Обмен опытом

Выступления на методическом совете, семинар

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастерская саморазвития «Время лидеров»

Нельзя создать лидеров, они создают себя сами

П. Сенге

Не печалься о том, что никто не знает тебя,

а стремись быть тем, кого могут знать.

Конфуций

Подготовила: Гвозденкова Н.А., зам. директора по ВР

        Цель: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в коррекционно-практические занятия.

        Задачи:

1. Развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;

2. Развитие активной социально-психологической позиции участников мастерской;

3. Сплочение группы:

  • выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;
  • создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;
  • организовать занятия по овладению подростками знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
  • определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации лидерского потенциала.

Слайд

1. Выступление агитбригады (обучающиеся 9-11 класса)

Музыка видео «Время, вперед!»

1.  Если не мы, то кто же
Сделает лучше жизнь?
Когда тяжело и трудно,
Ты за друзей держись!
Не стоит ждать, когда кто – то другой

Сделает всё за нас

Быть в ответе за всё,

Творить, дерзать – это здорово, просто класс!

2. Пришло другое время, другое поколение

С новыми идеями, вперед и без сомнения

Время быть лидерами, а не ведомыми

Время создавать свою новую историю

Вместе мы едины, сжатые в кулак силы

Дерзкая Россия, сильная Россия

3.Сильные умами, духом не сломленные

Идущие вперед, целью устремленные

Мы можем блистать, управлять экономикой

Водить корабли и нас много таких

Холодный рассудок и четкая логика

Мы этим горды, и научим других.

4.Много новых историй готовит нам жизнь,

Мы с судьбой готовы спорить, судьба, держись!

Ведь до нас были герои и были примеры,

Мы на них теперь равняемся и в них мы верим!
Ты сильным будь, ты будь смелей,
пройти сумеем сто путей,
но среди них наш путь один-
всегда вперед мы победим!

                                           

Ведущий 1:

Здравствуйте уважаемые коллеги, ребята.

Сегодня мы будем говорить о лидерстве. Лидер. Кто он ? Какой он ?
Можно дать следующее определения:  

Слайд 2-3

        «Лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».

«Лидер - это зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер».

        «Лидер - это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения»

        Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.

        Педагогу, который воспитывает лидеров, необходимо самому проявлять лидерские качества, а также знать приоритеты и цели группы, безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему.
        Используя систему тренингов, в ходе мастерской саморазвития «Время лидеров», мы хотим вместе с вами включиться в работу по воспитанию лидерских качеств у обучающихся.

3. Мастерская саморазвития (педагог-психолог)

Принятие правил работы в группе:

- Доверительный стиль общения

- Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

- Персонификация высказывания “от собственного имени”.

- Недопустимость оценок в адрес другого.

- Активное участие во всех упражнениях.

- Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

        Важно осознать, что сегодняшние школьники – завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: «Лидерами не рождаются – лидерами становятся»,- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если вы согласны с мыслью, что «лидерами становятся», то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна  вестись в школе.

Ведь ЛИДЕР – ведущий человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. И быть лидером это не сложно. И ведь многие дети обладают лидерскими качествами. Но  лидер- это не один человек – это и его команда. Одна из граней лидерского таланта заключается в умении подобрать, создать, вырастить себе команду и в этом помогают подобные мероприятия в школе.

1. Упражнение на знакомство  МОЁ ИМЯ  

«С рождения у каждого из нас есть неизменный спутник – наше имя. Подобно лунному свету, оно окутывает каждого тайной. Загадочна и необъяснима власть нашего имени. В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молятся, и проклинают через произнесение имени. Нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Силы, заложенные в имени человека, помогают преодолевать трудности и распознавать истоки радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста.

Имя может быть и источником опасности, потому что в каждом звуке имени сокрыты также силы, которые при невнимательном отношении могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание позволяет приобрести особенную силу.

Одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука «Д». Он понял, что его ведут по жизни доброта и долг. А требуют особого внимания и внутренней работы дерзость и драчливость..

Давайте и мы поразмышляем над скрытым смыслом наших имен.

 Для начала откроем тайну звуков нашего имени. 

Например, Н- настойчивость А- активность Т-терпение А-артитичность Л-лень, Я-ясность

3 мин. на работу  и презентация своего имени

Существует легенда о том, что когда рождается человек, на небе появляется звезда. Звезда, которая освещает жизненный путь каждого из нас. Все мы своего рода звезды, только разной величины. Несмотря на это, каждый из нас должен дарить людям свет и,в отличие от небесных светил,  тепло. И от кого, как ни от лидеров ждут тепла и   света   люди,   которые   нуждаются   в  понимании   и   поддержке,   совете   и участии.

   Какими же качествами должен обладать лидер? Давайте разберемся.

2. ПОРТРЕТ ЛИДЕРА

Вам необходимо описать портрет лидера, используя бумагу и фломастеры. Вам дается 5 минут.

Теперь по одному человеку от группы нам презентуют  полученный портрет.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Возникали ли у вас затруднения при рассказе?

Слайд «Качества лидера»

3. Упражнение “Без командира”.

        Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

        В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

        Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

        -Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать.

        Продолжим тренировать личную ответственность.

Постройтесь, пожалуйста:

- в колонну по росту

- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

Обсуждение. 

-Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

-Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

-Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

-Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? -Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

4.Упражнение «Рисунок человека»

Ведущий. Все, что есть в человеке, имеет свое назначение. Каждая часть тела выполняет определенную функцию. Каждая часть тела может также символизировать определенное качество, способность человека.

        Схематически нарисован человек, который будет символизировать лидера.)

Выберите себе любую часть тела человека (руку, ногу, голову, ухо и т.д.) и подумайте, зачем она нужна лидеру?

        Например: уши — умение слышать и слушать. А теперь прошу каждого по очереди обозначить эту часть тела на нашем рисунке и рассказать, зачем она нужна лидеру, какой смысл несет.

        Каждый участник выбирает себе любую часть тела, и объясняет, зачем она нужна лидеру.

Ведущий и другие участники также могут дополнять своими идеями высказывания.

5. Обсуждение упражнения. Точка на стене

Вызывается один участник. Ему предлагается нарисовать точку на стене. Он рисует. - А можешь поставить точку ещѐ выше? - Могу. (рисует) - А ещѐ выше? - … И так можно продолжать до бесконечности, насколько хватит сообразительности участника (стать на носки, стол, стул…). Если участник быстро сдасться – вызывается другой.

 

Это упражнение показывает то, что возможности человека безграничны и каждый может достигать всѐ больших и больших вершин. Большинство из нас потенциально может добиться в жизни гараздо большего, но мы почему-то этого не делаем… А ведь в каждом из нас заложена огромная сила! Человек способен достичь заоблачных целей, постепенно расширяя рамки привычного, радуясь маленьким победам и стремясь дальше.

Слайд

Ведущий: Россия – страна возможностей! И создание Российского движения детей и молодежи дает возможность школьникам из всех регионов нашей огромной страны  проявить свои лидерские качества.

Видео-ролик

Одним из лидеров движения в нашей школе является ученица 10 класса Останина Вероника.

Предоставляем ей слово.

Слайды

      Ведущий:   Лидер - ведущий - человек, способный вести за собой, пробудить интерес к делу, стремящийся «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства.

Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него зависит настроение, он способен «завести» окружающих.

В наше время очень важно, кто является лидером для обучающихся, на кого хотели бы походить. Воспитывая в подростках качества лидера, родители и педагоги сами должны являться для них лидерами. Если ты есть - Будь лучшим

Слайд

Песня  

- Всем спасибо! Успехов вам, дорогие коллеги на пути формирования лидерских качеств у ваших детей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся на уроках изобразительного искусства» (из опыта работы)

Подготовила: Гвозденкова Наталья Анатольевна,

МБОУ «Перенская средняя школа»,

 Рославльский район

За последние два десятилетия в обществе чаще поднимается вопрос духовно-нравственного воспитания детей. С одной стороны, из этого можно сделать вывод, что общество относится с большим вниманием и заботой к проблемам духовно-нравственным воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, эта ситуация показывает, на каком низком духовном уровне находятся наши школьники и молодые люди. 

        Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Перед современной школой стоит непростая задача развития и воспитания современных детей.  Ребенок должен получить не только определенную сумму знаний и научиться зарабатывать деньги, но и стать полноценным членом общества с развитым чувством любви к Родине и ближнему, пониманием добра и зла.

Изобразительное искусство является одним из эффективных средств воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся. Оно помогает формированию творческой личности, знакомит с лучшими произведениями искусства, с высокими идеалами общества и нравственными нормами людей. Именно искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир человека, обогащает его чувства.

        В процессе преподавания изобразительного искусства  в школе стараюсь создать условия для развития творческих способностей, используя разнообразные методические приемы, способствующие становлению духовно-нравственной личности учащихся:

        -беседы, игры нравственного и духовного содержания;

        -творческая художественная деятельность: рисование,  отражающих тематику Православных праздников, инсценировки, праздники;

        -экскурсии, создание презентаций, проектная деятельность;

        -участие в конкурсах, встречи со священнослужителями;

        -приемы работы с житийной и художественной литературой, с пословицами, загадками.    

На беседах по истории изобразительного искусства на примере работ художников можно затрагивать темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. Здесь важно рассматривать не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращать особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку.

При беседе о картинах бытового или портретного жанра можно раскрывать тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям,  формировать у учеников представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, воспитывать нравственное и доброе отношение к членам общества.

Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать.

Все беседы об  изобразительном искусстве необходимо закреплять практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал.

Помочь вырастить и воспитать в ребенке гармонично духовно-нравственное начало способно и приобщение детей к народному творчеству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал. Народное декоративно-прикладное искусство национально по содержанию. Оно способно активно воздействовать на духовное развитие личности.         Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять окружающий мир. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало. Дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента. Произведения народного искусства не только воспитывают художественный вкус детей, но и побуждают в них желание самим заняться творчеством.

        Осваивая блок тем "Связь времен в народном искусстве" дети знакомятся с  дымковской и филимоновской игрушкой, матрешкой, хохломой, гжелью. Они попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента. Произведения народного искусства не только воспитывают художественный вкус детей, но и побуждают в них желание самим заняться творчеством.

        На итоговом занятии «Ты – сам мастер» дети выполняют работы в наиболее понравившейся технике и росписи.

        Приобщение детей к народному творчеству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармонично духовно-нравственное начало.

        Формированию у учащихся правильных представлений об истинной красоте человека способствует рассматривание портретов. Человек с его духовным миром всегда является основным предметом искусства. Человек – это огромный мир, большой и сложный, и к наиболее глубокому, полному и яркому раскрытию его всегда стремились настоящие великие художники всех времен и народов.        Люди всех народов стремятся к счастью и верят, что в будущем жизнь будет лучше. В искусстве всех народов есть светлая тема радости жизни, красоты молодости, тема счастья. Задача - уметь находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

 Глаза мальчика, с портрета замечательного русского художника              В. Тропинина «Портрет сына Арсения», смотрят в наш мир пытливо. Он задает ему вопросы. И ему же отвечать на них. Когда вырастет.  Пусть сегодня он, мечтая, смотрит в голубое небо и верит в огромную силу добра. Пусть сам он будет добр к миру природы и миру людей!

Ребята всегда проявляют интерес к этой работе, им интересно, правильно ли они описали и определили характерные черты человека, отраженные художником. Эта работа влияет на становление личности учащихся, заставляя их задуматься о своем характере, о поступках. Рассматривая лица людей разных эпох и стран, ребята находят в них те черты прекрасного или безобразного, которые хотели в свое время отразить художники.   И удивляясь переменам в облике людей, их одежде, самой манере художников писать в разных стилях и разными способами, дети способны увидеть, что отношение людей к таким вечным нравственным категориям, как добро и зло, остается неизменным.  Человеческое очарование, радость, нежность, доброта или холодное презрение, горе отражаются в произведениях раннего средневековья, и эпох Возрождения, и наших современников.

         И вполне может случиться, что человек не будет рисовать, не будет сам создавать произведения искусства. Но понимать живопись, любить ее, наслаждаться ею может каждый. Осознанное желание ребенка стать мастером имеет важнейшее значение для становления творческой, духовно развитой личности. Искусство побуждает к размышлению, оказывает влияние на его нравственные убеждения.

        Упражнение «Ожидание». Ученикам предлагается высказаться о своих ожиданиях по теме занятия.

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

-Для чего в дальнейшем вам могут пригодиться знания по данной теме?

-Хотели бы вы объединиться в группы, изучая данную тему?

- Как вы думаете, какие сложности могут возникнуть?

        При выполнении творческих заданий,  дети учатся  обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.

        «Нарисуй музыку»- представить, что музыка передает какое-либо состояние природы. Изобразить красками пейзаж именно в том состоянии, которое  передалось музыкой.

- Какие цвета подойдут для грустной музыки?  (Холодные, неяркие).  Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).

        «Цветная гамма»после прослушивания  и   исполнения музыки подобрать и составить из красок цветовую гамму-колорит. Нарисовать этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки. 

         «Я - артист» - послушать  музыкальную пьесу.  Продумать костюм, грим, движения.

        Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства. Подобрать прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд). Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

        «Сравните впечатления». Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.

«Войдите» в картину (представить себя на месте героя произведения искусства). Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

        Подобрать музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.

        Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень», И. Грабарь. «Февральская лазурь», И. Шишкин. «На севере диком…» и др. Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

        Героическая тема в искусстве. Через анализ сюжета и характеристику образа святого, на примере жизни открыть мысли, стремления, нравственные чувства (смирение, покаяние, целомудрие) расширив при этом эмоционально и духовно-нравственное поле личности ученика. Показать детям, что поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости, примером мужества и верности. Таковы были Александр Невский, Сергий Радонежский, княгиня Елизавета Федоровна Романова, князья Борис и Глеб др.

        Показать детям, что они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами, а для этого надо научиться заботиться о своей душе, жить по совести.

        Интересен прием «Пластилин - фломастер - краски», «Цветопись».

Очень часто простые слова (свет, любовь, чудо и др.) остаются для детей непонятными. Посредством использования данных приемов можно продемонстрировать любую мысль. Изображают ассоциативные элементы слова. Художественное мастерство здесь не имеет значение. Например: слово «Добро»: купол храма, сердце, ангел, мама.

        Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью школьников, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души - постижением прекрасного.

        

Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать учащимся основы патриотического и семейного воспитания.



Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совете на тему:

«Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС:

пути эффективного взаимодействия» (14.01.2020 г.)

Подготовила: Гвозденкова Н.А. , зам. директора по ВР

В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.

«Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей».

В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.

Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Реализация федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Реализация ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. При работе с семьёй объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.

Формы работы с родителями

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы.

Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей.

День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей. Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций. Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

Важным аспектом работы с родителями в рамках ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС для родителей являются педагоги и администрация школы.

         Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет Интернет - сайт школы. Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса.

        Что дают Интернет - технологии родителю?

-Оперативное получение информации и консультационной поддержки (успеваемость, пропуски, информация, расписание);

-Повышение родительской грамотности;

-Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы;

-Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы;

-Участие в сетевой жизни своего ребенка;

-Полезные ссылки (переход на электронный дневник, на портал государственных услуг);

-материалы для родителей (материалы для подготовки к уроку, задания повышенной сложности).

Важно создавать условия для включения родителей в деятельность, в рамках которой они бы сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания, захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка.

Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.

Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима.

Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

•         гармоническое развитие ребенка;

•         забота о здоровье детей;

•         помощь в учении;

•         трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

•         помощь в социализации личности и ее самореализации;

•         формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

•         забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

•         развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

•         подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

•         половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет и оскорбляться на грубые либо непристойные выходки ребенка, подражающего кому-то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения.

Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?

Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.

Задачи взаимодействия:

•         формирование активной педагогической позиции родителей;

•         вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

•         активное участие родителей в воспитании детей.

Как же наилучшим приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?

Принципы взаимодействия семьи и школы

Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса
семьи и школы

1. Принцип согласия

Школа - раскрывает цель воспитания

Школа – сообщает о функции школы

Школа – наделяет семью обязанностями

Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение

Семья – выражает мнение о продуктивности функций

Семья – соглашается создавать необходимые условия

2. Принцип сопряжения

Школа - оповещает о педагогических требованиях

Школа – информирует о ходе развития детей

Школа – знакомит с воспитательными замыслами

Школа – предъявляет работу школы

Семья – поддерживает требования школы

Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания

Семья – соглашается содействовать замыслам

Семья – вносит коррективы в семейное воспитание

3. Принцип сопереживания

Школа оказывает знаки внимания родителям

Школа формирует у детей любовь к семье

Школа знакомит с событиями школы

Семья благодарит и выражает ответное внимание

Семья утверждает безусловное уважение к школе

Семья проявляет интерес к жизни всех детей

4. Принцип сопричастности

Школа приглашает обсудить проблемы

Семья участвует в обсуждении проблемы

Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами

5. Принцип содеянности

Школа информирует семью о планах работы

Школа приглашает принять участие

Школа организует общее дело

Семья оценивает влияние школы на детей

Семья откликается на приглашение, участвует

Семья участвует в общих делах

6. Принцип меры

Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей.

Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа».

Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций).

Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу.

Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах.

Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам.

Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь.

Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы.

Объединяя все эти правила, мы можем прийти к выводу, что учителю следует быть максимально корректным в своем поведении, требуется постоянно следить за собой. К каждому родителю нужен свой подход, но при этом не следует переходить за определенные рамки дозволенного поведения. Учитель не может позволить себе повышать голос и тем более кричать на родителя. Учителю следует держать свои эмоции под контролем, ему важно помнить, что любая его ошибка отразится на его репутации и репутации школы. Необходимо прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.

Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом необходима самодиагностика, понимаемая как попытка посмотреть на себя со стороны (а все ли от меня зависящее сделано в этом плане).

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди".

Зам. директора по ВР                                                                     Н.А. Гвозденкова



Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совете на тему:

«Воспитательный потенциал современного школьного урока»

Подготовила:

 Гвозденкова Н.А., заместитель директора по ВР

 «Воспитание и образование неразделимы. Нельзя

воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует

воспитательно»

 (Лев Николаевич Толстой)

Обучение и воспитание - эти понятия стоят в одном ряду, их связывают

сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка.

В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 31 июля 2020 г) воспитание должно стать, составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.

Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса.

 Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке.

 В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.

В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания. Хотя все мы знаем, что воспитывает не программа, а человек и среда.

Цель воспитания едина - личностное развитие школьников, проявляющаяся:

- В усвоении социально значимых знаний (знаю, как себя вести);

- В развитии социально-значимых отношений (веду себя, в соответствии во своими знаниями);

- В приобретении опыта осуществления социально значимых дел (вступает в отношения между другими людьми, объединяясь в социальные сообщества).

Школьное воспитание может осуществляться в самых разных сферах совместной деятельности детей и взрослых. Рабочая программа воспитания состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания. Инвариантными модулями являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация».

Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные и социальные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».

Модуль «ШКОЛЬНЫЙ УРОК»

Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное (развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика), но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания? Как всего этого добиться? Делаем урок интересным. Что этот интерес дает воспитанию?

Ответ прост: если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием приходит на уроки, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель, проводящий такие уроки, становится для этого ребенка значимым взрослым. А такому учителю будет легче влиять на своих воспитанников. К такому учителю дети будут больше прислушиваться. Его требования и просьбы будут восприниматься детьми позитивнее. Ему проще будет побуждать школьников соблюдать нормы поведения и правила учебной дисциплины. Ему проще будет реализовать воспитательные возможности своего учебного предмета.

В соответствии с модулем «Школьный урок» учителю важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными и психологическими особенностями их воспитанников:

1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками;

2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителями и сверстниками;

3. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

4. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского

поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

5. применение на уроке интерактивных форм работы: интеллектуальные игры, дискуссии, групповую работу или работу в парах;

6. включение в урок игровых процедур;

7. организация шефства мотивированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

8. инициирование и поддерживание исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых

исследовательских проектов.

        Воспитательный потенциал урока можно реализовать через следующие составляющие.

        В каждой школе найдется спектр своих находок: Дни науки, уроки-проекты, уроки-лаборатории, конференции, виртуальные путешествия, школьные дни сетевого взаимодействия, открытые уроки-форумы с участием представителей различных областей знаний и многое другое.

Как мы видим, модуль «Школьный урок» - это не просто отдельный модуль. Он незримо переплетается с другими модулями, например, с модулем «Ключевые общешкольные дела», модулем «Классное руководство», модулем «Внеурочная деятельность».

Классный руководитель, в рамках своего функционала организует взаимодействие с учителями, работающими в данном классе, проводит консультации с учителями, мини-педсоветы по ключевым вопросам воспитания, в том числе и в решении проблемных ситуаций, привлекает учителей к внутри классным делам, помогает организовать шефство мотивированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками и др.

          Интересный учитель и интересный урок далеко не всегда могут превратить обычный урок в урок воспитывающий. Интерес – это, безусловно, важное условие, но оно не единственное.

 Воспитывающий урок – это еще и урок с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную воспитывающую информацию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей.

 Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество.

Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке.

Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Но для этого воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять  исходя из целей и задач воспитания (подбирать воспитывающее содержание, включать в урок активные формы работы, такие как дискуссии, проекты, исследовательская деятельность, создавать доверительные отношения, поддерживать ребенка, помогать ему в решении трудных для него задач и многое др.)

        Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Для этого нужна интеграция урока с различными формами воспитательной деятельности, реализуемых в классе, в творческих объединениях, в детских общественных объединениях, в системе внешкольной деятельности.

Подводя итог, следует подчеркнуть, значимость системного подхода к воспитанию на основе интеграции форм и видов урочной и внеурочной деятельности, объединения усилий всех педагогических работников образовательной организации.

Рекомендации

Педагогам школы в рамках реализации модуля «Школьный урок» использовать:

1. Воспитательное воздействие через содержание урока. Подбираем воспитывающее содержание урока, то есть то, что побудит обучающихся задуматься о ценностях нравственных вопросов, жизненных проблемах (информация о вредных привычках, о нравственных и ненравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре).

2. Использование случайно возникающих и специальное создание воспитывающих ситуаций: успеха, авансирования доверием, свободного выбора, творчества и другие

3. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя. Использовать на уроках знакомые детям образы (герои фильмов ит.д.), это поможет коммуникацию на уроках сделать более эффективно. Чаще обращаться во время урока к личному опыту своих учеников. Найти способ увлечь как слабых, так и сильных обучающихся. Акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях учеников.

4. Использование специальных форм и методов обучения: урок-путешествие,  урок-исследование , урок-инсценировка, урок-экскурсия, онлайн – экскурсии, урок- игра, устный журнал, викторина, интеллектуальные игры и др.

5.Использование ИКТ технологий обеспечивают современные активности обучающихся: программы-тренажеры, мультимедийные презентации, обучающие сайты, тесты, видеолекции.

6.Поддержка исследовательской и проектной деятельности.

7.Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками.



Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совете по теме:

«Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся»,14.02.2021 г.

Подготовила: Гвозденкова Н.А. ,

зам. директора по ВР

Здоровый образ жизни - важнейшее условие здоровья любого человека. Здоровый образ жизни - это образ жизни, который направленный на профилактику заболеваний и укрепления организма человека с помощью простых составляющих - правильного питания, занятия спортом, отказа от вредных привычек, закаливание, соблюдение режима дня, соблюдение норм гигиены.

Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются. Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут.

Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы.

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье. И чтобы привить ребенку стремление к здоровому образу жизни, школе и семье необходимо объединиться. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано.

Воспитание культуры здоровья у учащихся.

Культура здоровья - это составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное, ценностное отношение человека к собственному здоровью, основа на ведении здорового образа жизни, выраженная в полноценном физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном развитии. Воспитание культуры здоровья у школьников - это процесс взаимодействия педагога и воспитанников, при котором педагог создаёт условия для полноценного физического, психического, духовно-нравственного и социального развития школьников и формирования осознанного ценностного отношения подрастающего поколения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Формирование ключевой компетенции - культуры здоровья – реализовывается в организации процесса обучения учащихся. В ходе учебного процесса по физической культуре предусматривает проведение учебно - методических уроков, на которых формируются умения и навыки физкультурно – оздоровительных упражнений: комплексов утренней гимнастики, физкультминуток.

Критериями реализации личностно – ориентированного подхода к физическому воспитанию школьников есть позитивная мотивация к обучению, благоприятное психофизическое состояние учащихся, развитие духовно – нравственной сферы, самостоятельность и активность в творческом применении средств физической культуры.

Наряду с оценкой знаний личностно – ориентированный подход способствует формированию мотивации к самостоятельному выполнению физкультурно – оздоровительных и спортивно – оздоровительных упражнений.

Параллельно с определением знаний необходимо проводить контроль двигательных умений школьников. Ученики должны научиться отбирать комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток, включающие в работу разные мышечные группы и активизирующие деятельность систем дыхания и кровообращения; определять их дозировку и последовательность их выполнения; организовывать место для проведения утренней зарядки, правильно выполнять все упражнения. Проведение такого комплекса занятий предусматривает формирование творческого и самостоятельного подхода школьника к выполнению физкультурно – оздоровительных и спортивно – оздоровительных упражнений, что позволяет повышать двигательную активность, положительно влиять на умственные способности, уровень здоровья, физическую подготовленность, функциональные возможности организма учащихся и в конечном итоге способствовать формированию культуры здоровья.

Воспитание культуры здоровья - это воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье.

Воспитание культуры здоровья учащихся осуществляется через специально - организованные занятия, различные мероприятия - соревнования, эстафеты, уроки здоровья, флэшмобы, ГТО, конкурсы плакатов и рисунков.

Целевой установкой воспитания культуры здоровья учащихся в работе педагога является: создание условий для гармоничного развития школьника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья, создание устойчивой мотивации к здоровому стилю жизни и формирование здорового духовного, психического, социально - адаптированного, физически развитого человека.

Работа школы по воспитанию культуры здоровья учащихся является сложной системой, выступающей в качестве компонента, этапа, функции, закономерности, условия, принципов педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:

- воспитание культуры здоровья как компонент педагогического процесса, который способствует формированию активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой личности ориентированной на здоровый образ жизни;

- воспитание культуры здоровья как этап образовательного процесса в котором присутствуют конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, нравственного здоровья и социальную адаптацию учащихся;

- воспитание культуры здоровья как закономерность, если педагогом осуществляется систематическая работа, которая способствует охране здоровья учащихся, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов;

Таким образом, педагог должен знать законы здорового образа жизни, обладать такими качествами как: коммуникабельность, общественной активностью, нравственной зрелостью, для того, чтобы можно было заниматься вопросами воспитания учащихся на высоком профессиональном уровне, так как это сложный, планируемый и системный подход по приобретению навыков учащимися в вопросах культуры здоровья. Особенно важно обладать педагогу умением доступно изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание для того, чтобы заинтересовать учащихся в том, чтобы они как можно больше уделяли внимания на самовоспитание культуры здоровья.

Учащиеся проводят в школе значительную часть своего времени, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие разных сторон личности.

Воспитание культуры здоровья включает в себя 3 компонента:

- интеллектуальный – знания в организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;

- эмоционально – ценностный - активное положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни;

- действенно – практический – применение знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.

В школе создаются условия такие как: спортивный зал с оборудованием, игровая  площадка (волейбольная, баскетбольная), полоса препятствий, футбольное поле. Так же в школе выполняются принципы здорового питания: полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания и гигиены.

Одним из условий формирования культуры здоровья является активное использование методов обучения. К активным методам обучения относятся рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация упражнений, метод познавательных и развивающих игр. Использование активных методов обучения составляют основу содержания базовых знаний. Усвоение этих базовых знаний открывает перед школьником возможности самостоятельного движения, процесс построен таким образом, что учащийся усваивает знания и умения через их применение.

Культура здоровья школьника является важнейшей характеристикой личности учащихся, определяющей здоровьесберегающий стиль поведения и здоровье. В процессе воспитания культуры здоровья включает в себя усвоение знаний, формирование отношений и приобретение практики адекватного поведения. Таким образом, школьнику должна быть представлена возможность получить информацию о физическом, психическом и социальном здоровье. Важным результатом воспитания культуры здоровья у учащихся является овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью. Приобретаемые на уроках знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями, ведением здорового образа жизни и умением сделать правильный выбор на пути к здоровью.

Зам. директора по ВР                                                               Н.А. Гвозденкова