Методика диагностики.

Методика М.И.Лукьяновой, Н.В.Калининой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_kalininalukyanova.docx112.48 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьянова М.И.

В методическом пособии "Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса" (Авторы: Калинина Н. В. , Лукьянова М. И.) уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения. И соответственно предлагают методику диагностики мотивации учения школьников.

Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики в пособии выделяется несколько содержательных блоков, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Авторы исходили из того, что методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла использоваться для экспресс-диагностики. Авторы выделяют пять таких блоков:

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ

Смысл складывается из следующих моментов:

  • осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка;
  • понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося.

ВИДЫ МОТИВОВ

Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, авторы опираются на три подхода к описанию групп мотивов.

Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:

  • познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
  • социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.

Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности.

  • Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае - процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности.
  • Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.

Мотив учения может быть внутренним - при самостоятельной познавательной работе или внешним - при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.

  • Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.
  • Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.

Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВА В ПОВЕДЕНИИ

В данном блоке отражены следующие аспекты мотивации: реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка, степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности, освоение учебных предметов, выбор форм учебных заданий.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.

В процессе обучения положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней, обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей

. Таким образом, содержательная сторона предлагаемой методики изучения учебной мотивации школьников отражает сущность пяти обоснованных компонентов мотивации и взаимосвязь между ними: наличие личностного смысла учения, выраженность тех или иных видов мотивов (познавательные и социальные, внешние и внутренние, стремление к достижению успеха и к недопущению неудач), целеполагание, реализация доминирующих мотивов в поведении, эмоциональный компонент.

Приложение №5

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.

[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Анкета

Дата        Ф.И.        Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а)        получить хорошую отметку;

б)        наш класс был лучшим;

в)        принести больше пользы людям;

г)        получать впоследствии много денег;

д)        меня уважали и хвалили товарищи;

е)        меня любила и хвалила учительница;

ж)        меня хвалили родители;

з)        мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

2.        Я не могу учиться лучше, так как...

а)        у меня есть более интересные дела;

б)        можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в)        мне мешают дома;

г)        в школе меня часто ругают;

д)        мне просто не хочется учиться;

е)        не могу заставить себя делать это;

ж)        мне трудно усвоить учебный материал;

з)        я не успеваю работать вместе со всеми.

3.        Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нра-
вится то, что...

а)        я хорошо знаю учебный материал;

б)        мои товарищи будут мной довольны;

в)        я буду считаться хорошим учеником;

г)        мама будет довольна;

д)        учительница будет рада;

е)        мне купят красивую вещь;

ж)        меня не будут наказывать;

з)        я не буду тянуть класс назад.

4.        Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нра-
вится то, что...

а)        я плохо знаю учебный материал;

б)        это получилось;

в)        я буду считаться плохим учеником;

г)        товарищи будут смеяться надо мной;

д)        мама будет расстроена;

е)        учительница будет недовольна;

ж)        я весь класс тяну назад;

з)        меня накажут дома;

и)        мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

0

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица 8

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I        — очень высокий уровень мотивации учения;

II        — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;
  2. сниженный уровень мотивации учения;

V        — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Варианты ответов

Выбранные мотивы по номерам предложений

1

2

3

4

а)

О

П

У

У

б)

П

П

П

О

в)

С

В

П

П

г)

С

С

П

П

д)

П

И

П

П

е)

П

П

В

П

ж)

П

У

В

С

з)

В

П

С

В

и)

В

-

-

В

к)

У

-

-

-

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

Методика изучения мотивации учения подростков

(для учащихся 6-7-го класса)

Анкета

Дата        Ф.И.        Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

1.        Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а)        получения хороших отметок;

б)        продолжения образования, поступления в институт;

в)        поступления на работу;

г)        того, чтобы получить хорошую профессию;

д)        саморазвития, чтобы быть образованным и содержатель-
ным человеком;

е)        солидности.

2.        Я бы не учился, если бы...

а)        не было школы;

б)        не было учебников;

в)        не воля родителей;

г)        мне не хотелось учиться;

д)        мне не было интересно;

е)        не мысли о будущем;

ж)        не долг перед Родиной;

з)        не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

3.        Мне нравится, когда меня хвалят за...

а)        хорошие отметки;

б)        приложенные усилия и трудолюбие;

в)        мои способности;

г)        выполнение домашнего задания;

д)        хорошую работу;

е)        мои личные качества.

II

4.        Мне кажется, что цель моей жизни...

а)        получить высшее образование;

б)        мне пока неизвестна;

в)        стать отличником;

г)        состоит в учебе;

д)        получить хорошую профессию;

е)        принести пользу моей Родине.

5.        Моя цель на уроке...

а)        слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б)        усвоить материал и понять тему;

в)        получить новые знания;

г)        сидеть тихо, как мышка;

д)        внимательно слушать учителя;

е)        получить пятерку.

6.        Когда я планирую свою работу, то...

а)        сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б)        тщательно продумываю все ее аспекты;

в)        сначала стараюсь понять ее суть;


г)        стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена
полностью;

д)        обращаюсь за помощью к старшим;

е)        сначала отдыхаю.

Ill

7.        Самое интересное на уроке — это...

а)        различные игры по изучаемой теме;

б)        объяснения учителем нового материала;

в)        изучение новой темы;

г)        устные задания;

д)        классное чтение;

е)        общение с друзьями;

ж)        стоять у доски, то есть отвечать.

8.        Я изучаю материал добросовестно, если...

а)        он мне нравится;

б)        он легкий;

в)        он мне интересен;

г)        я его хорошо понимаю;

д)        меня не заставляют;

е)        мне не дают списать;

ж)        мне надо исправить двойку.

9.        Мне нравится делать уроки, когда...

а)        они несложные;

б)        остается время погулять;

в)        они интересные;

г)        есть настроение;

д)        нет возможности списать;

е)        всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10.        Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а)        мысли о будущем;

б)        родители и(или) учителя;

в)        возможная покупка желаемой вещи;

г)        низкие оценки;

д)        желание получать знания;

е)        желание получать высокие оценки.

11.        Я более активно работаю на занятиях, если...

а)        ожидаю похвалы;

б)        мне интересна выполняемая работа;

в)        мне нужна высокая отметка;

г)        хочу больше узнать;

д)        хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е)        изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12.        Хорошие отметки — это результат...

а)        хороших знаний;

б)        моего везения;

в)        добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г)        помощи друзей;

д)        моей упорной работы;

е)        помощи родителей.

V

13.        Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а)        настроения;

б)        трудности заданий;

в)        моих способностей;

г)        приложенных мной усилий;

д)        моего везения;

е)        моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14.        Я буду активным на уроке, если...

а)        хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б)        смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в)        считаю нужным всегда так поступать;

г)        меня не будут ругать за ошибку;

д)        я уверен, что отвечу хорошо;

е)        иногда мне так хочется.

15.        Если учебный материал мне не понятен (труден для меня),
я...

а)        ничего не предпринимаю;

б)        прибегаю к помощи товарищей;

в)        мирюсь с ситуацией;

г)        стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д)        надеюсь, что разберусь потом;

е)        вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи,
сделанные на уроке.

VI

16.        Ошибившись при выполнении задания, я...

а)        выполняю его повторно;

б)        теряюсь;

в)        нервничаю;

г)        исправляю ошибку;

д)        отказываюсь от его выполнения;

е)        прошу помощи у товарищей.

17.        Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а)        анализирую его повторно;

б)        огорчаюсь;

в)        спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г)        откладываю его на время;

д)        обращаюсь к учебнику;

е)        списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а)        сложные и большие;

б)        легко решаемы;

в)        письменные;

г)        не требуют усилий;

д)        только теоретические или только практические;

е)        однообразны и их можно выполнять по шаблону.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл. 10).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Ключ для показателей I, II, III мотивации

Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 10

Номера предложе-

Варианты ответов

Показатели

ний и баллы, им

а

б

в

г

д

е

ж

3

мотиваций

соответствующие

1

2

5

4

3

5

0

-

I

2

0

0

0

5

3

4

3

4

3

2

5

2

4

5

3

-

-

4

3

0

2

5

4

4

-

-

II

5

4

5

5

0

3

2

-

6

3

5

5

3

0

1

-

-

7

1

4

3

3

5

1

3

-

III

8

3

1

3

3

0

0

2

-

9

3

1

3

3

0

5

-

-

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. 11 можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица 11

Оценочная таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

27—29

25—29

20—23

70—81

II

24—26

20—24

16—19

58—69

III

18—23

13—19

10—15

39—57

IV

10—17

6—12

4—9

18—38

V

до 9

до 5

до 3

до 17

I        — очень высокий уровень мотивации учения;

II        — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;
  2. сниженный уровень мотивации учения;

V        — низкий уровень мотивации учения.

Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие кор-рекционно-развивающие задачи.

Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл. 12):

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.

Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и —5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в —5 баллов.

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

Д

е

10

+5

-5

-5

-5

+5

+5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5

+5

-5

-5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

-5

+5.

-5

+5

VI

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

18

-5

+5

-5

+5

-5

+5

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; —10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом из содержательных блоков — IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; —10; —20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:

+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);

+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

—20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.

Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;


—        количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.

Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:

  • количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);
  • количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);
  • количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);
  • количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);
  • количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы

(для учащихся 8-9-го класса)

Анкета

Дата         Ф.И.              Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а)        получения образования;

б)        поступления в вуз;

в)        будущей профессии;

г)        ориентировки в жизни;

д)        того, чтобы устроиться на работу.

2.        Я бы не учился, если бы...

а)        не было школы;

б)        не жил в России;

в)        не воля родителей;

г)        не получал знания;

д)        не жил.

3.        Мне нравится, когда меня хвалят за...

а)        хорошие отметки;

б)        успехи в учебе;

в)        приложенные усилия;

г)        мои способности;

д)        выполнение домашнего задания;

е)        мои личные качества.

II

4.        Мне кажется, что цель моей жизни...

а)        работать, жить и наслаждаться жизнью;

б)        закончить школу;

в)        доставлять пользу людям;

г)        обучение.

5.        Моя цель на уроке...

а)        усвоить что-то новое;

б)        пообщаться с друзьями;

в)        слушать учителя;

г)        получить хорошую оценку;

д)        никому не мешать.

6.        При планировании своей работы я...

а)        тщательно обдумываю ее;

б)        сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

в)        сначала стараюсь понять ее суть;

г)        стараюсь сделать это так, чтобы работа была
полностью;

д)        обращаюсь за помощью к старшим;

е)        сначала отдыхаю.

Ill

7.        Самое интересное на уроке — это...

а)        общение с друзьями;

б)        общение с учителем;

в)        изучение новой темы;

г)        объяснения учителем нового материала;

д)        получать хорошие отметки;

е)        отвечать устно.

8.        Я изучаю материал добросовестно, если...

а)        он для меня интересен;

б)        у меня хорошее настроение;

в)        меня заставляют;

г)        мне не дают списать;

д)        мне надо исправить плохую отметку;

е)        я его хорошо понимаю.

9.        Мне нравится делать уроки, когда...

а)        ничто меня не отвлекает;

б)        они несложные;

в)        остается много свободного времени, чтобы погулять;

г)        я хорошо понимаю тему;

д)        нет возможности списать;

е)        всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10.        Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а)        деньги, которые я заработаю в будущем;

б)        родители и(или) учителя;

в)        чувство долга;

г)        низкие отметки;

д)        желание получать знания;

е)        общение.

11.        Я более активно работаю на занятиях, если...

а)        ожидаю одобрения окружающих;

б)        мне интересна выполняемая работа;

в)        мне нужна высокая отметка;

г)        хочу больше узнать;

д)        хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е)        изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12.        Хорошие отметки — это результат...

а)        моей упорной работы;

б)        заискивания перед учителем;

в)        подготовленности и внимания на уроках;

г)        моего везения;

д)        получения качественных знаний;

е)        помощи родителей или друзей.

V

13.        Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...

а)        настроения;

б)        трудности заданий;

в)        моих способностей;

г)        приложенных усилий и старания;

д)        моего везения;

е)        внимания к объяснению учебного материала учителем.

14.        Я буду активным на уроке, если...

а)        хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б)        смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в)        считаю нужным всегда так поступать;

г)        меня не будут ругать за ошибку;

д)        я уверен, что отвечу хорошо;

е)        иногда мне так хочется.

15.        Если учебный материал мне не понятен (труден для меня)
я...

а)        ничего не предпринимаю;

б)        прибегаю к помощи товарищей;

в)        мирюсь с ситуацией;

г)        стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д)        надеюсь, что разберусь потом;

е)        вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи
сделанные на уроке.

VI

16.        Ошибившись при выполнении задания, я...

а)        выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б)        теряюсь;

в)        прошу помощи у товарищей;

г)        нервничаю;

д)        продолжаю думать над ним;

е)        отказываюсь от его выполнения.

17.        Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а)        обращаюсь за помощью к товарищам;

б)        отказываюсь от его выполнения;

в)        думаю и рассуждаю;

г)        списываю у товарища;

д)        обращаюсь к учебнику;

е)        огорчаюсь.

18.        Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а)        требуют большого умственного напряжения;

б)        не требуют усилий;

в)        письменные;

г)        не требуют сообразительности;

д)        сложные и большие;

е)        однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков для 7-го класса. Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего (табл. 14, 15).

Таблица 14

Ключ для показателей I, II, III мотивации

Номера предло-

жений и баллы, им соответст-

вующие

Варианты ответов

Показатели

мотивации

а

б

в

г

д

е

1

5

4

4

3

4

-

I

2

0

3

0

5

4

-

3

2

2

5

2

5

3

4

3

0

4

5

-

-

II

5

5

1

3

2

0

-

6

5

3

5

3

0

1

7

1

3

5

4

2

3

III

8

3

1

0

0

2

5

9

0

3

1

3

0

5

Таблица 15

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов

итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26—28

24—27

22—25

70—80

II

22—25

20—23

17—21

57—69

III

18—21

15—19

13—16

44—56

IV

15—17

9—14

7—12

29-3

V

до 14

до 8

ДО 6

до 28

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а)

И

П

О

б)

П

И

П

в)

У

В

И

г)

С

В

П

д)

О

О

В

е)

П

У

У

Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7-х классов.

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7-х классов (табл. 16, 17).

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников

(для учащихся 10-11-го класса)

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

Д

е

10

+5

-5

+5

-5

+5

-5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5

+5

-5

+5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

+5

-5

+5

-5

VI

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

18

-5

+5

-5

+5

-5

+5

Анкета

Дата        Ф.И.        Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

Обучение в школе и знания необходимы мне для... дальнейшей жизни;

поступления в вуз, продолжения образования; саморазвития, совершенствования; будущей профессии;

обретения места в обществе (вообще в жизни); создания карьеры;

получения стартовой квалификации и устройства на работу. Я бы не учился, если бы... не было школы; не было необходимости в этом;

не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь; не чувствовал, что это необходимо; не думал о том, что будет дальше. Мне нравится, когда меня хвалят за... знания;

успехи в учебе;

хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу; способности и ум; трудолюбие и работоспособность; хорошие отметки.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а)        получить образование;

б)        создать семью;

в)        сделать карьеру;

г)        в развитии и совершенствовании;

д)        быть счастливым;

е)        быть полезным;

ж)        принять достойное участие в эволюционном процессе че-
ловечества;

з)        пока не определена.

5.        Моя цель на уроке...

а)        получение информации;

б)        получение знаний;

в)        попытаться понять и усвоить как можно больше учебного
материала;

г)        выбрать для себя необходимое знание;

д)        внимательно слушать учителя;

е)        получить хорошую отметку;

ж)        пообщаться с друзьями.

6.        При планировании своей работы я...

а)        обдумываю ее, вникаю в смысл;

б)        сначала отдыхаю;

в)        стараюсь выполнить все аккуратно;

г)        выполняю сначала наиболее сложную ее часть;

д)        стараюсь выполнить ее побыстрей.

Ill

7.        Самое интересное на уроке — это...

а)        обсуждение интересного мне вопроса;

б)        малоизвестные факты;

в)        практика, выполнение заданий;

г)        интересное сообщение учителя;

д)        диалог, обсуждение, дискуссия;

е)        получить отличную отметку;

ж)        общение с друзьями.

8.        Я изучаю материал добросовестно, если...

а)        он мне очень интересен;

б)        он мне необходим;

в)        мне нужна хорошая отметка;

г)        без всяких условий, потому, что делаю это всегда;

д)        меня заставляют;

е)        у меня хорошее настроение.

9.        Мне нравится делать уроки, когда...

а)        их мало и они несложные;

б)        когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;

в)        это мне потребуется;

г)        это требует усердия;

д)        я отдохну после школы и дополнительных занятий;

е)        у меня есть настроение;

ж)        материал или задание мне интересны;

з)        всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

10.        Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а)        мысли о будущем;

б)        конкуренция и мысли о получении аттестата;

в)        совесть, чувство долга;

г)        стремление получить высшее образование в престижном
вузе;

д)        ответственность;

е)        родители (друзья) или учителя.

11.        Я более активно работаю на занятиях, если...

а)        ожидаю одобрения окружающих;

б)        мне интересна выполняемая работа;

в)        мне нужна хорошая отметка;

г)        хочу больше узнать;

д)        хочу, чтоб на меня обратили внимание;

е)        изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.

12.        Хорошие отметки — это результат...

а)        моего напряженного труда;

б)        труда учителя;

в)        подготовленности и понимания мной темы;

г)        моего везения;

д)        моего добросовестного отношения к учебе;

е)        моего таланта или способностей.

V

13.        Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...

а)        настроения и самочувствия;

б)        понимания мной учебного материала;

в)        моего везения;

г)        активной подготовки, прилагаемых усилий;

д)        заинтересованности в хороших отметках;

е)        внимания к речи учителя.

14.        Я буду активным на уроке, если (так как)...

а)        хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б)        смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в)        считаю нужным всегда так поступать;

г)        меня не будут ругать за ошибку;

д)        твердо уверен в своих знаниях;

е)        мне иногда так хочется.

15.        Если учебный материал мне не понятен (труден для меня),
то я...

а)        ничего не предпринимаю;

б)        прибегаю к помощи товарищей;

в)        мирюсь с ситуацией;


г)        стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д)        надеюсь, что разберусь потом;

е)        вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи,
сделанные на уроке.

VI

16.        Сделав ошибку при выполнении задания, я...

а)        выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б)        теряюсь;

в)        прошу помощи у товарищей;

г)        нервничаю;

д)        продолжаю думать над ним;

е)        отказываюсь от его выполнения.

17.        Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а)        обращаюсь за помощью к товарищам;

б)        отказываюсь от его выполнения;

в)        думаю и рассуждаю;

г)        списываю у товарища;

д)        обращаюсь к учебнику;

е)        огорчаюсь.

18.        Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а)        требуют большого умственного напряжения;

б)        не требуют усилий;

в)        требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаб-
лону»;

г)        не требуют сообразительности (смекалки);

д)        сложные и большие;

е)        однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.

Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 18

Ключ для показателей I, II, III мотивации

Номера

Варианты ответов

Показатели

предложений и баллы, им соответствующие

а

б

в

г

Д

е

ж

3

мотивации

1

4

5

5

4

3

3

3

-

I

2

0

4

4

5

4

-

-

-

3

5

2

3

3

5

2

-

4

5

4

3

5

3

4

4

0

II

5

3

5

5

3

0

2

1

-

6

5

1

0

3

3

-

-

-

7

3

3

5

0

5

2

1

-

III

8

3

3

2

5

0

1

-

-

9

0

3

3

5

3

1

3

5

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл. 19).

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26—29

24—28

24—28

72—85

II

21—25

18—23

18—23

55—71

III

18—20

12—17

14—17

42—54

IV

15—17

8—11

9—13

30—41

V

до 14

до 7

до 8

до 29

Таблица 19

I        — очень высокий уровень мотивации учения;

II        — высокий уровень мотивации;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации;
  2. сниженный уровень мотивации;

V        — низкий уровень учебной мотивации.

Таблица 20

Выявление ведущих мотивов у школьников 10-11-х классов

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а)

П

П

В

б)

П

П

П

в)

У

О

П

г)

В

У

У

д)

У

В

П

е)

О

И

И

ж)

И

-

П

з)

-

-

У

Условные обозначения видов мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

Д

е

10

+5

-5

+5

-5

+5

-5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5

+5

-5

+5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

+5

-5

+5

-5

VI

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

18

-5

+5

-5

+5

-5

+5

Ключ для показателей IV, V, VI мотивации