Самообразование

 

«Робототехника как средство познавательной активности для детей 6-7 лет»

Лего -  технологии, являются одной из главных тем моего самообразования, начиная с 2019 года.  Так же, в нашем дошкольном учреждении с 2019 года мною реализуется кружковая деятельность «Лего - Роботёнок». Целью кружковой деятельности является: создание комплекса условий в соответствии ФГОС ДО для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования лего- конструкторов и образовательной робототехники.

В апреле 2019 года мною был проведен мастер – класс в рамках региональной стажировочной площадки для слушателей курсов повышения квалификации (воспитателей) «Использование Лего-технологий в создании современной образовательной среды в ДОУ», (Планшеты и компьютерная игра « Лего – DUPLO», многофункциональное пособие «Леготека», мнемотехника в работе с конструктором  « Лего – DUPLO», экспериментальная деятельность с фонариками).

В декабре 2019 года провела открытое занятие по Лего-конструированию с использованием ИКТ  в рамках методического объединения руководителей ДОУ города Курчатова «Конструкторское бюро».

В 2020 году прослушала курсы повышения квалификации по теме: «Создание модуля «Робототехника и конструирование для дошкольников» - робототехника в ДОУ».

В апреле 2021 года участвовала в вебинарах по темам: «Образовательная робототехника», «Образовательная робототехника и техническое творчество для детей дошкольного возраста».

Провела стажировочную практику на курсах повышения квалификации воспитателей ДОО по дополнительной профессиональной программе « Реализация инновационных образовательных программ дошкольного образования». Представила слушателям программы видео презентацию из опыта работы- образовательный модуль «Робототехника». Кружковая деятельность по формированию основ программирования «Лего – Роботёнок» с детьми старшего дошкольного возраста. 

В 2021- 2022 учебном году планирую продолжать пополнять и совершенствовать свои знания по теме «Робототехника», в связи с чем прослушала семинар от официального дистрибьютера LEGO Education в России по теме: «Инструменты внедрения робототехники в учебный процесс».

 

В подготовительной группе №9 была продолжена работа кружка образовательной робототехники «LeGo-роботёнок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»

План  самообразования на 2021 – 2022 учебный год по теме:

«Робототехника,  как средство познавательной активности для детей 6-7 лет»

Воспитатель I квалификационной категории

Дурнева Светлана Вячеславовна

Содержание:

1. Новизна…3

2. Актуальность…. 3

3. Цели и задачи…. 4

4. Ожидаемые результаты…5

5. Список литературы…6

6. План работы…7

Новизна

Уникальность работы по робототехнике заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе. Для этого, в качестве основных технических ресурсов и платформы для детского исследования, конструирования и создания роботов используются конструкторы разных видов.

Это, в свою очередь, позволяет через техническое творчество достигать интеграции знаний из областей математики, физики, естественных наук с развитием инженерного мышления.

Важно и то, что в основе реализации курса лежит системно- деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В работе заложено углубленное взаимодействие ребенка с миром научно-технического творчества, включающее в себя путь от авторского воплощения замысла до создания автоматизированной модели, проекта.

Актуальность:

Актуальность внедрения лего - конструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Цели и задачи:

Цель: Повышение своего профессионального уровня в организации работы по робототехнике.

Изучение и внедрение в активную практику системы работы по робототехнике.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
  • Разработать и реализовать  программу кружковой детельности с детьми «LEGO Роботёнок».
  •  Реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми.
  • Создать современную предметно- пространственную среду в группе;
  • Разработать для педагогов и родителей рекомендации и памятки.
  • Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
  • Подготовить материалы к аттестации.

Ожидаемые результаты:

У меня, как у воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества по данной теме:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей 6 – 7 лет, развитие у них технического творчества;
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение копилки профессиональных достижений.

У детей сформируются:

  • творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
  • социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
  • повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

У родителей воспитанников:

  • появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
  • заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
  • Активизируется участие родителей в познавательном развитии ребенка.

Список литературы:

1. Вильямс Д. Программируемые роботы. - М. : NT Press, 2006.

2. Конюх В. Основы робототехники. – М. : Феникс, 2008.

3. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. :Наука, 2010.

4. Теплова А. Б., С. А. Аверин «Образовательный модуль «Робототехника»». Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2019.

5. Корягин А. В. Образовательная робототехника (Lego Wedo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. -М. :ДМК Пресс, 2016.

6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. -М. : Изд. дом «Карапуз», 1999.

7. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах: https://nsportal.ru, www.maam.ru, https://doshvozrast.ru,

https://portalpedagoga.ru, https://dohcolonoc.ru, и т. д

Интернет-ресурсы:

1. https://roboforum.ru/

2. https://robotics.su/

3. https://robot.paccbet.ru/

Пояснительная записка

Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность  знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.),  при  этом учитывается  дидактический принцип:

- от простого к сложному  (создание простых конструкций с использованием карт из  набора  «Первые механизмы», «Простые механизмы»  до проектирования и программирования механизмов с наборами «WeDo2»).  

Конструирование  и  робототехника  как нельзя лучше  способствует,  развитию  внимания,  памяти, мышления, воображения,  коммуникативных  навыков,  умение общаться со сверстниками, обогащению  словарного запаса, формированию связной  речи.

Это не просто конструирование,  а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной  адаптации детей,  делая переход от игры к учёбе.

Лего -  технологии, являются одной из главных тем моего самообразования, начиная с 2019 года.  Так же, в нашем дошкольном учреждении с 2019 года мною реализуется кружковая деятельность «Лего - Роботёнок». Целью кружковой деятельности является: создание комплекса условий в соответствии ФГОС ДО для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования лего- конструкторов и образовательной робототехники.

В апреле 2019 года мною был проведен мастер – класс в рамках региональной стажировочной площадки для слушателей курсов повышения квалификации (воспитателей) «Использование Лего-технологий в создании современной образовательной среды в ДОУ», (Планшеты и компьютерная игра « Лего – DUPLO», многофункциональное пособие «Леготека», мнемотехника в работе с конструктором  « Лего – DUPLO», экспериментальная деятельность с фонариками).

В декабре 2019 года провела открытое занятие по Лего-конструированию с использованием ИКТ  в рамках методического объединения руководителей ДОУ города Курчатова «Конструкторское бюро».

В 2020 году прослушала курсы повышения квалификации по теме: «Создание модуля «Робототехника и конструирование для дошкольников» - робототехника в ДОУ».

В апреле 2021 года участвовала в вебинарах по темам: «Образовательная робототехника», «Образовательная робототехника и техническое творчество для детей дошкольного возраста». 

Провела стажировочную практику на курсах повышения квалификации воспитателей ДОО по дополнительной профессиональной программе « Реализация инновационных образовательных программ дошкольного образования». Представила слушателям программы видео презентацию из опыта работы- образовательный модуль «Робототехника». Кружковая деятельность по формированию основ программирования «Лего – Роботёнок» с детьми старшего дошкольного возраста.  

В 2021- 2022 учебном году планирую продолжать пополнять и совершенствовать свои знания по теме «Робототехника», в связи с чем прослушала семинар от официального дистрибьютера LEGO Education в России по теме: «Инструменты внедрения робототехники в учебный процесс». 

В подготовительной группе №9 была продолжена работа кружка образовательной робототехники «LeGo-роботёнок».

Этапы реализации самообразования:

1 этап – Организационно-ознакомительный: сентябрь -  октябрь. Определение темы самообразования, составление плана работы по данной теме.

  • Изучение опыта работы по данной теме других ДОУ, методической литературы, Интернет-ресурсов.

  • Написание программы кружковой деятельности «LEGO Роботёнок».

  • Создание предметно развивающей среды и оборудования для занятий робототехникой.

2 этап – Основной:  ноябрь-апрель.

Работа с детьми:

  • Реализация программы кружковой деятельности «LEGO Роботенок» в рамках Steam-образования детей дошкольного возраста, модуль «Робототехника».        

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Образовательная робототехника в детском саду».

3 этап – Заключительный: май.

Итоговое занятие:

  • Итоговое занятие «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе №9 в рамках Кружковой деятельности “LEGO-РОБОТЁНОК” Образовательный Модуль “Робототехника”.

Работа с педагогами:

  • Представление опыта работы по теме самообразования на педагогическом совете ДОУ. Кружковая деятельность “Lego-Роботёнок” в подготовительной  группе №9
  • Буклет «Образовательная робототехника»

Самоанализ кружковой деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида №7 ”Сказка“

Steam-образование детей дошкольного возраста

Модуль «Робототехника»

Кружковая деятельность

“LEGO-РОБОТЁНОК”

Руководитель кружка: Дурнева С.В.


Актуальность.

Как сделать в современном мире воспитательно-образовательный процесс интересным и увлекательным? Пожалуй, это один из самых серьезных и значимых вопросов, стоящих не только перед современным детским садом, но и в целом перед образованием. Зачастую у ребенка отсутствует мотивация к какой-либо деятельности, отсюда идет снижение усвоения программного материала. Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? Вполне, если создать ребенку такие условия, при которых он имел бы возможность совершать, хотя бы маленькие, но открытия.

Р​обототехника -это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС ДО и подходит для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового поколения.

На сегодняшний день робототехника одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Можно ли представить жизнь в современном мире без механических машин. Вряд ли! Ведь именно благодаря роботам многие задачи человечества стали значительно проще в реализации, повысилась точность, ускорились темпы, увеличилось качество. В ближайшем будущем роботы станут составной частью повседневной жизни. На каждом шагу мы с вами сталкиваемся с роботами. Роботы повсюду.

В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление, как робототехника. Современные технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь, что справиться с компьютером или любой другой компьютерной игрушкой для наших детей не проблема.

Немаловажным будет отметить, что применение робототехники в детском саду как инновационной методики обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.

Формулировка педагогической проблемы.

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Интеграция в массовые школы детей с речевыми нарушениями успешна только при условии достаточно высокого уровня развития речи.

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких инновационных педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.  Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

В 2021-2022 учебном году в подготовительной группе №9 была продолжена работа кружка образовательной робототехники «LeGo-роботёнок».  

Продолжительность реализации кружка – 1 год. Занятия проводятся в рамках кружковой деятельности 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 35 минут.

Цель: развитие личности, способной к свободному коммуникативному общению, умению ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения; развитие первоначальных конструктивных умений и навыков в процессе.

Задачи, направленные для реализации данной цели:

Образовательные:

Ø  Знакомить детей с основными принципами механики;

Ø  Стимулировать речевое развитие, обогащать словарный запас научными понятиями и законами;

Ø  Содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий).

Ø  Формировать умение видеть конструкцию, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Развивающие:

Ø  Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

Ø  Развивать логико-математическое представление.

Ø  Активизировать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

Ø  Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Оборудование:

Ø  Наборы Лего-конструкторов LEGO WeDO Education.

Ø  Ноутбуки.

Ø  Программное обеспечение LEGO WeDO Education.

 Методы реализации проекта.

1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с литературой и др.);

2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);

3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения;

4.Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ;

5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу);

6. Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;

7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.

 Практическая значимость.

Основой образовательной работы с применением робототехники является конструирование «Умных игрушек», воспроизведение действий персонажей с оживлением и озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование сопровождающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи. Работа по лексическим темам с помощью конструктора ЛЕГО WeDo, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Эмоциональная составляющая игры способствует активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным «Умным игрушкам», последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Аналогичная работа проводится и по другим лексическим темам.

Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный. Использование конструктора ЛЕГО WeDo в работе детьми позволяет осуществлять образовательный процесс с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом, работа над связной речью веду в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Поскольку вся деятельность проводится не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, то одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры). То есть, созданные постройки из ЛЕГО WeDo использую в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия связываются единым сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д. Наряду с этим, в работе с конструктором отрабатываются грамматические конструкции: согласование числительных с существительными, например: сколько в твоём домике окошек? Сколько ягод на кусту? Как рычит лев в клетке? Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, например: Котёнок без чего? Без хвоста. Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов.

Использование робототехники позволяет делать образовательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению программного материала. Кроме того:

Ø  При использовании конструктора ЛЕГО WeDo у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции  вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

Ø  В работе с конструктором ЛЕГО WeDo у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

Ø  Конструктор ЛЕГО WeDo не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся работа воспринимается им как игра.

Ø  Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. 

Ø  Работа с ЛЕГО WeDo позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

 Особенность и новизна.

Работа по проекту дает возможность детям самостоятельно создавать яркие "Умные" игрушки, наделяющие их интеллектом, изучать базовые принципы программирования на ПК, умение работать с моторами и датчиками. Это позволяет им почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами.

Содержание самого проекта построено таким образом, что дети под руководством педагога смогут не только создавать роботов посредством конструктора, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире. Полученные знания служат при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой. Отличительной особенностью проекта является то, что он построен на обучение детей в процессе практики.

Кроме того, благодаря конструктору ЛЕГО WeDo педагогам предоставляется возможность выявлять одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач. Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также коммуникативное общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Планируемые ожидаемые результаты: 

Ø  повысится уровень речевого развития;

Ø  повысится устойчивый интерес к легоконструированию (ЛЕГО WeDo), умение работать по предложенным инструкциям;

Ø  повысятся конструктивные умения.

Разделы комплекта заданий.

Комплект включает 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела, по три задания в каждом.

В каждом разделе дети занимаются технологией, сборкой и программированием. а также упражняются во всех четырех образовательных областях. Однако каждый раздел имеет свою основную предметную область, на которой фокусируется деятельность детей.

В разделе «Забавные механизмы» основной образовательной областью является познание.

На занятии «Танцующие птицы» дети знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. На занятии «Умная вертушка» ученики исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. Занятие «Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами движения. Дети совместно с педагогом изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки обезьянки барабанить по поверхности с разной скоростью.

В разделе «Звери» основной образовательной областью является познание и технология, понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. На занятии «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» они программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли

Раздел «Футбол» сфокусирован на математике. На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик. На занятии «Вратарь» дети подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета. На занятии «Ликующие болельщики» они используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.

Раздел «Приключения» сфокусирован на развитии речи. На занятии «Спасение самолёта» дети осваивают важнейшие вопросы любого интервью Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как? и описывают приключения пилота – фигурки Макса. На занятии «Спасение от великана» дети исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса. На занятии «Непотопляемый парусник» дошкольники последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса.

 План реализации.

1 год обучения (6-7 лет)

Занятие

Тема занятия

Задачи

Раздел «Первые шаги»

№1

Знакомство с конструктором.

Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo.

№2

LEGO-игра детей или «Знакомство с LEGO WeDo продолжается».

В игровой форме расширить знакомство детей с деталями конструктора LEGO WeDo.

№3

Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета.

Знакомство детей с конструктором LEGO WeDo, его деталями, с цветом LEGO-элементов, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.

№4

Исследователи кирпичиков

Продолжение знакомства детей с конструктором LEGO, WeDo с формой LEGO-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления LEGO-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков.

Раздел «Забавные механизмы»

№ 5-7

«Танцующие птицы»

Продолжить знакомить детей с ременными передачами, экспериментирование со шкифами разных размеров, прямыми и перекрестными ременными передачами. Продолжить составление LEGO-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.

8-10

«Умная вертушка»

Исследование влияния зубчатых колес на вращение волчка. Продолжать составлять LEGO-словарь. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.

11-13

«Обезьянка-барабанщица»

Учить детей принципу действия рычагов и кулачков, знакомство с основными видами движений. Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей. Продолжать развивать речевую компетентность детей.

Раздел «Звери»

14-16

«Голодный аллигатор»

Учить детей навыкам программирования на компьютере. Продолжать развивать речевую компетентность детей, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обогащение знаний о диких животных.

17-19

 «Рычащий лев»

Учить детей навыкам программирования на компьютере. Продолжать развивать речевую компетентность детей, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обогащение знаний о диких животных.

20-22

«Порхающая птица»

Учить детей навыкам программирования на компьютере. Продолжать развивать речевую компетентность детей, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обогащение знаний о птицах.

Раздел «Футбол»

23-25

«Нападающий»

Учить детей измерять расстояние, на которое улетает бумажный мячик. Продолжать учить навыкам программирования, развивать речь детей.

26-28

«Вратарь»

Учить детей создавать программу автоматического ведения счета. Обогащать знания детей о футболе, развивать речь.

Раздел «Приключения»

29-30

«Спасение самолета»

Продолжать учить создавать прочные модели из конструктора, программировать их и составлять описательный рассказ по объекту.

31-33

«Спасение от великана»

Продолжать учить создавать прочные модели из конструктора, программировать их и вести диалог.

Список литературы:

1.  Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. Филиппов для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.

2.  Программное обеспечение LEGO WeDO Education.

3.  Интернет

Анализ кружковой деятельности в подготовительной группе №9

 В результате реализации кружковой деятельности «LeGo-роботёнок» уже на этапе дошкольного детства мы предоставили детям возможность освоения  профессии инженера, ведь уже в дошкольниках можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Таким образом, образовательная робототехника — это мощный инновационный образовательный инструмент, позволяющий обеспечить преемственность от дошкольного до профессионального образования. Ребёнку интересно собственными руками создавать настоящего робота и наблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника — это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой. Наши воспитанники с лёгкостью собирают модели по схеме и составляют элементарную программу ее поведения, самостоятельно придумывают модель, конструируют ее и пишут программу движения. С помощью технологии образовательной робототехники мы познакомили дошкольников с целым спектром технических профессий, таких как инженер, конструктор, программист, механик, робототехник, сформировали у ребят начальное техническое мышление. Таким образом, внедрив технологию образовательной робототехники, мы создали условия, необходимые для развития начального технического творчества, проявления социальной инициативы и самостоятельности дошкольника, ранней профориентации, а также воспитания информационной культуры.



Предварительный просмотр:

Список литературы:

1. Вильямс Д. Программируемые роботы. - М. : NT Press, 2006.

2. Конюх В. Основы робототехники. – М. : Феникс, 2008.

3. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. :Наука, 2010.

4. Теплова А. Б., С. А. Аверин «Образовательный модуль «Робототехника»». Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2019.

5. Корягин А. В. Образовательная робототехника (Lego Wedo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. -М. :ДМК Пресс, 2016.

6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. -М. : Изд. дом «Карапуз», 1999.

7. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах: https://nsportal.ru, www.maam.ru, https://doshvozrast.ru,

https://portalpedagoga.ru, https://dohcolonoc.ru, и т. д

Интернет-ресурсы:

1. https://roboforum.ru/

2. https://robotics.su/

3. https://robot.paccbet.ru/



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»

г.Курчатова

Консультация для родителей

«Конструктор LEGO WEDO: комплектация и работа с ним»

Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории

Дурнева Светлана Вячеславовна

Робототехника для начинающих.

То, что робототехника в будущем будет все больше проникать в повседневную жизнь обычного человека уже понятно многим, если не всем. Но как подготовить подрастающее поколение к этим изменениям, выработать у них правильное отношение к проблеме, познакомить детей с принципами и правилами функционирования роботов? С чего начинать обучать детей робототехнике, прививая интерес  и   развивая тягу к новым знаниям и открытиям?  Познакомить детей с робототехникой и роботами мы можем уже в дошкольном возрасте, прививая интерес к робототехнике, мы развиваем как творческий потенциал, так и мышление. Создавая робота, дошкольник погружается в мир неизвестного и неизученного для него, что вызывает у детей стремления к новым открытиям. Сейчас существует много разнообразных робототехнических конструкторов. Сегодня я предлагаю познакомиться с одним из них - это  конструктор LEGO WEDO.

Lego Education WeDO позиционируется как образовательная робототехническая платформа. Что в коробках этих лего-наборов и чему можно научить мальчиков и девочек? В основе конструктора WeDO— кирпичи с шипами, с которыми современные дети, как правило, знакомятся очень рано. К ним добавлены датчики и USB-коммутатор для подключения к компьютеру, и оживления создаваемых конструкций.

Конструктор выпускается в двух версиях: базовый и ресурсный.

Базовый набор- это основной набор без дополнительных деталей, характерных для других серий.

Ресурсный набор- это дополнительный комплект деталей, состоящий из множества разнообразных  элементов, он  приобретается дополнительно к базовому и расширяет его технические и образовательные возможности. Этот набор не содержит электроники, зато в него входят 326 дополнительных элементов. Обойтись без него вполне можно, но количество моделей, которые можно построить,  имея обе версии, значительно возрастает.

В набор LEGO WEDO входит:

  • USB-коммутатор;
  • мотор;
  • датчик расстояния;
  • датчик наклона;
  • 158 строительных элементов.

Набор выпускается в пластиковом ящике с крышкой, что конечно очень удобно для хранения мелких деталей.

Базовый набор Lego WeDo

Лего-кирпичики в наборе яркие и разноцветные: красные, желтые, зеленые и белые. Часть деталей и датчики традиционных серых цветов (на фото детали обоих наборов).

Разноцветыне кирпичики Lego WeDo

                                             

В наборе нет полноценного контроллера. Управление моторами и датчиками осуществляется через USB-коммутатор.

USB-коммутатор, через который происходит управление моторами и датчиками, передает информацию с помощью программного обеспечения, которое выполняется на компьютере. Через USB-порт компьютера подается питание на моторы, а также осуществляется обмен данными между датчиками и компьютером.

Датчик расстояния позволяет обнаружить объекты на расстоянии до 15 см, соответственно можно запрограммировать выполнение каких-либо действий при наступлении этого события. Например, чтобы машинка при обнаружении препятствия не сталкивалась с ним, а ехала в обратную сторону.

Мотор – это устройство, создающее: вращательную силу;  направление вращения и мощность, которую можно настраивать с помощью  специально выстроенной программы  на компьютере.
Датчик наклона различает шесть положений: «носом вверх»; «носом вниз»; «на левый бок»; «на правый бок»; «нет наклона» и «любой наклон».

USB-коммутатор, мотор, датчики Lego WeDo

Также в базовый набор LEGO WEDO входят не только кирпичики, но и различные структурные детали: это шестеренки и роторы; колеса и оси; соединительные и поворотные звенья; резинки.

Каких роботов можно создать с Lego WeDo

Из конструктора можно создавать разные модели: как по инструкциям Lego, так и придумывая самостоятельно. В форме игры можно знакомиться с различными механизмами и даже учиться проектировать.

Из базового набора Lego предлагает собрать 12 моделей (4 темы  по 3 модели на каждую тему):

«Танцующие птицы», «Умный волчок», «Обезьянка-барабанщик» — модели  темы  «Удивительные механизмы».

Модели, проекты Lego WeDo. Тема "Удивительные механизмы"

 «Голодный крокодил», «Рычащий лев», «Летящая птица» — модели темы «Дикие животные».

Проекты Lego WeDo. Тема "Дикие животные"

 «Нападающий», «Вратарь», «Веселые болельщики» — модели темы «Игра в футбол».

Проекты, модели Lego WeDo. Тема "Игра в футбол"

 «Спасение самолета», «Большое бегство», «Лодка на бурном море» — модели темы «Приключения».

Проекты Lego WeDo. Тема "Приключения"

Программирование Lego WeDo

Программная среда Lego Education WeDo (Lego Education WeDo Software) графическая. В ней не нужно писать код, только перетаскивание блоков с заданной программой. Это, безусловно, более понятный формат программирования для детей — начинающих робототехников.

Программирование в среде Lego WeDo

Программное обеспечение Lego Education WeDo создано на основе LabVIEW. Возможность создания: циклов; ветвлений,- присутствует. Конечно, нет никаких массивов и сложной математики. Этакое введение в программирование в форме игры.

Например, у мотора в программе можно менять направление вращения и мощность, задать издаваемые звуковые сигналы и вывод сообщений на экран.

Познакомившись с конструктором Lego WeDo и попробовав создать модели и программы, ребенок не только заинтересуется  данным конструктором, но и увлечется им, так как модели получаются яркими благодаря цветным кирпичикам, а используя программу, ребенок сам может контролировать свою модель и её действия. Ведь все дети-первооткрыватели и получают удовлетворение от того, что они смогли сделать что-то сами и открыть для себя что-то новое и неизведанное для них.

Источники:

Интернет-ресурсы:

https://geektimes.ru/post/258856/

http://education.lego.com/ru-ru/lego-education-product-database/wedo-2/45300-wedo-2-core-set-and-software

http://www.myshared.ru/slide/1155199/



Предварительный просмотр:

Конструктор LEGO Education WeDo

КОНСТРУКТОРЫ HUNA KICKY JUNIOR

КОНСТРУКТОР РОБОТОВ "MRT STORY" 

КОНСТРУКТОР  "MRT EXCITING"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»

г. Курчатов

htt://kurch-ds7.ru/

2021 год

Образовательный модуль

«Робототехника»

«Никто не знает, каковы его                              силы, пока их не использует»

Иоганн Гёте

Воспитатель 1 квалификационной категории

Дурнева Светлана Вячеславовна


Список методической литературы

Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей – СПб.:Наука,2013 г.

Бедфорд А. Большая книга LEGO - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд. полиграф-центр «Маска».-2013 г.

Робототехника для детей и их родителей / Ю. В. Рогов; под ред. — Челябинск, 2012. — 72 с.: ил.

Робототехника в образовании / В. Н. Халамов. — Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — 2013. — 24 с.

Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / ; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. — 100 с.

Курсы повышения квалификации и  вебинары по образовательной робототехнике

https://eduregion.ru/webinars/obrazovatelnaya-robototekhnika-i-tekhnicheskoe-tvorchestvo/

https://infourok.ru/kursy/legokonstruirovanie-i-robototehnika-kak-sredstvo-raznostoronnego-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-realizacii-fgos-do

https://www.uchmet.ru/events/item/1400327/

https://урок.рф/course/2615?pp=dG9waWM9NzA=

Робототехника в образовательном пространстве ДОУ

Микибот – программируемый робот, которого обучают дети

Робот Ботли не имеет дисплея и не требует никаких дополнительных устройств для активации работы – он идеален для знакомства с принципами программирования.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

На тему: «Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

Актуальность внедрения легоконструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

 является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,

 позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

 позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

 объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству.  

Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого - к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет, чтобы все узнали про его сокровище -  это развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.

Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать их, расширять технические и математические словари ребенка.

Что такое образовательный конструктор?

Сегодня образовательный рынок предлагает большое количество интересных конструкторов, но все ли они могут называться образовательными? Какими критериями должен отвечать конструктор, чтобы считаться образовательным?

Во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, он не должен ограничивать воображение.

Во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.

В-третьих, набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования.

В-четвертых, нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.

В результате чего дети демонстрирую степень освоенности ими знания и предметно–чувственного опыта.

Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным полноценным развитием ребенка.

С одной стороны, ребенок увлечен творческо-познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.

Как говорит директор Федерального института развития образования, академик Александр Григорьевич Осмолов: «Развиваться, развиваться и еще раз развиваться». Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знание в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности

Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование, возможность использования по пяти областям ФГОС: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.

Основная идея внедрения легоконструирования  и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO.

Конструкторы LEGO построены по принципу от простого к сложному, обладают свойствами такими как: стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания.

Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.

Необычайная популярность LEGO объясняется просто – эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для полета фантазии (два самых простых кубика LEGO можно сложить разными способами). Для любознательных  – обучающий проект LEGO, для коллективных – возможность совместного строительства.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет), ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. В старшей возрастной группе (с 5 до 6 лет) свои замыслы и проекты моделей дети могут создать в виртуальном конструкторе LEGO – в программе LEGO WeDO. В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать азы робототехники в компьютерной среде LEGO WeDO 2.0.

Существуют разновидовые и разновозрастные Лего конструкторы (Лего DUPLO, Лего WEDO, Лего-Конструктор «Первые конструкции», ЛегоКонструктор «Первые механизмы», Тематические Лего конструкторы – аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие животные и др.), что позволяет дать возможность желающим активным и творческим педагогам попробовать применение наборов легоконструкторов в воспитательно- образовательном процессе.

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.

В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление, как робототехника. А ведь оно вскоре будет очень востребовано и престижно в будущем. Уже сейчас в России имеется огромный спрос на специалистов, обладающих знаниями в этой области.

За этой технологией – большое будущее. Она очень актуальна и для нашего региона, в нашей промышленной области не хватает высококвалифицированных инженерных кадров, конструкторов, технологов, а именно робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.

Подготовила и провела:

воспитатель 1 квалификационной категории

Дурнева Светлана Вячеславовна



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей на тему:

«Робототехника — это не игрушки, а вклад в будущее ребенка»

Цель: знакомство педагогов с внедрением Lego-конструирования в

образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

-построить, запрограммировать и испытать модель «Самолет»;

-повышать профессиональную компетенцию педагогов;

-распространить и передать инновационный педагогический опыт в

практическую деятельность воспитателей старших и подготовительных

групп;

-развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: презентация, экран, проектор, программное

обеспечение, конструктор LEGO WeDo 9580 (3 шт.), в набор которого

входят 158 элементов, включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик

наклона, ноутбук 3 шт.

Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о новом направлении в дошкольном образовании- робототехнике. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Мы живём в мире, который совсем не похож на тот, в котором родились мы. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам предстоит:

-работать по профессиям, которых пока нет,

-использовать технологии, которые еще не созданы,

-решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

Современное дошкольное образование должно соответствовать целямопережающего развития. Современные дети должны изучать

технологии, которые пригодятся им в будущем.Робототехника – это одно из самых перспективных направлений

будущего.

Согласитесь, что это 21 век — это век новейших компьютерных

разработок и цифрового оборудования, которое дает огромное

разнообразие технических средств, для нас педагогов, чтобы сделать

познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого

возраста.

В Федеральных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС

ДО и ФГОС НОО), а также примерных образовательных программах,

много внимания уделено материально-техническим условиям и

информационно-коммуникационным технологиям, как универсальному

средству формирования представлений дошкольников по различным

образовательным областям.

Одним из таких универсальных средств – является робототехника.

«Робототехника — это не игрушки, а вклад в будущее ребенка»

Роботы для игр и развлечений появились не так давно, но уже успели

стать популярными и полезными для обучения. Сегодня мы с вами

поговорим об одном из таких роботов, который называется ПервоРобот

LEGO WeDo.

ПервоРобот LEGO WeDo - конструктор, предназначенный для детей от 6

до 11 лет. Позволяет строить модели машин и животных,

программировать их действия и поведение, подходит для начального

обучения основам робототехники.

Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo позволит детям ощутить себя в

качестве юных исследователей, инженеров, программистов и

математиков.

В набор входит 158 элементов, включая USB ЛЕГО - коммутатор, мотор,

датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель

более маневренной. Через USB LEGO-коммутатор осуществляется

управление датчиками и моторами при помощи программного

обеспечения WeDo.

Программное обеспечение LEGO WeDo автоматически обнаруживает

каждый мотор или датчик.

Программное обеспечение конструктора WeDo предназначено для

создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на

Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы.

Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния,

предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки

для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и

громкоговорителем.

Комплект включает 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела, по

три задания в каждом. В каждом разделе учащиеся занимаются

технологией, сборкой и программированием, а также упражняются во

всех четырех предметных областях.

Все задания содержат мультфильм и пошаговую сборочную инструкцию.

На занятиях дети могут работать как индивидуально, так и небольшими

группами, или в командах – это зависит от доступного количества

компьютеров и наборов WeDo. По завершении работы над проектами

можно устроить выставку моделей.

Предлагаю Вам почувствовать себя современным дошкольниками,

погрузиться в увлекательный мир робототехники с помощью Lego WeDo.

Вы будете создать модель «Самолет». Мне нужно 6 человек в фокус-

группу, которые разделятся на три команды по два человека.

Присаживайтесь за рабочие места.

Фокус –группа садится за рабочие места

Что мы будем с вами строить вы должны отгадать с помощью загадки:

А теперь я предлагаю вам, разделить роли, которые вы будете

выполнять, при строительстве модели. Один из вас может выполнять

роль программиста, другой- строителя.

Прежде чем начать собирать модель самолета, давайте посмотрим с

вами, мультфильм про лего-человечка по имени Максим. (смотрим

мультфильм)

Вопросы:

-Что случилось с Максимом? (сломался самолет)

-Что именно сломалось? (мотор)

Макс предлагает нам собрать модель самолета, мотор которого будет

работать от датчика наклона.

Но сначала редлагаю сделать небольшую разминку. Давайте

представим, что мы с вами роботы, и сделаем зарядку тоже как роботы.

Физкультминутка «Робот делает зарядку»

Робот делает зарядку (Шагаем друг за другом с высоким подниманием

колен)

И считает по порядку.

Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.)

Два – суставы не скрипят, (Приседаем и шагаем друг за другом гуськом)

Три – прозрачен объектив (Имитируем налаживание объектива)

И исправен и красив. (Руки на пояс, гордо поворачиваемся в право,

влево).

Ну, что настроение улучшилось? Теперь можем приступать.

Фокус –группа садится за рабочие места.

- Приступаем к созданию наших моделей самолетов.

У вас уже открыта программа. Переходим от порядка сборки

перещелкивая на правую стрелочку. Самолет строим по схеме.

На мотор подсоединяем ось, зубчатое колесо, покажите все зубчатое

колесо.

Сверху круглый кирпич светло-зелёный, 2 зеленые пластины 2*4.

Подсоединяем мотор к Лего коммутатору и подсоединяем к нему датчик

наклона.

На Лего коммутатор сверху наставляем две белые пластины: 1*4 и 2*8.

На датчик расстояния сверху наставляем Лего коммутатор.

Следующий шаг: делаем опоры для самолета: пластину 1*8 соединяем

снизу с желтым кирпичем наклона2*2, с 2 кирпичами для перекрытия

2*2, 1*2. На получившиеся опоры устанавливаем Лего коммутатор.

Следующий шаг строим хвост самолета: Зачем самолету нужен хвост?

на красный кирпич 6*2 ставим 2 кирпича для перекрытия с разных краев

и сверху наставляем белую пластину 2*6, а с низу белую пластину 2*8,

подсоединяем хвост к Лего коммутатору. Строим крылья, зачем нужны

крылья самолету? : на красный кирпич 2*4 накладываем белые

пластины: 2*6 и 2*8. Подсоединяем крылья. Собираем пилота:

соединяем минифигуры: ноги, тело, голова, шапка и усаживаем на

самолет. Впереди ставим мотор, так чтобы провода не задевали

пропеллер.

Самолёты готовы?

Молодцы! Вы создали каждый свой самолет. Вы – настоящие

инженеры–конструкторы!

Физминутка «Самолет»

А теперь пришло время проводить испытания.

Через USB LEGO – коммутатор будем осуществлять управление

мотором.

Начинаем испытание: соедините модель с компьютером через USB

LEGO – коммутатор.

А теперь нужно самолёт запрограммировать, чтобы он отправился в

путь.

Переместите кнопку «Блок начало» в центр вашего рабочего стола.

Затем Блок «Ждать», книзу присоединяем Блок «Датчик наклона». Блок

Мотор с мощностью 10, Блок Звук с цифрой внизу 15 – звук мотора.

Объединяем все Блоком Цикл.

Давайте проверим, заработает ли мотор и пропеллер.

Есть контакт?

Мы создали самолет, мотор которого работает в зависимости от датчика

наклона.

А чтобы остановить вращение пропеллера, нажмите на кнопку «Стоп».

Как вы думаете, ваши самолеты прошли испытание?

Предполагаемые ответы.

Как вы узнали?

(Завёлся мотор, закрутился пропеллер)

Испытания прошли успешно.

Мы помогли пилоту Максу создать самолет работа мотора, которого

зависит от наклона самолета.

3. Рефлексия

На этом наш мастер-класс подходит к концу. Может у вас есть или

возникли вопросы в ходе мероприятия. Есть предложения или

пожелание по проведению или структуре мастер класса.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное Дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида № 7 ”Сказка“ Образовательный модуль “Робототехника” Кружковая деятельность “ LEGO- РОБОТЁНОК” В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ № 9 Руководитель кружка: Дурнева Светлана Вячеславовна

Слайд 2

Почему именно РОБОТОТЕХНИКА ? является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, которое обеспечивает интеграцию образовательных областей; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Слайд 3

Цель – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.

Слайд 4

Задачи третьего года обучения (6-7 лет): - продолжать способствовать развитию интереса к технике, программированию, высоким технологиям; - формировать умение рассказывать о своей модели, ее составных частях и принципе работы; -формировать умение работать в команде, распределять обязанности (конструирование и программирование); -развивать способности к решению проблемных ситуаций; -развивать алгоритмическое мышление; -воспитывать социальную активность, коммуникабельность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность

Слайд 5

« Цепочка» «Силуэты» « Судоку » «Вспомни элемент» «Собери механизм» Игры Знакомство с деталями конструктора

Слайд 6

№ цикла Цель цикла Образовательная деятельность Дидактические игры Цикл №1 Знакомство с технологиями сборки и программирования LEGO ® Education WeDo 1. «Знакомство с конструктором LEGO ® Education WeDo 9580» 2. «Механизм» 3. «Знакомство с программным обеспечением WeDo 1. «Назови деталь» 2. «Назови элемент» Цикл №2 Сборка и программирование готовых моделей из конструктора LEGO ® Education WeDo 1. «Спасение самолёта» 2. «Непотопляемый парусник» 3. «Вратарь» 4. «Умная вертушка» 5. «Рычащий лев» 6. «Ликующие болельщики» 7. «Обезьянка-барабанщица» 1. «Назови деталь» 2. «Назови элемент» 3. «Цепочка» 4. «Найди спрятанные детали» 5. «Лабиринт» 6. «Найди деталь» 7. « Судоку » 8. «Силуэты» 9. «Собери механизм» 10. «Лото» 11. «Вспомни элемент» Цикл №3 Знакомство с технологиями сборки и программирования LEGO ® Education WeDo 2.0 1. «Знакомство с конструктором LEGO ® Education WeDo 2.0 45300» 1. «Назови деталь» 2. «Назови элемент» Цикл №4 Сборка и программирование готовых моделей из конструктора LEGO ® Education WeDo 2.0 1. «Робот-тягач» 2. «Гоночный автомобиль» 3. «Симулятор землетрясения» 4. «Головастик» 5. «Пчела» 6. «Паводковый шлюз» 7. «Вертолет» 8. «Грузовик» 1. «Назови деталь» 2. «Назови элемент» 3. «Найди одинаковые детали» 4. «Вспомни элемент» 5. «Вспомни детали» 6. «Лото»

Слайд 7

«Цепочка»

Слайд 8

Конструирование по инструкции 1модели по выбору детей «Силуэты»

Слайд 9

« Судоку »

Слайд 10

«Вспомни элемент»

Слайд 11

«Собери механизм»

Слайд 12

Интерактивная игра «выбери правильную деталь»

Слайд 13

Знакомство с программным обеспечением и создание программы путём перетаскивания Блоков из Палитры на рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. ПервоРобот LEGO WeDo

Слайд 14

Рефлексия Развитие Конструирование Установление взаимосвязей Этапы работы

Слайд 15

«С помощью какой передачи модель производит движение?» Установление взаимосвязей

Слайд 16

Конструирование .

Слайд 17

Развитие Здесь дети экспериментируют, меняют свои модели, усовершенствуют их, а также придумывают игры с ними.

Слайд 18

. Рефлексия «Оцени себя»

Слайд 19

Наши достижения Дети изучили терминологию деталей конструктора, их назначение и способы соединения. У детей сформировались понятия повышающей и понижающей зубчатой передачи, измерения, скорости, равновесия, механического движения, конструкции, силы и энергии. У детей сформировался устойчивый интерес к LECO конструированию и робототехнике. Дети получили первичное представление о программировании моделей и построении своей программы.

Слайд 20

Таким образом, Конструктор ЛЕГО помогает детям и взрослым воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Слайд 21

Спасибо за Внимание!



Предварительный просмотр:

Самоанализ кружковой деятельности

“LEGO-РОБОТЁНОК”

Steam-образование детей дошкольного возраста

Модуль «Робототехника»

Дурнева Светлана Вячеславовна– воспитатель

Образовательные конструкторы «LeGo WeDo» на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике робототехника интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с конструктором здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

1. Ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Поощрять самостоятельную деятельность (конструирование по собственному замыслу).

2. Учить анализировать образцы построек. Помогать детям, сформировать целостно-расчлененное представление о конструируемом объекте. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи.

3. Развивать у детей умение работать сообща, предлагать коллективные работы.

4. Проводить ознакомление с окружающим миром с помощью моделирования из разных видов конструктора.

Моя работа проводилась по следующим направлениям:

- самообразование (изучение литературы);

- организация и проведение занятий кружка, направленных на развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков и расширение кругозора детей.

Посредством использования конструкторов мы эффективно решали образовательные задачи, реализуемые в детском саду в соответствии с примерной общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, т. к. программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ. Также работу в кружке удачно интегрировали с другими образовательными областями «Познавательной», «Речевой», «Социально - коммуникативной», «Художественно - эстетическая», «Физическая».

В процессе занятий у детей успешно сформировались математические способности, в ходе пересчитывания (деталей, блоков, крепления), вычисления необходимого количества деталей. Дети познакомились с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

К шести годам наши дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть её, и практически создавать. Вначале на занятиях кружка использовала уже знакомый детям конструктор «Лего», чтобы детям было интересно старалась ставить проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Занятия по «Робототехнике» помогают детям войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Занимаясь в кружке, во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности в течении дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность. В будущем планирую использовать данные конструкторы для умения рассказывать и придумывать свои истории, которые идеально подходят для изучения огромного количества тем. В результате реализации кружковой деятельности «LeGo-Роботёнок» уже на этапе дошкольного детства мы предоставили детям возможность освоения  профессии инженера, ведь уже в дошкольниках можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Таким образом, образовательная робототехника — это мощный инновационный образовательный инструмент, позволяющий обеспечить преемственность от дошкольного до профессионального образования. Ребёнку интересно собственными руками создавать настоящего робота и наблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника — это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой. Наши воспитанники с лёгкостью собирают модели по схеме и составляют элементарную программу ее поведения, самостоятельно придумывают модель, конструируют ее и пишут программу движения. С помощью технологии образовательной робототехники мы познакомили дошкольников с целым спектром технических профессий, таких как инженер, конструктор, программист, механик, робототехник, сформировали у ребят начальное техническое мышление. Таким образом, внедрив технологию образовательной робототехники, мы создали условия, необходимые для развития начального технического творчества, проявления социальной инициативы и самостоятельности дошкольника, ранней профориентации, а также воспитания информационной культуры.

        



Предварительный просмотр:

C:\Users\ПОЗИТРОНИКА\Desktop\2497154_2.pngКраткий словарь терминов Lego WeDo

Зубчатое колесо

Колесо, по периметру которого расположены зубья. Зубья одного колеса вступают в зацепление с зубьями другого, за счёт чего и происходит передача вращения. Синоним термина зубчатое колесо — шестерня/шестеренка.

Зубчатая рейка

Деталь, с одной стороны которой расположены зубья. Служит для преобразования вращательного движения в поступательное и, наоборот. 

Ремень

Замкнутая лента, являющаяся одним из основных элементов ременной передачи. 

Шкив

Колесо со специальной канавкой на ободе.  На шкивы надевают ремни, цепи и тросы.

Кулачок

Колесо некруглой, неправильной формы, используемое для преобразования вращательного движения кулачка в возвратно-поступательное движение толкателя.

Балка

Деталь с крепёжными отверстиями или выступами, являющая основным несущим элементом большинства моделей. 

Штифт

Соединительный элемент, позволяющий скреплять детали между собой. Устанавливается в смежные отверстия деталей.   

Ось

Деталь, которая играет роль вала и передает вращение от мотора к исполнительному механизму (например, колесу).

Втулка

Деталь, имеющая осевое отверстие для фиксации оси относительно других деталей. 

Муфта

Деталь, позволяющая соединить две оси между собой.

Колесо

Деталь круглой формы, вращающаяся на оси, обеспечивая поступательное движение Состоит из ступицы и шины. 

Ступица

Средняя часть колеса, в центральной части которой имеется отверстие для закрепления колеса на оси вращения.

Рычаг

Балка, которая при приложении  силы, проворачивается относительно точки опоры.

Плечо силы

Часть рычага от точки опоры до точки приложения силы. 

Датчик расстояния

Устройство, которое позволяет определять расстояние до объектов, а также реагировать на их движение из состояния покоя. 

Датчик наклона

Устройство, которое позволяет определять отклонение от горизонтального положения.

Скорость линейная

Расстояние, которое преодолевает объект за определенный промежуток времени. 

Скорость вращения

Количество оборотов, совершаемых объектом за определенный промежуток времени. 

Электронные компоненты. Назначение

СмартХаб

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a442b7e2b5b0/783468_11.png

Мотор  

СмартХаб работает как беспроводной соединитель между устройством и другими электронными компонентами, используя технологию Bluetooth Low Energy. Он получает программные строки от устройства и исполняет их.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a442b7e2b5b0/783468_12.png

Мотор, заставляющий двигаться другие компоненты. Ось среднего мотора приводится в движение с помощью электричества. Мотор можно запускать в обоих направлениях, останавливать и переключать на разные скорости, а также активировать на определенное время (указанное в секундах).

Датчик наклона https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a442b7e2b5b0/783468_13.png


Сообщает о направлении наклона; различает шесть положений: «Носом вверх», «Носом вниз», «На левый бок», «На правый бок», «Нет наклона» и «Любой наклон».

Датчик перемещения

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a442b7e2b5b0/783468_14.png

Датчик обнаруживает изменения в расстоянии до объекта в его радиусе действия тремя способами: «Объект приближается»; «Объект удаляется»; «Объект изменяет положение».

Словарь основных терминов

Зубчатое колесо

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a442b7e2b5b0/783468_15.png

Колесо, по периметру которого расположены зубья. Зубья одного колеса входят в зацепление с зубьями другого колеса и передают ему движение. Их часто называют шестернями.

Зубчатое колесо коронное

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a442b7e2b5b0/783468_15.png

В таком колесе зубья располагаются на одной из его боковых поверхностей, придавая колесу сходство с короной. Коронное зубчатое колесо, работая в паре с обычным зубчатым колесом, изменяет направление вращения на 90°.

Зубчатое колесо,

червячное

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a442b7e2b5b0/783468_17.png

Это цилиндр, имеющий один зуб, выполненный в виде спирали (наподобие винта). В паре с обычным зубчатым колесом используется для снижения скорости и повышения передаваемого усилия.

Ремень

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a442b7e2b5b0/783468_18.png

Замкнутая лента, надетая на два шкива, чтобы один из них мог вращать другой.

Шкив

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a442b7e2b5b0/783468_19.png

Колесо с канавкой (канавками) на ободе. На шкивы надевают ремни, цепи или тросы.