Мир особого ребёнка (ОВЗ)

Мудрогель Анастасия Вадимовна

Каждый ребёнок,каким бы он ни был - это прежде всего уникальная личность.

И несмотря на особенности своего развития,он на равне с другими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации            

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» г.Воркуты

1 №-а прогимназия»  муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение Воркута к.

Подборка коррекционных игр и упражнений

для детей с нарушениями речи

Воспитатель:

Мудрогель А.В.

Воркута, 2018 г.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.
    Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения после учебного дня проводится мышечная релаксация.
    Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

  1. Упражнение «Кулачки»

Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!

  1. Упражнение «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед - тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно - расслабление - приятно! Шея не напряжена и расслабленна... А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно - расслабление приятно! Шея не напряжена и расслабленна...

  1. Упражнение «Хоботок»

Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны.

  1. Упражнение «Лягушки»

Тянем губы прямо к ушкам! Потяну - перестану, И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны...

  1. Упражнение «Сердитый язык»

С языком случилось что-то: он толкает зубы! Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы! Он на место возвращается и чудесно расслабляется.

  1. Упражнение «Горка»

Спинка языка сейчас станет горочкой у нас! Я растаять ей велю -напряженья не люблю. Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий.

  1. Упражнение «Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

  1. Упражнение «Снегопад»

Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее. Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.

  1. Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:
Бабочка - коробочка, полети на облачко. Там твои детки -— на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

  1. Упражнение «Шторм в стакане»

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

  1. Упражнение «Задуй свечу»

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники  творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

  1. Упражнение «Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев». Выполнять 10-15 секунд.

  1. Упражнение «Рыбка»

Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо - влево, вперед -назад, вверх - вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15-20 секунд.

  1. Упражнение « Аплодисменты»

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15-20 секунд.

  1. Упражнение «Считалочка»

Указательным пальцем правой руки, затем левой дотрагиваться до каждого пальчика.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные.
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять
.
Игры на развитие свойств внимания и памяти также важны для детей с нарушениями речи.

  1. Игра «Это правда или нет»

Цель игры: развитие слухового внимания. Дети должны внимательно послушать стихотворения, попытаться заметить неточности, ошибки.
Это правда или нет?
Теплая весна сейчас,  
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей,
«Га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
-Это правда или нет?
Это Оленьке известно:
Что взяла клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там...
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.

  1. Игра «Запомни картинку»

Цель игры: развитие произвольной памяти.
Для игры заранее заготавливается 10-15 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другим.

  1. Игра «Скороговорки разной длины»

Цель игры: развитие слуховой памяти.
Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии: 

  • Наш Полкан попал в капкан (5 слов).
  • Три свиристели еле-еле свистели на ели (7 слов).
  • Грабли - грести, метла - мести, весла - вести полозья - ползти (8 слов).
  • В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит (11 слов).
  1. Игра «Пары слов»

Цель игры: развитие произвольной памяти, логического мышления. Ребенку предлагается запомнить несколько слов, предъявляя его в паре с другим. Например, кошка - молоко, мальчик - машина, стол - пирог и другие. Ребенку предлагается запомнить все другие слова из каждой пары. Затем называется первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. 
Задание можно усложнять, увеличивая пары слов и подбирая пары слова с отдаленными смысловыми связями.
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

  1. Упражнение «Филин»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз.

  1. Упражнение «Метелки»

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.
Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите.
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)

Игра Кукла-помощник «Клоун».

Цель: развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.

Материал: кукла- клоун с тряпочным языком, плоскостное изображение губ при произнесении звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [с], а также изображение сомкнутых губ.

Вариант 1. Взрослый показывает положение языка одновременно рассказывая артикуляционную сказку.

Вариант 2. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение и дублирует положение языка с помощью макета.

Игра «Логокуб»

Цель: развитие артикуляционной моторики

Материал: кубик, на грани которого приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений.

Ход игры. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, символ которого выпал.

Согласно исследованиям М.М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. Для усиления эффективности коррекционного воздействия, я решила объединить игровой материал по коррекции звукопроизношения с одновременно тренировкой тонких движений пальцев рук и игровых приемов массажа, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах и словах.. Таким образом, пальчиковые игры и упражнения при умелом включении в контекст различных занятий, в том числе и по закреплению звуков в слогах позволяют достичь наибольшего обучающего эффекта.

При систематическом проведении массажа с использованием массажных мячей, су-джок терапии, массажа прищепками улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают слоги, слова, текст.

На следующем этапе коррекционной работы, дидактические игры и упражнения, предлагается соединить проговаривание звука с движением рук, что ускорит закрепление звуков в речи. Ребенок выполняет пальчиковые упражнения, синхронно произнося слог.

Представлю основные виды игр и упражнений с детьми на начальном этапе коррекционного воздействия:

1.  Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки , наружной стороны кисти, а также предплечья или использовать для массажа «умные пальчики», массажные мячики, массаж прищепками., су-джок терапия. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть серьезные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2.  Игры с камушками Марблс, мозаика — также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческиес пособности.

3.  Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры способствуют не только речевому, но и всестороннему развитию.

4.  Шнуровки – отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им ребенок овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок.

5.  Игры с бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.

6. Фишки, счетные палочки, разноцветные картинки. Палочки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Все занятия я предлагаю сопровождать проговариванием слогов, текста. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

«Колючие мячики» (массаж пальцев)

Цель: автоматизация звука в слогах

Оборудование:  массажные мячики или су-джок

Ход игры:

Ребенок выполняет пальчиковое упражнение, синхронно произнося слог и нажимая на «колючие пальчики» все пальцы с большим  по очереди (сначала одной руки, затем другой, далее обеих рук).

Каждый пальчик нажимаем

Звуки (слоги) четко повторяем

«Шнурочки»

Цель: автоматизация звука в слогах

Оборудование:  разноцветные шнурочки

Ход игры:

Ребенок произносит слог одновременно наматывает шнурок на пальцы (сначала одной руки, затем другой).

На пальчик шнурочки   завяжем

Звук (слог) правильно скажем

«Пианино»

Цель: автоматизация звука в слогах

Оборудование:  вырезанные из разноцветной бархатной бумаги круги, приклеенные на полоску картона

Ход игры

Взрослый называя автоматизированный слог, предлагает ребенку, шагая указательным и средним пальцами по кружкам , произносить автоматизируемый слог.

По всем клавишам пройдем

Звуки (слоги) четко назовем

«Пальчики здороваются»

Цель: автоматизация звука в слогах

Ход игры

Ребенок выполняет пальчиковое упражнение, синхронно произнося слог и соединяя все пальцы с большим по очереди (сначала одной руки, затем другой, далее – обеих одновременно).

Пальчики мы загибаем

Звуки (слоги; слова) четко повторяем

«Массажный мячик», «Массажное кольцо»

Цель: автоматизация звука в слогах

Оборудование: массажные мячи, кольцо

Ход игры

1 - ребенок сжимает мячик или кольцо, одновременно произнося звуки (слоги; слова) (сначала одной рукой, затем другой, далее обеих рук).

Мячик (кольцо) сильно мы сжимаем

Звуки (слоги) четко повторяем

2 – ребенок катает мячик по столу, одновременно произнося слог (сначала одной рукой, затем другой, далее обеих рук).            

Мячик по столу катаем

Звуки (слоги) четко повторяем

«Собираем мозайку» или игры с камушками Марблс

Цель: автоматизация звука в слогах.

Оборудование: разноцветная мозайка.

Ход игры

Ребенок собирает мозайку, повторяя автоматизированный слог за педагогом.

  Разноцветную мозайку мы красиво соберем

Звуки (слоги) повторяем, четко все произнесем

«Заплети Алёнку»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Оборудование: трафарет «барашек», шнурок.

Ход игры

Ребенок четко произносит слог и одновременно шнурует игрушку.

Звуки (слоги) четко повторяем

Мы Алёнку заплетаем.

«Счетные палочки»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Оборудование: счетные палочки.

Ход игры

Ребенок произносит слог, слова одновременно собирая разные фигуры из палочек.

«Дерево», «Кошелек». «Торт»

Цель: автоматизация звука в слогах

Оборудование: шнурок, дерево (фрукты); торт (свечки); кошелек (монетки).

Ход игры

Произнося автоматизированный слог ребенок, одновременно шнурует (наряжает)    дерево.

Украсим наше деревце листочками и грушей

Предложенные игры помогут удержать внимание, развить мелкую моторику ребенка. Закрепление каждого звука сопровождается движениями пальцев рук, так как подобные движения пальцев способствуют более быстрому усвоению отрабатываемого звука и введению его в речь.

На следующем этапе работы появляются игры на автоматизацию звуков в словах и предложениях. Игры для работы не столько приобретались, сколько специально изготавливались. Это связано с тем, что выбор настольно-печатных речевых игр, как правило, ограничивается логопедическим лото, либо речевой материал подобран таким образом, что не соответствует ряду программных требований. Многие из изготовленных игр являются известными, но их «изюминка» заключается в том, что материал подобран с учетом речевых возможностей детей, либо используется нетрадиционный вариант игры. Вот несколько примеров.

1. Игра «Разрезные картинки»

Цель: автоматизация поставленных звуков на материале слов и предложений, развитие мелкой моторики, пространственных представлений.

Ход игры. Ребенку предлагается собрать несколько картинок (детали для каждой картинки могут предлагаться поочередно или перемешиваться, в зависимости от подготовки ребенка). После того как картинки собраны, ребенок должен правильно назвать их и составить по одному предложению с каждой из них. Картинки подбираются так, чтобы в их названии содержался звук, требующий автоматизации.

2. Игра «Найди пару»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры. Логопед подбирает парные картинки со словами паронимами (вагон – батон, корона – ворона и др.) Перед игрой каждый ребенок получает по карточке. Дети стоят в круге. Один из играющих произносит свое слово и ждет, пока другой ребенок назовет свою картинку, но так, чтобы они оказались похожими по звучанию. Дети, у которых оказались картинки с похожими словами встают рядом и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не найдет свою пару.

3.Игра «Фишкодвижение» Ребенок передвигает фишку по инструкции логопеда, каждый раз называет картинку, на которой оказалась фишка. После нескольких ходов логопед просит рассказать по порядку весь путь.

Вариант 2. То же, но используются те карты, где подобраны картинки на смешиваемые звуки.

4. Игра «Поймай рыбку»

Цель: автоматизация звуков на материале слов, развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Вариант 1. В коробку кладутся картинки, в названии которых есть необходимый звук с прикрепленными к ним скрепками. Ребенок ловит «рыбку, правильно называет картинку и определяет место заданного звука.»

Вариант 2. В коробку кладутся «рыбки», в названии которых есть звуки, которые требуют дифференциации. Ребенок ловит «рыбку», определяет наличие того или иного звука, кладет «рыбку» справа или слева от коробки (по предварительной договоренности).

Вариант 3.После того как все «рыбы» будут пойманы, они убираются, ребенок должен перечислить весь свой «улов».

5. Игра «Замочная скважина»

Цель: автоматизация звуков в словах, фразах, развитие зрительного восприятия.

Материал: картонные прямоугольники с прорезью в виде скважины, картинки, в названии которых содержится необходимый звук.

Ход игры. Предметная картинка закрывается «дверцей», ребенок перемещая «дверцу» по картинке, должен догадаться, какой предмет изображен на картинке.

6 . «Делал или делала?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов прошедшего времени женского и мужского рода,  расширять словарный запас, автоматизировать звук Л, учить составлять предложение по картинке, распространять его, составлять сложные предложения с союзом И.

Вариант 1.Логопед называет действия, а ребенок показывает.

Вариант 2.Ребенок самостоятельно отбирает парные карточки и называет только глаголы.

Вариант 3. Ребенок получает одну картинку из пары, составляет предложение (логопед следит, чтобы глагол в предложении был употреблен в прошедшем времени), затем получает вторую карточку и повторяет то же предложение, но так, чтобы оно подходило ко второй картинке.

Вариант 4. Затем логопед предлагает сделать предложение красивее, добавить еще одно слово (распространение предложения), либо составить предложение по двум картинкам одновременно (сложное предложение с союзом И), предварительно ребенку дается образец.



Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации            

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» г.Воркуты

1 №-а прогимназия»  муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение Воркута к.

Подборка игр и упражнений

для детей с аутизмом

Воспитатель:

Мудрогель А.В.

Воркута, 2018 г.

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.  Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Сенсорные игры с аутичным ребенком

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. Звуковая травма, полученная ребенком, провоцирует искажения в развитии всех остальных векторов, заданных ему от рождения. Часто такие дети испытывают сенсорный дефицит именно тех чувствительных зон, которые соответствуют его векторам. Восполнить нехватку ребенка помогут сенсорные игры при аутизме.

Например, кожный малыш с детским аутизмом стремится добрать тактильные ощущения, ему свойственно неусидчивое поведение (Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям).

Можно использовать:

  1. Подвижные игры для кожного ребенка-аутиста, особенно с тактильными элементами. Можно изготовить из ваты или мягкой ткани «снежки» и поиграть в них. С помощью большого отреза ткани голубого цвета устроить «море», научить ребенка делать «волны», держась за края. Если взрослых двое – они могут раскачивать малыша на ткани, как в гамаке.
  2. Кожному ребенку с детским аутизмом подойдут и развивающие пальчиковые игры, пальчиковые краски, лепка из пластилина или соленого теста. Только будьте готовы чередовать сидячие занятия с подвижной игрой.
  3. Существенно восполнить тактильную нехватку такого ребенка при аутизме помогут игры с водой. Например, устройте «пенную вечеринку» в ванной. Из пены можно строить дворцы или сделать на голове смешную шляпу – все во власти вашей фантазии. При отдыхе за городом используйте песок и другие неструктурированные материалы, чтобы организовать тактильные игры для ребенка-аутиста.

Для зрительного ребенка чувствительным сенсором являются глаза, поэтому зрительному малышу с аутизмом подойдут такие игры:

  1. Яркие дидактические пособия. Глаз такого ребенка необходимо как можно раньше обучать восприятию формы и цвета. Это может быть «геометрик» или сортеры, игра «сложи квадрат» и другой яркий дидактический материал (Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом).
  2. Рисование, раскраски и аппликация жизненно необходимы такому малышу.
  3. Природную эмоциональность такого ребенка можно реализовать через игру в кукольный театр (приобрести куклы, одевающиеся на руку или палец). Варианты с переодеванием в разные костюмы, «перевоплощение» в разные образы также прекрасно подойдет.
  1. Игры на развитие контакта и речевые игры для аутистов

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Отгораживаясь от мира еще в дошкольном возрасте, ребенок с детским аутизмом утрачивает не только сознательную, но во многом и чувственную связь с другими людьми. Восстановить ее помогут игры на развитие эмоционального контакта. В них легко могут быть добавлены также речевые и логопедические компоненты.

  1. «В ямку – бух». Начать можно с простых, известных потешек. Главная задача – добиться формирования ответной эмоциональной реакции ребенка. Позже можно сделать паузу и предоставить ребенку самому озвучить кульминационный момент: «Бух!». Такая «диалоговая» игра при аутизме во многом способствует формированию будущего навыка вербального общения ребенка.
  2. «На машине ехали». Научить ребенка с детским аутизмом подражать движениям можно также через игру:

Взрослый: На машине ехали (крутит руль)

Ребенок: Би-би-би (крутит руль)

Взрослый: Паровозом ехали (движения руками вперед-назад)

Ребенок: Чух-чух-чух (аналогичные движения).

Здесь от ребенка требуется не только поддержать диалог, но и повторять движения. При необходимости используйте помощь второго взрослого. Умение подражать – залог формирования будущих навыков социально-бытовой ориентации и способности к обучению в целом.

  1. «Мой веселый, звонкий мяч». Не менее важно для ребенка с детским аутизмом усвоить навык передачи хода в игре. Передавая мяч по кругу, дети говорят каждый по одному слову стишка. Когда стих закончился, можно обратить внимание группы: «У кого мяч? Кто это? Назови по имени?» (остальные дети называют). Или: «Кто ты? Как тебя зовут?» (отвечает тот, у кого мяч).

Коммуникативная игра для аутичных детей – жизненная необходимость. Что касается логопедических игр – при нарушении речевого аппарата ребенка занятия должен проводить логопед.

  1. Звуковые игры для детей-аутистов

Причины развития аутизма, раскрытые в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, указывают на то, что самой чувствительной зоной аутичных малышей является ухо. Именно через стрессовое воздействие на эту зону маленький обладатель звукового вектора получает ту психическую травму, которая провоцирует ранний детский аутизм.

Отгораживаясь от мира, ребенок постепенно утрачивает способность воспринимать информацию на слух и теряет способность к обучению. Восстановление связи с внешним миром именно через ухо имеет колоссальное значение. Помогут в этом звуковые игры с ребенком-аутистом.

  1. Примеры звуковых игр с ребенком-аутистом:
  1. «Что шумит?» Выберите несколько предметов, издающих негромкие звуки (слишком сильный звук способен причинить малышу боль). Это может быть шуршащая оберточная бумага, тихий колокольчик, негромкий маракас. Дайте ребенку изучить предметы, послушать, как они звучат, запомнить их названия. Затем отвернитесь и немного «пошумите» одним из них. Задача ребенка – угадать, что именно звучало. Такая игра для аутичных детей задает начало сосредоточения на звуках.
  2. «Высокий – низкий». Для этого упражнения-игры с ребенком-аутистом потребуется игрушечное или настоящее пианино. Нажимая верхние клавиши, расскажите ребенку, что так капает дождик. Помогите ребенку поднять руки вверх, комментируя: «Это высокий звук». Затем, нажимая нижние клавиши, расскажите малышу, что так топает мишка, комментируя: «Это низкий звук». Когда ребенок усвоит разницу, играйте звуки и побуждайте малыша выполнять нужные движения. В дальнейшем можно попросить его самостоятельно найти низкие и высокие звуки на инструменте.
  3. «Лечебная классика». Эта игра с детьми-аутистами, несомненно, станет одной из любимых. Особенно для тех малышей, кто помимо звукового вектора имеет еще и зрительный. Приготовьте несколько классических аудиозаписей по мотивам детских сказок. Это может быть «Танец феи драже» Чайковского (из балета «Щелкунчик»), отрывок из «Спящей красавицы» и т. д. Также подготовьте соответствующие картинки.

Прослушивая запись, показывайте ребенку картинку, описывая ее. Если ребенок хочет, можно вместе танцевать под музыку. Когда освоите три и более записей (фрагменты могут быть недлинными), включайте отрывки по очереди и просите ребенка угадать, какая картинка подходит к этой музыке. Если ребенок любит рисовать, можно побудить его нарисовать еще одну картинку самому.