Педагогическое эссе

Витязева Екатерина Георгиевна

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь

им стать взрослыми…

   Наше общество за последние десятилетия стремительно меняется, меняется модель его поведения и ценностные ориентиры.

   Образование не может остаться в стороне от этих процессов. Естественно, происходят изменения и в представлениях о целях образования, и  путях их реализации.

   Дошкольное образовательное учреждение должно выполнять  обязательства по решению задач государственного образовательного  стандарта нового поколения, которые направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное воспитание, социализацию, личностное и интеллектуальное развитие воспитанников, создание основы  обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей детей,   сохранение и укрепление их здоровья.

  От признания необходимости знаний, умений и навыков,  как основных итогов образования, пришло понимание обучения, как процесса подготовки детей к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать в коллективе.

   На мой взгляд,  поэтому, социально-педагогическое направление в работе любого образовательного учреждения, на современном этапе развития общества,  не просто актуально, а жизненно  необходимо.

   Я - социальный педагог в детском саду. Что же является главным в моей работе? Чем она отличается от работы воспитателя?

   В моей профессиональной деятельности есть много общего с работой педагога-воспитателя. Прежде всего, нас  роднит то, что объектом нашего  внимания является ребенок.

   Вместе с тем, в нашей  профессиональной деятельности    есть  и ряд существенных отличий. Воспитатель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка.

  В центре же моего внимания находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество. 

  Как часто и серьёзно мы - взрослые задумываемся о том, насколько комфортно ребёнку в 21 веке?  Ответы на эти вопросы, я думаю,  напрямую связаны с   социальными, экономическими изменениями,   которые происходят  на современном этапе развития  нашего общества.  Снижение стабильности экономического положения семей,  трансформация    детско-родительских отношений, ухудшение  экологии,   дефицит нравственных ценностей - это лишь несколько позиций, которые требуют от меня, как педагога поиска новых моделей  воспитания,  поддержки,  помощи детям  и их семьям. Вместе с тем, я думаю, что  профессиональная  деятельность  социального педагога не может быть строго определена  в какие-то методики и  занятия. Она проходит зачастую незаметно, поскольку, на мой взгляд, ценностям и нормам нельзя научить, ребёнок усваивает их сам, из окружающего его социального и культурного пространства.   

   К сожалению, практика показывает,  что коллектив дошкольного учреждения очень часто сталкивается  с  рядом социально - педагогических проблем: нестандартное  поведение воспитанников, дестабилизация межличностных отношений «ребёнок-педагог», «ребёнок-ребёнок», нарушение взаимодействия педагога и семьи ребёнка, появление физической и эмоциональной агрессии в семьях.

  Поэтому, в процессе  организации своей работы, отдаю  приоритет созданию здорового микроклимата в детском коллективе, защищаю  интересы воспитанников, организую  досуг детей. Изучаю проблемы детско-родительских отношений, принимаю меры к их решению,   включаю  семьи воспитанников в социально полезную деятельность,  налаживаю  контакты с социальными партнёрами.

  В моей профессиональной копилке участие в  социальных акциях  с детьми и родителями «Подари улыбку другу», «Неделя добра», «Лето-2018», «Посылка солдату», «Письмо водителю». Проведение совместно с педагогами учреждения  детско-родительских квестов, праздников. Организация встреч с представителями ФГКУ «1 ПЧ ФПС ПО ЯНАО», МРЭО ГИБДД УМВД России по ЯНАО, МАУ «Центр физической культуры и спорта», МВК им. И.С. Шемановского, МБУК «Центральная библиотечная система», МАУДО Центр детского творчества «Надежда», МАУК «ЦКиС Геолог» по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности, повышению детско-родительской компетентности в вопросах формирования здорового образа жизни, нравственно-патриотического воспитания. Мероприятия по поддержки  социально-привлекательного имиджа учреждения через организацию работы со СМИ.

  Разработка с детьми видеофильмов «Не играй у воды», «Крокомот и бегедил», «Коробок спичек», «Не играй с огнем», социальных роликов с педагогами, родителями, детьми «Родительское счастье», «Дети - зеркало родителей», «Шаг навстречу».

 Актуальные  направления моей деятельности - это  работа с детьми из многодетных,  малообеспеченных семей, с социально неблагополучными семьями, с семьями, воспитывающими детей - инвалидов, приемными семьями.

 Количество  семей, имеющих статус «малообеспеченная семья» увеличилось, на примере нашего дошкольного учреждения, за время  моей работы  социальным педагогом,  с 2011 - 2018 гг.   с 2% до 4%. Вместе с тем, отмечается рост многодетных семей с 5% до 25%. Также увеличилось количество семей, воспитывающих детей-инвалидов и семей, взявших на попечение детей дошкольного возраста.

 Воспитанники из этих категорий семей - наиболее уязвимая группа детей.

 Работа с ними требует от меня умения  мыслить масштабно, творчески уметь обобщать собственный опыт, объективно оценивать тенденции и перспективы развития событий, учитывать  условия жизни воспитанников, анализировать детско-родительские отношения и из многих вариантов социальной помощи выбирать оптимальный, наиболее отвечающий интересам ребёнка и его семьи.

 Безусловно, смысл и значение профессиональной деятельности для человека во многом определяются ее общественной значимостью - тем, насколько она востребована в обществе и что дает для него.

 Моя педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию, в процессе нее  не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны.   Вот почему для меня   важно осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности.  

 Моя гражданская позиция - основа роста профессиональной ответственности, основа     принятия педагогических решений,  активности,   творчества.

 Я горжусь тем, что причастна  к процессу формирования в ребёнке  человеческого капитала  -   запаса  знаний, навыков, здоровья, способностей, мотиваций,  который, поможет ему быть успешным  и счастливым  во взрослой жизни.