Педагогическая находка

Мартыненко Алёна Юрьевна

Технологическая карта образовательной ситуации ( технология системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.), познавательно – исследовательская деятельность в младшей разновозрастной группе « Бумага и ткань».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_po_tehnologii_peterson.docx551 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной ситуации ( технология системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.), познавательно – исследовательская деятельность в младшей разновозрастной группе « Бумага и ткань» воспитатель Мартыненко А.Ю.

Тема занятия

« Бумага и ткань».

Тип занятия

Образовательная ситуация « открытия» нового знания

Культурная

практика

Познавательно – исследовательская деятельность

Культурно-

смысловой контекст

Изготовление украшений для одежды.

Цель:

формировать представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах.

Задачи:

Обучающие:

-совершенствовать умения находить связь между свойствами и качествами бумаги и ткани;                     

закрепить с детьми названия предметов, материалов, из которых они изготовлены;            

-  учиться делать умозаключения и выводы;

Развивающие:

- способствовать развитию речи в ходе познавательно - исследовательской деятельности, развивать внимание, мышление, тактильное ощущение, наблюдательность,

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, интерес к познавательно - исследовательской деятельности.

Оборудование:

магнитные доски 2 шт., ноутбук, аудиозапись грустная музыка, плач ребёнка.  


Этапы

Деятельность педагога, примеры работы

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

(в результате обучающиеся смогут…)

  1. Введение в ситуацию

Собираю детей около себя.

Здравствуйте ребята, меня зовут Алёна Юрьевна.

( Включаю музыку)

Воспитатель: Ой, что я слышу? Кто–то плачет? А вы слышите? ( Да.) ( Убираю платок) Да это куклы Аня и Таня.  ( Обращаюсь к куклам: Что случилось? Слушаю тряпичную Аню).

Коммуникативная

Мотивировать детей на игровую деятельность.

  1. Актуализация знаний и умений

Ребята, Аня говорит, Таня плачет, потому что она случайно намочила своё любимое платье, а оно порвалось. Теперь Таня не знает как идти к Ане на день рождения.

- Ребята, посмотрите пожалуйста на платье. Какое оно?

( Если дети затрудняются сказать, помогаю им)

- Мокрое, порвалось.

- Разве можно такое платье одеть на праздник? ( Нет). (Спрашиваю Кристину, Дашу, Толю.)

- А почему?

- Потому что оно испортилось, стало некрасивым.

Коммуникативная

Познавательно -исследовательская

Актуализировать знания детей о бумаге и ткани;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение;

Развивать внимание, речь.

  1. Затруднение в ситуации

Аня просит помочь подруге. А вы, ребята хотите помочь кукле Тане? ( Дети отвечают: Да.) Как мы можем это сделать? ( Не знаем.) А что мы можем сделать , чтобы узнать? ( Спросить у воспитателя).

- Давайте исследуем одежду из ткани и из бумаги. Тогда мы узнаем как нам помочь Тане.

Коммуникативная

Игровая

Познавательно -исследовательская

Сформулировать причину затруднения.

Поставить перед собой не менее 1 задачи для устранения затруднения ( как можно помочь кукле Тане пойти на день рождения к подруге Ане)

  1. «Открытие «нового знания (способа действия)

Рассмотрим кукол и их одежду. Кукла Аня – какая она? ( Мягкая) .Эту куклу сшили из ткани. ( Прошу повторить из чего сделана кукла). А кукла Таня сделана…   из бумаги. Это бумажная кукла. ( Прошу детей повторить из чего сделана кукла).

Игра «На ощупь»

На столе лежит одежда из бумаги и ткани для каждого ребёнка.  Предлагаю сначала взять бумажную одежду, погладить её, потрогать потереть  пальчиками, закрыть глаза и «запомнить», какая на ощупь бумага. Спрашиваю: Какая она? ( Холодная, жёсткая) Затем дети берут одежду из ткани и также «знакомятся» с ней.  Какая  она? ( теплая, мягкая). Повторить вместе с детьми. Предлагаю детям помять бумажную одежду и одежду из ткани. Вы слышите звук? - Шуршит бумага.

- Попробуйте её расправить. Что произошло?

- Что мнётся легче? (Бумажная одежда)

 (Ткань разглаживается, а бумажная одежда остаётся мятой, некрасивой.)

3.2. Игра «Угадай на слух»

- Как вы думаете, могут ли одежда из ткани или бумаги издавать звуки? Когда вы мяли их, что-нибудь слышали? Закройте глаза и угадайте, что я буду мять, одежду из ткани или бумаги. Как вы догадались? Что вы услышали?

(Бумажная одежда шуршит, а одежда из ткани не издаёт звуков.)

Дети сами ещё раз сминают бумагу и ткань, слушая звуки.

- Что шуршит? ( Бумага)

Давайте соберём всё в мешочек и поиграем в игру.

- Кто хочет найти на ощупь одежду из ткани или бумаги?

Два-три ребёнка достают из мешочка одежду из ткани или бумаги, определяя их на ощупь.

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

 Устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение;

Открывать новые знания о свойствах материалов на основе исследовательской деятельности; Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

Игра «Новые платья». Рисование.

( Приглашаю ребят сесть за столы)

- Чтобы бумажная куколка не расстраивалась, что её платье такое непрочное, давайте подарим ей много новых платьев. Я их уже вырезала из бумаги, но они не нарядные. Как можно украсить бумажные  платья? (Покрасить, нарисовать узоры.) Посмотрите как можно их украсить.( Выставляю на магнитную доску образцы платьев).- А рисовать мы будем не кисточками, а ватными палочками. А для того, чтобы платья получились яркими и красивыми мы возьмём вот такие цвета….( зелёный, красный, жёлтый).  

Дети рисуют ватными палочками узоры на силуэтах бумажных платьев.

( дети вешают свои работы на магнитную доску).

         - Вот какие красивые платья у вас получились.

Закрепить умение рисовать ватными палочками различные узоры на готовых шаблонах; аккуратно пользоваться гуашевыми красками;

Развивать творческие способности;

Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам.

  1. Осмысление

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, кому мы сегодня помогали?

- Кукле Тане, украсили платья, чтобы она смогла пойти на праздник к Ане.

- Как вы думаете, кукла Таня обрадовалась, что у неё теперь много новых платьев? (Дети высказывают свои предположения.)

- Какой мы дадим совет Тане? – Чтобы она была осторожна, носила платья аккуратно, не мочила их, не рвала, не мяла.

( Еще раз уточняю с детьми: Юля, как должна носить платья Таня? Почему их нельзя мять, мочить в воде? Тоже самое спрашиваю тоже ещё 2 – 3 детей.

- Ребята, большое спасибо вам за работу. Мне было приятно. На прощание  хочу подарить вам эти платья, рисуйте, украшайте их.

Коммуникативная

Рефлексивная

Сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цели ( рассказал воспитатель…)

Восстановить в памяти детей то, что делали на занятии и создать ситуацию успеха.

Приложение 1.

 C:\Users\Comp\Desktop\Занятие на конкурс Воспитатель года\Фото к занятию Ткань и бумага\IMG-8c5c833ee0ea4a16cadf910be0f76cc3-V.jpg    C:\Users\Comp\Desktop\Занятие на конкурс Воспитатель года\Фото к занятию Ткань и бумага\IMG-010badb1c4c2441e7465bda713ab7426-V.jpg  C:\Users\Comp\Desktop\Занятие на конкурс Воспитатель года\Фото к занятию Ткань и бумага\IMG-7795d3bda9afe6d786d21012dce04be0-V.jpg

C:\Users\Comp\Desktop\Занятие на конкурс Воспитатель года\Фото к занятию Ткань и бумага\IMG-b08a350f40261fd00e1dabcb3f794f82-V.jpg    C:\Users\Comp\Desktop\Занятие на конкурс Воспитатель года\Фото к занятию Ткань и бумага\20190119_150457.jpg