Мои публикации

Брызгалова Ольга Юрьевна

Методические разработки,  конспекты уроков, технологические карты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по предмету Музыка

7 класс 4-я четверть урок № 30

Тема: Симфоническая музыка Д. Д. Шостаковича

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование

Методы: беседа, слушание и анализ музыки, музыкальное исполнение

Технологии: личностно-ориентированные, развивающего обучения, здоровье-сберегающие

Цель урока:

  • продолжить рассмотрение темы полугодия « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» на примере симфонии № 7 «Ленинградская» Д. Д. Шостаковича;
  • познакомить учащихся с симфоническим творчеством  русского композитора Д. Д. Шостаковича;
  • воспитывать у учащихся патриотические чувства и интерес к российской истории, внимательное отношение к судьбам людей.

Задачи урока:

  • расширить представления учащихся о жанре симфонии и строении сонатной формы в музыке;
  • формировать умение анализировать музыкальное произведение, сопоставлять музыкальные темы с характерами и настроениями людей, жизненными образами и событиями;
  • развивать вокально-хоровые  навыки учащихся, музыкальные способности и художественный вкус.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ

музыки, определять приемы музыкального развития, раскрывать образное содержание музыкального произведения;

  • высказывать суждение об основной идее музыкального произведения и форме её воплощения;

Личностные:

  • формировать ответственное отношение  к обучению, готовность и способность  к

саморазвитию и самообразованию;

  • формировать уважительное отношение к истории и культуре своей страны;
  • развивать  чувство гордости  за свою Родину, российский народ и историю  России.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых;
  • самостоятельно выбирать цель и способ решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки;
  • планировать собственные действия в процессе восприятия и исполнения музыки;

Познавательные:

  • понимать термины и понятия музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
  • строить свои собственные рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

Коммуникативные:

  • решать учебную задачу совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
  • высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
  • формировать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования.

Образовательные ресурсы: 

  • Учебник «Музыка. 7 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева; 2017 г.
  • CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 7 класс»
  • Фонохрестоматия. 7 класс;
  • Фортепиано.

Раздаточный материал:  Строение симфонии, строение сонатной формы

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Повторение

У. На предыдущих уроках мы познакомились со строением симфонии. Чему равнозначен жанр симфонии, если сравнивать музыку и  литературу?

Д. С романом.

У. Сколько частей может быть в симфонии?

Д. 3 или 4.

У. Как  проявляется контраст в  строении симфонии?

Д. Быстрые части чередуются с медленными.

У. Мы выяснили, что 1-ая часть симфонии знакомит нас с главным героем и показывает его в центре важных событий. Чтобы лучше сделать это, композиторы используют особую музыкальную  форму, какую?

Д. Сонатную.

У. В чем ее особенность? (повторение изученного ранее материала по таблице)

Д. Она состоит из 3-х частей, которые  называются: экспозиция, разработка, реприза. В основе каждой части – 2 главные мелодии: главная партия и побочная партия.

У. В чем проявляется контраст и повтор?

Д. Контраст – главные мелодии противоположны по характеру, повтор – они повторяются во всех 3-х частях.

III. Введение темы.

У. Наш город когда-то назывался Ленинград. Если вы услышите симфонию под названием «Ленинградская» - о чем она может рассказать слушателям?

Д. О том времени, о жизни людей в то время…

У. Какое важное событие происходило в то время?

Д. Революция, война, блокада…

У. Название – город-герой Ленинград говорит о самом страшном событии в нашем городе – о блокаде, и музыка посвящена всем жителям блокадного Ленинграда, выжившим в те дни. И композитор, который сочинил эту симфонию, Д. Д. Шостакович, тоже ощутил на себе все ужасы блокадного города. Итак, тема нашего урока -  «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича, ее 1-я часть (запись в тетрадь).

IV.  Знакомство с главными темами симфонии.

У. 1-я часть симфонии традиционно написана в сонатной форме. Ее  главные герои  - люди, живущие мирной жизнью, которые строят заводы, дома, школы, растят детей и надеятся на такое же мирное будущее. Давайте послушаем главную партию и попробуем представить этот образ. (Слушание главной партии, дети записывают средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамику, настроение)

У. Как звучала эта тема?

Д. Маршево, величаво, подвижно, громко, ярко, торжественно, уверенно, светло…

У. Какие жизненные образы или события вы почувствовали?

Ответы детей…

У. Побочная партия должна быть противоположной по настроению. Как вы думаете, что еще может описать музыка из мирной жизни города?

Ответы детей…

У. Давайте послушаем и узнаем. (Слушание побочной партии,  анализ средств музыкальной выразительности)

Д. Музыка звучала нежно, тихо, спокойно, прозрачно…

У. Какой жизненный образ она создает?

Д. Это может быть весна, утро, пробуждение природы…

У. Совершенно верно. Вспомните, когда началась война, в какой день?

Ответы детей…

У. Если представить людей, что это за люди, какого возраста, что происходит в их жизни в этот момент?

Д. Это скорее молодые люди, возможно влюбленные.

У. Первый день войны – 22 июня 1941 года – воскресное теплое утро, когда ребята, только что окончившие школу, возвращались с выпускных вечеров домой. Они еще не знают, что началась война, они еще счастливы и полны надежд… И вдруг в этой спокойной жизни появляется что-то новое – объявили войну, над страной нависла угроза,  к городам  приближается враг -  что-то неведомое, страшное, непреодолимое. Как при помощи музыки можно создать образ этого врага?

Д. Придумать новую мелодию, громкую, грозную, страшную…

У. Но в музыке уже есть две главные мелодии. По правилам сонатной формы в разработке должны звучать и разрабатываться именно они. Но для того, чтобы создать новый «вражеский» образ  композитор меняет строение этой части и добавляет новую тему – это тема «нашествия». Она прозвучит вместо разработки и называется «Эпизод нашествия» (запись в тетрадь). Давайте  ее послушаем.

Тема нашествия - слушание (в исполнении фортепиано) и анализ средств выразительности.

У. Вы почувствовали угрозу в этой теме?

Д. Нет, она звучала светло, легко, весело, подвижно, беззаботно, маршево…

У. Какой образ создает эта мелодия?

Д. Чего-то не очень серьезного…

У. Совершенно верно. Композитор изображает «врага» как-то легкомысленно, но это только в начале. Как вы думаете, почему?

Д. Может быть потому, что он еще далеко…

У. Конечно, люди еще не испытали весь ужас этого приближения, они еще не знают в полной мере, что их ожидает впереди.  И тем сильнее будет контраст столкновения мирной жизни и  силы, которая несет разрушения, лишения,  горе, смерть. Давайте послушаем эту тему в исполнении оркестра.

Тема нашествия – слушание.

Закрепление нового материала.

У. Мы познакомились с основными темами 1-й части Ленинградской  симфонии. Какие образы они создают?

Д. Экспозиция: главная партия – образ большой мирной страны, побочная партия – образ весны, нежности, влюбленности.

Д. Разработка: образ вражеского нашествия.

V. Домашнее задание

Учебник с.132-134, сообщение на тему: История создания симфонии № 7 Д.  Д. Шостаковича

 VI. Вокально-хоровая работа

У. Многие композиторы посвящали теме войны и блокады Ленинграда свои песни. Сегодня мы вспомним песню Виктора   Плешака  «Песня о подвиге  Ленинграда»

Исполнение и работа над динамическими оттенками:

1к. Ты знаешь, ты помнишь, товарищ,                  пиано
Пусть память о том тяжела,
Как вьюга сквозь отсвет пожарищ                   меццо-форте
По улицам мертвым мела.
Мы насмерть умели сражаться,                        форте
Мы горе испили до дна,
Ведь мы же с тобой ленинградцы,                   пиано
Мы знаем, что значит война.

2к.  Ты помнишь: руины дымятся                     меццо-пиано
И чей-то оборванный крик...
Но каждый здесь был ленинградцем -        меццо-форте
Ребенок, солдат и старик.
Бессмертно блокадное братство,                 форте
Свершившее долг свой сполна...
Ведь мы же с тобой ленинградцы -             пиано
Мы знаем, что значит война.

3к.  Мы знали отчаянье и смелость                    меццо-пиано
В блокадных ночах без огня,
А главное - очень хотелось                          меццо-форте
Дожить до победного дня,
Нам с этим вовек не расстаться                   форте
В нас подвигу память верна...
Ведь мы же с тобой ленинградцы                меццо-форте
Мы знаем, что значит война.

       Ведь мы же с тобой ленинградцы,               меццо-пиано

       Мы знаем, что значит война…

   

Выразительное исполнение всей песни

VII. Подведение итогов. Рефлексия

У. Темой сегодняшнего урока стала музыка и песня о блокаде Ленинграда.

Почему люди 21 века должны помнить о тех событиях?

Ответы детей:

У. Закончите предложения:

    На уроке было интересно/неинтересно …

    Меня удивило …

    Мне захотелось …

    Мое настроение …

                 Раздаточный материал

                                           Симфония

 I часть   -   Сонатное аллегро (быстро, действенно)

II часть – Анданте (медленно, спокойно)

III часть – Скерцо (шутливо, грациозно)

IV часть – Финал (быстро, торжественно)

                                       Сонатное аллегро

Вступление

1часть  – экспозиция (знакомство с главными героями):

Главная  партия (активная, драматичная)

Побочная  партия (танцевальная, лиричная)

2 часть – разработка (развитие главн. тем,

         кульминация – вершина развития)

3 часть – реприза (повторение главных  тем-образов в обновленном виде)

Кода – заключительная  фрагмент (музыкальный эпилог)