы знаете?
Дети: Пожарная, скорая, полиция.
Восп.: Молодцы! (собираем пазлы на мольберте, дети выходят по одному)
Хрюша: Молодцы, ребята! Машины, машины! Так много машин, людям ходить негде стало!
Воспитатель: Как это так, Хрюша? Разве ты не знаешь правила дорожного движения? И для людей есть специальное место, где можно спокойно идти и машины не мешают.
Хрюша: Не знаю. А вы знаете?
Воспитатель: Ребята, скажите Хрюше, где могут идти люди?
Дети: По тротуару.
Хрюша: Ха-ха-ха, по тротуару, а если мне надо дорогу перейти, что делать?
Дети: Надо найти переход
Хрюша: Это что такое?
Дети: Полоски на дороге – зебра.
Хрюша: Ага, а машины едут и останавливаются.
Дети: Нам поможет светофор.
Стихотворение.
Светофор сказал нам строго:
«Осторожно, здесь дорога!
Не играйте, не шалите,
Просто стойте и смотрите!
Светофор зажегся красным
И пошел поток машин,
Значит, станет путь опасным,
На дорогу не спеши!
Ну а после загорится,
Как трава зеленый цвет!
Нужно снова убедиться,
Что машины рядом нет!»
Хрюша: Вот это да! А вы сделаете светофор для меня и моих друзей?
Дети: Да.
Физминутка.
Чтоб аварий избежать,
Надо строго соблюдать
Правила движения
И нормы поведения.
Вы запомните, друзья,
На дороге нам нельзя
Бегать, прыгать и скакать,
И с мячом в футбол играть.
И не думайте напрасно,
Что здесь вовсе не опасно!
Изучайте понемногу,
Как переходить дорогу.
Аппликация «Светофор»
Напоминание правил аппликации.
Хрюша: Спасибо, ребята! Теперь я знаю ПДД.