Участие в научно-практических конференциях

Буянова Алёна Михайловна

Сертификаты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Смоленский государственный университет»

iCAH10FW0

Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей

с ограниченными возможностями здоровья

(IV-е дефектологические чтения, посвященные

135-летию со дня рождения Д.И. Азбукина)

Программа

Всероссийской

научно-практической конференции

17 октября 2018 года

Смоленск

2018

Адрес конференции: 

Оргкомитет:

электронный адрес:

г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4,
Смоленский государственный университет, ауд. 202, 306, 307, 313, корп. 3

ауд. 214, корп. 3

spetzped@yandex.ru

Организационный комитет

Председатель оргкомитета:

        Колодовская Елена Анатольевна, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидат педагогических наук, доцент.

Сопредседатели оргкомитета:

        Родионов Алексей Николаевич, декан психолого-педагогического факультета СмолГУ, кандидат психологических наук, доцент.

        Чепурышкин Игорь Петрович, директор СОГБОУ «Починковская школа-интернат», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.

Члены оргкомитета:

        Иванова Наталья Викторовна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидат педагогических наук.

        Крылова Елена Викторовна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидат педагогических наук.

        Меженцева Галина Николаевна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидат педагогических наук.

        Якушева Вероника Владимировна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидат педагогических наук.

График работы конференции

9.00 – 10.00

регистрация участников конференции (фойе 3-го этажа, корп. 3)

10.00 –11.30

пленарное заседание (ауд. 202, корп. 3)

11.30 –12.00

перерыв

12.00 –15.00

работа секций (ауд. 202, 306, 307, 313, корп. 3)

15.15

подведение итогов конференции (ауд. 202, корп. 3)

Продолжительность выступления с докладом – до 10 мин.

Пленарное заседание

(ауд. 202, корп. 3)

  1. Родионов Алексей Николаевич

ФГБОУ ВО «СмолГУ», декан психолого-педагогического факультета, кандидат психологических наук, доцент.

Приветственное слово.

2.  Колодовская Елена Анатольевна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент.

Вклад Д.И. Азбукина в развитие отечественной дефектологии.

  1. Чепурышкин Игорь Петрович

СОГБОУ «Починковская школа-интернат», директор, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.

О результативности работы образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

        4. Балыкина Виктория Давидовна

МБОУ «Средняя школа №17», г. Смоленск, директор.

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах, реализующих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования.

        5. Бурыкина Марина Юрьевна

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского», профессор кафедры педагогики и психологии детства, доктор психологических наук.

Тревожность матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

        6. Чепельникова Елена Ивановна

МБДОУ «Детский сад №3», г. Смоленск, заведующая.

Профессиональная деятельность педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как аксиологическая проблема.

        7. Захаренкова Елена Сергеевна

Территориальная ПМПК №2, г. Смоленск, руководитель, учитель-логопед.

Актуальные проблемы взаимодействия ПМПК и образовательных учреждений.

        8. Лазарева Наталья Николаевна

СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, заместитель директора.

Технологический подход в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

        9. Тишурова Анжелика Ярославна

СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, руководитель отдела психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

        Балашова Вероника Петровна

СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, учитель-логопед.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях работы группы кратковременного пребывания (из опыта работы СОГБОУ «ЦДиК»).

        10. Ковалева Ирина Владимировна

Частный логопедический центр «Академия речи», г. Смоленск, директор.

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях частного логопедического центра.

Работа секций

Секция 1 (ауд. 202, корп.3)

Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Председатель – Крылова Елена Викторовна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

  1. Барабанова Елена Борисовна

СОГБОУ «Починковская школа-интернат», педагог-психолог.

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

  1. Буянова Алена Михайловна

СОГБОУ «Починковская школа-интернат», социальный педагог.

Направления работы социальной службы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

  1. Гужва Ирина Вячеславовна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», заместитель декана психолого-педагогического факультета, доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук.

Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

  1. Денисова Ольга Александровна

ОГБУЗ «Детская клиническая больница» поликлиника №4, г. Смоленск, логопед.

Организация медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детской поликлиники.

  1. Долганова Наталья Александровна

МБДОУ «Детский сад №64 «Солнечный зайчик», г. Смоленск, учитель-логопед.

        Ковалева Ирина Владимировна

МБДОУ «Детский сад №64 «Солнечный зайчик», г. Смоленск, учитель-логопед.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.

  1. Ковалева Ирина Владимировна

МБДОУ «Детский сад №64 «Солнечный зайчик», г. Смоленск, учитель-логопед.

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях стационара (из опыта работы).

  1. Конопелькина Людмила Петровна

СОГБОУ «Починковская школа-интернат», заместитель директора по коррекционно-методической работе.

Буданова Елена Васильевна

СОГБОУ «Починковская школа-интернат», учитель-логопед.

Некоторые особенности организации логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ресурсного центра.

  1. Крылова Елена Викторовна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

Комплексное обследование детей раннего возраста с точки зрения профилактики нарушений развития.

  1. Чепикова Лидия Владимировна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», заведующая кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.

Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

  1. Щедрова Людмила Юрьевна

СОГБОУ «Починковская школа-интернат», педагог-психолог.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Секция 2 (ауд. 306, корп.3)

Организация коррекционно-развивающей образовательной среды, выбор и использование методического и технического обеспечения, осуществление коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты

Председатель – Иванова Наталья  Викторовна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

  1. Балашова Вероника Петровна

СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, учитель-логопед.

        Беликова Марина Владимировна

СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, учитель-логопед.

Использование компьютерной программы «Логопедическое обследование детей» (В.М.Акименко) для эффективной диагностики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Балыкина Виктория Давидовна

МБОУ «Средняя школа №17», г. Смоленск, директор.

Демидова Наталья Александровна

МБОУ «Средняя школа №17», г. Смоленск, заместитель директора.

Иванова Александра Сергеевна

МБОУ «Средняя школа №17», г. Смоленск, учитель-логопед.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу.

  1. Белугина Мария Анатольевна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», заместитель декана психолого-педагогического факультета, доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук.

Психолого-педагогические аспекты организации дополнительного образования детей с ОВЗ.

  1. Василенкова Наталья Ивановна

СОГБОУ «Починковская школа-интернат», учитель.

        Чепурышкин Игорь Петрович

СОГБОУ «Починковская школа-интернат», директор, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.

Метод групповой работы как императив коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ.

  1. Гусева Людмила Николаевна

МБДОУ «Детский сад №3», г. Смоленск, учитель-логопед.

Система работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения.

  1. Иванова Александра Сергеевна

МБОУ «Средняя школа №17», г. Смоленск, учитель-логопед.

Анализ методик восстановительного обучения больных с афазией.

  1. Иванова Наталья Викторовна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

К проблеме развития языковой способности у детей с речевыми нарушениями.

8. Илюшина Татьяна Николаевна

СОГБОУ «Детский сад для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Гнездышко», г. Смоленск, учитель-логопед.

Инновационный комплекс артикуляционно-двигательных упражнений.

9. Ковалькова Татьяна Валентиновна

МБОУ «Средняя школа №7», г. Смоленск, учитель-логопед.

Основные направления коррекционно-развивающей работы по развитию лексической стороны речи у младших школьников с задержкой психического развития.

  1. Павлова Ирина Александровна

МБОУ «Средняя школа №21 им. Н.И. Рыленкова», г. Смоленск, учитель-логопед.

        Кошенко Ольга Васильевна

МБОУ «Средняя школа №39», г. Смоленск, учитель-логопед.

Развитие межполушарного взаимодействия у леворуких обучающихся.

  1. Пеперова Мария Ивановна

МБДОУ «Детский сад №78 «Исток», учитель-логопед.

Песочная терапия как нетрадиционный метод коррекционного воздействия в работе логопеда.

  1. Трифаненкова Светлана Вячеславовна

СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, педагог-психолог.

Бабина Алина Александровна

СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, учитель-логопед.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

  1. Чернова Светлана Евгеньевна

СОГБОУ «Починковская школа-интернат», учитель.

Использование проектной деятельности на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ.

Секция 3 (ауд. 313, корп.3)

Актуальные вопросы комплексного сопровождения детей

с речевыми нарушениями

Председатель – Якушева Вероника Владимировна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

  1. Гаврикова Ульяна Игоревна

СОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки», г. Смоленск.

Сравнительная характеристика признаков благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка.

  1. Ермакович Инна Юрьевна

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями», г. Смоленск, учитель-дефектолог.

Лядущенкова Екатерина Геннадьевна

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями», г. Смоленск, учитель-дефектолог.

Возможности сказкотерапии в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Качяраускене Ксения Вадимовна

МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», Смоленский р-он, воспитатель.

Проблема речевого развития детей раннего возраста в современных исследованиях.

  1. Колдунова Кристина Павловна

ГБОУ «Средняя школа №439», г. Санкт-Петербург, учитель-логопед.

Логоритмика как логопедическая технология.

  1. Королева Кристина Владимировна

МБДОУ «Детский сад №62 «Каравай», учитель-логопед.

Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта.

  1. Матюкова Наталья Александровна

МБДОУ «Детский сад №72 «Колокольчик», г. Смоленск, учитель-логопед.

Формирование навыков словообразования у детей с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Морозова Анастасия Павловна

СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей», г. Смоленск, учитель-дефектолог.

Дифференцированный подход в преодолении заикания органического генеза у детей дошкольного возраста.

  1. Ларионова Екатерина Павловна

Логопедический центр «Академия речи», г. Смоленск, логопед.

Проблема коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с дизартрическими проявлениями.

  1. Усенкова Галина Михайловна

МБДОУ «Детский сад №51 «Росинка», г. Смоленск, учитель-логопед.

Усенкова Елизавета Николаевна

МБДОУ «Детский сад №29 «Стриж», г. Смоленск, учитель-логопед.

Мегараскраски как средство взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевыми нарушения.

  1. Фоминова Екатерина Владимировна

МБДОУ «Детский сад №78 «Исток», учитель-логопед.

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией посредством специальных игр и упражнений.

  1. Шелякина Олеся Анатольевна

ОГБУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи», г. Смоленск, логопед.

Актуальность ранней реабилитации пациентов с нарушениями речи и глотания в остром периоде инсульта.

  1. Щедрова Елена Анатольевна

СОГБОУ «Прогимназия «Полянка», г. Смоленск, учитель-логопед.

Влияние миофункциональных нарушений на формирование звукопроизношения у детей.

  1. Якушева Вероника Владимировна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

Дислексия в контексте междисциплинарного подхода.

Секция 4 (ауд. 307, корп.3)

Формирование профессиональной компетентности педагогов системы

специального и инклюзивного образования

Председатель – Меженцева Галина Николаевна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

  1. Варнаева Анна Евгеньевна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», заведующая кафедрой теории и методики начального образования, кандидат филологических наук, доцент.

Лингвистические знания в профессиональной деятельности учителя-логопеда.

  1. Грюцева Надежна Ивановна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук.

Формирование у студентов умений применять активные методы обучения младших школьников с задержкой психического развития.

  1. Кобизь Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры социологии, философии и работы с молодежью, кандидат педагогических наук.

Формирование у будущих логопедов навыков социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Колеошкина Светлана Николаевна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры теории и методики начального образования, кандидат педагогических наук.

Особенности подготовки будущих логопедов к использованию технологий изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Меженцева Галина Николаевна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

Дидактическое управление профессиональным самоопределением студентов – будущих учителей-дефектологов.

  1. Родионова Валерия Олеговна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Арт-терапевтические технологии в работе логопеда.

  1. Терещенкова Виктория Викторовна

ФГБОУ ВО «СмолГУ», магистрант профиля «Логопедическое образование».

Особенности голоса у лиц голосоречевых профессий и влияние его нарушений на психоэмоциональное состояние учителей-логопедов.

Благодарим за участие в работе конференции!



Предварительный просмотр:

                                                                                    Буянова Алена Михайловна    СОГБОУ «Починковская школа-интернат», sozpedagogprudki@yandex.ru                                                                             

                                                                                                     УДК 376

                                                                                                                                                                                                               

Направления работы социальной службы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Ключевые слова: социализация; социальная адаптация

Аннотация: в статье раскрываются особенности работы социальной службы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; определяются основные направления сопровождения детей.

Представлен и обобщен многолетний опыт и результаты работы по данной проблеме.

Система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из главных направлений в работе социальной службы школы-интерната. Это связано с тем, что контингент воспитанников составляют несовершеннолетние с явно выраженным отрицательным социальным опытом, общей педагогической и социальной запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к общепринятым нормам и правилам, к учебной деятельности. В основном это дети из неполных, многодетных, социально-неблагополучных семей.

Основная задача социальной службы заключаются в раннем выявлении причин, способствующих отклонению от нормы; своевременном выявлении ситуаций, требующих безотлагательной помощи и поддержки; создании условий, обеспечивающих полную включенность детей в социально-значимую деятельность [2]. 

 Цель работы: социализация и социальная адаптация воспитанников к жизни в социуме.

Основными формами работы социальной службы являются:

-правовое воспитание и просвещение воспитанников (формирование законопослушного поведения);

- индивидуальная и групповая работа с обучающимися, их родителями (законными представителями), семьями, находящимися в социально-опасном положении (Совет профилактики, школьная Служба Примирения);

  -консультативная помощь участникам учебно-воспитательного процесса;

-межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правозащитными организациями;

-постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Система работы социальной службы ориентирована на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей работы является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением воспитанников.

В работе используются следующие формы и методы: анкетирование воспитанников, занятия с элементами рисования, занятия-презентации, общешкольные мероприятия, беседы с привлечением специалистов правозащитных организаций, мини-лекции, консультации. Проводятся общешкольные игры «Правовой кроссворд», «Правовой светофор», конкурс рисунков «Мои права и обязанности».

Традиционно проводится неделя правовых знаний, способствующая формированию у воспитанников правовой культуры, осознанию ответственности за свои права и поступки.

 В рамках Всероссийского Дня правовой помощи для воспитанников проводятся ознакомительные экскурсии в правозащитные организации.  

      Проводятся встречи, индивидуальные консультации с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних, ведущим специалистом органа опеки и попечительства отдела образования, судьями Смоленского областного суда, нотариусом.

Постоянно действующей формой работы является консультативная помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям). Тематика консультаций составляется в соответствии с выявленными проблемами.

Методическая работа с педагогами осуществляется через методическое объединение учителей и воспитателей, педагогические советы, ШПМПк.

Проводится информирование педагогов о признаках, по которым можно выявить несовершеннолетних с отклонениями в поведении, а также социально - педагогическое просвещение (особенности работы с детьми данной категории). Большое внимание уделяется формированию педагогической компетенции родителей, повышению их информированности и ответственности с сфере предупреждения депрессивных настроений у несовершеннолетних, употребления ПАВ.

На Совете профилактики безнадзорности и  правонарушений среди несовершеннолетних проводится профилактическая работа с воспитанниками, которые находятся в  проблемной жизненной ситуации. На заседания приглашаются классные  руководители, воспитатели, родители,  специалисты органов и учреждений системы профилактики. Проводятся совместные мероприятия по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних, принимаются меры по устранению причин и условий, им способствующих.

Сопровождение воспитанников и их законных представителей, семей, находящихся в социально опасном положении строится в соответствии с утвержденными директором школы-интерната планами. С детьми и семьями,  состоящими на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних ведется индивидуально-профилактическая работа в соответствии с индивидуальными планами.

В детском коллективе организована система контроля за психологическим климатом в целях исключения случаев унижения детей со стороны сверстников, своевременного выявления и урегулирования конфликтных ситуаций.

В результате  проводимой работы заметно повысился уровень гражданско-правовой ответственности воспитанников. Ребята ежегодно принимают участие в шествии «Бессмертный полк», традиционных общешкольных и городских патриотических мероприятиях, облагораживании  могилы неизвестного солдата.  Повысился уровень знаний, способствующий умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.  В школе-интернате нет воспитанников, употребляющих спиртные напитки, ПАВ.

Ребята участвуют в социально значимой деятельности, где учатся милосердию, что помогает им лучше социализироваться и адаптироваться в социуме[1].

Уменьшилось количество подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних. 

В школе-интернате обеспечен систематический ежедневный учет пребывания детей, организована система профилактики самовольных уходов. С 2008 года по настоящее время нет случаев самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения.

         Отмечается повышение интереса родителей к жизни детей в школе-интернате. Родители активно посещают школьные праздники, мероприятия. Охотно взаимодействуют с классными руководителями, воспитателями по проблемам детей, консультируются со специалистами учреждения.

          Большая роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья отводится постинтернатному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

После окончания обучения в школе-интернате выпускники продолжают учиться в профессиональных образовательных учреждениях. Часто приезжают в школу-интернат за советом, консультацией, помощью. С целью оказания выпускникам более эффективной помощи осуществляется межведомственное взаимодействие с правозащитными организациями.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ - это сложный и многоуровневый процесс, основанный на тесном взаимодействии специалистов, педагогов, семьи ребенка и является одним из неотъемлемых условий его успешной социализации, полноценного участия в жизни общества.

Литература

1.Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот.- Ярославль, 1997.-370с.

2.Бочарова В.Г. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.: Консорциум «Социальное здоровье      России», 1999.-485с.

Buyanova Alena Mikhailovna

SOGBO "Pochinkovskaya boarding school»

Directions of work of social service in the system of psychological and pedagogical support of children with disabilities

Key words: socialization; social adaptation

Abstract: the article reveals the features of the social service in the system of psychological and pedagogical support of children with disabilities; the main directions of support of children. Long-term experience and results of work on this problem are presented and generalized.