3.3. Открытый урок №3 по "Информационные технологии профессиональной деятельности"

Очур Аржаана Сергеевна

Экспертный лист оценивания открытого урока по теме "Защита информации в компьютерах и сетях" для студентов специальности "Право и организации социального обеспечения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол посещения урока/занятия

Дата __15.11.2018__________ Класс ____

Предмет ___Информационные технологии профессиональной деятельности

 Ф.И. О. учителя Очур Аржаана Сергеевна

Ф.И.О. посещающего __________________________________________________________

Количество учащихся на уроке ___20

Поурочное планирование (наличие, отсутствие)

Готовность к уроку: полная готовность к уроку, наличие конспекта урока

Цель посещения: для прохождения аттестации

Тема урока: Защита информации в компьютерах и сетях

Цель, задачи урока:

Познакомить с опасностями и угрозами потери информации, возникающие в процессе применения информационных технологий, с основными правилами и требованиями информационной безопасности 

Образовательная:

  • формирование знаний о защите информации, формирование умений и навыков по работе с защищёнными носителями информации

Развивающая:

  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать устойчивый интерес к дисциплине;

Воспитательная:

  • привитие навыков самообразования, положительного отношения к познавательной деятельности, углубление интереса к своей будущей профессии;
  • содействовать в ходе занятия воспитанию: целенаправленности, дисциплинированности, ответственности, самоорганизации, внимательности;
  • воспитывать стремление к достижению цели, умение доводить дело до   конца;
  • воспитывать личную ответственность за порученное дело, добросовестное выполнение своих обязанностей;

Тип урока: Занятие изучения нового материала

Организация урока, этапы урока: организационный момент 3 мин, постановка целей и задач – 5мин, актуализация знаний - 10_ минут, объяснение нового материала - _30 минут, закрепление изученного - __20____ минут, домашнее задание - _4____ минут, итог урока - ____3____ минут.

Другие этапы: ____Рефлексия 5 минут _________________________

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный.

Формы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, сочетание количественной и качественной оценки фронтального опроса)

На уроке использованы различные виды контроля, которые направлены на включение в работу всех студентов вне зависимости от их способностей и трудолюбия. Все присутствующие студенты были опрошены.

Используемые методы (выбраны оптимально, рационально, нет): Активные методы обучения выбраны преподавателем на оптимальном уровне.

Методы

На каких этапах урока используются

Объяснительно-иллюстративные

С помощью этого метода преподаватель на этапе изучения нового материала демонстрирует с помощью компьютерных презентаций новые понятия, четко выделяя главные моменты.

Репродуктивные

Метод был применен с целью закрепления учебного материала.

Проблемно-сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов)

Объяснение причин различия в фактах по ходу изучения нового материала

Частично-поисковые

Преподаватель дает задание студентам найти определения используя справочно- правовую систему Консультант плюс.

Исследовательские методы

Преподаватель дает исследовательские задания на этапе домашнего задания.

Другие методы, приемы

преподаватель использует метод развития критического мышления в ходе размышления и обсуждения учебного материала

Формы работы (групповые, индивидуальные).

Учитель на уроке использует рациональной сочетание форм урока. Преподаватель ставит задачу на размышления, обсуждения и на самостоятельные ответы студентов.

Организация самостоятельной работы (индивидуальная, дифференцированная).  Эффективность - высокая, количество времени – 20 мин, уровень (репродуктивный).

Использование ТСО, ИКТ (целесообразность применения, вид ИКТ) _________________

Наглядное представление урока в презентациях способствовало более осмысленному усвоению восприятия урока.  Это позволило увеличить плотность и темп урока.

Здоровьесберегающие технологии (физминутка, релаксация, гимнастика для глаз). Приветствием урока, добрым словом и улыбкой преподаватель снимает эмоциональное напряжение урока, создает психологический комфорт.

Композиция урока (логичность подачи материала, наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока).

Структура урока была четко спланирована и организована. Каждый этап плавно переходил в другой, все части урока связаны между собой.

Темп ведения урока (оптимальный, доступный для слабоуспевающих): оптимальный

Плотность (достаточная): достаточная.

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, вопросы на сравнение, акценты, повторение: входе соревновательной игры команды восполняли пробелы в знаниях.

Психологический климат, учет РУВ, особенностей учащихся (уровень сформированности мыслительной деятельности, внимания, памяти, тревожности др.):

На занятии студенты слушали инструкции каждого этапа, охотно отвечали на вопросы.

Домашние задание (наличие инструкции, методические советы по выполнению, запись на доске, дифференцированно, опережающие творческие задания)

Домашнее задание: дает исследовательское задание. проработать специальные законы, регламентирующие отношения в сфере информационной деятельности используя СПС «Консультант плюс»:

 Активность и работоспособность учащихся (высокая, средняя, низкая) Высокая.

Уровень знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение в сходной ситуации, новой ситуации).

В процессе урока преподаватель исправляет, корректирует ответы, делает подсказки.

Работа над формированием общих учебных навыков (развитие речи, работа с книгой, картой, в тетрадях, практические навыки) Студенты используя СПС Консультант плюс отвечают на поставленные вопросы.

Учет учителем при организации урока дня недели, места в расписании, степени утомления, учащихся соблюдаются.

Урок окончен вовремя.

Занятие было проведено на высоком уровне. Урок построен грамотно. Выбранные методы работы способствовали увеличению мотивации, познавательной активности студентов. Результативность урока высокая, работали все, студенты показали хорошие знания, урок получился динамичным, интересным, познавательным.  

Урок достиг поставленных целей. Запланированный объем урока выполнен.

Эксперты:

Донгак Б.А. – кандидат экономических наук, директор ТИГПИ.

Хольшина М.А. – заместитель директора по НМР КТЭиП ПК.

Ондар А.А. – преподаватель математики, почетный работник СПО РФ.

Ооржак Н.Б. – заместитель директора по ВР

Шыырап Р.А. – преподаватель английского языка, высшей категории.

 



Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая образовательная организация профессионального образования «Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия по теме:

Защита информации в компьютерах и сетях

Дисциплина: «Информационные технологии в

профессиональной деятельности»

специальность 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»

2018

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на тему «Защита информации в компьютерах и сетях».

Составитель: Очур А.С. преподаватель первой квалификационной категории АНОО ПО «Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации»

В методической разработке предложена методика проведения интерактивной лекции с использованием информационно-коммуникационных средств обучения.

Методическая разработка предназначена для преподавателей учебных заведений среднего профессионального образования, осуществляющих обучение студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»


1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Группа

7161

Тема:

«Защита информации в компьютерах и сетях»

Учебная дисциплина:

Информационные технологии профессиональной деятельности

Специальность

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Цель занятия:

Познакомить с опасностями и угрозами потери информации, возникающие в процессе применения информационных технологий, с основными правилами и требованиями информационной безопасности.

Задачи:

Образовательная:

формирование знаний о защите информации, формирование умений и навыков по работе с защищёнными носителями информации

Развивающая:

развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

формировать устойчивый интерес к дисциплине;

Воспитательная:

привитие навыков самообразования, положительного отношения к познавательной деятельности, углубление интереса к своей будущей профессии;

содействовать в ходе занятия воспитанию: целенаправленности, дисциплинированности, ответственности, самоорганизации, внимательности;

воспитывать стремление к достижению цели, умение доводить дело до   конца;

воспитывать личную ответственность за порученное дело, добросовестное выполнение своих обязанностей;

Формируемые ПК, ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

Формируемые УУД:

  1. Личностные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, воспитание усидчивости, самостоятельности, понимать значимость защиты информации
  2. Регулятивные УУД: понимать последовательность действий на занятии рационально использовать время; контролировать свою деятельность; давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.
  3. Коммуникативные УУД: формулировать высказывания, оценивать качество своей деятельности.

Ожидаемый результат:

знать: опасности и угрозы потери информации, возникающие в процессе применения информационных технологий,

основные правила и требования информационной безопасности

уметь: работать с защищенными носителями информации

Тип занятия:

Занятие изучения нового материала

Вид занятия

Комбинированный

Формы обучения:

Ф- фронтальная, Г- групповая, И- индивидуальная

Методы обучения и приемы обучения

словесные (инструктаж, обсуждение),

наглядные (использование технических средств)

интерактивные

Беседа, объяснение (репродуктивный)

Объяснение.

метод развития критического мышления

Применяемые технологии

Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Технологии интегрированного обучения.

Технология активных методов обучения.

Межпредметные связи

Информатика, Гражданское право, Уголовное право, Административное право.

Внутрипредметные связи

Информация, Правовая информация,

Учебно-методическое обеспечение занятия:

Методическая разработка, технологическая карта занятия, презентация.

Средства обучения, оборудование

ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Место проведения:

кабинет 13, корпус 1.

Литература

Информатика и информационные технологии: учебник для бакалавров/М.В. Гаврилов, В.А. Климов. 3-е изд, перераб. И доп. М.: Издательство Юрайт, 2013.-378с Базовый курс.

Информатика и ИКТ. базовый уровень: практикум для 10-11классов/И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина.-7изд. М.Бином. Лаборатория знаний, 2012- 120с.:ил.

Информатика: учебник /Н.В. Макарова, В.Б. Волков – Спб.: Питер, 2011-576с.

Интернет ресурсы:

http://www.garant.ru/

http://www.consultant.ru


2 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ЭТАП 1 (длительность)

Организационный момент (3 мин.)

Деятельность преподавателя

1. Приветствует студентов.

2. Отмечает отсутствующих, проверяет готовность студентов к занятию (проверка домашнего задания), настраивает студентов на творческий, деловой ритм проведения занятия.

Деятельность студентов

Приветствуют преподавателя. Настраиваются на позитивный ритм проведения занятия. Демонстрируют готовность к занятию.

Этап 2

Постановка целей и задач занятия Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 мин.)

Деятельность преподавателя

Объявляет тему, излагает учебные вопросы, цель и задачи занятия и порядок проведения.

Деятельность студентов

Записывают тему и план занятия, осознают и принимают к сведению цели и задачи занятия

Деятельность преподавателя

1. Нацеливает студентов на изучение данной темы.

2. Излагает актуальность темы.

3. Напоминает о необходимости получения знаний в области информационного законодательства.

Деятельность студентов

Нацеливаются на изучение данной темы.

Методы, приёмы, формы

Устное сообщение преподавателя.

Этап 3

Актуализация опорных знаний (8 мин.)

Деятельность преподавателя

1. Сообщает, что прежде чем перейти к теме занятия, необходимо проверить знания студентов по изученному материалу. Ответы учащихся будут оцениваться по трехуровневому критерию: правильно, неточно (неполный ответ), неправильно.

2. Проводит фронтальный опрос.

3. Комментирует ответы учащихся.

4. Корректирует ответы.

5. Побуждает учащихся к активной деятельности.

Деятельность студентов

1. Отвечают на поставленные вопросы.

2. Дополняют, корректируют ответы.

Методы, приёмы

Фронтальный опрос

Этап 4

Усвоение новых знаний (30 мин.)

Деятельность преподавателя

1. Изучаются новые для студентов понятия: защита информации, основные принципы защиты информации, понятие угрозы и виды угроз информации.

2. Объяснение преподавателя сопровождается компьютерной презентацией.

Деятельность студентов

1. Участвуют в рассмотрении каждого пункта плана занятия.

2. Конспектируют основные моменты лекции.

Методы, приёмы

Иллюстративный, информационно-рецептивный, устное сообщение преподавателя, работа с конспектом, проблемный вопрос.

Этап 5

Закрепление изученного материала (20 мин.)

Деятельность преподавателя

1. Обобщает изученный материал.

2. Проводит фронтальный опрос.

3. Комментирует ответы учащихся.

4. Корректирует ответы.

Деятельность студентов

1. Отвечают на поставленные вопросы.

2. Дополняют, корректируют ответы.

Методы, приёмы

Фронтальный опрос.

Этап 6

Домашнее задание (4 мин.)

Деятельность преподавателя

Задает домашнее задание проработать и законспектировать основные положения ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»

Деятельность студентов

Записывают домашнее задание.

Этап 7

Подведение итогов. Комментарий и оценка
знаний студентов (3 мин
.)

Деятельность преподавателя

1.Проводит анализ успешности усвоенного материала и деятельности студентов.

2. Выставляет оценки, учитывая работу студентов на занятии.

Деятельность студентов

1. Воспринимают информацию преподавателя.

2. Делают выводы о своей работе на занятии.

Методы, приёмы

Словесный

Этап 8

Рефлексия занятия (5 мин.)

Деятельность преподавателя

Предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты

Деятельность студентов

Отвечают на анкету (по желанию могут соблюдать анонимность)



Этапы занятия

Деятельность преподавателя, материал ведения занятие а

Деятельность студента

ОК, ПК

ФОУД

Этап 1

Организационный момент

Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет подготовленность студентов к занятию, порядок на столах, согласно в учебном журнале отсутствующих, выявляет причины их отсутствия.

Добрый день! Уважаемые студенты и коллеги! Прошу внимания: Рада приветствовать Вас на занятии. Давайте пожелаем, друг другу и нашим гостям хорошего настроения и поприветствуем всех улыбкой.

Староста кто сегодня отсутствует?

Приветствуют преподавателя, настраиваются на занятие.

Этап 2

Постановка цели и мотивация знаний

Широкое применение ИТ в практической деятельности человека в сочетании с растущим объемом сетевых операций привело к необходимости усиления защиты информации на компьютерах и в сетях.

Какую информацию необходимо защищать?

От кого исходит и в чём заключается угроза для информации?

Какие существуют современные средства защиты?

Почему проблема защиты информации «компьютерной информации в настоящее время вышла на первое место?

 На эти вопросы мы постараемся получить ответы.

(Современные компьютерные системы контролируют и управляют работой: более 40 тыс. ядерных боеголовок, десятками тысяч сложнейших химических производств заводов, самолётов в воздухе, спутников как военных, так и исследовательских.

Ущерб от компьютерных преступлений ежегодно оценивается десятками миллиардов в денежных единицах наиболее развитых в применении ИТ стран.)

(Преподаватель напоминает о необходимости получения знаний в области информационного законодательства. Потому как без этих знаний представить квалифицированного юриста невозможно). 

Преподаватель объявляет тему занятия, его цели и задачи.

(на слайде)

Студенты слушают

рассуждают, отвечают

Записывают тему занятия

ОК 1

ОК2

ОК3

ОК6

ПК 2.1

Фронтальная

Этап 3

Актуализация опорных знаний

  1. Дайте определение термина «правовая информация».
  2. Виды правовой информации.
  3. Нормативная и ненормативная правовая информация, определение и где встречается.
  4. Почему информацию необходимо охранять от несанкционированного доступа?
  5. Что такое компьютерные преступления?

отвечают на вопросы.

ОК 1

ОК2

ОК4

ОК3

ОК6

ПК 2.1

Фронтальная

Этап 4

Усвоение новых знаний

Как правильно вы заметили из темы занятия основное понятие защита информации. Что же такое защита информации?

Защита информации – это комплекс мер, которые предназначены для безопасного хранения и защиты информации от нежелательных пользователей.

Судя по растущему количеству публикаций и компаний, профессионально занимающихся защитой информации в компьютерных системах, решению этой задачи придается большое значение. Одной из наиболее очевидных причин нарушения системы защиты является умышленный несанкционированный доступ (НСД) к конфиденциальной информации со стороны нелегальных пользователей и последующие нежелательные манипуляции с этой информацией.

Защита информации — это деятельность по предотвращению утечки, хищения, утраты, модификации (подделки), несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Безопасность коммерческих тайн и оборота документов является главной задачей в защите информации.

Информацию охраняют методом технического программного управления передачей секретных данных и доступом.

В качестве этих данных могут быть коммерческие документы, государственные тайны и соглашения фирм, данные о планах увеличения производства, идеи, которые могут приносить доход.

Основные принципы защиты информации:

Согласно п1. ст 16 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных:

  • На обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.
  • Соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа.
  • Реализацию права на доступ к информации.

Основные принципы которые должны соблюдаться строго и совместно выполняться в информационной системе:

  • Конфиденциальность
  • Целостность.
  • Достоверность
  • Как думаете что значит конфиденциальность? Целостность? Достоверность?

Конфиденциальность - - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя, а также обеспечение невозможности доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (соответствующих прав доступа)

Целостность – отсутствие, а защищаемой информации каких-либо несанкционированных изменений (как случайных, так и преднамеренных)

Достоверность – гарантия того, что информация получена из известного доверенного или из ненадежного источника.

Нарушение хотя бы одного из этих принципов свидетельствует о наличии утечки или искажении информации.

Как вы думаете какого вида информация должна быть защищена?

В зависимости от категории доступа какой может быть информация?

В соответствии с п2 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация в зависимости от категории доступа подразделяется на общедоступную, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами) информацию ограниченного доступа.

В ходе обсуждения, путем свободного обмена мнениями привести к мысли о том, что защите подлежит как общедоступная информация, которая может подвергнуться подмене или искажению, так и информация ограниченного доступа.

Что такое угроза?

Угроза – потенциально возможное событие, действие, процесс или явление, которые могут вызвать нанесение ущерба (материального, морального или иного) т.е. которые могут нарушать политику безопасности.

Классификация угроз информации (на слайде).

Каким образом можно украсть информацию из офиса?

(активного метода обучения, как правило студенты знают всевозможные приемы хищения информации)

 Какими способами можно потерять информацию на компьютере, включая в это понятие и разглашение информации ограниченного доступа (т.е. несанкционированный доступ к ней без ее копирования или изменения)?

Непосредственно с компьютера при наличии физического доступа к нему.

Опосредованно с компьютера при наличии доступа к нему по сети.

Непосредственно или опосредованно с линии связи при наличии доступа к нему.

Всевозможные комбинации перечисленных способов.

Для защиты информации существуют четыре группы мероприятий, о которых мы поговорим на следующем занятии.

Студенты отвечают на вопросы,

конспектируют основные моменты лекции.

Студенты отвечают на вопросы,

конспектируют основные моменты лекции.

Обсуждение, обмен мнениями

конспектируют основные моменты лекции

Студенты отвечают на вопросы,

конспектируют основные моменты лекции.

ОК 1

ОК2

ОК4

ОК3

ОК5

ОК6

ПК 1.5

ПК 2.1

Индивидуальная

Фронтальная

физминутка

Плечи: вращайте плечами назад около 10 раз, а затем вперед. Это хорошо помогает снять напряжение.

ОК 1

ОК 2

индивидуальная

Этап 5

Закрепление изученного материала

Для закрепления материала студентам предлагается ответить на вопросы используя справочно-правовую систему Консультант плюс:

Давайте посмотрим, как в СПС даны понятия

  • информация?
  • защита информации?
  • угроза информации?
  • доступ к информации?
  • конфиденциальность информации?

Сохранить на рабочий стол как «Защита информации»

Задание 2

«Защита текстового документа от редактирования»

1.Откройте файл «Защита информации», который находится на рабочем столе.

2. Заходим на вкладку «РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ» и на панели инструментов выбираем «ЗАЩИТИТЬ ДОКУМЕНТ».

3. В открывшемся диалоговом окне  устанавливаем параметры защиты документа, выбрав «ОГРАНИЧИТЬ ФОРМАТИРОВАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ».

4. В правой части области программы открывается вспомогательное панель, на которой выбираем пункты «ОГРАНИЧЕНИЕ НА ФОРМАТИРОВАНИЕ» и «ОГРАНИЧЕНИЕ НА РЕДАКТИРОВАНИЯ», установив соответствующий флажок.

5.Нажимаем кнопку «ВКЛЮЧИТЬ ЗАЩИТУ».

6.В открывшемся окне выбираем способ защиты «ПАРОЛЬ» и вводим свой пароль.

7. Закрыть документ.

8.Для снятия защиты вам необходимо в области диалога выбрать «СНЯТЬ ЗАЩИТУ» и ввести свой пароль.

9, Откройте документ.

10.Измените документ

11. Закройте документ.

Студенты отвечают на вопросы

ОК2

ОК3

ОК4

ОК6

ПК 2.1

Взаимное оценивание.

Этап 6

Домашнее задание

Преподаватель дает оценку работы дает краткий инструктаж домашнего задания проработать специальные законы, регламентирующие отношения в сфере информационной деятельности используя СПС «Консультант плюс»:

1. «Об информации и информационных технологиях».

2. «О средствах массовой информации».

3. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

4. «Об электронной подписи».

5. «О государственной тайне».

Студенты слушают, записывают домашнее задание

ОК 1

ОК2

ОК4

ОК3

ОК5

ОК6

ПК 1.5

ПК 2.1

Этап 7

Подведение итогов.

Преподаватель оценивает работу студентов на занятии

Рефлексия

Преподаватель просит студентов заполнить анкеты, для того чтобы сделать самооценку проведённого занятия, обратить внимание какие этапы нужно закрепить на следующем занятии, выявить мнение и узнать настроение студентов. Анкету можно заполнять анонимно (по желанию студентов). Благодарит студентов за занятие.

Я думаю, что цели и задачи нашего сегодняшнего задания выполнены.

Спасибо за внимание. Занятие окончено

Студенты заполняют анкеты, благодарят за занятие, приводят в порядок рабочие места.

ОК 1

ОК2

ОК4

ОК3

ОК5

ОК6

ПК 1.5

ПК 2.1

Фронтальная