Коллегам (методические материалы)

Максимова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

рп. Усть –Абакан 

Районный конкурс

«Здоровое поколение»

для воспитанников дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО

Номинация: конспект НОД

Занятие - практикум

«Что такое микробы?»

для детей старшей группы

Авторы - разработчики:  

Максимова Татьяна Сергеевна,  старший воспитатель, 1 КК;

Украинская Наталья Ивановна,

воспитатель, 1КК

Аннотация

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Проблема здоровья детей при любых ситуациях актуальна, а с момента появления коронавируса, приобрела еще более широкий масштаб.  По многочисленным данным считается, что дети переносят CОVID-19 преимущественно  в легкой форме, однако количество зафиксированных тяжелых случаев только возрастает.

Поэтому наша главная задача – способствовать формированию у детей представлений о возбудителях вирусных инфекций, о мерах предосторожности и профилактики, посредствам различных видов деятельности характерных для детей дошкольного возраста.

Предлагаем к Вашему вниманию  конспект непосредственно образовательной деятельности, предназначенной для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Что такое микробы?».

Этот конспект будет весьма полезным для воспитателей детских садов. Данный материал имеет познавательный характер и направлен на воспитание интереса детей к здоровому образу жизни и пристальному вниманию к личной гигиене.

По результатам проведения занятия – практикума, дети более осознанно стали подходить к своему здоровью, чаще стали мыть руки, в общественных местах носить защитные маски и приобщать к этому родителей.

Данный опыт педагоги могут использовать как в непосредственно образовательной, так и совместной деятельности с детьми.

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно – исследовательской деятельности «Что такое микробы?»

Задачи:

  • создать условия для формирования элементарных представлений у  детей о микробах, о мерах защиты (познавательное развитие);
  • обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
  • обеспечить условие для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития диалогической речи (речевое развитие);
  • создать условия для развития навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
  • способствовать развитию творческих способностей детей (художественно – эстетическое развитие).

Возраст детей: 5-6 лет.

Форма организации: занятие – практикум

Условия проведения:

Для проведения НОД созданы благоприятные условия, отвечающие требованиям СанПин и здоровьесбережению. Организация ППРС соответствует целям и задачам НОД. Для того, чтобы максимально заинтересовать, увлечь детей обеспечена частая смена видов деятельности.

Оборудование: конверт с письмом, картинка с иллюстрациями микробов, мука, карточки для игры «Можно – нельзя», пластилин, бумажные салфетки,  листы бумаги, краски, коктейльные трубочки, воздушные шары.

Методические рекомендации организаторам:

В течение НОД необходимо чаще задавать детям проблемные, открытые вопросы. Самое главное не торопиться отвечать самому педагогу, делать что-то за детей, дать детям возможность самим найти правильный ответ, давать больше возможности домысливать, строить предположения. В течение НОД педагогу необходимо найти время и уделить внимание каждому ребенку, пообщаться с ним, оказать не директивную помощь.

Ход ООД:

Вводная часть

Незаметно для детей в группе появляется красивый конверт. Дети самостоятельно находят конверт, собираются вокруг него.

Воспитатель: Ребята, что это вы нашли? Откуда здесь мог появиться конверт? Как вы думаете от кого он? (Дети высказывают свои предположения).

Дети с воспитателем исследуют конверт: цвет, размер, проверяют, какой он по весу.

Воспитатель: На конверте написано, что он откроется, если волшебное заклинание произнесут друзья. У вас есть друзья? Найдите себе друга.

Дети определяются с выбором друга. Каждая пара друзей подходит и над конвертом шепотом произносит волшебное заклинание «Где дружбой дорожат, там враги дрожат».

Воспитатель обращается к каждой паре с вопросом: Почему вы друзья?

После того, как конверт открылся, дети находят внутри письмо, воспитатель читает: «Здравствуйте, ребята! В нашем Цветочном городе случилась большая беда. Все жители нашего города сильно заболели. Началась эпидемия. Малышей и малышек заражает неизвестный и главное невидимый злодей. Помогите нам справиться с ним!  Незнайка».

Воспитатель: Ребята, от кого письмо пришло? Что он просит? Чем мы можем помочь? Почему заболели жители Цветочного города?

Дети включаются в обсуждение, предлагают свои варианты:

- Съели много мороженого.

- Не делали зарядку.

- Не мыли руки перед едой и после туалета.

- Ходили по лужам и промочили ноги.

- Не принимали витамины.

- Пили воду из - под крана.

Основная часть        

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это может быть, неизвестный и невидимый злодей?  Посмотрите, может ли быть он здесь? (картинка с иллюстрациями микробов. Приложение 1).

После обсуждения, дети приходят к выводу, что неизвестный злодей – это микроб.

Воспитатель: Кто такие микробы? Да, действительно, микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом. Как только они попадают в тело человека, сразу же начинают безобразничать и размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает.

Воспитатель незаметно наносит на свои ладони муку, а потом играет с каждым ребёнком в ладошки.

Воспитатель: Посмотрите на свои ладошки, что вы видите? (Они испачкались)

Воспитатель: Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Точно также распространяются микробы. Когда мы трогаем руками друг друга и разные окружающие предметы, то микробы попадают на наши руки, а потом к нам в рот!

Д/и «Можно – нельзя! Дети при помощи смайликов (весёлый -  грустный) делятся на две команды. Каждой команде даётся набор картинок. (Приложение 2)

Воспитатель: Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Одна команда должна выбрать и наклеить на основу только те картинки, где микробы легко смогут попасть в наш организм и заразить человека, а другая команда  -  где микробы встретят препятствие и не смогут заразить. Объясните, почему вы так думаете.

После обсуждений в группе, один представитель из команды объясняет свое решение,  почему они выбрали эти картинки.

Воспитатель: У микробов есть одно интересное свойство. Попав в организм человека, они начинают  быстро размножаться. Кто знает, что это значит? Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых микробов. Хотите посмотреть, как это происходит?

Опыт № 1.  По количеству детей организованы рабочие места, где на каждого ребенка лежат кусочек пластилина и салфетки.

Воспитатель: Ребята, как выглядят микробы? Правильно. Они бывают разной формы: круглые, удлиненные, овальные. Отделите кусочек пластилина и слепите из него микроб любой формы, на ваш выбор. Например, круглой, стрептококк, вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разделите шарик на две части. Получилось два новых микроорганизма, два новых микроба. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первый. Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим микробам. Как - будто ваши микробы выросли. Что теперь с ними произойдет?

Воспитатель: Правильно, снова разделятся. Разделите каждый микроб пополам. Сколько стало?

Воспитатель: Вот так их количество становится все больше и больше, и распространяются по всему нашему организму, человек заболевает все сильнее и сильнее. Что необходимо сделать, чтобы  помочь  своему  организму выздороветь? (Принять лекарство)

Воспитатель: Какое лекарство? Как вы думаете, пить лекарства можно любые?  (Нет, только те, которые назначает врач)

Воспитатель: Как вы думаете, что происходит с микробами после приема лекарств? (Предположения детей) Хотите посмотреть?

Опыт № 2.  

Воспитатель: Представим, что салфетки – это наше лекарство. Кладите всех микробов в лекарство и сомните шарики в салфетке. Что с ними стало? (Они сморщились, слиплись между собой)

Воспитатель: Вот так же лекарство убивает микробов. Человек начинает выздоравливать. Воспитатель: Как защитить себя от микробов, чтобы остаться здоровым? (Мыть руки с мылом, использовать антисептик, соблюдать дистанцию, есть только мытые овощи и фрукты, делать зарядку и т.д.)

Воспитатель: Ребята, вы хорошо запомнили, что нам помогает бороться с микробами?  Сейчас проверим, проведём игру «Это правда или нет?» Вы должны отвечать не словами, а движениями. Если «да» - похлопайте, если «нет» - потопайте. Будьте внимательны!

Вас прошу я дать ответ:

Это правда или нет?

Чтоб с микробами не знаться,

Надо, дети, закаляться?  /Хлопаем/

Надо целый день проспать? /Топаем/

Если хочешь сильным быть,

Со спортом надобно дружить? /Хлопаем/

Чтоб зимою не болеть,

На улице надо петь? /Топаем/

И от гриппа, от ангины,

Нас спасают витамины? /Хлопаем/

Будешь кушать лук, чеснок,

Тебя простуда не найдет? /Хлопаем/

Хочешь самым крепким стать?

Сосульки начинай лизать? /Топаем/

Ешь побольше витаминов,

Будешь сильным и красивым? /Хлопаем/

Воспитатель: И правда, вы молодцы, запомнили способы защиты от микробов!!!  Мы с вами теперь знаем, как выглядит неизвестный и невидимый злодей, а для чего мы его изучали? Правильно, в помощь жителям Цветочного города. Как же нам рассказать о микробах жителям, что делать? (нарисовать микробы и отправить жителям Цветочного города)

Воспитатель: Давайте пройдем к столам, выберем, чем будем рисовать микробов. (На столах приготовлены карандаши, фломастеры)  

Самостоятельная деятельность детей

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, с какой проблемой обратился к нам Незнайка? как вы считаете, мы  ему помогли? А для себя, что вы усвоили? (ответы детей) Что вам было наиболее интересным? Ребята, вы все большие молодцы, Миша, ты поразил нас глубокими познаниями о микробах, вирусах.

Воспитатель: Как же быть с нашими рисунками? Как доставить их в Цветочный город?

После обсуждения, дети приходят к выводу, что можно рисунки отправить в Цветочный город на воздушных шариках. Складывают в конверт, привязывают к воздушным шарам и выпускают в окно.

Список литературы:

  1. Лунева Т.А. «Сценарии праздников, тематических развлечений и утренников в ДОУ», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
  2. Иванова А.И. «Естественные наблюдения и эксперименты в детском саду», М., СФЕРА, 2005 г.
  3. Детская энциклопедия «Где? Как? Почему?» «Что такое микробы?»
  4. Интернет – ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

рп. Усть – Абакан

Республика Хакасия

Сценарий образовательного события

«В поисках Колобка или мой дружок Су – Джок»

Автор - разработчик:  

Безызвестных Наталья Владимировна, воспитатель, 1 КК;

Максимова Татьяна Сергеевна, старший воспитатель 1КК

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-игровой деятельности «В поисках Колобка или мой дружок Су – Джок»

Задачи:

  • создать условия для формирования у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни;
  • способствовать укреплению и сохранению здоровья детей;
  • создать условия для воспитания потребности  в двигательной активности;
  • создать условия для развития познавательного интереса к здоровью, способствовать обогащению словарного запаса детей;
  • создать условия для формирования психологического и физического здоровья ребёнка, посредством использования здоровьесберегающих гимнастик.

Материал: поролоновый колобок, конверт с письмом и картой, корзинки с массажными шариками Су-Джок (внутри которых лежат записки с загадками и заданиями), массажные коврики (дорожка), маски зайца, волка, медведя, лисы.

Предварительная работа: проведение бесед по теме ЗОЖ, разгадывание загадок, разучивание пальчиковых, дыхательных и других гимнастик.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, к нам в детский сад пришло необычное письмо, вот послушайте:

Помогите, я пропал

И в дремучий лес попал,

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл

Чтоб меня вы отыскали,

Нужно очень много знать

Быть здоровым, закаляться,

Испытаний не пугаться

Вам поможет мой дружок,

Под названием Су-Джок.

В путь-дорогу поспешите

И меня скорей спасите

Я исправлюсь, дайте срок.

Очень жду вас………. Колобок.

- Ребята, кто нас просит о помощи? Что с ним случилось? Как вы думаете, почему это случилось? (Ответы детей). А что нам поможет его найти? (Су-Джок).  

- Посмотрите два пути и куда же нам пойти? Колобок написал, что нам помогут массажные шарики, давайте их возьмём в руки и покрутим, может и правда они нам подскажут, как найти Колобка.

(дети берут в руки массажные шарики Су-Джок, выполняют массаж кистей рук, по показу воспитателя)

Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю (сжимают мячик в кулачке)

«Здравствуй, мой любимый мячик!»-

Скажет утром каждый пальчик (мячик держат большим и указательным, потом большим и средним пальчиком и т.д.)

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдаёт.

Брат у брата мяч берёт.

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, в моём шарике что-то лежит (открывает шарик). – Это же подсказка! (читает задание)

Поговорки про спорт называй-ка

Прибегу, подскажу……Серый зайка!

- Ребята, скорее вспоминайте поговорки и пословицы про спорт, зайка их услышит и придёт к нам на помощь.

Дети называют поговорки:

- Холода не бойся, сам по пояс мойся.

- Кто спортом занимается, тот силы набирается

- Солнце, воздух и вода помогают нам всегда

- В здоровом теле здоровый дух

- Солнце, воздух и вода – наши верные друзья

- Пешком ходить – долго жить.

Под музыку появляется Зайка.

Зайка: - Здравствуйте, ребята. Я очень люблю прыгать и бегать. Посмотрите, какие  у меня крепкие лапки! А вы любите прыгать, бегать, зарядку делать? (Да).

Зайка: Сделайте со мной зарядку, я скажу, в какую сторону Колобок покатился.

На лесной полянке в ряд,

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движение,

Очень ему нравится это упражнение.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны:

«Ты, волчишка, не ленись!

Вправо, влево наклонись,

А потом вперёд, назад,

Получишь бодрости заряд!

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает,

Спинку  держит прямо-прямо!

Так учила его мама.

Ну а белки, словно мячик

Дружно прыгают и скачут!

Зайка: Молодцы, здорово зарядку делаете, и за это я покажу вам, по какой тропинке покатился Колобок. (Заяц показывает на массажную дорожку и прощается) – До свидания!

Воспитатель: - До свидания, Зайка, спасибо за помощь.

Дети идут по массажной дорожке и выполняют комплекс упражнений для тренировки вестибулярного аппарата.

Мы тихонько в лес зайдём  (ходьба  по массажной дорожке)

Что же мы увидим в нём? (одна ладонь закрывает глаз, вторая – ухо (меняются)

Там деревья подрастают, (руки вверх, качают из стороны в сторону)

К солнцу ветки направляют (ходьба по массажным коврикам на носочках с вытянутыми вверх руками)

Тики-ти, тики-ти, (постукивание ребром ладоней и кулачками по коленям – по  два раза)

Животных мы хотим найти (руки на поясе: наклоны вперёд, прямо, назад)

Затем дети по очереди называют диких животных.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо прошли по массажной дорожке. Все упражнения сделали правильно, лесных животных правильно назвали. А теперь давайте вспомним, кто из диких зверей повстречался колобку после зайца? (Волк).

- Правильно! Посмотрите, здесь стоит указатель. Мы его развернём и посмотрим, что на нём написано.

Он всегда по лесу рыщет,

За кустом зайчаток ищет,

Он зубами щёлк да щёлк…

Угадали?

Выскакивает Волк: - Это Волк!!! Р-р-р!!!У-у-у-у!

- Хотел вас детки я поймать, да лапы вот болят опять…

Воспитатель:  - Волк, если ты пообещаешь, что не обидишь нас с ребятами и поможешь нам найти Колобка, то мы тебе покажем упражнения, от которых твои пальчики перестанут болеть.

Волк:  - Да, да – я обещаю.

Воспитатель: - Ребята, поможем Волку? (Да)

Воспитатель: Тогда берите из нашей корзинки массажные шарики. А я волку один шарик дам. Покажем серому гимнастику, ты Волк слушай, повторяй и запоминай!

Шарик я в руках верчу,

Так здоровым быть хочу.

В кулачках его я спрячу

В левом, правом – отличу.

Этот шарик мой дружок,

И зовут его – Су-Джок.

(открывают массажные шарики, достают пружинку)

А живут в нём две пружинки

Оденешь, пальцы-балеринки.

Кольцо по пальчику катаем

И здоровье укрепляем

Су – обозначает кисть,

Джок – стопа, не торопись,

Точки все пройди по кругу,

Шарик – ёжик покатай

И тогда твои недуги

Все исчезнут, так и знай.

Волк: - Ой, спасибо, вам ребятки. Лапы теперь совсем не болят.

Воспитатель: - Ну что же Волк, мы тебе помогли, теперь твоя очередь. Ты обещал нам показать, куда Колобок покатился.

Волк: - Сейчас, лягу я на брюхо

Нужно воздух мне понюхать,

Только так узнать я смог

Куда упрыгал Колобок.

Воспитатель: - Ребята, а давайте и мы с вами, как волк, носиками поводим. (проводится дыхательная гимнастика)

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох – выдох-вдох-вдох

Ничем не пахнет – ох-ох!

Волк: - Зато я унюхал!

Покатился Колобок

Через высокий бугорок…

Воспитатель: - Спасибо тебе Волк. До свидания.

Волк: - До свидания! (уходит)

Воспитатель и дети подходят к бугорку. Из-за него выглядывает Медведь.

Миша: - Кто вокруг берлоги ходит.

Ко мне в гости не заходит?

Вы со мною поиграйте

Мяч с Мишуткой покатайте.

Скучно, косолапому

Медведю толстопятому.

Воспитатель: - Здравствуй, Мишенька – медведь!

Хватит уж тебе реветь.

Есть у нас дружок Су – Джок

Он помочь тебе бы смог.

Регулярно с ним играй

Свои ножки исправляй.

Миша: - Я не знаю, что такое Су – Джок.

Воспитатель: - Ребята, расскажите Мишке, что такое су-джок (круглый, колючий шарик)

Мишка: Ёжик что ли?

Воспитатель: - Нет, что ты. Ребята, доставайте из корзинки наши массажные шарики. Снимайте чешки, покажем Мишке, как шариками можно ножками играть. (массаж ног, профилактика плоскостопия)

Разомнём мы ноги сами,

Покатаем мяч ногами.

Правой ногою туда и сюда –

Левая всё повторяет всегда.

Шарик мы возьмём в ладошку,

Массажируем мы ножку.

От пяточки к носочку раз-два

Будет здоровой, красивой нога

И другую нашу ножку

Массажируем немножко.

Воспитатель: Вот какие молодцы! Ребята, посмотрите, у Мишки ножки стали ровней и красивей, правда? (Да)

Миша:  - Вот спасибо! Я вас тоже научу играть в очень интересную игру. Вставайте вокруг меня в хоровод (проходится игра на развитие слуха «Мишка и друзья»)

Мишка ложкой кушал мёд

Набрал он мёда полный рот,

На пенёчке он сидит

И тихонько говорит:

«Я Мишутка косолапый,

Не хочу сосать я лапу,

В гости лучше я пойду,

Друга я себе найду»

Это будет…….

Катя глазки закрывай:

Кто перед тобой – узнай.

Воспитатель: - Спасибо тебе Мишка за интересную игру.

Весело с тобой играть, но Колобка нужно спасать.

Ты Мишутка, подскажи. Куда он делся, покажи.

Мишка: - Знакомо дело, Колобок,

Прыгнул Лиске на носок,

В норку с ней он побежал,

А после этого – пропал.

Воспитатель: - Ну что, ребята, теперь – то мы знаем, кто прячет нашего Колобка. Кто это, ребята? (Лиса)  Давайте позовём лису нашей закличкой.

Все вместе: 

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Появляется Лиса:

- Неправда, никаких кур я не воровала.

Колобка найти хотите?

Испытания пройдите.

Вы загадку угадайте

И подсказку получайте.

Ведь не зря загадка –

Для ума зарядка!

Загадывает загадку про Колобка.

Формой он похож на мяч.

Был когда – то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушёл

У него румяный бок…

Вы, узнали? (Колобок)

Лиса: - Ну, надо же, сразу догадались. Но я вам Колобка не отдам, пока вы со мной в игру не поиграете.  Ну что, будете играть? (Да)

Подвижная игра «Лисонька, ты где?»

Лиса: Ладно уж, уговорили,

Колобка вы заслужили!

Выносит ребятам Колобок.

Воспитатель: - Спасибо тебе, Лисонька – лиса! Становись с нами в весёлый хоровод.

Все ребята встают в круг, а Лиса с Колобком  в руках в середину круга. Начинается хоровод «Колобок, я Колобок!»

Воспитатель: Славно мы повеселились, потрудились, подружились. В группу нам теперь пора. С нами ты пойдёшь, Лиса.

Лиса: - Вас до группы провожу. Колобка я подержу!

Все отправляются в группу на чаепитие.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение качества педагогического процесса в ДОУ.

Задачи:

  1. Ввести понятие «функциональная грамотность» на уровне дошкольного образования;
  2. Познакомить с особенностями формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников;
  3. Через собственные знания и умения подвести педагогов к осмысленному повышению качества образовательного процесса;
  4. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Участники:  воспитатели и специалисты

Результат:  освоение  слушателями понятия «функциональная грамотность», особенностями  ее формирования на уровне дошкольного образования,   повышение качества образовательного процесса.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1

Педагоги проходят в зал, присаживаются за столы в 3 подгруппы по желанию. На столах отличительные символы «Цветочный чай», «Травяной чай», «Фруктовый чай».

   I. Вводная часть:

 Организационный момент:

СЛАЙД 2

 - Одна из важнейших задач современного обучения – формирование функционально грамотных людей. Прежде чем приступить к работе, прошу вас оценить знания по данной теме.

Педагоги оценивают знания по теме, поднимая цветовую карточку (красный цвет – я ничего не знаю об этом, желтый - имею представление по данной теме, но недостаточно, зеленый – я изучал данную тему и могу поделиться опытом). Анализ.

- А теперь поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.

- Спасибо.

- Попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.

- Не получается?

- Попробуйте сделать хлопок с другим участником семинара.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем раскрыть данную тему в ходе нашей совместной плодотворной работы.

- Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию предпосылок функциональной грамотности  дошкольников.  И начнем нашу встречу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

СЛАЙД 3 Она так и называется «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

СЛАЙД 4

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

   II. Основная часть:

- Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность человека».

СЛАЙД 5

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)

Задание 1. Попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность -  степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

 СЛАЙД 6 Опираясь на наши результаты работы, попробуем сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач). А предпосылки функциональной грамотности мы должны закладывать уже в дошкольном возрасте!

Обратимся к понятиям некоторых известных психологов:

СЛАЙД 7

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

СЛАЙД 8

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

СЛАЙД 9

 - Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО.

В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель -  повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.

Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов. Непосредственно  дошкольников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего».

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что  функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе).

СЛАЙД 9

А мы возвращаемся к нашей чайной церемонии.   Чай – один из самых популярных напитков в мире. Культура его употребления насчитывает не одну сотню лет. В каждой стране или регионе есть свои традиции и церемонии, которые сложились благодаря местной философии, особенностям быта, религией и предпочтениям местных жителей.

Решая задачи, мы составим пазл-компоненты функциональной грамотности, применимые в дошкольном возрасте, используя собственные знания и опыт.

СЛАЙД 10

Задание 2

Задача для 1 группы: Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая?

- Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? (Математическая и финансовая). Совершенно верно. И первым компонентом функциональной грамотности является

Математическая/финансовая грамотность. Математическая/финансовая  грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, использовать математические навыки в повседневной жизни.

СЛАЙД 11

Задача для 2 группы:  Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как Вы приготовите, используя собственный опыт?

- Вторым компонентом формирования функциональной грамотности дошкольника является естественнонаучная-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

СЛАЙД 12

Задача для 3 группы:  Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал Вам не тот, который бы Вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки?

Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования.

СЛАЙД 13

Уважаемые коллеги. Для того, чтобы работать в группах, слушать и слышать друг друга, действовать сообща, уважать мнение коллег, как и дошкольнику  в коллективе, вам пригодилась социально-коммуникативная грамотность, которая является четвертым компонентом функциональной грамотности дошкольника.

Благодаря совместной работе, мы собрали пазл «Функциональная грамотность дошкольника».

СЛАЙД 14 Говоря простым языком, в основе функциональной грамотности  лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых в предшкольный период и ориентированных на следующие показатели: 

•        готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

•        возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

•        способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

•        совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию,  самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее

В связи со всем вышесказанным, запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у детей  качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

СЛАЙД 15

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

- А сейчас мы попробуем составить

СЛАЙД 16

 модель формирования и развития функциональной грамотности: 

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

(для того, чтобы поливать, педагог должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием)

Задание 3

Выполнив задание, педагоги по очереди выходят к мольберту с изображением дерева, зачитывают свое мнение и размещают на плакате.

СЛАЙД 17 Задание для 1 группы:  Подумайте, каким образом педагог может заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию? Напишите на лейке.

- В дополнение к вышесказанному функционально грамотный педагог должен уметь:

СЛАЙД 18

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.

5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

СЛАЙД 19

Задание для 2 группы: Подберите педагогические технологии, помогающие сформировать и развить функционально грамотную личность дошкольного возраста?  Напишите их на струйках воды.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

СЛАЙД 20 проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

-  технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

-  информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Таким образом, достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

СЛАЙД 21 Задание для 3 группы: Подберите ключевые компетенции (т.е. какими учебными действиями должен овладеть ребенок в предшкольный период). Напишите на яблоках.

- Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно:

организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Воспитательный процесс  должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.

- Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.  Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности дошкольников.

СЛАЙД 22

Что нужно поменять  педагогам ДОО в работе?

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

 4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

СЛАЙД 23

Как это сделать?

1. Изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт. / Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).

2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч.  НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.

3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации».

4. В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ/ Не бояться пробовать.

СЛАЙД 24

Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

III. Подведение итога мероприятия: 

- В конце нашей чайной церемонии хочется сыграть с вами в игру для развития критического мышления. Называется она «Черный ящик». В нем находится предмет. Вам нужно угадать с помощью 10 вопросов, что в нем. Педагоги задают вопросы (В ящике находится коробка чая и буклеты «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»).

Рефлексия: 

- В заключение нашего семинара, я снова попрошу вас поднять карточки-индикаторы, чтобы оценить знания по данной теме. Спасибо. С какими трудностями вы столкнулись, достаточно понятно ли была раскрыта тема?

СЛАЙД 25

Закончим наш семинар высказыванием: Иоганна Генриха Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Желаю вам удачи в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста!!