Статья "Деятельность воспитателя по использованию технологии Портфолио дошкольника" из личного опыта

Работая в рамках  сетевой инновационной площадки по теме «Разработка и внедрение системной модели управления качеством образования в ДОО на основе методического комплекса   для организации системы оценки качества дошкольного образования» апробирую в работе технологию портфолио. Данная технология  позволяет мне:

- фиксировать и анализировать особенности индивидуального развития ребенка и своевременно реагировать на все изменения;

- раскрыть перед ребенком его способности, повысить его самооценку;

- привлечь внимание родителей к совместной работе со своим ребенком.

Опыт работы был представлен мною педагогической общественности города Новосибирска и получил положительную оценку:

- участие  в семинаре «Деятельность воспитателя по использованию технологии портфолио дошкольника» в рамках сетевой инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения семьи, детства и воспитания РАО» по теме «Разработка и внедрение системной модели управления качеством образования в ДОО»;

- выступление по теме «Деятельность воспитателя по использованию технологии Портфолио дошкольника» на I - ом заседании районного методического объединения воспитателей групп детей старшего и подготовительного возраста, педагогов предшкольного образования;

- выступление на педагогическом совете ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_portfolio.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии Портфолио в работе с детьми дошкольного возраста

Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми и,  конечно,  технологий. Всё чаще мы слышим о  таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения». На мой взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть  и  оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам  и в первую очередь самому ребёнку. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Портфолио - это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. фиксация успехов ребенка позволяет проследить динамику, оценить сильные и слабые стороны его развития, а еще – наметить  умения и навыки, требующие совершенствования.

Так на своей практике я  использую  технологию Портфолио дошкольника, ООО «Издательство «Национальное образование», 2016.

      При работе с портфолио учитываю определённые правила:

- для каждого ребёнка портфолио ведётся систематически;

- портфолио фиксирует разные этапы формирования достижения ребенком целевых ориентиров в развитии;

- портфолио демонстрирует исключительно успехи ребенка и никогда не фиксирует неудачи;

- портфолио создаётся всеми участниками педагогического процесса.

Работа с портфолио осуществляю в ходе совместной деятельности с детьми. В процессе совместной деятельности дети  работают   на страницах портфолио, либо  представляют свои страницы.

Выбор страниц для работы осуществляется следующим образом:

    1.Выбор педагога с мотивацией (я заметила, что вы пытаетесь сочинять, и я хочу предложить вам вот эту страничку)

    2.Дежурные по портфолио выбирают  страницу из тех, которые я заранее приготовила  и  голосованием определяется одна для работы.

    3.«Я выбираю сам». Один раз в месяц каждый ребенок выбирает сам себе страницу.

    Совместно с ребятами решили, что портфолио  для них это документ, подтверждающий их успехи. И как любой документ он должен храниться не среди игрушек, а выделили для него отдельную полку, которая находится выше, чем все игрушки, но в то же время доступную для них. В итоге дети решили выбрать место для папок.

      Портфолио дает возможность зафиксировать успешность детей.

      Если я вижу, что у ребенка не сформирован какой- то показатель развития, где он не успешен, а еще у него и нет желания, то тогда я ставлю перед собой задачу- развить интерес у ребенка, создаю ситуацию и стимулирую  его познавательную активность. Например: В рамках речевого развития есть такой показатель-  «ребенок пытается писать буквы», а я  вижу что он даже не пытается их писать, ему трудно это дается и поэтому  совсем не интересно. Вот, например,  такой случай. Дети принесли лук и поставили в воду. Все, кто  умеют писать своё имя, подписали свои баночки. Они могут самостоятельно наблюдать за ростом лука и фиксировать результат в свои дневники. А Петя всё время теряет свою баночку с луком, т.к. она не подписана, и по той же причине он не может самостоятельно найти свой дневник наблюдения. У него даже не возникает желание его подписать, а вот наблюдать за луком ему интересно. Тогда я  могу  сказать: А ты хотел бы  делать это самостоятельно как все дети? – Да – отвечает он.  Для этого тебе всего лишь нужно написать своё имя. Тогда я ставлю перед собой задачу- научить его писать или развить у него интерес к графическому изображению.  Когда ребенок достиг этого, он озвучивает: – Я хотел научиться писать своё имя и у меня получилось. Нужно обязательно отметить успех ребенка: - Вот смотри, ты хотел и  у тебя получилось! Я здесь создала ситуацию, где перевела свои цели в желания ребёнка. Если я вижу, что у ребёнка не сформирован  какой- то показатель в рамках речевого развития, то тогда я  добавляю свои страницы, которые позволяют  в полном объёме показать успешность наших детей. Так работая, в рамках реализации программы в части ООП формируемой участниками образовательных отношений мы совместно с ребятами, родителями придумали следующие страницы:

-в  рамках реализации программы «Быть здоровым здорово!» добавили страницу «Режим дня», где дети уже осознанно проговаривали свой режим своим одногруппникам.

- В рамках реализации программы по социально-коммуникативному развитию «Давайте жить дружно» появилась страница - «Звезда недели»

- В рамках освоения программы «Народная Русь» дети придумывали страницу  «Паспорт литературного героя»

- Впечатления детей по реализации проекта «Веселая дымка» были записаны родителями и размещены в портфолио.

 - Совместно с родителями дети придумывали подвижную игру. Представленная в виде моделей игра появилась в портфолио ребёнка и была презентована им для других детей.

 -  Одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Свои творческие работы ребята тоже помещают  в портфолио.

- Совместно с ребятами создали  раздел «Мои достижения», где хранятся грамоты и дипломы, полученные не только в рамках работы детского сада, но и за его пределами. Дети с удовольствием рассказывают о своих наградах.

   В работе с портфолио принимают участие многие специалисты детского сада.  Так как наша группа является комбинированной, в группе работает учитель-логопед,  то в портфолио  появился раздел «Логопед и я».

    Совместно с  логопедом  разработали такие страницы: «Я расскажу о….»,

«Я сочинил…», «Я подружился со звуком….»

    Один раз в 2 месяца, когда приходят родители, в группе  проходит «Неделя портфолио». Дети презентуют свои портфолио присутствующим одногруппникам и родителям.

    Портфолио  позволяет раскрыть перед ребенком его способности и вселить в него уверенность в своих силах, осознать собственный успех. Но очень важно научить ребёнка видеть успешность  и радоваться успехам  родителей и одногруппников, потому в рамках портфолио разработала следующие страницы: «Успехи моих родителей», «Успехи моих друзей».

    Использование в работе Портфолио способствовало:

- улучшению детско-родительских отношений;

- повышению самооценки воспитанников;

- формированию коммуникативных навыков.