Для педагогов
Уважаемые педагоги! на этой страничке вы можете познакомиться с моими наработками. Надеюсь, что материал будет полезен вам и вашей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Прозрачный мольберт" | 406.9 КБ |
Картотеки "Что здесь лишнее?" | 94.71 КБ |
Картотека тетрализованных игр | 16.46 КБ |
prezentatsiya_igr_na_lipuchkah.odt | 740.39 КБ |
papka-peredvizhka_po_razvitiyu_rechi.docx | 1.72 МБ |
bez_imeni_1.odt | 20.21 КБ |
idei_dlya_zanyatiy.odt | 24.68 КБ |
stihotv_i_zagadki_o_prir_yavl.odt | 16.76 КБ |
kartoteka_eksperement.odt | 26.91 КБ |
Мастер - класс "Веселая перчатка" | 86.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Прозрачный мольберт»
(пособия для художественно-эстетического развития детей)
Подготовила: воспитатель Шайдуллина А.М.
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». (Л.С.Выготский)
Прозрачный мольберт из небьющегося стекла в деревянной раме.
Удобный двухсторонний прозрачный мольберт из небьющегося стекла разнообразит занятия живописью, увлечет детей. Идеально подходит для групповых занятий - одновременно за мольбертом могут рисовать 2 ребенка. Мольберт стоит на устойчивых ножках, высоту стекла можно легко регулировать. Рисунок, выполненный на мольберте, можно сохранить на бумаге - просто приложите к свежему рисунку лист ватмана. Если же рисунок немного подсох, увлажните его, слегка побрызгав водой, а потом приложите бумагу.
Прозрачный мольберт. Напольный Мольберт, с прозрачным оргстеклом для арт-терапии и кабинета психолога. Прекрасный дидактический материал, для рисования, развития пространственного мышления, логики, социально – коммуникативного развития.
Занятия живописью на стекле – отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста. Прежде всего - развитие коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, чей либо портрет, даже застенчивый художник получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. На прозрачном мольберте хорошо рисовать густыми красками, используя для «художеств» кисточки, пальцы, губки, штампы. Неплохо получаются работы, выполненные водными маркерами. Человека захватывает сам процесс рисования: материал скользит мягко, ее можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона.
Рисование ребенка на прозрачном мольберте – это не только увлекательное развлечение, но, прежде всего, это умение изобразить окружающий мир, а также развитие речи, мелкой моторики, умственных способностей и интеллекта. В процессе работы ребенок учится различать цвета и оттенки, размер предметов, их пространственное расположение.
Прозрачный мольберт – замечательный тренажер для людей со зрительной патологией. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняется формирование реальных представлений об окружающем мире. В данном случае прозрачный мольберт является одним из средств отражения предметного мира.
Коррекционные задачи при использовании «Прозрачного мольберта»:
1. Коррекция зрения, зрительного восприятия.
2. Развитие цветовосприятия и сенсорного развития.
3. Развитие общей и мелкой моторики.
4. Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
5. Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения и общества в целом. Здоровьесбережение приоритетная область работы в ДОУ. Одним из средств решения поставленных задач становится применение здоровьесберегающих технологий, которые направлены на обеспечение физического, психического, социального и эмоционального благополучия детей. Все это является одним из направлений работы по ФГОС. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Целью работы по здоровьесбережению является создание условий для формирования эмоционального здоровья детей. Задачи, которые ставятся для достижения данной цели, созвучны с одним из направлений по здоровьесбережению – это арт-терапия. «Арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) это забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Известно множество приемов, которые с большим успехом используются для занятий с дошкольниками, один из приемов арт-терапии это – изотерапия. На сегодняшний день интересной формой изобразительного творчества является рисование на прозрачном мольберте. Рисование на стекле открывает большие возможности для изобразительного опыта ребенка. По мнению специалистов при таком способе рисования у детей отсутствует боязнь «чистого листа». Ребенок смело начинает рисовать, не боясь что-либо испортить.
Занимаясь изотерапией на стекле, можно решать следующие задачи:
- Развитие цветовосприятия и сенсорного развития.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие речи и мышления.
- Профилактика и коррекция тревожности и страхов, связанных с результатом деятельности (боязнь ошибки – изотерапия на стекле снимает страх, что что-то плохо получится, ведь краски не разливаются от неосторожного движения, а под рукой всегда есть салфетка).
- Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности.
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Развивать цветовое восприятие и сенсорное развитие;
- Корректировать зрение и зрительное восприятие;
- Развивать речь и мышление в процессе восприятия и отображения;
- Преодолевать недостатки развития личностных качеств, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, и др.
Рисование на «Стеклянном мольберте» способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения от окружающих предметов, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процессе ребёнок учится различать цвета и оттенки, поймет, что такое размер и количество. Через рисование он познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, которые вырабатываются рисованием.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист), что позволяет разнообразить игры и поддерживать интерес к рисованию.
Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта»
- Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
- Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
- Обязательна двигательно - глазная гимнастика для снятия напряжения.
- Совместное рисование - это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
- Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
- Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
Прозрачный настольный мольберт из небьющегося стекла в деревянной раме. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги (если рисунок уже подсох, слегка увлажните его, побрызгав водой из пульверизатора).
Занятия живописью на стекле – прекрасный способ творческого самовыражения детей,
способствующий развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле чей-то
портрет, даже застенчивый ребенок получает возможность внимательно всмотреться в
этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт.
«Пользуйтесь только водо-растворимыми красками»!
- Рисование пальцами и ладошкой.
Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
- Рисование листьями.
Каждую осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
- Штампы и печати.
Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря ним ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
- Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
- Метод монотопии.
Это изображение на целлофане, которое переносится на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами.
- Рисование маркером
Виды рисования:
- обводка,
- штриховка,
- дорисовка недостающих деталей, особенно привлекательны задания на одновременное рисование по замыслу.
- Рисование кремом
- Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.
- На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.
- Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток
- Точечный рисунок.
Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками.
- Рисуем по очереди.
Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое.
- Рисунок плюс.
Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.
- Рисуем с натуры.
Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.
- Юный портретист.
Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга, или портрет мамы, рассматривая ее фотографию. Вспомните вместе с ребёнком, какие у мамы волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза, рост. А может ребёнок захочет нарисовать свою подружку или друга?
- Игра для самых маленьких «Дождик, дождик, кап, кап, кап».
Задачи:
- обучать приемам «пальцевой живописи»;
- развивать зрительно – двигательную координацию;
- формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подрожать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.
Оборудование:
- стеклянный мольберт,
- гуашь синего цвета.
- Пластиковая тарелочка,
- влажные салфетки для вытирания пальцев руки,
- халат.
Ход игры:
- Обмакнем один палец в синюю краску
- Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета.
- Вместе радуемся полученному изображению
Игра «Гусеница».
Задачи:
1.формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий);
2. расширять активный и пассивный словарный запас ребенка;
3. развивать желание украсить формы узором.
Оборудование:
- стеклянный мольберт,
- гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета,
- пластиковые тарелочки,
- баночка с водой,
- влажные салфетки,
- халат
- беличьи кисточки № 1, 3;
- широкие кисти.
Ход игры:
- Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта
- Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.
Игра «Рисуем вместе».
Задачи:
- развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества ;
- формировать творческую активность.
Оборудование:
- стеклянный мольберт,
- гуашь,
- кисти,
- непроливайка,
- салфетка,
- образец рисунка
Ход игры:
дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: «у кошки день рождения» - дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждает детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности.
Игра «Догони».
Задачи:
1.формировать навыки работы в паре, по определенным правилам
2. развивать зрительно - моторную координацию.
Оборудование:
- стеклянный мольберт,
- гуашь,
- кисти,
- стакан непроливайка,
- салфетка,
- образец рисунка
Ход игры:
девочка рисует круги («бутоны»), мальчик подрисовывает к ним линии («стебли»). Выполняется в быстром темпе.
Предварительный просмотр:
ШАБЛОНЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
«ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ»
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Шайдуллина А.М.
Карточка N 1
«Угадай по звуку»
Цель: развивать слуховое внимание
детей.
Ход игры:
Приходит Петрушка и приносит
разнообразные музыкальные
инструменты (барабан, бубен, дудочку,
погремушку и др.). Петрушка предлагает
детям послушать, как звучит тот или иной
инструмент.
Затем он дает им задание: «Я буду за
ширмой играть на разных инструментах, а
вы внимательно слушайте и угадайте, на
чем я играю». Петрушка за ширмой
играет на инструментах, дети угадывают.
Далее Петрушка предлагает поменяться с
ними места ми и уже угадавший ребенок
загадывает детям загадку.
Карточка N 2
«Зверята»
Цель: формировать у детей навыки
звукоподражания.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям шапочки
зверей и говорит: «Я буду читать
стихотворение о разных животных, а те
дети, на ком надета такая шапочка, будут
изображать, как эти животные
разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»
Карточка N 3
«Возьмем Мишку на прогулку»
Цель: развивать предметно-игровые
действия; формировать сопровождающую
речь.
Оборудование: медвежонок, санки,
кроватка, стульчик, комплект одежды для
медвежонка (брюки, валенки, пальто,
шапка).
Ход игры:
Педагог сидит за столом перед детьми.
Здесь же, на кукольном стульчике, лежит
одежда мишки. Педагог, читая
стихотворение, не спеша, одевает мишку.
Последнее слово в каждой строчке
досказывают дети.
Я надену Мишке теплые ...штанишки.
Теплые... штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену... Мишке.
Так, так и вот так —валенки-малышки.
Я надену... Мишке валенки-малышки,
Я надену... Мишке красное... пальтишко,
Красное ... пальтишко я надену...Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем...гулять,
Будем в саночках ... катать!
Педагог усаживает одетого мишку в
игрушечные санки. Когда дети пойдут на
прогулку, они возьмут его с собой.
Карточка N 4
«Пришел Мишка с прогулки»
Цель: развивать предметно-игровые
действия; формировать сопровождающую
речь.
Оборудование: медвежонок, санки,
кроватка, стульчик, комплект одежды для
медвежонка (брюки, валенки, пальто,
шапка).
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними за
столом педагог. На столе стоят санки с
одетым медвежонком. Педагог, обращаясь
к детям, говорит:
Мишенька ходил гулять,
Он устал и хочет спать.
Дети с Мишенькой гуляли,
Мишку в саночках катали.
Педагог раздевает медвежонка и
аккуратно складывает его одежду на
игрушечный стульчик.
Мишка наш ходил ... гулять,
Шапку с Мишки надо ... снять.
А теперь пальтишко
Я снимаю с ... Мишки.
Так, так и вот так —
Я снимаю с ... Мишки.
Мишка наш ходил ... гулять,
Валеночки надо... снять.
Теплые ... штанишки
Я снимаю с ... Мишки.
Так, так и вот так —
я снимаю с ... Мишки.
Мишка наш ходил ... гулять,
Он устал и хочет ... спать.
Вот его кроватка,
Будет спать он ... сладко.
Баю-бай! Баю-бай!
Спи, Мишутка,... баю-бай!
Педагог укладывает мишку в кроватку.
Стульчик с его одеждой ставит рядом с
кроваткой. Санки убирает.
Индивидуально каждый ребенок играет с
мишкой, а слова подсказывает педагог.
Карточка N 5
«Прятки»
Цель: развивать навык звукоподражания.
Оборудование: плоскостной настольный
домик с большим окном, медвежонок или
другие сюжетные игрушки.
Ход игры:
Перед сидящими детьми за столом педагог.
На столе стоит домик, из окна которого
выглядывает медвежонок.
Педагог. Ой, чья это мордочка показалась
в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог
выводит его из-за домика и обращает
внимание детей на то, как урчит мишка,
здороваясь с ними. Затем он просит детей
так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки.
Он качает голо вой и урчит. Дети
подражают ему. Игра-показ повторяется по
желанию детей. Прятаться могут разные,
знакомые детям персонажи. И каждый раз
педагог побуждает детей подражать
«голосам» этих персонажей.
Карточка N 6
«Где мы были, мы не скажем, а что
делали — покажем»
Цель: поощрять попытки детей
участвовать в коллективном разговоре,
принимать совместные решения;
развивать творческое воображение;
побуждать детей к импровизации.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается
водящий. Он выходит из комнаты. Дети
договариваются, что и как будут
изображать. Водящий возвращается и
спрашивает:
«Где вы были, мальчики и девочки?
Что вы делали?»
Дети отвечают: «Где мы были, мы не
скажем,
а что делали — покажем».
Дети показывают действия, которые
придумали.
В процессе игры воспитатель вначале
советует, что и как можно изобразить.
Когда дети освоятся, он только
подсказывает, что изобразить, а как это
сделать, они решают сами.
Карточка N 7
«Игра с пальчиками»
Цель: приобщать детей к
театрализованной деятельности; учить их
сочетать слова с движениями.
Оборудование: куклы пальчикового
театра.
Ход игры:
Ребенку надеваются на пальцы головки
мальчиков и девочек. Воспитатель берет
руку ребенка и играет с его пальчиками,
приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его ... (называет имя ребенка).
Карточка N9
«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель. Развивать умение оправдывать свое
поведение, развивать веру и фантазию,
расширять знания детей.
Ход игры.
Детям предлагается отправиться в
кругосветное путешествие. Они должны
придумать, где проляжет их путь — по
пустыне, по горной тропе, по болоту,
через лес, джунгли, через океан на
корабле — и соответственно изменять
свое поведение.
Карточка N 8
«ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»
Цель. Развивать умение оправдывать свое
поведение, свои действия
нафантазированными причинами
(предлагаемыми обстоятельствами),
развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры.
Детям предлагается придумать и показать
несколько вариантов поведения по
определенному заданию: человек «идет»,
«сидит», «бежит», «поднимает руку»,
«слушает» и т.д.
Каждый ребенок придумывает свой
вариант поведения, а остальные дети
должны догадаться, чем он занимается и
где находится. Одно и то же действие в
разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы,
и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные
варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
II группа — задание «идти». Возможные
варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа — задание «бежать».
Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
IV группа — задание «размахивать
руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы
заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
V группа — задание «Ловить зверюшку».
Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т. д.
Карточка N 10
«ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»
Цель. Развивать чувство веры и правды,
смелость, сообразительность,
воображение и фантазию.
Ход игры.
Предмет кладется на стул в центре круга
или передается по кругу от одного
ребенка к другому. Каждый должен
действовать с предметом по-своему,
оправдывая его новое предназначение,
чтобы была понятна суть превращения.
Варианты превращения разных
предметов:
а) карандаш или палочка — ключ,
отвертка, вилка, ложка, шприц,
градусник, зубная щетка, кисточка для
рисования, дудочка, расческа и т.д.;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка,
снежок, картошка, камень, ежик, колобок,
цыпленок и т.д.;
в) записная книжка — зеркальце,
фонарик, мыло, шоколадка, обувная
щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный
куб, тогда дети должны оправдывать
условное название предмета.
Например, большой деревянный куб
может быть превращен в королевский
трон, клумбу, памятник, костер и т.д.
Карточка No 11
«КОРОЛЬ»
Цель. Развивать действия с
воображаемыми предметами, умение
действовать согласованно.
Ход игры.
Выбирается с помощью считалки на роль
короля ребенок. Остальные дети —
работники распределяются на несколько
групп (3 — 4) и договариваются, что они
будут делать, на какую работу наниматься.
Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми
предметами, демонстрируют различные
профессии: готовят еду, стирают белье,
шьют одежду, вышивают, поливают
растения и т.п. Король должен отгадать
профессию работников. Если он сделает
это правильно, то догоняет убегающих
детей. Первый пойманный ребенок
становится королем.
Со временем игру можно усложнить
введением новых персонажей (королева,
министр, принцесса и т.п.), а также
придумать характеры действующих лиц
(король — жадный, веселый, злой;
королева — добрая, сварливая,
легкомысленная).
Карточка N 12
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Цель. Развивать навыки действия с
воображаемыми предметами,
воспитывать доброжелательность и
контактность в отношениях со
сверстниками.
Ход игры.
С помощью считалки выбирается
ребенок, который приглашает детей
на «день рождения». Гости приходят
по очереди и приносят
воображаемые подарки.
С помощью выразительных
движений, условных игровых
действий дети должны показать, что
именно они решили дарить.
Карточка N 13
«БАБУШКА МАЛАНЬЯ»
Цель. Развивать внимание, воображение,
находчивость, умение создавать образы с
помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры.
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре
которого — водящий; дети поют потешку и
выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и
поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей!
(Останавливаются и с по-
С такими глазами, мощью мимики и
жестов изо-
С такими ушами, бражают то, о
чем говорит-
С такими носами, ся в тексте.)
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
Ничего не ели, (Присаживаются
на корточ-
Целый день сидели. ки и одной рукой
подпирают
На него (нее) глядели, подбородок.)
Делали вот так...
(Повторяют за ведущим лю-
бой жест.)
Предварительный просмотр:
Презентация для воспитателей
«Игры на липучках»
Составила: Шайдуллина А.М.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Игры на внимание как помощники при организации учебных занятий для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности
Учебный процесс в дополнительном образовании требует от дошкольников большой концентрации внимания, что не всегда возможно. Поэтому невнимательность и, как следствие, недисциплинированность в группе пророю становятся главными врагами любого учебного занятия, в том числе и в сфере дополнительного образования технической направленности.
Хорошим помощников в решении проблемы концентрации внимания станут игры «Повторяй за мной» и «Последнее число», которые возбудят интерес в глазах ребенка и помогут педагогу добиться заслуженного внимания аудитории.
Когда в кабинете становится шумно, дети больше не слышат и не видят педагога, начинаются гам и баловство, на помощь приходит игра «Повторяй за мной». Суть ее проста: педагог в неожиданный момент громко начинает говорить «Попробуйте повторить за мною движения, не отвлекаясь на мои слова!». И начинает игру:
«Правую ногу вперед» - говорит он, а сам наклоняется на бок;
«Руки вверх» - говорит он, а сам хлопает в ладоши и т.д.
Задача детей – повторять движения за телом педагога, но никак не за его словами.
Такую игру можно трансформировать в формат «наоборот»: дети могут выполнять движения, о которых говорит им педагог, не отвлекаясь на его тело. Тогда им необходимо будет активизировать слуховые анализаторы в преимуществе над зрительными.
Вторая игра называется «Последнее число». Она также проста в исполнении: педагог начинает очень громко считать по порядку «один, два, три и т.д.», каждым новым числом понемногу убавляя громкость своего голоса. Так, он доходит до последнего числа своего счета (до какого числа считать педагог выбирает сам), которое произносит одними лишь губами. Задача детей – назвать верно это последнее число.
У детей дошкольного возраста получается правильно назвать число со второй или третьей попытки, но когда игра уже будет отработана, детское внимание будет автоматически активизироваться на громко произнесенное название числа «один» – сигнал о начале игры.
Значит, мы рассмотрели две игры «Повторяй за мной» и «Последнее число» как эффективные средства активизации внимания детей дошкольного возраста на учебных занятиях дополнительного образовании технической направленности.
Предварительный просмотр:
Идеи для мотивирующего начала занятия
«Путешествие бумажных друзей» (познавательная сказка с элементами ТРИЗ) |
|
«Волшебный сундучок» | Дети заходят в группу и видят на столе сундук и диск, на котором изображён парусник. Педагог включает видеописьмо от капитана корабля. Ребята узнают, что в сундуке их ожидает приятный сюрприз, но открыть замок можно только с помощью ключа, добыть который поможет магнит. Капитан пожелал удачи, а дети приступили к решению поставленной задачи. |
«Вода для жителей острова Чунга-Чанга» (проблемная ситуация) | Воспитатель предлагает открыть посылку, которая пришла с далёкого острова. Дети открывают посылку и обнаруживают в коробке карту, письмо и странную бутылку с мутной водой. Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! На нашем замечательном острове случилась беда, вода стала слишком грязной. Помогите нам, спасите наших жителей! Высылаем карту, с помощью которой вы найдёте дорогу к нам». Детская считалка помогает детям выбрать хранителя карты, дальше, прочитав волшебные слова, ребята переносятся на сказочный остров и начинают своё путешествие, следуя указателям на карте. |
«Буратино спешит в школу» (проблемная ситуация) | Педагог читает письмо: «Здравствуйте, ребята, хочу поделиться с вами радостной новостью: папа Карло приобрёл для меня в магазине новую куртку и яркую Азбуку с картинками. Теперь я могу учиться в настоящей школе. Мне так хотелось быстрее попасть в школу, что я решил сократить дорогу, побежал по самому короткому пути и оказался на берегу глубокой реки, а мостика нет. Я совсем растерялся и расстроился, совершенно не представляю, как же мне переправиться через такую широкую реку? Ребята, здесь, на берегу, очень много разных предметов и у меня появилась идея — нужно смастерить плот, но я не знаю, какой материал мне может пригодиться. Подскажите мне, пожалуйста, какие предметы не утонут в воде и помогут оказаться на другом берегу, чтобы продолжить путь в школу. Ваш друг Буратино». |
«Платье для Золушки» | В гости к детям приходит Золушка, но дети замечают, что лицо сказочной героини очень грустное. Золушка так торопилась в детский сад, что зацепилась за веточку дерева и порвала своё любимое платье. Ребята решают помочь своей гостье и отправляются в интересное путешествие в волшебную страну тканей, в которой они познакомятся с историей происхождения тканей. Древние люди мастерили одежду из шкур убитых животных и тканого полотна, которое плели из волокон льна, крапивы. Натуральные ткани создаются из материала растительного и животного происхождения (лён, хлопок, шерсть, шёлк), а синтетические ткани имеют искусственное происхождение. Дети рассматривают лоскутки разных тканей и учатся определять, какая ткань тоньше или толще, какая материя будет прочнее, а какая теплее, выбирают нарядную шёлковую ткань для нового платья Золушки. |
Предварительный просмотр:
Стихотворения и загадки о природных явлениях
Летит орлица | Облако |
На минуту в землю врос | Радуга |
Сам не видит и не слышит, | Ветер |
Седой дедушка у ворот | Туман |
Сперва — блеск, | Гроза |
Басовитый и серьёзный, | Гром |
Летит огненная стрела, | Молния |
Живёт без тела, | Эхо |
Вот какой обжора есть: | Огонь |
Приказало солнце: стой, | Радуга |
Утром бусы засверкали, | Роса |
Как по небу, с севера, | Снежная туча |
Сильнее солнца, | Туча |
Шумит он в поле и в саду, | Дождь |
Растёт она вниз головой | Сосулька |
Что за звёздочки резные | Снежинка |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов
«Таинственный невидимка» (воздух) | Оборудование и материалы: прозрачный стакан с расширенным горлышком, баночка, тазик, ложечка, акварель, почва, вода, веер.
|
«Веер, веер, ветерок» | Педагог предлагает детям взмахнуть веером возле лица, от движений образуется воздушная волна и дети смогут почувствовать прикосновение потока воздуха к коже лица, будто услышать шёпот «невидимки»: «Я здесь!». |
«Ветер парус надувает» | Дети опускают кораблики с парусами в тазики с водой, дуют на паруса, наблюдают движение корабликов, приходят к таким выводам:
Итог: ветер — это перемещение воздуха. |
«Горка из песка» | Набрать горсть сухого песка и высыпать тонкой струйкой, наблюдая, как образуется холмик. |
«Камень и песок» | Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно. |
«Сухой песок» |
|
«Вода и песок» | Дети поливают песок водой и замечают, что вода очень быстро впитывается в поверхность песка. |
«Песочная кулинария» | Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно передаёт и сохраняет форму. |
«Кирпичик» | Педагог смешивает песок, воду и добавляет немного цемента, из получившейся массы формирует кирпичик, затем демонстрирует кирпичик, сделанный накануне аналогичным способом. |
«Почва и погода» | Во время прогулки предложить детям прикоснуться к земле ладошками, почувствовать, какая она: тёплая, сухая и светлая в солнечную погоду, тёмная, холодная, мокрая и липкая после дождя. |
«Есть ли у воды запах и вкус?» | Педагог предлагает понюхать и попробовать на вкус воду в стаканчиках, затем добавить сахар и соль. Ребята делают следующее умозаключение: сама вода безвкусна и бесцветна, но приобретает вкус и запах вещества, которое добавляется в воду. |
«Фильтрование воды» | Дети действуют по схематическому алгоритму:
|
«Что такое вода, какой она формы?» | Медленно вылить воду в ведёрко. Наблюдая за процессом, дети отвечают на вопрос, что делает вода? (льётся, вытекает, заливает и т. д.). Выводы:
|
«Вода и пар» | Вскипятить воду в сосуде и накрыть сосуд крышкой, продемонстрировать, как пар преобразуется в капли.Вывод: в процессе нагревания вода из жидкости превращается в газ, при остывании происходит обратное преобразование газа в жидкость. |
«Снег и вода» | Набрать снег в прозрачную ёмкость, поставить в тёплое место, дождаться, когда снег полностью растает и преобразуется в загрязнённую воду и продемонстрировать результаты опыта детям. |
«Покров снега» | Ёмкости с водой поместить в снег на разную глубину. Наблюдая за состоянием воды в ёмкостях, дети делают вывод о том, что чем глубже была расположена ёмкость в снежном сугробе, тем теплее в ней вода. |
«Снег и лёд» | В одно ведёрко набрать рыхлый снег, в другое поместить плотно утрамбованный снег, в третье — лёд. Наблюдение за содержимым трёх ведёрок поможет сделать такой вывод: рыхлый снег превратиться в воду первым, плотный — вторым, наконец, лёд растает в последнюю очередь. |
«Нежный росток» | Подготовить почву, смешав песок, глину и перегной, заполнить ёмкость. Посадить в почву семечко любого овоща или цветка. Полить водой и оставить в тёплом и светлом месте. |
«Вершки и корешки» | Поместить черенки растения с корешками в прозрачный стаканчик, отметить уровень воды, плотно закрыть крышкой с отверстием для растения. Через несколько дней анализируют данные и делают вывод: уровень воды заметно снизился, потому что корни растения всосали воду. |
«Букет» | Из букета выбрать один цветок и поставить в отдельную вазу без воды. Спустя несколько часов сравнить цветы из букета и цветок, оставшийся без воды. |
«Питание растений» | Цветок поставить в вазу с водой. В воду добавить краску, через несколько дней расщепить стебель горизонтальным надрезом и проследить, на какой уровень поднялась подкрашенная жидкость за время наблюдения. Итог: вода поднимается по стеблю цветка. |
«Кораблестроители» | Педагог предлагает детям подобрать плавучий материал для сооружения кораблика. Ребята опускают в воду деревянные или металлические пластины, брусочки из пенопласта, лодочки, сконструированные из бумаги, анализируют результаты наблюдений. |
«Волшебные линзы» | Рассматривание различных изображений или мелких предметов (пуговички, бусинки, пёрышки) сквозь увеличительные стёкла позволяет детям сформулировать логическое умозаключение о том, что размеры предметов меняются в зависимости от линзы, которая используется. |
«Путешествие солнечного зайчика» | В ясную погоду пронаблюдать за перемещением «солнечного зайчика», как поток света отражается от зеркальной поверхности, как поведёт себя «солнечный мячик», если поставить ещё одно зеркало? |
«Нарисуем радугу» | Педагог погружает зеркало в ёмкость с водой и устанавливает его таким образом, чтобы поймать и отразить солнечные лучи на стену в виде разноцветной дуги из семи цветов. Вода преломляет световые лучи и расщепляет белый цвет на цветовой спектр радуги. С высоты птичьего полёта радуга может выглядеть как окружность. |
«Свет и тень» | Направить поток света на различные предметы, рассмотреть результаты опыта и ответить на вопросы. Почему возникает тень? Как меняются очертания тени, от чего это зависит? Итог: тень образуется, когда световой поток не проникают сквозь предмет, тень повторяет очертания предмета, чем плотнее предмет, тем насыщеннее тень. |
«Магнитная рыбалка» | Дети с помощью магнита «ловят» металлические предметы на удочку с магнитиком вместо крючка. |
Согревающие лучики» | Во время прогулки прикоснуться к кирпичикам, оказавшимся в теневой части здания детского сада и тем, которые освещены солнечными лучами. |
«Разноцветные шарики» | Дети надувают резиновые шарики, наливают в их воду, сравнивают размеры и форму, наконец, приходят к выводам:
|
«Звёздное небо» |
Вывод: на вращающемся круге точки сливаются в световые кольца. В реальности звёзды неподвижны, а Земля вращается, но нам кажется, что это звёзды вращаются. |
«Огонь и сахар» | В ложечку положить кусочек сахара и подержать над огнём горящей свечи. Твёрдый кусочек сахара постепенно становится жидким. Без воздействия тепла сахар возвращается в твёрдой состояние. Дополнительный вопрос: может ли сахар перейти в жидкое состояние под лучами солнца? (Солнечного тепла недостаточно для того, чтобы сахар перешёл из твёрдого состояния в жидкое) |
«Вулкан» | Педагог предлагает детям рассмотреть макет вулкана, состоящий из пластиковой бутылки, обклеенной несколькими слоями мятой плотной бумаги. Рецепт лавы для извержения: вода, сода, жидкое мыло, краска красного цвета и уксусная кислота. |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР — КЛАСС
«Изготовление и использование тренажера для развития мелкой моторики и мыслительных процессов детей дошкольного возраста».
Выполнила:воспитатель
Шайдуллина А.М.
Известно, что самым лучшим способом обучения для детей является игра. В игровой форме с малышами разных возрастов осваивают новые навыки и знания, прививают им определённые привычки, развивают способности и умения.
Цель: совершенствования мелкой моторики руки, памяти, внимательности и наблюдательности».
Задачи:
1. знакомство с письменной инструкцией – схемой, правилами работы с ней,
2. развитие с помощью тренажера мелкой моторики;
3. закрепление названия основных цветов и их оттенков;
4. развитие заинтересованности самостоятельно работать по схеме (инструкции);
5. закрепление обобщающих понятий, русских народных сказок;
6. решение поставленных задач с двумя неизвестными;
7. развитие познавательного интереса, самостоятельности, сообразительности, наблюдательности;
8. воспитание внимательности, уважения друг к другу при работе в работе в парах (командах).
Развитие мелкой моторики для детей имеет огромное значение. Проведенные исследования показали прямую зависимость уровня развития функции рук с развитием мышления и речи ребенка. Чем больше умений, точности и активности в движении пальцев ребенка, тем лучше развиваются его мыслительные процессы, и быстрее он начинает говорить.
Поэтому одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – развитие мелких движений пальцами рук (мелкой моторике).
В процессе выполнения всевозможных действий руками и пальцами малыш не просто забавляется – он познает мир и развивает интеллект, благодаря самостоятельному исследованию окружающего пространства.
Развивается она путем регулярного обучения, выполнения некоторых специальных упражнения и полезных игр.
Представляю Вам тренажер «Умелая перчатка», изготовление которой не требует особых усилий и затрат. А вот поле ее действия очень многогранно и эффективно.
Готовую рукавичку или перчатку можно сразу же использовать для массажа. Ею можно гладить ручки, ножки, спинку или животик. Совершать похлопывающие движения, поглаживания. В процессе массажа движения можно сопровождать различными сказками, потешками или стишками.
Что понадобится для изготовления перчатки своими руками.
Массажные перчатки часто делают с детьми воспитатели в детском саду. Тем самым они прививают дошкольникам навыки обращения со швейными принадлежностями, развивают творческие способности и стимулируют воображение.
Деткам, которые в силу возраста или других обстоятельств не посещают учреждение, так же можно научиться делать перчатки для самомассажа с помощью родителей, бабушек или старших братьев и сестёр вне детского сада.
Чтобы сделать перчатку для игрового массажа понадобятся такие материалы:
Пара детских перчаток. Пригодятся обыкновенные демисезонные перчатки, которые должны быть по размеру ребёнку.
Пуговицы, бусины. В качестве основных массажных элементов можно использовать большие и маленькие пуговицы разных форм, бусинки.
Швейные принадлежности. Иголки, нитки разных цветов и напёрсток понадобятся для пришивания массажных элементов.
Инструкция
Рассмотрим два варианта создания варежек для массажа. Первый самый простой, когда на уже готовую перчатку или варежку нашивают или приклеивают пуговицы или бусины. Второй — когда варежку шьют самостоятельно.
Для удобства работы уже готовую варежку можно надеть на вырезанный из картона макет. Это облегчит процесс пришивания пуговиц к ткани. Подготовленные пуговицы и бусины пришиваются малышом в свободном порядке или по придуманной заранее схеме. Рисунок может быть любым, его можно составить самостоятельно или подсмотреть в интернете.
Варианты игровых упражнений с тренажером.
1. Педагог (родитель) называет цвет – ребенок, надев перчатку, сгибает несколько раз пальчик с данным цветом.
2. Усложненный вариант игры №1: взрослый называет предмет (крокодил, лимон, облако,)
Взрослый называет предмет, включающий в себя 2 основные цвета (показывает карточки с предметами 2ух цветов, ребенок должен соединить пальчики с пуговичками данных цветов.
Например: ЯБЛОКО – ребенок соединяет красный и зеленый.
3. Берется сюжетная картинка. Взрослый называет предмет на ней – ребенок определяет его цвет и ставит пальчик с пуговичкой соответствующего цвета.
Вариативность: взрослый называет цвет, а ребенок пальчиком с пуговичкой нажимает все предметы названного цвета и произносит их.