Инновационнные образовательные технологии на уроках бурятского языка

Чимитова Светлана Жамьянжамсуевна

Инновационные образовательные технологии на уроках бурятского языка

    Современный урок  бурятского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Наиболее продуктивными  являются информационно-коммуникационная, личностно – ориентированная, игровая, развивающая, проектная технологии, исследовательская деятельность учащихся, дифференцированное обучение, также активные методы (кластер, мозговой штурм, ситуационные задачи, коучинг,..) и др.

      В связи с тем, что в каждом классе  выделяются различия по уровню обучаемости среди учащихся, наиболее приемлемой и актуальной в организации образовательного процесса является технология  дифференцированного обучения. Задания фиксируются на базовом, аналиттико – синтетическом, творческом уровнях. Учащиеся осознанно, творчески применяют свои знания, составляя мини-диалоги, монологические высказывания по теме. Элементы организации групповой формы работы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, включить в процесс обучения каждого ученика. На каждый урок создаются дидактические материалы разной сложности. Все это дает ощутимый образовательный результат.

    Одним из ведущих технологий в организации  урока и  внеурочного мероприятия  считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на различных  этапах урока позволяет оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению моего предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся.

     Метод проектов  является одним  из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Основной целью использования метода проектов в обучении бурятскому языку является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией.

    Проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития коллективного творчества и индивидуальных способностей учащихся. Проектная деятельность всегда дает возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, проведенные интервью и исследований, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагаю на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не я как учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Не предлагаю ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню,на котором  находится учащийся. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.   

     Работа над проектом  состоит из следующих  этапов:  определение темы, определение конечного результата, обсуждение и составление плана  проекта, сбор  информации, обработка    информации, оформление проекта, презентация проекта, оценка проекта.

      Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. Применяя игровую технологию,  можно решать какую - либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности учащихся.

      Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными любой урок. Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Например, игры на закрепление изученного материала с использованием мяча, игрушек, пальчиковых кукол.

    По мнению психологов (А.А. Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра – это: 1) деятельность; 2) мотивированность; 3) индивидуализированная деятельность, личная; 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 5) развитие психических функций и способностей; 6) “учение с увлечением”.

    Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше глубже усвоить содержание материала. Любой серьезный, большой по объему материал можно преподнести в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Тогда урок становится живым, а общение искренним. На уроках использую такие игры как, «Кто больше?», «Снежный ком», «Собери правильно», «Корректор», ролевые игры, итд.

Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным. Ученик - это маленькая звезда. Моя задача - не дать потеряться маленькой звёздочке в огромных созвездиях социума, а зажечь, направить и помочь занять в них достойное место.

 

Список использованной литературы:

  1. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования – Иностранные языки в школе. – 2005. –  №8, 1995
    2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.– ИЯШ №5, 2003.
    3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367с.
    4. Новые государственные стандарты по иностранному языку в 2-11 классах. Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ – Астрель, 2004.
    5. Полат Е.С. Современные образовательные технологии. – М.,1988.