Рабочие программы кружков и секций

Сиюткин Сергей Сергеевич

"Подвижные игры"

Основные цели и  задачи реализации содержания предмета

Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

"Баскетбол"

Основные цели и задачи реализации содержания предмета

Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.

Задачи программы:

      обучающие

1.         Ознакомиться с основными правилами игры в баскетбол;

воспитательные

2.         содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

3.         воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;

развивающие

4.         способствовать укреплению опорно – двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости

5.         развивать координационные способности и силу воли.

"Лыжная подготовка"

Основные цели и задачи реализации содержания предмета

Цели: 
- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся 
- Воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта
Задачи: 
- приобщение подростков к здоровому образу жизни 
- формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом 
- развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом 
- укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы подростка 
- освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов 
- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc108 КБ
Файл basketbol_1-3_klass.docx28.86 КБ
Microsoft Office document icon programma_lyzhi.doc111 КБ
Файл shkola_bezopasnosti.docx44.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Абатская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено

Педагогический совет

Протокол №

от «30» августа 2018г.

Утверждено

Директор МАОУ

Абатская СОШ №1

Н.В.Куликова_____

Приказ № 119-од

от «31» августа 2018г.

Программа внеурочной деятельности

«Подвижные игры»

Возраст учащихся 11-12лет

Срок реализации 2018-2019 учебный год

Автор-составитель:

Сиюткин С.С.,

Первая квалификационная категория,

учитель физической

культуры

2018г

с. Абатское

Паспорт программы

Полное наименование

Кружок «Юный игрок»

Цели и задачи

Изучение подвижных и спортивных игр.

Адресат проектной деятельности

Обучающиеся МАОУ СОШ №1 возраст 9-10 лет.

Срок реализации программы

2017-2018 учебный год

Направление деятельности

Спортивно-оздоровительное

Краткое содержание программы

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия

Ожидаемый результат

  • Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
  •   Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
  •   Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
  •   Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

 

Название организации

МАОУ Абатская СОШ № 1

Почтовый адрес

627540 Тюменская область, Абатский район, с.Абатское ул.Советская 52

Ф.И.О.

Сиюткин С.С.

Дата создания программы

29 августа 2017 год.

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Планируемые результаты

Планируемые УУД:

-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;

- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

                                           Содержание программы.

Беседы по профилактике здорового образа жизни – 2 ч.:

 «Уроки хорошего поведения», «Одевайся по погоде», «Вредные привычки».

Подвижные игры на свежем воздухе и в спортивном зале – 64 ч.: «Увернись от мяча»,     «Вороны и воробьи»,  «Паровозик»,    «Ловишки-перебежки», «Первые снежки», «Строим снежную крепость», «Донести рыбку», «Петушиный бой», «Два Мороза», «Перестрелка», «Большой мяч» и др.  Катание на лыжах. Игра в снежки.    

Формы учета знаний и умений.

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Расти здоровым» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры  и соревнования. Учет знаний и умений  для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Тематическое планирование

п/п

Форма работы

Тема

К

час

Место проведения

Примерная

дата проведения

1

Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.

«Поведение в школе, ознакомление с опасными  местами в здании школы и вокруг нее».

1

Школа, территория вокруг школы.

2

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Увернись от мяча»                                                          

1

Спортивный зал.

3

 Подвижные игры.

Охотники и утки.

1

 Спортивный зал.

4

Подвижные игры.

«Вороны и воробьи»                                                  

1

Спортивный зал.

5

Подвижные игры.

Пионербол

1

Спортивный зал.

6

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Разучивание подвижных игр.

1

Спортивный зал.

7

Подвижные игры.

Поймай мяч

1

Спортивный зал.

8

Подвижные игры.

«Паровозик»  

«Увернись от мяча»                                                                                                                        

1

Спортивный зал.

9

Подвижные игры.

«Перестрелка»

1

Спортивный зал.

10

Подвижные игры.

«ПИОНЕРБОЛ»

1

Спортивный зал.

11

Подвижные игры.

«Ловишки-перебежки»

«Паровозик»                                            

1

Спортивный зал.

12

Подвижные игры.

Догони свою пару

1

Спортивный зал.

13

Подвижные игры.

Перетяни черту

1

Спортивный зал.

14

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Первые снежки»

1

Спортивный зал.

15

Спортивные соревнования

Весёлые старты

1

Спортивный зал.

16

Подвижные игры на свежем воздухе.

Строим снежную крепость

1

Спортивный зал.

17

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на лыжах Игра в снежки.

1

Спортивная площадка.

18

Спортивные соревнования

Эстафета на лыжах.

1

Спортивная площадка.

19

Подвижные игры.

День и ночь. Метко в цель.

1

Спортивный зал.

20

Подвижные игры.

Перестрелка

1

Спортивный зал.

21

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на лыжах. Игра в снежки.

1

Спортивная площадка.

22

Подвижная игра «Лыжная прогулка».

«Первые шаги»

1

Спортивный зал.

23

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Разучивание подвижных игр.

1

Спортивный зал.

24

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Разучивание подвижных игр.

1

Спортивный зал.

25

Подвижные игры и упражнения с мячами.

«Звонкий мяч»

1

Спортивный зал.

26

Подвижные игры.

«Охотники и утки»

1

Спортивный зал.

27

Подвижные игры.

Пятнашки мячом

1

Спортивный зал.

28

Подвижные игры.

Передал перебеги

1

Спортивный зал.

29

Подвижные игры.

Чья команда быстрее осалит игроков

1

Спортивный зал.

30

Подвижные игры.

Не дай мяч водящему

1

Спортивный зал.

31

Подвижные игры.

Догони мяч. Ногой по мячу.

1

Спортивный зал.

32

Подвижные игры.

Вызов номеров. Ноги от пола.

1

Спортивный зал.

33

Подвижные игры.

Игра в футбол

1

Спортивная площадка.

34

Подвижные игры.

Игра в футбол

1

Спортивная площадка.

       



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Абатская средняя общеобразовательная школа № 1

«РАССМОТРЕНО»

на педагогическом совете

МАОУ Абатская СОШ №1

Протокол ____________________

от «___»________________2017 г.

«УТВЕРЖДЕНО»                

Директор МАОУ Абатская СОШ №1

___________________Н.В.Куликова

Приказ________ от__________2017 г.

Программа внеурочной деятельности

«Баскетбол»

Разработана в 2017 году

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации:

2018-2019 учебный год

Автор-составитель:

Сиюткин Сергей Сергеевич,

учитель физической культуры

МАОУ Абатская СОШ №1

с. Абатское

2018

Пояснительная записка

В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.

Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

Программа по баскетболу для учащихся 1-3 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.

Место программы в образовательном процессе

В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 

К моменту завершения программы обучающиеся должны:

Знать:

  •   Основы знаний о здоровом образе жизни.
  •   Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе,  стране.
  •   Правила игры в баскетбол.
  •   Тактические приемы в баскетболе.

Уметь:

  • Выполнять основные технические приемы баскетболиста.
  • Проводить судейство матча.
  • Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.

Развить качества личности:

  •   Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
  •   Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
  •   Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
  •   Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

       

Содержание программы.

Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и  комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.

Развитие баскетбола в России.

История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола.

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом.     Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.

   Общая и специальная физическая подготовка.

     Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костно-мышечная система, ее строение, функции.

    Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении.

    Гигиенические основы режима труда  и отдыха юных спортсменов. Совершенствование техники передвижений.

     Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы  полета мяча. Взаимодействие двух игроков  - «заслон в движении». Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Взаимодействие трех игроков  - «скрестный выход». Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).

    Систематический врачебный контроль за юными спортсменами.  Командные действия в нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.

     Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».

    Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях.  Бросок мяча в движении с одного шага. Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.

Основы техники и тактики игры

     Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной тренировки.  Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух нападающих.

     Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

     Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.

    Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением высоты отскока.

     Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

    Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.

    Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».  

    Сущность и назначение планирования и его виды.  Совершенствование техники броска мяча изученными способами.

Контрольные игры и соревнования

     Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.

Тематическое планирование

№ занятия

Название темы

Количество часов

Дата

проведения

1

Скоростно-силовые упражнения .Стойка передвижение игрока , правила игры.

1 ч.

2

Скоростно-силовые упражнения.Ведение мяча , передача мяча.

1 ч.

3

Скоростно-силовые упражнения.Ведение мяча с изменением направления.

1 ч.

4

Скоростно-силовые упражнения.Ведениемяча с изменением скорости и высоты отскока.

1 ч.

5

Бег на выносливость, прыжковые упражнения

1 ч.

6

Бег на выносливость, прыжковые упражнения.Игра

1 ч.

7

Развитие координационных способностей, прыжковые упражнения.Игра

1 ч.

8

Развитие координационных способностей, прыжковые упражнения

1 ч.

9

Ведение мяча. Передачи мяча. Игра

1 ч.

10

Ведение мяча. Передачи мяча. Игра

1 ч.

11

Ведение мяча с изменением направления. Броски мяча по кольцу со средней дистанции. Игра

1 ч.

12

Ведение мяча с изменением направления. Броски мяча по кольцу со средней дистанции. Игра

1 ч.

13

Штрафной бросок. Заслоны Игра

1 ч.

14

Штрафной бросок. Заслоны Игра

1 ч.

15

Штрафной бросок. Заслоны Игра

1 ч.

16

Заслоны. Финты. Быстрый прорыв. Игра

1 ч.

17

Заслоны. Финты. Быстрый прорыв. Игра

1 ч.

18

Заслоны. Финты. Быстрый прорыв. Игра

1 ч.

19

Зонная защита. Игра

1 ч.

20

Зонная защита. Игра

1 ч.

21

Зонная защита. Игра

1 ч.

22

Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Игра

1 ч.

23

Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Игра

1 ч.

24

Держание мяча(в зависимости от ситуации). Уход с места(скрестный). Игра

1 ч.

25

Держание мяча(в зависимости от ситуации). Уход с места(скрестный). Игра

1 ч.

26

Остановка в один контакт, в два контакта. Пивотирование на месте(с мячом, без мяча). Игра

1 ч.

27

Остановка в один контакт, в два контакта. Пивотирование на месте(с мячом, без мяча). Игра

1 ч.

28

Дриблинг(на месте, движении).Обводящие передачи(в пол, по воздуху). Игра

1 ч.

29

Дриблинг(на месте, движении).Обводящие передачи(в пол, по воздуху). Игра

1 ч.

30

Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы  полета мяча. Выход для получения мяча. Игра

1 ч.

31

Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы  полета мяча. Выход для получения мяча. Игра

1 ч.

32

Взаимодействие двух игроков  - «заслон в движении». Бросок в проходе после остановки в один контакт+скрестное подшагивание. Игра

1 ч.

33

Взаимодействие двух игроков  - «заслон в движении». Бросок в проходе после остановки в один контакт+скрестное подшагивание. Игра

1 ч.

34

 Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Постановка спины игроку с мячом.  Игра

1 ч.

35

 Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Постановка спины игроку с мячом. Игра 

1 ч.

36

 Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Постановка спины игроку с мячом. Игра 

1 ч.

37

Взаимодействие трех игроков  - «скрестныйвыход».Подбор в защите. Игра

1 ч.

38

Взаимодействие трех игроков  - «скрестныйвыход».Подбор в защите. Игра

1 ч.

39

Совершенствование всех видов бросков.Проход-скидка. Игра

1 ч.

40

Совершенствование всех видов бросков.Проход-скидка. Игра

1 ч.

41

Совершенствование всех видов бросков.Проход-скидка. Игра

1 ч.

42

Бросок в проходе снизу.Бросок с отклонением.Противодействия броску. Игра

1 ч.

43

Бросок в проходе снизу.Бросок с отклонением.Противодействия броску. Игра

1 ч.

44

Бросок в проходе снизу.Бросок с отклонением.Противодействия броску. Игра

1 ч.

45

Групповые взаимодействия в защите.Противодействия заслону. Игра

1 ч.

46

Групповые взаимодействия в защите.Противодействия заслону. Игра

1 ч.

47

Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.Серийные заслоны. Игра

1 ч.

48

Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.Серийные заслоны. Игра

1 ч.

49

Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.Серийные заслоны. Игра

1 ч.

50

Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.Освобождение от заслона. Игра

1 ч.

51

Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.Освобождение от заслона. Игра

1 ч.

52

Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.Освобождение от заслона. Игра

1 ч.

53

Подбор в защите.Перехват передачи. Игра

1 ч.

54

Подбор в защите.Перехват передачи. Игра

1 ч.

55

Подбор в защите.Перехват передачи. Игра

1 ч.

56

Отбор мяча у игрока,остановившеговедение.Ротация в защите трех игроков.Раннее нападение. Игра

1 ч.

57

Отбор мяча у игрока,остановившеговедение.Ротация в защите трех игроков.Раннее нападение. Игра

1 ч.

58

Отбор мяча у игрока,остановившеговедение.Ротация в защите трех игроков.Раннее нападение. Игра

1 ч.

59

Перемещение в защите с игроком с мячом(работа рук и ног в зависимости удаленности от кольца),различные способы перемещения,защитныйшаг,рывок. Игра 

1 ч.

60

Перемещение в защите с игроком с мячом(работа рук и ног в зависимости удаленности от кольца),различные способы перемещения,защитныйшаг,рывок. Игра 

1 ч.

61

Перемещение в защите с игроком с мячом(работа рук и ног в зависимости удаленности от кольца),различные способы перемещения,защитныйшаг,рывок. Игра 

1 ч.

62

Развитие скоростных способностей.Координация движений. Игра

1 ч.

63

Развитие скоростных способностей.Координация движений. Игра

1 ч.

64

Развитие скоростных способностей.Координация движений. Игра

1 ч.

Итого

64.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Абатская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено

Педагогический совет

Протокол №

от «30» августа 2018г.

Утверждено

Директор МАОУ

Абатская СОШ №1

Н.В.Куликова_____

Приказ № 119-од

от «31» августа 2018г.

Программа внеурочной деятельности

«Лыжная подгогтовка»

Возраст учащихся 11-12лет

Срок реализации 2018-2019 учебный год


Автор-составитель:

Сиюткин С.С.,

Первая квалификационная категория,

учитель физической

культуры

2018г

с. Абатское

Паспорт программы

Полное наименование

Спортивная секция «Лыжная подготовка»

Цели и задачи

Углублённое изучение лыжных ходов

Адресат проектной деятельности

Обучающиеся МАОУ СОШ №1 возраст 7-10 лет.

Срок реализации программы

2017-2018 учебный год

Направление деятельности

Спортивно-оздоровительное

Краткое содержание программы

Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у подростков развиваются такие качества, как воля, смелость, ловкость, выносливость, сила и быстрота, выдержка

Ожидаемый результат

  • Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
  •   Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
  •   Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
  •   Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

 

Название организации

МАОУ Абатская СОШ № 1

Почтовый адрес

627540 Тюменская область, Абатский район, с.Абатское ул.Советская 52

Ф.И.О.

Сиюткин С.С.

Дата создания программы

29 августа 2017 год.

I.Пояснительная записка

                                                                                                                                                                            Программа секции «Лыжная подготовка» составлена на основе модифицированной программы   группы начальной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и адаптирована к условиям деятельности лыжной секции.

Актуальность :   Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у подростков развиваются такие качества, как воля, смелость, ловкость, выносливость, сила и быстрота, выдержка .Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность .Продуманная и хорошо организованная  учебно-тренировочная работа секции способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.

Место программы в образовательном процессе

В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.

Планируемые результаты

К моменту завершения программы обучающиеся должны:

Знать / понимать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом (легкой атлетике);
– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту (легкой атлетике);
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
– выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
– осуществлять судейство соревнований по лыжам (легкой атлетике);
– оказывать ПМП при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Содержание программы.

  1. Развитие лыжного спорта в России.

Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте. Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.

  1. Гигиена занятий, режим питания спортсменов.

Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела, водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма. Комплексы УГГ.

  1. Основы техники лыжника-гонщика.

Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжника-гонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах.

  1. Основа методики техники и тактики лыжника-гонщика.

Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники движений основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении различных способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины дистанции и рельефа местности.

  1. Правила техники безопасности.

Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, обморожении.

  1. Спортивная база, оборудование, инвентарь.

Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и мази на лыжи.

Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений. Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.

  1. Общая физическая подготовка.

Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.

  1. Специальная физическая подготовка.

Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП. Строевые упражнения на лыжах.

Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений.

Годовой календарный учебный график.

Кол-во часов

Введение в предмет, подвижные игры

Т.Б. на занятиях по лыжной подготовке. Подвижные игры.

Знание и соблюдение техники безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

Предварительный

1

1

Развитие выносливости

Темповый бег с поддержанием скорости

Понятие темпового бега

Текущий

2

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Подвижные игры с элементами бега с ускорением

Уметь ускоряться в нужное время

Текущий

3

1

Развитие выносливости

Темповый бег с поддержанием скорости

Повторить понятие темпового бега

Текущий

4

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Легкий бег с ускорениями в парах с упором

Уметь ускоряться в парах с упором

Текущий

5

1

Развитие выносливости

Темповый бег с поддержанием скорости

Уметь бежать с поддержанием скорости

Текущий

6

1

Развитие стартового ускорения

Прыжки с низкого приседа с последующим ускорением

Понятие стартового ускорения

Текущий

7

1

Подвижные игры

Разучить новые подвижные игры

Уметь играть в подвижные игры

Текущий

8

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Легкий бег с ускорениями в парах с упором

Повторить ускорения в парах с упором

Текущий

9

1

Развитие выносливости

Темповый бег с поддержанием скорости

Повторить понятие темпового бега

Текущий

10

1

Разучивание лыжных ходов

Передвижение попеременным двухшажным ходом

Уметь передвигаться попеременным двухшажным ходом

Текущий

11

1

Подвижные игры

Игра в подвижные игры

Уметь играть в подвижные игры

Текущий

12

1

Развитие выносливости

Темповый бег с поддержанием скорости

Закрепить понятие темпового бега

Текущий

13

1

Разучивание лыжных ходов

Передвижение попеременным двухшажным ходом

Уметь передвигаться попеременным двухшажным ходом

Текущий

14

1

Участие в соревнованиях

Прохождение дистанции на время

Уметь проходить дистанции на время

Текущий

15

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Прыжки с низкого приседа с последующим ускорением

Уметь прыгать с низкого приседа с последующим ускорением

Текущий

16

1

Разучивание лыжных ходов

Передвижение одновременным одношажным ходом

Уметь передвигаться одновременным одношажным ходом

Текущий

17

1

Развитие выносливости

Работа на тренажере по времеми

Уметь работать на тренажере по времеми

Текущий

18

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Легкий бег с ускорениями в парах с упором

Уметь ускоряться в парах с упором

Текущий

19

1

Развитие выносливости

Темповый бег с поддержанием скорости

Уметь бежать  темповым бегом с постоянным поддержанием скорости

Текущий

20

1

Подвижные игры

Игра в подвижные игры

Уметь играть в подвижные игры

Текущий

21

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Прыжки с низкого приседа с последующим ускорением

Уметь прыгать с низкого приседа с последующим ускорением

Текущий

22

1

Разучивание лыжных ходов

Передвижение одновременным одношажным ходом

Уметь передвигаться одновременным одношажным ходом

Текущий

23

1

Подвижные игры

Игра в подвижные игры

Уметь играть в подвижные игры

Текущий

24

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Легкий бег с ускорениями в парах с упором

Уметь ускоряться в парах с упором

Текущий

25

1

Разучивание лыжных ходов

Передвижение одновременным двухшажным ходом

Уметь передвигаться одновременным двухшажным ходом

Текущий

26

1

Подвижные игры

Игра в подвижные игры

Уметь играть в подвижные игры

Текущий

27

1

Разучивание лыжных ходов

Передвижение одновременным двухшажным ходом

Уметь передвигаться одновременным двухшажным ходом

Текущий

28

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Прыжки с низкого приседа с последующим ускорением

Уметь прыгать с низкого приседа с последующим ускорением

Текущий

29

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Легкий бег с ускорениями в парах с упором

Уметь ускоряться в парах с упором

Текущий

30

1

Развитие выносливости

Темповый бег с поддержанием скорости

Уметь бежать  темповым бегом с постоянным поддержанием скорости

Текущий

31

1

Подвижные игры

Игра в подвижные игры

Уметь играть в подвижные игры

Текущий

32

1

Разучивание лыжных ходов

Передвижение коньковым ходом

Уметь передвигаться коньковым ходом

Текущий

33

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Легкий бег с ускорениями в парах с упором

Уметь ускоряться в парах с упором

Текущий

34

1

Развитие скоростно-силовых качеств

Легкий бег с ускорениями в парах с упором

Уметь ускоряться в парах с упором

Текущий



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Абатская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено

Педагогический совет

Протокол № 20

от «30» августа 2018г.

Утверждено

Директор МАОУ

Абатская СОШ №1

Н.В.Куликова_____

Приказ № 120-од

от «31» августа 2018г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Школа безопапсности»

Возраст учащихся 7-17 лет

Срок реализации 2018-2019 учебный год

  Автор-составитель:

Сиюткин С.С.

Первая квалификационная категория,

учитель

физической культуры

2018г

с. Абатское

Паспортпрограммы

Полноенаименование

Кружок «Школа безопасности»

Цели и задачи

Изучение туристических навыков и знаний.

Адресатпроектнойдеятельности

Обучающиеся МАОУ СОШ №1 возраст 9-17 лет.

Срокреализациипрограммы

2017-2018учебныйгод

Направлениедеятельности

Спортивно-оздоровительное

Краткоесодержаниепрограммы

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Ожидаемыйрезультат

  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки,
  • . приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом
  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей
  • гуманное отношение к окружающему миру
  • физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями)

Названиеорганизации

МАОУ Абатская СОШ № 1

Почтовыйадрес

627540 Тюменская область, Абатский район, с.Абатское ул.Советская 52

Ф.И.О.

Сиюткин С.С.

Датасозданияпрограммы

30 августа 2017год.

Пояснительная записка.

В основе школьного туризма лежат фундаментальные, неустаревающие принципы образования и воспитания: гуманно-демократический, концептуально-методологический, системно-целостный, творчески развивающий, личностно-ориентированный, созидающе-деятельностный. В структуре любой образовательной программы туризм может быть использован в качестве эффективной формы обучения. Туризм и спортивное ориентирование помогают учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук.

Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.

Никто из туристов не пошёл бы второй раз в поход, если бы на личном опыте не убедился, что всё виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет такое впечатление и делает нашу жизнь настолько богаче, что по сравнению с этим все тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами.

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.

Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла  опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.

Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и учителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.

Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.

Планируемые результаты

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны. 

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

По завершении обучения кружковцы должны

знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

 уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

 Этапы и сроки реализации.

1. Подготовительно-организационный - сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.

3. Заключительный (итоговый туристический слёт, летние походы, жизнь в палаточных лагерях) - июнь, июль.

Содержаниепрограммы.

 1. Вводное занятие.

Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.

2. Организация и подготовка похода.

Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению,  созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

3. Туристское снаряжение.

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. 

Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу. 

Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток,  как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.

4. Гигиена туриста.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание.  Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.

5. Туристский бивак.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.
Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта

6. План и карта.

Виды и свойства карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде.

7. Определение расстояний простейшими способами.

Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование  без компаса и карты.  Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время.

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

Календарно тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

1

Организация и комплектование группы.

 

2

Введение в образовательную программу.

 

3

История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.

 

4

Организация похода.

 

5

Питание в походе. Составление рациона.

 

6

Снаряжение. Личное снаряжение.

 

7

Групповое снаряжение.

 

8

Первая медицинская помощь.

 

9

Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи.

 

10

Первая медицинская помощь.

 

11

Заболевания.

 

12

Ожоги и обморожения. Помощь утопающему.

 

13

Устройство бивака.

 

14

Работа с палаткой.

 

15

Работа с палаткой.

 

16

Свёртывание лагеря.

 

17

Костёр, его виды.

 

18

Разведение и поддержание костра.

 

19

Костровое хозяйство. Меры предосторожности.

 

20

Топографические карты.

 

21

Спортивные карты.

 

22

Компас. Строение и работа с ним.

 

23

Приёмы ориентирования карты по компасу.

 

24

Определение расстояний и работа с компасом.

 

25

Определение расстояний и работа с компасом.

 

26

Ориентирование. Первый способ ориентирования.

 

27

Ориентирование. Второй способ ориентирования.

 

28

Сопоставление двух способов ориентирования.

 

29

Азимут истинный и азимут магнитный.

 

30

Краеведение. История Богородицкого района, его культурное наследие.

 

31

Богородицк и его окрестности.

 

32

Выполнение краеведческих заданий.

 

33

Условные знаки.

 

34

Условные знаки спортивных карт.