Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России-2019"

Майлубаева Румяна Хабибуллаевна

Эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_uchitelya_fiziki_maylubaevoy_r.h.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Я – учитель»

Эссе учителя физики  муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Ставропольский край, Степновский район, село Иргаклы

Майлубаевой Румяны Хабибуллаевны

                                                                      Задача нелёгкая – Мастером стать,   Чтоб лик приукрасить Земли.
                                                                       Намного труднее другим передать
Уменья и знанья свои.

      У каждого учителя свой путь в профессию. Мой, как и большинства, наверное, педагогов, начался ещё со школьной скамьи. Я всегда была прилежной ученицей: читала лучше всех в классе, мой каллиграфический почерк ставили в пример одноклассникам, ответственность была главной чертой моего характера. Я любила учиться, всегда делала это с удовольствием. А вот понимание того, что  сама стану учителем, пришло в 7 классе, когда в расписании появился новый и немного «пугающий» предмет – физика. Пугающий потому, что большинством школьников  он воспринимается как довольно сложный, доступный пониманию только избранными, и в основном  - мальчишками. Помню свои впечатления от первого  урока, когда только переступили порог кабинета: какие-то невиданные приборы, схемы, огромный стол (как потом оказалось – демонстрационный). И за этим столом – маленькая хрупкая женщина, Аминат  Ачетыровна Амангазиева, совсем непохожая, как мне тогда казалось, на «учёного» - физика. Но именно она и открыла для меня удивительный  мир Физики, без которого я сейчас не мыслю своей жизни. Её увлечённость своим делом, педагогический такт, умение самое сложное сделать понятным предопределили мой выбор. Затем – университет, аспирантура. Но жизнь вносит свои коррективы в людские судьбы – я вышла замуж, стала мамой троих замечательных деток и на долгое время посвятила себя их воспитанию. Но, возможно, именно этот  этап моей жизни научил меня терпению, умению понимать детские проблемы, делать неожиданные открытия в самом обыденном и радоваться им.

     Так и пришла я в свою родную Иргаклинскую школу – опытная мама и начинающий учитель. Конечно, мои радужные представления о  педагогическом поприще столкнулись с реалиями современной школы: бесконечная отчётность, жуткая нехватка времени, отсутствие технической базы, низкая мотивация как учеников, так и их родителей. Да мало ли других проблем в современной  школе?

     Помогло моё врождённое упорство и целеустремлённость: если я не буду верить в себя, то как смогу вселить уверенность детям в их собственных силах и возможностях?

     Совершенный учитель, по словам  Льва Николаевича  Толстого, соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Именно к такому совершенству я и стремлюсь в своей педагогической деятельности. Но любовь к своему предмету и любовь к Делу – это, оказалось, не совсем одно и то же. Мало любить свой предмет самой. Как научить любить его детей? С разным уровнем подготовки, с разной мотивацией к обучению? Как зажечь их жаждой познания, пробудить в них первооткрывателей? Ответ нашла в словах Пауло Коэльо, чьим творчеством увлечена давно: «А что такое "учитель"? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нем, чтобы раскрыть то, что ему уже известно».  Это и стало для меня основным принципом педагогики. Физика, на мой взгляд, как никакой другой предмет,  даёт возможность детям  «изобретать» заново то, что уже было создано предыдущими поколениями. Проблемное обучение, деятельностный подход в обучении позволяют мне естественное для детского пытливого ума любопытство направить в нужное русло, сделать его любознательностью и желанием до всего дойти своим умом и трудом. И тогда «серые» для кого-то формулы становятся яркими и понятными, сложные задачи – решающимися, а опыты – запомнившимися на всю жизнь. И свет в глазах учеников дает такой заряд энергии, какой не укладывается в рамки  ни одного физического закона!

     «Не мыслям надобно учить, а мыслить»,  - эти слова моего наставника, Каплан Льва Григорьевича, стали для меня ключевыми в педагогической деятельности. Несмотря на небольшой стаж работы в школе, я уже смогла достичь  определённого успеха со своими учениками: они участвуют в предметных олимпиадах разных уровней, занимая  призовые места, выступают на практических конференциях, учатся в школе «Поиск», без страха выбирают физику в качестве экзамена по выбору. Конечно, успех окрыляет и даёт возможность расти самой вместе с моими детьми. Но свою миссию, как Учителя, я вижу не столько в успешности учеников, для которых, как и для меня, физика – призвание, сколько  в том, чтобы научить каждого ребёнка мыслить, искать самостоятельные пути решения проблем, пусть даже не всегда верные. Я даю детям  право на ошибку, и поэтому они не боятся моих уроков. Я уверена в том, что, если ребёнок ошибается и ищет самостоятельно путь к исправлению своих промахов в процессе обучения, он и в дальнейшей жизни не будет бояться трудностей, научится корректировать свои поступки и действия. И зачастую неудачи сближают нас сильнее, нежели успех. Они заставляют не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше, расти, искать ответы на вопросы, видеть необычное в обычных явлениях. А поэтому учитель, на мой взгляд, должен всегда учиться вместе со своими учениками. И я учусь, стремлюсь совершенствоваться, стараюсь соответствовать не только запросам общества, государства, но и ожиданиям своих воспитанников. Учусь не только на курсах и вебинарах, повышая своё самообразование, оттачивая педагогическое мастерство, читая специальную литературу. Учусь у них, своих учеников, чтобы понимать их проблемы, чтобы быть им нужной, быть ежедневно и ежечасно востребованной. Для того,  чтобы быть интересной своим детям, нужно знать их потребности и уважать их собственные интересы.

     Зачастую многие учителя  одной из  причин низкой  успеваемости  школьников называют  их интернет-зависимость. В условиях сельской школы с низкой материально-технической базой не всегда есть возможность продемонстрировать на уроке какое-либо физическое явление с помощью наглядного опыта. И тогда Интернет становится не врагом образования, а близким другом! На многих уроках мы создаём с детьми виртуальную лабораторию,  и процесс эксперимента  захватывает детей не меньше, чем реальный.  

    К современному учителю сегодня очень много требований. Но учитель на селе – это особая миссия. И отношение детей и родителей к нему особое. Мы для них – не только преподаватели, передающие свои знания, для них мы – наставники, гуру, духовники. И важно не утратить их доверие, всегда соответствовать их представлениям о Настоящем Учителе. Поэтому я работаю не только над своим профессиональным ростом, но и над своим нравственным совершенствованием. Ведь, как говорил Николай Рерих, «самое лучшее, что можно сделать для усовершенствования мира – это усовершенствовать себя».  В моем представлении современный учитель – это эталон порядочности, пример для подражания, обладающий такими качествами, как принципиальность, лояльность, деликатность, терпение и тактичность. Но даже обладая всеми этими достоинствами, невозможно стать Настоящим Учителем без любви. Любви к своему Делу, любви к своим детям. Эта любовь привела меня в профессию и сделала её смыслом моей жизни.