Мои разработки

Чимитсариева Ольга Дабаевна

Конспекты уроков по биологии и географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Менделя.

Цель: продолжить развитие знаний о моногибридном скрещивании организмов,  о первом и втором законах Менделя.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Использовать знания об основных понятиях генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем.
  • Рассмотреть принципы моногибридного скрещивания;
  • Рассмотреть сущность правила  единообразия гибридов I поколения и закон расщепления признаков во II поколении;
  1. Развивающие:
  • Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.
  • развитие умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

  1. Воспитательные:
  • Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем
  • Содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Объясните, почему Г.Менделя часто называют основателем генетики?
  2. На каких организмах Мендель ставил свои опыты? Какими удобными для генетических исследований свойствами они обладают?

3.Операционно-содержательный этап.

Задание 1. В своих открытиях законов генетики Мендель использовал скрещивание растений гороха с желтыми  и зелеными  семенами.

Рассмотрите схему.

Р                 АА                          аа

                Желтая                зеленая

                

                    А                             а

F1                                Аа

А) Вопросы к схеме:

  1. Назовите доминантные и рецессивные признаки.
  2. Что обозначено буквами А и а?
  3. Какой генотип характерен для гибридов 1 поколения? Какой фенотип будет у гибридов 1 поколения?
  4. Как называется такой тип наследования окраски семян гороха?

Б) Определите, используя символику:

  1. Ген желтой окраски                        
  2. Ген зеленой окраски                        
  3. Генотип желтой окраски
  4. Генотип зеленой окраски
  5. Фенотип желтой окраски
  6. Выпишите генотипы гомозиготных организмов
  7. Выпишите генотипы гетерозиготных организмов

А, а, желтая, АА, зеленая, аа, Аа, ВВ, Сс, Вв, СС.

В) Используя схему скрещивания гороха, сформулируйте 1 закон Менделя.

Задание 2:

Исследование: Из гибридных семян Г.Мендель вырастил растения, которые путем самоопыления произвели семена второго поколения.

1.Каковы были результаты его опыта?

Распишите схематично решение задачи по опыту Менделя.

2.Какие соотношения (в долях, процентах, числах) получились среди гибридов?

3. Запишите формулировку второго закона Менделя.

Закрепление.

Задача 1.

 http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/methodica/mendel_task/p01-arpfelusjz3.gif

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Ответы.

1. Доминирует темная окраска шерсти.
2. 
РАА х ааF1 Aa.
3. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.

Задача 2.

 http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/methodica/mendel_task/p02-arpfelusk34.gif

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

Ответы.

1. Доминирует шаровидная форма плода.
2. 
Раа х ААF1 АаF2 : 25% АА, 50% Аа, 25% аа.
3. Законы единообразия гибридов первого поколения (I закон Менделя) и закон расщепления (II закон Менделя).

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Домашнее задание: придумать задачи на применение 1 и 2 законов Менделя. Решить задачу.

1.У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян у растений, полученных в результате следующих скрещивании:

1) Аа х Аа;

2) АА х Аа;

3) Аа х аа.

Задание 1. В своих открытиях законов генетики Мендель использовал скрещивание растений гороха с желтыми  и зелеными  семенами.

Рассмотрите схему.

Р                 АА                          аа

                Желтая                зеленая

                

                    А                             а

F1                                Аа

А) Вопросы к схеме:

1.Назовите доминантные и рецессивные признаки.

2.Что обозначено буквами А и а?

3.Какой генотип характерен для гибридов 1 поколения? Какой фенотип будет у гибридов 1 поколения?

4.Как называется такой тип наследования окраски семян гороха?

Б) Определите, используя символику:

1.Ген желтой окраски                        

2.Ген зеленой окраски                        

3.Генотип желтой окраски

4.Генотип зеленой окраски

5.Фенотип желтой окраски

6.Выпишите генотипы гомозиготных организмов

7.Выпишите генотипы гетерозиготных организмов

А, а, желтая, АА, зеленая, аа, Аа, ВВ, Сс, Вв, СС.

В) Используя схему скрещивания гороха, сформулируйте 1 закон Менделя.

Задание 2:

Исследование: Из гибридных семян Г.Мендель вырастил растения, которые путем самоопыления произвели семена второго поколения.

1.Каковы были результаты его опыта?

Распишите схематично решение задачи по опыту Менделя.

2.Какие соотношения (в долях, процентах, числах) получились среди гибридов?

3. Запишите формулировку второго закона Менделя.

Задачи для закрепления.

Задача 1.

 http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/methodica/mendel_task/p01-arpfelusjz3.gif

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Задача 2.

 http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/methodica/mendel_task/p02-arpfelusk34.gif

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?



Предварительный просмотр:

Тема урока: Особенности гаметогенеза.

Цель: изучить процесс образования половых клеток, выявить его особенности

Задачи урока.

  1. Образовательные:

 

Рассмотреть процесс образования половых клеток, изучить этапы гаметогенеза; выявить его закономерности;

Выявить различия в сперматогенезе и оогенезе;

Продолжить формировать навыки здорового образа жизни, выявить факторы, влияющие на формирование половых клеток.

  1. Развивающие:

продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

развивать умение работать со схемами гаметогенеза, рисунками и текстом учебника;

умение сравнивать (на примере сравнения процессов сперматогенеза и овогенеза);

умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем гаметогенеза.

  1. Воспитывающие:

воспитание здорового образа жизни и формирование ответственности перед своими будущими детьми за их здоровье на основе знаний о своих физиологических особенностях;

развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле;

воспитывать культуру умственного труда.

 Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап.

Актуализация.

Какая существует связь между такими понятиями, как: жизнь и размножение.

Что мы знаем о размножении.  Вы должны заполнить корзину идей сведениями или фактами о размножении.

Факты: Размножение - это главное свойство живого,  обеспечивает непрерывность жизни.

Способы размножения: бесполое и половое.

В бесполом размножении участвует одна родительская особь.  При этом все потомки сходны, идентичны родительскому организму. Бесполое размножение позволяет быстро увеличивать численность особей данного вида в благоприятных условиях.

Половое размножение осуществляется специализированными половыми клетками - мужскими и женскими гаметами.

Проблемный вопрос: Произошла бы эволюция живой природы, если бы на Земле существовало только бесполое размножение?

Нет, так как все потомки сходны, идентичны родительскому организму. Следовательно, не происходит увеличение генетического разнообразия у потомства, которое могло бы оказаться очень полезным при необходимости приспособиться к изменяющимся условиям среды).

Какой способ размножения более прогрессивный в органическом мире?  Почему? (Наиболее прогрессивным способом размножения является  половой процесс. Половой процесс обеспечивает объединение генетической информации родительских особей, благодаря чему увеличивается генетическое разнообразие потомства и его жизнестойкость, т.е повышается возможности приспособления к изменяющимся условиям среды).

С чего начинается зарождение жизни?

Развитие любого многоклеточного организма начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Но, перед тем как стать способными к оплодотворению, сами половые клетки должны пройти длинный путь превращений.

Итак, тема урока «Образование половых клеток»

2.Операционно-содержательный этап

Гаметогенез – развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Но процесс образования женских половых клеток отличается от процесса образования мужских половых клеток.

Задачи урока?

Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности образования женских и мужских половых клеток, выявим отличия в строении яйцеклеток и сперматозоидов.

Парная самостоятельная работа по рисунку.

ЗАДАНИЕ: используя текст,  рассмотрите  фазы гаметогенеза, выявите особенности. Сделайте соответствующие обозначения к рисунку.

Ответьте на вопросы:

  1. Где образуются у человека половые клетки?
  2. Как называется процесс образования сперматозоидов? Яйцеклеток?
  3. Какие отличия существуют при образовании женских и мужских гамет?
  4. Какой процесс лежит в основе гаметогенеза?

Гаметогенез

http://festival.1september.ru/articles/534045/img1.gif

В пределах половой железы выделяют три зоны: зона размножения клеток, зона их роста и зона созревания.

1.Зона размножения. Первичные половые клетки(сперматогонии и оогонии) делятся путем митоза, в результате чего их количество увеличивается.

Сперматогенез

овогенез

С момента наступления половой зрелости до глубокой старости

В период внутриутробного развития плода и до наступления полового созревания сохраняются в покое

2.Зона роста (интерфаза). Накопление питательных веществ и энергии, удвоение хромосом. Спермациты и ооциты

3.Зона созревания происходит деление путем мейоза

Сперматогенез

овогенез

образуется четыре клетки  с гаплоидным набором хромосом (сперматиды)

Начинается с наступлением половой зрелости

образуется три направительных тельца и одна клетка с питательными веществами и гаплоидным набором хромосом (ооцит 2 порядка)

4.Зона формирования. Приобретение определенной формы и размеров

гаплоидные клетки частично освобождается от цитоплазмы и становятся более легкими, у них образуется хвостик для подвижности

направительные тельца отмирают, а клетка с питательными веществами становится яйцеклеткой.

Продолжительность сперматогенеза – 2-3 месяца (мейоз 1 сутки).

Особенности строения и функций половых клеток.

Гаметы – это половые клетки, при слиянии которых образуется зигота, дающая начало новому организму.

Гаметы имеют ряд особенностей, отличающих их от соматических клеток:

  • Гаплоидный набор хромосом
  • Не делятся
  • Имеют более крупные размеры

Задание: Используя текст о половых клетках в учебнике, выявите, какие особенности строения яйцеклетки и сперматозоида связаны с выполняемыми функциями. Выявите различия. Сведения занесите в таблицу.

Специализация гамет.

Гаметы 

Функции

Особенности строения

1.Яйцеклетка от 0,01 мм до 23см.

  1. Обеспечение развития зародыша питательными веществами.
  2. Хранение генетической информации.
  1. Крупные и неподвижные.
  2. Крупное ядро с гаплоидным набором хромосом.
  3. Содержат большой запас питательных веществ.
  4. 400 яйцеклеток

2. Сперматозоид 70 мкм.

  1. Внесение генетической информации.
  2. Стимуляция развития яйцеклетки.
  1. Маленькие и подвижные, есть головка, шейка, хвостик.
  2. Небольшое ядро с гаплоидным набором хромосом.
  3. Аппарат Гольджи преобразован в акросому, расположенную на переднем конце головки, выделяющую ферменты, растворяющие оболочку яйцеклетки, митохондрии упаковываются вокруг жгутика, образуя шейку.
  4. Нет запаса питательных веществ.
  5. До 100000000000

Закрепление.

1.Когда происходит образование половых клеток?

2.Почему сперматозоид имеет мелкие размеры, а яйцеклетка — относительно крупные? (содержит большой запас питательных веществ)

3. В чём биологический смысл образования только одной яйцеклетки? (необходимость сохранения в одной клетке всех запасных питательных веществ, которые понадобятся для развития будущего зародыша)

4. В чём биологический смысл образования большого количества сперматозоидов?

5. Созревание половых клеток - весьма ответственный период, так как в это время в ядре каждой из них слагается тот уникальный набор генов, который будет передан потомству. Качество каждой гаметы зависит от состояния организма и тех внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на гаметы в период их созревания. Во многом показатели здоровья будущего ребенка определяются условиями формирования половых клеток.

Что может нарушить нормальный процесс гаметогенеза? (в момент деления половые клетки очень чувствительны к действию различных вредных факторов: радиации, химических веществ (алкоголь, наркотик, яды и т.п.))

  • Прочтите цитату французского ученого.

Алкоголь несет вырождение потомства, ведущее к вырождению нации. Через 150 – 200 лет род пьяниц прекращает свое существование (Моррель).

(Употребление алкоголя приводит к изменениям гамет, теряют нормальную форму и изменение генетического материала)

Поясните, почему ученый пришел к такому выводу.

  • Курение мужчин – беда, курение женщин – дважды беда, ибо угроза женской сигареты двойная: и для самой курильщицы, и для ее ребенка (академик Ф.Г.Углов).

Обоснуйте позицию ученого.        

  • Человек получил небольшую дозу ионизирующего облучения. Повреждение,  каких клеток наиболее опасно для последующих поколений? Для мужчин или для женщин более опасно облучение?

(Опасно повреждение половых клеток, особенно опасно облучение для женщин, так как яйцеклетки ее организма формируются еще до рождения и сохраняются в течении жизни, таким образом при облучении женщины повреждаются все ее яйцеклетки.)

Какие выводы сможете сделать по итогам этого урока?

Выводы урока:

Мейоз, образование гамет – эти строго упорядоченные и гармоничные процессы, обеспечивающие непрекращающееся течение жизни, заставляют задуматься: почему иногда на свет появляются потомки с отклонениями от нормы? Видимо, для того, чтобы иметь хорошую семью, надо внимательнее относиться к своему здоровью, заботиться о здоровье родных и близких. Так можно на деле способствовать проявлению гармонии, заложенной в нас природой.

Тема:

ЗАДАНИЕ: используя текст,  рассмотрите  фазы гаметогенеза, выявите особенности. Сделайте соответствующие обозначения к рисунку.

Ответьте на вопросы:

  1. Где образуются у человека половые клетки?
  2. Как называется процесс образования сперматозоидов? Яйцеклеток?
  3. Какие отличия существуют при образовании женских и мужских гамет?
  4. Какой процесс лежит в основе гаметогенеза?

C:\Users\AUDER CORPORATION\Desktop\Новая папка (2)\187263_html_26018706.jpg

Задание: Используя текст о половых клетках в учебнике, выявите, какие особенности строения яйцеклетки и сперматозоида связаны с выполняемыми функциями. Подпишите части. Выявите различия. Сведения занесите в таблицу.

гаметы

Особенности строения

Функции

C:\Users\AUDER CORPORATION\Desktop\Новая папка (2)\187263_html_32885020.jpg

C:\Users\AUDER CORPORATION\Desktop\Новая папка (2)\187263_html_m4367feb0.jpg

Выводы урока: