Конспекты уроков

Грушенкова Владислава Ивановна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Грушенкова Владислава  Ивановна

Класс: 6

Дата: 31.01.2018.

Предмет: информатика

№ урока по расписанию: 19

Тема урока: Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Место урока в изучаемой теме: урок  № 19

Учебные задачи:

дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделях;

сформировать представления о назначении графиков и диаграмм;

сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы.

Тип урока – комбинированный.

       Используемые на уроке средства ИКТ:

ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

ПК учащихся.

      УМК: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ, 2014

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся: получат представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей.

Получат возможность научиться: создавать, форматировать и заполнять данными графики, диаграммы

Метапредметные:

-познавательные: умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы

-регулятивные: умение строить простые графики и диаграммы

-коммуникативные: управляют поведением партнера: контролируют, вносят коррективы, оценивают действие партнера.

Личностные:

 - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

- понимание   значения информационного моделирования как метода познания окружающей действительности;

-интерес к изучению информатики.

Этапы урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 4 мин.

3. Формулирование темы и цели урока – 4 мин

4. Изучение новой темы– 7 мин.

5. Первичное усвоение новых знаний – 5 мин.

6. Физкультминутка – 2 мин.

7. Компьютерный практикум – 15 мин.

8. Закрепление изученного материала – 5  мин.

9. Итоги урока, рефлексия, домашнее задание – 2 мин.


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Не нужно нам владеть клинком,

Не ищем славы громкой.

Тот побеждает, кто знаком

С искусством мыслить тонким.

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

2

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

(по 1 баллу)

Проверка домашнего задания: §11 (с.71- 76)

Рассказывают как выполнили задание

3

Формулирование  темы и целей  через повторение (по 1 баллу за каждый верный ответ)

1. Вспомните, какими способами можно представить  информацию на носителе?

2. Сравните  текстовые  и  табличные модели представления информации.

3. Сравните  текстовые,  табличные  и графические модели представления информации.

4. Какая модель нагляднее?

-5. Как называются такие модели?

- Назовите тему нашего урока.

- Поставим цель:

- с помощью текстовой, табличной или графической модели;

- делают вывод в пользу табличных моделей;

- делают вывод в пользу графических моделей;

- диаграммы и графики;

- диаграммы и графики;

Узнать о диаграммах и графиках и их использовании, научиться читать графики и диаграммы, создавать их с помощью компьютера.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках.

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления

4

Изучение новой темы

(по 1 баллу за каждый верный ответ)

Учитель объясняет новый материал

График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси OX), а зависимой величины – на вертикальной оси (оси OY). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с y при изменении x.

- Какие графики можно построить по данным таблицы о погоде в мае?

По данным таблицы можно построить следующие графики: изменения температуры воздуха; изменения влажности воздуха; изменения атмосферного давления

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a57547fc-fc0d-4b37-b87a-0df20c2bbe32/%5BNS-MATH_4-34-44%5D_%5BIM_033%5D.html

Обучающиеся записывают в тетради определение понятия «график», слушают учителя, отвечают на вопросы.

Ресурс:

Умеешь ли ты читать линейная диаграмму? (N 192487)

Вид ЦОР:

Интерактивное задание

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы.

5

Первичное усвоение новых знаний.

(По 1баллу за каждый верный ответ).

 

  1.  Совместная работа с учителем

Учитель объясняет учащимся задание в  тетради, демонстрируя данное задание на слайде презентации. При выполнении этого задания обучающиеся работают в парах.

2. Работа в парах + взаимопроверка. Выполните задания №1, 2 в учебнике на с. 85- 86, оцените работу соседа

- выполняют разбор задачи вместе с учителем

- выполняют  задания в учебнике на с. 85, оценивают  работу соседа.

Познавательные УУД:  умение  работать с текстом учебник, умение использовать электронную таблицу для создания диаграмм и графиков.

Личностные УУД:  развитие логического мышления

Коммуникативные УУД: развитие диалогической речи

6

Физкультминутка.

- Разминка для глаз

Выполняют упражнения

личностные – умение распределять режимы труда и отдыха;

метапредметные – формирование основ здорового образа жизни.

7

Компьютерный практикум

 (от 1 до 3 баллов)

Выполни задание на компьютере:

С.189,  Пр. №13 Задания 1,2

метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом редакторе);

предметные–умение создавать в текстовом редакторе графики;

личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения использования наглядных моделей;

коммуникативные – умение работать в группе.

8

Закрепление изученного материала

Задание 1. Соотнесите диаграмму с ее названием и таблицей, по которой она построена

Детям раздается задание для индивидуальной работы.

Проверка через 1 мин у доски

Лишним может остаться (гистограмма или столбчатая)

Почему осталось лишнее?

Справились прекрасно

Проверьте, исправьте ошибки

Работа на доске, индивидуальная работа

Дети делают вывод, что гистограмма и столбчатая одно и то же

9

Итоги урока, рефлексия, домашнее задание

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Шкала оценивания  

1-5  – 1 балл, 6- 10 – 2 балла, 11-13 – 3 балла, 14-15 – 4 балла

Домашнее задание: §12

Работа с дневниками, подсчет баллов (общее количество за урок), выставление оценок. Записывают домашнее задание.

регулятивные –

планирование, целеполагание, оценка;

личностные

смыслообразование,  развитие самооценки


Использованные ресурсы:

  1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  2. Методическая служба. Издательство БИНОМ. http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php
  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: методическое пособие для 5 - 6 классов – М.: БИНОМ, 2014
  4. Поташник, Левит: Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие, Педагогическое общество России, 2012 г.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока

«Человек и информация»

  • ФИО : Грушенкова Владислава Ивановна
  • Место работы:  МОУСОШ №6 с.Саблинского
  • Должность: учитель информатики и ИКТ
  • Предмет: Информатика
  • Класс: 5
  • Тема урока: «Человек и информация»
  • Базовый учебник «Информатика» 5 класс, Босова Л. Л. / Босова А. Ю.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с помощью чего получают информацию.

Регулятивные УУД:

развитие способностей к выбору, умению ставить учебную задачу, формирование навыков парной работы.

Познавательные УУД:

 использование заданий, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты различных способов решения ситуации;

 развитие умений работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, таблицей.

КоммуникативныеУУД: 

умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.

Используем: групповую дискуссию, побуждающий диалог.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (поэтапное прохождение заданий);

Познавательные универсальные учебные действия: - умение структурировать знания;- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Виды деятельности на уроке: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная;исследовательская, практическая.

Демонстрационный и раздаточный материал, применение специализированного программного обеспечения: ПК, интерактивный комплекс; ЭОР: презентация , предметы для выполнения заданий,карточки для игры «Лото»,учебник «Информатика» 5 класс, Босова Л. Л. / Босова А. Ю.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Цели и задачи:

формировать  представление о получении информации из окружающей среды с помощью органов чувств;

познакомить учащихся с видами информации в зависимости от способа  ее  восприятия человеком;

развивать умение работать с информацией;

воспитание бережного отношения к органам чувств;

формировать информационную культуру учащихся;

формировать первоначальные элементы исследования;

воспитывать интерес к предмету информатики, любознательность.

                                           Ход урока:

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята, меня зовут Владислава Ивановна. Я ваш учитель информатики и ИКТ. Сегодня у нас будет  урок, мы будем добывать новые знания, делать новые открытия, а всё новое – это всегда что-то интересное.

Сегодня вы шли на урок и уже знали его название – ИНФОРМАТИКА.

Вы впервые пришли в кабинет информатики. Он очень похож на обычный школьный класс, но отличие сразу бросается в глаза: на каждом столе стоит компьютер. С сегодняшнего дня вы будете учиться работать с ним. Хочется верить, что компьютер станет вашим добрым помощником.

И сначала мы поговорим  о правилах  поведения в компьютерном классе.

Чтобы помощник был добрым и красивым, надо к нему внимательно относиться. Компьютер не переносит грязи. Пыль, которая всегда бывает в неубранном классе, оседает на поверхности машины, проникает внутрь и выводит из строя точные электромеханические устройства, портит электронные схемы.

Поэтому первое требование, которое надо соблюдать в кабинете информатики — чистота. (На каждом столе памятка с правилами поведения в компьютерном классе).

Правила поведения в компьютерном классе

Нельзя приходить в грязной обуви и одежде. Почистите ваши пиджаки и портфели, прежде чем войдёте в класс. 

Вы не успели пообедать на перемене перед уроком информатики? Лучше потерпите, но не приносите с собою хлеб, орешки, конфеты, семечки. Крошки навредят компьютеру больше, чем пыль. Если они попадут между клавишами, их не так легко оттуда извлечь. 

Жвачка, какой бы вкусной она вам ни казалась, категорически запрещена каждому, кто сидит рядом с компьютером. 

Направляясь на урок информатики, взгляните на ваши руки. Этими руками вы сейчас будете набирать сообщения машине. И если под ногтями у вас грязно, если ваши пальцы — испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши вашего компьютера. А ведь за этой клавиатурой будут работать и ваши учителя, и товарищи из другого класса! Подумайте о них, подумайте о том, что ваши грязные руки испачкают, состарят и просто выведут из строя школьные ПК.

Второе важнейшее требование в кабинете информатики — дисциплина. Ни одну клавишу (даже после того, когда вы узнаете, что они означают!) нельзя нажимать без разрешения учителя. Конечно, если вы нажмёте клавишу, взрыва и пожара не будет. Но если машина подготовлена к уроку, а вы, не предупредив учителя, решили побаловаться с клавиатурой, то, вероятнее всего, подготовленный материал будет испорчен. 

Особое предупреждение: никогда не нажимайте кнопку отключения компьютера от электрической сети. Это может привести к потере работоспособности компьютера. На восстановление уйдет много часов. 

Компьютеры работают от электрической сети, напряжение которой опасно для жизни. Будьте осторожны! Не трогайте провода, которые подведены к компьютеру. 

Нажимая клавиши на клавиатуре, не прилагайте больших усилий. Компьютер поймёт вас и при самом нежном прикосновении. Помните, что, барабаня по клавиатуре, вы быстро выведете её из строя. Так же “нежно” нужно относиться к мышке и другим устройствам, подключаемым к компьютеру. 

Не трогайте экран монитора даже чистыми пальцами — на нем все равно останутся следы. 

Правила поведения в кабинете информатики не слишком сложны. Но соблюдать их нужно очень строго. Будучи внимательными к своим машинам, вы многому научитесь, много интересного увидите на экранах.А кто знает, что такое информатика? (Ответы детей).Ребята , давайте я вам прочитаю стихотворение :

Есть одна из наук – информатика,
В основе её – математика.
С компьютером накрепко связана,
Служить людям стала обязана.

Она в экономике действует,
В войсках её видно содействие.
Информатика всюду нужна,
Большая в ней стала нужда.

Без цифирных дел трудно прожить,
Их надо нам с детства учить.

-Может кто-то догадался о чём пойдёт речь сегодня на нашем первом уроке информатики? (Высказывания детей).

А теперь давайте разберем понятие «информация».Для этого нам поможет учебник ,с.7 

3.Актуализация знаний.

Ребята, а как вы объясните, что такое «информация»?

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и явлениях, воспринимаемых человеком или специальным техническим устройством.

  • Как вы думаете, ребята, а может ли человек прожить без информации?

  • На самом деле понятие «информация» несколько шире, чем мы его определили, и предполагает ощущения и восприятие каждым человеком окружающего мира с помощью мозга и органов чувств - органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Иными словами, информация – это ещё и свежесть дождя, и шум ветра, и тепло нагретого солнцем песка, и радость от увиденной в небе радуги... Всё это – информация.

  • Чтобы понять, как связаны человек и информация , проведём небольшое исследование.

  •  В процессе всех заданий вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать определённые выводы.

Задание 1

– Ребята, попробуйте рассказать о предметах, не прикасаясь к ним (на учительском столе: ручка пенал,мел)

Вызвать детей и дать им потрогать предметы и описать их.
– Какой орган помог получить информацию?

Задание 2

– Закройте глаза. Вы не видите, не слышите, не трогаете руками. Расскажите про предмет (учитель распыляет духи, освежитель воздуха …)

– Какой орган помог получить информацию?

Задание 3

– Закройте глаза. Расскажите про предмет, не видя его, но вы можете его попробовать (учащиеся пробуют: лимон, сахар, конфета…)
– Какой орган помог получить информацию?

Задание 4

– Закройте глаза. Вы не видите. Какие звуки вы услышали? (аплодисменты, скрипнула дверь…)
– Какой орган помог получить информацию?

            Задание 5

– Закройте глаза. Вы не видите и не слышите, но вы можете потрогать руками. Расскажите про предмет. (В руках пакет, мягкая игрушка, фольга от шоколада …)
– Какой орган помог получить информацию?

Учитель:

– Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями.
С помощью чего мы получали информацию?

- В получении информации нам помогают органы чувств.
– Сколько органов чувств у человека?
(5)
– Какие это органы чувств?
(Глаза, уши, нос, язык, кожа).

        -К какому выводу мы с вами пришли, выполнив все задания?

– Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.

4. Первичное усвоение материала: (работа по презентации и приложениям).

Учитель. Вспомните, с помощью какого органа чувств мы получали информацию о предметах, расположенных на столе? Правильно, мы использовали зрение. Зрение помогает различить цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза словно окна в мир. Берегите зрение.(Слайд).

Учитель. Приведите примеры, когда человек получает зрительную информацию. (Читаем журнал, смотрим друг на друга, рассматриваем график или рисунок,

смотрим телевизор, рассматриваем картину в музее.).

  • – Какой орган, позволил нам почувствовать запах? (Нос)

– Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью носа. (Ответы учащихся)

– Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности, например об утечке газа из газовой плиты или о том, что пища испорчена и есть её нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. При насморке человек плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды!

Учитель. Какой орган чувств помог нам определить вкус еды или напитка? Верно, это язык. Информацию, которую мы получаем с помощью языка, когда что-нибудь едим или пьем, называют вкусовой..Какой вкус мы можем чувствовать? (Кислый, горький, невкусный, сладкий, мятный, соленый, пряный.) – На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей.

  •  Какой орган позволил нам определить звуки? (Уши).

– С помощью ушей человек слышит речь, музыку, шум. Демонстрируется слайд

– Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью ушей. (Ответы учащихся)

– Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Шум может не только мешать, но и нести полезную информацию – например, шум мотора сообщает нам о том, что приближается машина, и нужно быть внимательнее. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте в тишине.

– Какой орган позволил нам определить гладкий предмет или шершавый? (Кожа)

– С помощью кожи человек узнаёт о том, каков предмет на ощупь – тёплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета.
– Кожа – орган осязания. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения!

5. Осознание и осмысление учебной информации. Физкультминутка.

– А теперь немного отдохнем и проверим, внимательно ли вы слушали и смотрели, поиграем в игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная – закрываем глаза, звуковая – прикрываем ладошками ушки, если информацию получаем в виде запаха – закрываем нос, определяют на вкус – рот, распознают кожей – хлопаем в ладоши.
Итак, начнем, будьте внимательны:

  • Звонок, горячо, сладко, музыка, яркий, колется, жарко, мокрый, горький, зелёный, шершавый, радио, липкий, высокий, бензин, темный, мороз.
  • Молодцы, у вас хорошо получается определять виды информации.

Зарядка для глаз. Включается специальный тренажер на интерактивной доске.

6. Первичное закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала проводится в игровой форме.

Задание 1. Информационное лото. Установи соответствие. (Приложение 4). Работа в парах. Учитель объясняет задание: какие органы чувств позволяют нам различить информацию? Установите соответствие.

кислый

белый

шелест

 твердый

горький

резкий

блестящий

крик

шершавый

звонкий

ароматный

красивый

(карточки из таблицы 2 кладут на слова таблицы 1 картинкой вверх)

Когда задание выполнено, учитель выдает контрольную карточку с правильным расположением картинок и просит учеников проверить выполненное задание, затем совместно разбирают ошибки, если они были допущены.

7.А теперь ребята , перейдем к практической части нашего занятия.Занимаем места за рабочими местами

Практическая работа, будет состоять в том, что такое устройство ПК, разбор инструктажа безопасного поведения в кабинете информатики, расположение ,наклон корпуса человека, расстояние глаз от монитора и так далее.

8. Молодцы ребята, а теперь давайте запишем домашнее задание!

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Разобрать материал в учебнике п.1, «Главное» конспект в тетрадь .

9.Рефлексия.

а)Вернёмся к началу урока, вспомним что должны были понять и чему научиться.

Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию разных видов.
Для принятия решения человеку необходимы несколько органов чувств: это глаза, уши, язык, кожа, нос.
Зрительную, звуковую и обонятельную информацию можно получить, не прикасаясь к предмету, а осязательную и вкусовую — прикоснувшись к предмету руками или языком.
Часто для принятия решения человеку необходима информация разных видов, воспринимаемая с помощью разных органов чувств.

«Давайте обсудим»
Какие органы чувств есть у человека для восприятия информации?
Для чего человеку пять органов чувств?
Как называют информацию, получаемую с помощью глаз, ушей, носа, кожи и языка?
Какую информацию можно получить, не прикасаясь к предмету?
Для чего человеку нужна информация?

Оцени себя:


ТАБЛИЦА 1 (ИНФОРМАЦИОННОЕ ЛОТО)

Кислый

белый

шелест

Твердый

горький

резкий

блестящий

крик

шершавый

звонкий

ароматный

красивый

ТАБЛИЦА 2 (ИНФОРМАЦИОННОЕ ЛОТО)

ДЛЯ УЧЕНИКОВ РАЗРЕЗАНА НА КАРТОЧКИ, ДЛЯ УЧИТЕЛЯ КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА НЕ РАЗРЕЗАЕТСЯ

язык

Глаз

ухо

рука

язык

Нос

Глаз

ухо

рука

Использованные ресурсы:

  1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  2. Методическая служба. Издательство БИНОМ. http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php
  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: методическое пособие для 5 - 6 классов – М.: БИНОМ, 2014
  4. Поташник, Левит: Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие, Педагогическое общество России, 2012 г.