Технологии дифференцированного подхода

Сусоева Светлана Вильгельмовна

Дифференцированный подход на уроках швейного дела

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал к урокам швейного дела.

I. Виды карточек для индивидуальной и фронтальной работы:

1. Карточки для фронтальной работы:

а) закрепляющие,

б) контролирующие: по правилам техники безопасности, по технологии

пошива изделий.

2.Карточки на осмысленное восприятие профессиональных терминов:

а) на закрепление характеристики изделия-образца с вопросами разной

сложности (с учётом индивидуальных особенностей детей).

3.Карточки на развитие смысловых ассоциаций.

Карточки для фронтальной работы.

Цель:

- закрепить степень усвоения материала по технологии пошива изделий;

- усвоить характеристики изделия-образца;

- уметь показать соответствие размеров фигуры, чертежа и изделия;

- корректировать недостатки пространственного восприятия.

Алгоритм.

1. Изготовление образца карточки учителем:

а) с рисунком;

б) с аппликацией;

2.Изготовление учащимися карточек по образцу.

Пример.

1. Определить переплетение нитей.

2. Что значат позиции на рисунке?

Обозначьте их буквами: основа –О,

уток – У, кромка – К.

3.Подготовка вопросов и запись в карточке учителем.

4.Применение карточек.

5.Подведение итогов.

Карточки на осмысленное восприятие профессиональных терминов.

Цель:

- учить учащихся владеть технической терминологией,

- знать наименование операций, инструментов, приспособлений, новых

терминов;

- развивать речь учащихся.

Алгоритм.

1. Изготовление карточек.

2.Работа по карточкам;

а) чёткое проговаривание слова учителем (демонстрация карточки);

б) повторение слов учащимися хором (чтение по карточке), дополнительно

отдельными учащимися, фонетический слух которых нарушен в большей

мере.

3.Запись нового слова в тетрадь.

Карточки и упражнения на развитие смысловых ассоциаций

Цели:

- умение устанавливать смысловые связи со знакомыми понятиями;

- развитие памяти учащихся;

- повышение уровня понимания объясняемого;

- ознакомление учащихся с данным видом познавательной деятельности.

Алгоритм проведения упражнений.

1. Заготовка табличек со словами.

2. Проведения упражнения:

а) вывешивание таблички со словом и запись на доске;

б) запись ответов, относящихся к данному предмету на доске (помощь при

необходимости).

3.(Усложненный вариант) Из напечатанных на листах слов выбрать

термины, имеющие отношение с базовым словом, (можно использовать

учебник, технический словарь).

Пример: Учитель вывешивает табличку со словом «игла». Учащиеся

показывают следующие карточки, относящиеся к этому предмету: «острая»,

«тупая», «вставленная в машину», «стальная», «машинная», «ушко иглы» и

другие. Ответы записываются на доске и в тетради. За правильный ответ

учащийся получает поощрение (кружок из цветной бумаги).

II. Кроссворды

Цели:

- повышение уровня активности учащихся в усвоении знаний,

- развитие познавательных способностей,

- повторение ранее пройденного материала, как вариант отдыха,

- нормализация состояния нервной системы возбудимых учеников,

Алгоритм проведения.

- знакомство с заданием, указанным в кроссворде,

- отгадывание кроссворда путем ответа на вопросы.

Пример:

Кроссворды для закрепления (выявления) знаний по терминологии

швейных работ. Данные кроссворды учитель может давать учащимся в

качестве домашнего задания или использовать на каких-либо конкурсах,

викторинах и т.п., а также чтобы разнообразить организацию и проведение

опросов по соответствующим темам.

По горизонтали:

1. Деталь, имеющая срезы горловины, проймы.

(полочка)

2. Линия горловины на спинке.(росток)

3. Часть отложного воротника.(отлет)

4. Прямоугольная полоска ткани, собранная на

прошивающую ее нитку. (оборка)

5. Верхний срез рукава. (окат)

По вертикали:

1. Деталь, которой обрабатывают срез борта. (подборт)

2. Срез детали кроя, в который вметывают воротник.

(горловина)

3. Деталь, которой обрабатывают срез проймы

(горловины) в изделии без рукавов (воротника). (обтачка)

4. Деталь, часть платья без юбки. (лиф)

5. Срез детали кроя, по которому вметывают рукав.

(пройма)

III. Ребусы.

Цели:

- закрепление ранее изученных понятий,

- повышение уровня активности учащихся на уроке,

- варианты отгадывания темы урока.

Алгоритм проведения.

- вывешивание плаката с рисунком или аппликацией,

- знакомство с заданием, указанным в ребусе,

- отгадывание ребуса.

Результативность:

Использование разнообразного дидактического материала активизирует

деятельность детей, развивает их творческие способности, прививает

интерес к предмету.

Наглядный материал на уроках швейного дела

I. ОПОРНЫЕ СХЕМЫ.

Цели:

-выделение и закрепление основных свойств и отношений изучаемых

объектов;

- умение соотносить схему с реальным объектом;

- активизация внимания учащихся;

- учить работать самостоятельно.

Алгоритм применения опорной схемы.

а) изготовление схемы,

б) красным цветом выделяется то, что надо сделать в определённой

последовательности.

II. МАКЕТЫ.

В макете главные свойства предмета изучения представлены в

удобном для восприятия виде (детали увеличены, использована

раскраска, способствующая выделению главного). Макет можно

рассматривать с разных сторон. Макеты используются :

- при объяснении и закреплении знаний;

- при совершенствовании навыков работы с ручной иглой;

- для развития абстрактного мышления и глазомера.

Алгоритм

I. Изготовление макета учителем

а) из картона, тесьмы нитей, ткани, сутажа, полосок цветной бумаги.

2.Изготовление макетов учащимися по образцу.

Применяется при изучении темы: "Виды ткацких переплетений" (см.

приложение).

III.ПРЕДМЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

(используется при изучении нового материала, выполнении практической

работы).

Цели:

- повышение активности учащихся;

- развитие умений ориентироваться в задании;

- развитие интереса к практической работе.

В технологическую карту входят следующие операций:

- название изделия;

- общие сведения об изделии;

- предметные образцы;

- название операции соответственно каждому образцу

(младшие классы- 5-6 операций, старшие классы - не более 10;

образец изделия - в натуральную величину, остальные в масштабе 1:2;