В период подготовки к школе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх и низ, не путать правую и левую стороны, отступить определенное количество клеток с

Клюева Ольга Алексеевна

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа

Королёв Московской области «Детский сад комбинированного вида №16 «Забава»»

(МАДОУ «Детский сад №16»)

 

141080, Россия. Московской области.,                                                                                телефон: 8(495) 519-14-47

город Королёв, пр-т Космонавтов, д.45Б                                                                             e-mail: sad-zabava@yandex.ru

 

 

Консультация для родителей и воспитателей.

 

Тема: Развитие пространственных                       представлений     через игры

          у детей подготовительной группы.

http://nyanya-v-ceti.ru/wp-content/uploads/Brettspiele.jpg

 

 

                                                                                                                Подготовила:

                                                                                                             воспитатель

                                                                                                                        подготовительной

                                                                                                              группы №10

                                                                                                       МАДОУ

                                                                                                                          «Детский сад №16»

                                                                                                               Клюева О.А.

 

 

 

2019 год

 

           В период подготовки к школе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх и низ, не путать правую и левую стороны, отступить определенное количество клеток с той или иной стороны, не заходить за линию при письме, правильно держать карандаш.

Ориентироваться в пространстве листа или клетках поможет игра-путешествие или графический диктант. Игровое поле представляет собой клетчатое основание, на котором будет находиться маленькая фигурка, например, Буратино, который хочет узнать, где спрятан золотой ключик, двигаясь по указанию ведущего: две клеточки (шага) вверх, одна направо, две клеточки (шага) вниз, одна направо. Путь можно отметить карандашом, для усложнения предложить детям придумать свои маршруты и рассказать о них. Введение сюжета повышает интерес к таким играм.

      Маршрутные игры, лабиринты помогают овладеть умением выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом поле. С помощью кубика ребенок учится отсчитывать количество точек от любого числа, определенным движением выбрасывая кубик, прогнозировать возможное выпадение нужного количества точек на кубике для быстрого продвижения вперед. Возможность соревноваться и выиграть при равных стартовых условиях, двигаться к финишу пошагово, соблюдая очередность, и обязательные правила очень важны для развития произвольности. Умение расшифровывать знаки и символы в игре способствует развитию символического мышления.

   Игры «Бродилки», «Лабиринт» предполагают использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. Они имеют четко фиксированные правила, в отличие от самостоятельных игр, возникающих по инициативе самих детей. В таких играх может принимать участие вся семья.

    Взрослым необходимо самим ознакомиться с правилами, определить цель и ход игры, чтобы в доступной форме, по возможности более кратко донести полученные сведения до ребенка. Часто взрослые уступают ребенку, давая возможность выиграть, не совсем честно соблюдая правила. Ребенок, которому взрослые всегда уступали и позволяли выигрывать, окажется неподготовленным к возможному проигрышу, может болезненно воспринять свое поражение и отказаться от дальнейшего участия в совместных играх.

     Поэтому следует вначале продемонстрировать спокойное принятие проигрыша как возможного исхода игры– важно не победить любой ценой, а получить удовольствие, радость от участия в совместной игре, затем позволить проиграть и ребенку, проследив его реакцию и поддержав в нем уверенность, что в следующий раз он сможет выиграть. Вначале роль ведущего берет на себя взрослый, но по мере усвоения правил эта роль переходит ребенку. Далее партнерами по игре могут выступать и другие дети.

Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий

  Множество современных детских настольных игр содержит многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов, употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, лечебных, образовательных учреждений, магазинов, центров культуры и спорта, названий животных и растений и др.

Привлекают детей игры со штампами, печатями , наклейками, оставляющими на листе готовое изображение, которое легко обыграть, раскрасить, создать композицию (следует помнить, что чем младше ребенок, тем крупнее должно быть изображение, а шестилетние дети любят мелкие картинки с множеством деталей).

 

Перед школой

            Перед школой важно научиться следовать правилам, уметь копировать простое изображение (геометрическую фигуру, иероглиф, знак, букву любого алфавита), действовать согласованно в едином темпе с группой сверстников – овладеть этими необходимыми качествами помогут игры с правилами.

Домино и лото «Что где растет?», «Кто где живет?», «Едет, плавает, летает» помогают детям шестого года жизни различать и называть овощи и фрукты, диких и домашних животных, взрослых животных и их детенышей, классифицировать их по месту обитания (живет в воде, на суше), способу питания, выделять транспортные средства (воздушный, наземный, водный, подземный).

Настольно-печатные игры знакомят детей с буквами - «Азбука», где надо соотнести картинку и букву, с которой начинается изображенный объект.

   Игры, связанные с установлением причинно-следственных связей«Что сначала, что потом?», учат построению связного рассказа. В ходе игр, помимо действий, ребенок должен научиться давать объяснение своего выбора, основываясь на практическом опыте, учиться рассуждениям (сначала берем картинку с нарисованным зернышком, потом с проросшим колоском), далее располагаются картинки с изображением последовательных операций уборки хлеба и последняя, где нарисована хлебопекарная продукция.

  Подготовиться к решению математических задач поможет игра «Мы считаем». В ней на карточках изображены ситуации, даны цифры и знаки для выкладывания решения задач. Например, на картинках изображены пять цветов и три бабочки. Можно спросить, всем ли бабочкам хватит цветов; на каждый ли цветок сядет бабочка? Или: 7 детей играют, на следующей картинке 2 ребенка убегают; вопросы могут звучать так: сколько всего детей гуляло, сколько детей ушло, сколько осталось на детской площадке? Запомнить части суток, дни недели, месяцы и времена года помогут игры: «Круглый год», «Мой день», где представлены большие карты с изображением времен года, а на маленьких карточках рисунки с подробными изменениями в живой и неживой природе, соответствующие разным временам года.

  Развивая гибкость ума, не следует забывать о гибкости руки, мелкой моторике. Такие игровые наборы, как «Юный модельер», «Юный архитектор», тренируют умения правильно держать карандаш, регулировать силу нажима, длину штриха, оценивать качество своей работы и не бояться ошибок, а исправлять их, создавая коллекцию одежды для бумажной куклы, собственный город с разнообразной архитектурой.

   Игры «Морской бой», шашки и шахматы[2] для детей дошкольного возраста достаточно сложны. Подготовкой к ним может служить игра «Квадраты», в ней используется шахматная доска и 64 цветные двусторонние (одно сторона синяя, другая – красная) карточки, по размеру не превышающие квадратик доски. Игроки делят карточки поровну, договариваясь о своем цвете, например, один выбирает синий, другой участник игры – красный. Поочередно на доску игроки выкладывают карточки, внимательно наблюдая за действиями «противника». Как только его карточка окажется между двух карточек другого цвета, ее переворачивают, превращая в карточку своего цвета. «Ловить противника» можно по вертикали, горизонтали, диагонали.

   Многообразные игры оформлены как викторины, где участники соревнуются в своих знаниях и проверяют правильность ответа.

    Развить умения соблюдать правила игры, координировать движения, укреплять мелкую моторику помогают настольные игры «Хоккей», «Футбол», «Баскетбол», правила которых достаточно сложны, что делает их привлекательными для детей и в начальной школе.

Желаю Вам всего самого хорошего!