«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности с учетом регионального компонента»

Журавлева Екатерина

Экологическое воспитание дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего, актуальность которой диктуется современными условиями. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н.А.Рыжова).

Изменение окружающей жизни диктует нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Одним из таких средств является метод проектов.

В России метод проектов был известен еще с 1905 года.

Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владением конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одного или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности (общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать). Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей. 

В своей педагогической деятельности нами применялись следующие методы экологического воспитания дошкольников:

1.     Наглядные (наблюдения, экскурсии рассматривание репродукций картин и иллюстрации),

2.     Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора),

3.     Практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование).

Планируя образовательную деятельность, мы опирались на дидактические принципы:

·        Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

·        Принцип доступности подразумевает подбор такого материала, форм и методов организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

·        Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

·        Принцип наглядности Я.А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения.

·        Принцип регионализации, использование ближайшего природного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию.

Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Региональный компонент предполагает:

-знакомство с природным ландшафтом села, географическими и климатическими особенностями (экскурсии, экологические прогулки, наблюдения);

-знакомство с историей и трудом жителей села;

-знакомство с деятелями искусств (художниками, поэтами, писателями, композиторами).

Ведётся постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями родного края. Разработаны маршруты в природу. Подобран богатый практический и наглядный материал.

Тематика занятий с детьми варьируется с учётом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы.

Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе мы используем эмоционально привлекательные для детей виды деятельности.

1.     Экологические игры;

2.     Наблюдение и труд;

3.     Чтение произведений о природе, сюжеты которых учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что живет рядом и создают эмоционально-положительное настроение;

4.     Ведение календаря природы, моделирующей смену времен года;

5.     Ведение дневника наблюдений;

6.     Самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений;

7.     изготовление поделок;

8.     Составление план – карт, схем;

9.     Сочинение «Экологических сказок», историй и загадок;

10.                        Участие в природоохранных акциях (уборка листьев на территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода, создание листовок на природоохранные темы);

11.                        Участие в экологических праздниках, экскурсиях;

 Проектный метод работы: создание мини - проектов на тему экологии.

Результаты мониторинга по экологическому воспитанию, проводимого ежегодно, позволяют сделать вывод о том, что выбранные методы и приёмы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры; активизации словаря дошкольника; развитию у них психических процессов; нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе. Общение детей с объектами живой природы способствовали не только формированию экологической культуры, но и оказали влияние на их психо-эмоциональное состояние.

Результаты итогового анкетирования родителей показывают, что большинство родителей стали чаще бывать с детьми на природе - 82%; у 80% родителей сформированы представления о том, как воспитывать ребенка в гармонии с природой; 95%- уверены в том, что их ребенок получает знания об окружающем мире в детском саду.

По результатам мониторинга детей и итогового анкетирования родителей можно сделать следующий вывод: широкое внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс повысило уровень сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста. Так же повысился уровень педагогической грамотности родителей по вопросам экологического образования, активная позиция взаимодействия ДОУ и семьи дала высокий результат.