Учитель года России

Тонькина Марина Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание "Методический семинар"

Соболева М.В.

МБОУ "Дуденевская школа"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Я очень часто задаюсь вопросом: что главное в профессии учителя сегодня, в тех современных условиях, в которых оказались наши дети? Давать знания? Но что такого мы знаем из того, что наши ученики не могут найти в Интернете? Если в старые времена учитель был единственным обладателем ЗНАНИЙ, и потому его основной целью было поделиться ими, рассказать о них, расширить "круг посвященных", то сегодня вряд ли кто-то из нас может считаться тем самым обладателем уникальных сведений, к которому люди пойдут только затем, чтобы узнать их. Так может быть профессия учителя и не нужна вовсе? Может быть, пора перевести весь процесс получения знаний на электронный уровень, в ту самую "всемирную паутину", где дети и так проводят бесчисленные часы своей жизни? И тогда вся деятельность педагога будет сводиться к тому, чтобы пояснять отдельные, не совсем ясные  моменты той или иной темы того или иного предмета. То есть получается, что учитель перестает быть носителем и "передатчиком" знаний, а становится лишь помощником в их понимании? И это на самом деле так! Мы действительно помощники - мы помогаем нашим ученикам понять и принять, разобраться и научиться пользоваться полученными знаниями. А это значит, что главная наша цель - это научить их УЧИТЬСЯ. Научить "выуживать" из огромного количества сведений самые нужные, точные и правильные, научить рассуждать, думать, понимать. И самое главное -- научить пользоваться полученными знаниями.

И последнее утверждение очень актуально именно для меня, как для учителя английского языка. Не только я, многие из моих коллег также отмечают, как часто встречается парадоксальная ситуация, когда ребенок прекрасно разбирается в правилах английского языка, в грамматике, в построении предложений, имеет большой словарный запас, но при этом абсолютно не может говорить по-английски. А на вопрос: "Почему?" отвечает предельно просто: "Боюсь!". И это действительно так: любой человек  боится оказаться в неловкой         ситуации. Ребенок, не совсем уверенный в своем владении иностранным языком, боится, что он делает ошибки, поэтому и не может говорить. А еще существует такое явление, как "языковой барьер". И это тоже не выдумка ученых филологов. Действительно, мало найдется в мире людей, которые с легкостью переходят в разговоре с одного языка на другой, не боясь показаться смешным "незнайкой". В качестве доказательства этого  могу привести даже себя. Уже будучи студенткой лингвистического университета, я реально боялась говорить! И полностью этот страх прошел только к 4 курсу, когда, возможно, "количество перешло в качество":). А ведь именно умение говорить на иностранном языке является показателем того, что человек этот язык действительно знает. Те времена, когда знание ограничивалось умением "читать и переводить со словарем", прошли. Сегодня, во времена, когда постоянно происходит живое общение между представителями различных стран (личное или с помощью сети Интернет), очень важно именно говорить на языке, уметь вступить в это самое общение, высказать свое отношение к происходящему.

В итоге, постоянно сталкиваясь с тем, что даже те ученики, которые прекрасно читают и понимают английские тексты, понимают речь на слух и могут написать отличное сочинение (то есть знают и понимают грамматические правила языка), совершенно не могут говорить, я разработала несколько упражнений и приемов, направленных на исправление данной ситуации. Применение их на практике показало, что ученики стали более раскованными, когда им надо что-то сказать, не глядя в текст, написанный в учебнике или тетради. Они стали свободнее отвечать на заданные вопросы, описывать различные ситуации, высказывать собственное мнение.

Я работаю с учениками 2 - 9 классов. Конечно, целесообразно использовать эти упражнения на уроках в более старших классах - ученики начальных классов испытывают коммуникативные проблемы и при общении на родном языке, а для разговора по-английски им просто не хватает словарного запаса и знаний. А вот начиная с 5 класса дети, свободно общающиеся между собой по-русски, вполне могут вступать в диалог и на английском языке.

Практика показывает, что регулярное применение приемов, позволяющих активизировать применение устной речи, дает очень позитивный результат: ученики проще переходят с одного языка на другой, даже иногда не замечая этого (например, если они пытаются высказаться на интересующую их тему по-русски, достаточно бывает задать простой вопрос на английском языке). Главное для этого - положительный настрой, благожелательная атмосфера в классе и тема, которая действительно интересна, и по которой действительно хочется высказаться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение устной речи на уроках английского языка Автор: Соболева Марина Владимировна МБОУ «Дуденевская школа» учитель английского языка

Слайд 2

Зачем мы говорим?

Слайд 3

Желание высказать свое мнение Цель №1

Слайд 4

Для появления такого желания необходимо : 1. Интересующая или затрагивающая человека лично тема 2. Вопрос, на который он хочет ответить 3. Собеседник, с которым ему интересно обсудить тему

Слайд 5

Любимые темы учеников : 5 класс – «Любимые праздники» 6 класс – «Как ты выглядишь?» 7 класс – «Ты счастлив со своими друзьями?» 8 класс – «Путешествия» 9 класс – «Музыка», «СМИ» Именно эти темы увлекают больше всего. А для того чтобы каждый мог высказать свое мнение, мы сначала отрабатываем следующие упражнения .

Слайд 6

Отработка словаря В начале каждого раздела дается список слов по теме. Для работы с ними применяем специальные упражнения. Задачи такой работы: Сделать лексику активной Развивать навыки общения в заданной ситуации (монолог, диалог) Формировать коммуникативную компетентность (уверенность в правильном произношении и употреблении слов и фраз) Прививать умение анализировать свою работу и работу одноклассников

Слайд 7

Упражнения для закрепления лексики : Для 5-6 классов: « What is it ?». Дается картинка с изображением предмета и набор букв. Из букв надо составить слово, называющее предмет. Работа ведется в парах или небольших группах. « Magic hat » В ш ляпу складываются карточки с изображением предметов (или сами предметы). Задача учеников – написать на доске слово, обозначающее предмет, который вытаскивает из шляпы один из них. Работа ведется в командах. « Make a phrase » Фразы по теме разбиваются на части и отдельные карточки даются ученикам, задача которых – «найти друг друга», чтобы получилась целая фраза. Можно использовать вместо физкультминутки.

Слайд 8

Упражнения для закрепления лексики : Для 7-9 классов: « C rossword » Любимое задание при отработке лексики. Задание: составить кроссворд из слов по данной теме. Особенно увлекает составление кроссвордов не на бумаге, а в специальном приложении (например, Quizizz ). В этом случае возможна демонстрация готового варианта на интерактивной доске или пересылка всем одноклассникам на телефоны или планшеты. Повышается соревновательный момент, ученикам интересно разгадывать задачи друг друга . « Make a sentence » Задание: составить предложения из фраз и слов по данной теме. Работа ведется в парах или группах. Выигрывает тот, у кого больше правильно составленных предложений. Как вариант для групп с более высоким уровнем: составить небольшой рассказ, используя как можно больше слов по теме.

Слайд 9

Желание вступить в общение с определенным человеком Цель №2

Слайд 10

Для появления такого желания необходимо : Владеть лексикой по теме Иметь навыки диалогической речи (знать «фразы вежливости», уметь задавать вопросы, переспрашивать, показывать заинтересованность, комментировать) Иметь собеседника, способного реагировать на услышанное и поддерживать разговор (работа в парах или небольших группах)

Слайд 11

Преимущества парной работы: Вовлечение в работу всех учеников одновременно, что невозможно при фронтальном опросе Ученики учатся друг у друга Повышается беглость речи Ученики меньше стесняются говорить по-английски друг с другом, чем с учителем Создается более комфортная атмосфера в классе

Слайд 12

Упражнения для отработки навыков диалогической речи: « Missing inf o rmation » Ученики, объединенные в пары, получают карточки с диалогами по теме, в которых пропущена часть информации (это могут быть части реплик или целые реплики). Задание: подставить вместо пропусков фразы и предложения (на начальном этапе работы по теме это могут быть исключительно фразы, которые отрабатывались в процессе закрепления лексики) « Finish the dialogue » Ученики прослушивают начало диалога по данной теме. Задание: угадать, как этот диалог закончится. После ответов учеников запись прослушивается до конца и определяются пары-победители, наиболее точно угадавшие развитие ситуации. « What do you think? » Перед началом работы задается вопрос-проблема по данной теме. Затем ученики прослушивают диалог, отвечающий на вопрос. Задание: показать свое отношение к проблеме. В качестве опоры дается прослушанный диалог в напечатанном виде.

Слайд 13

Необходимость Цель №3

Слайд 14

Когда она возникает? Путешествия (общение в иностранном аэропорту, на таможне, в магазине, с местными жителями и т.д.) Общение в сети Интернет Разнообразные программы по обмену (школьники, студенты)

Слайд 15

Каков минимум необходимых знаний? Грамматика Present Simple и Past Simple Future Simple и to be going to Present Progressive Can/could would like to [do] vs like [doing ] Предлоги времени in/on/at Предлоги места Исчисляемые и неисчисляемые существительные и слова, обозначающие количества Оборот there is/there are Указательные местоимения this , those , these , that Притяжательные прилагательные my, our, his, her, its, your, their Базовые правила употребления артиклей

Слайд 16

Каков минимум необходимых знаний? Лексика Things in town and asking for directions (название разных мест в городе и как спросить дорогу). Airport (надписи на знаках, общение с сотрудниками таможни) Travel l ing by train/bus ( разговор в кассе, как спросить о месте пересадки и т.д.) Hote l (названия предметов в номере, общение с персоналом) Car Rental, taxi ( как арендовать, вызвать такси, как расплатиться, как общаться с водителем) Food and restaurants Medicine (как сказать, что что-то не в порядке со здоровьем, как вызвать скорую помощь или сотрудника страховой компании) Leisure activities (например, общение с инструктором по дайвингу ) Shopping (название вещей, способы оплаты и т.д.)

Слайд 17

Упражнения для отработки навыков общения в ситуациях необходимости « What to do ?» Придумывается ситуация, в которой ученику просто придется говорить по-английски. Задание: выйти из ситуации любыми способами. Можно использовать жесты, мимику. Установка: никто из окружающих его людей не понимает русского языка. Практика показывает, что если в самом начале изучения темы чаще всего «объяснение» происходит на уровне отдельных слов и фраз, то к концу раздела ученики уже вполне достойно ведут диалог с «носителями языка». Игра вызывает очень большой интерес. Главная ее цель, прекрасно выполняемая – показать ученикам, что при общении от них не требуется идеального знания языка, их поймут в любом случае. « I’m a custom officer » Из учащихся выбирается один на роль таможенника (служащего аэропорта, работника отеля, магазина и т.д. в зависимости от изучаемой темы). Всем остальным на карточках даются ситуации, в которых они оказались. Задание: построить общение с «носителем языка». Игру можно использовать во всех классах при изучении разных тем. « The group of tourists » Учащиеся делятся на группы «туристов» во главе с «гидом». Задание: узнать как можно больше о том или ином месте или событии. «Гид» проводит экскурсию и отвечает на вопросы. После «экскурсии» учащиеся поочередно рассказывают, что они узнали.

Слайд 18

Желание показать себя Цель №4

Слайд 19

Для появления такого желания необходимо : Быть уверенным в себе и в своих умениях Чувствовать себя на уроке комфортно и спокойно Стремиться к более высокому уровню знаний Главная цель учителя – создать на уроке такую атмосферу, чтобы его ученики ЗАХОТЕЛИ ГОВОРИТЬ. И этого я всегда желаю себе и всем своим коллегам

Слайд 20

С пасибо за внимание!