Самообразование

Тараканова Юлия Анатольевна

 В статье отображаются приемы работы с неговорящими детьми по методике Баряевой Л.Б. с использованием рабочих тетрадей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya_detey_s_uuo_v_ramkah_reali.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативная коммуникация у детей с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы в рамках ФГОС.

Подготовила: учитель СКК УУО,

Тараканова Ю.А.

В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья). Особую категорию среди них представляют дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Это инвалиды детства, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке.

Как правило, эти дети находятся под гиперопекой ближайшего окружения. Это родители, родственники, которые часто сами решают за детей, что и как им делать, отвечают на поставленные вопросы за ребенка, зачастую даже не обращаясь к ним.

Поэтому дети принимают пассивную роль в коммуникации и только отвечают на те вопросы, которые им задают. Более того, они часто не ходячие, и это состояние поневоле навязывает им отношение зависимости от среды. Таким образом, им трудно инициировать коммуникацию, выражать свои чувства и вести обычный социальный разговор.

Коммуникация – это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Дополнительная коммуникация - это различные виды педагогической и терапевтической помощи, оказываемой людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей.

На современном этапе очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, не только приобрели практические умения и навыки, но и могли реализовать себя в современном мире. Для того чтобы приблизить ребенка с отклонениями в развитии к жизни, нужно организовать коррекционно-развивающую среду для приобретения необходимых социально-адаптированных знаний, умений и навыков, так как организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, являющаяся фактором коррекционно-развивающего воздействия на психофизическое развития детей.

Один из видов альтернативной коммуникации – зрительная поддержка.

Зрительная поддержка это  картинки, помогающие выполнить последовательность определенных видов деятельности.

Один из видов зрительной поддержки это -  зрительные расписания,

которые обычно включают набор фотографий - стимулов, на которых изображена последовательность видов или этапов деятельности или конкретных действий – отдельных шагов деятельности. Ребенок самостоятельно выполняет последовательность действий, используя расписание для поддержки, вместо помощи взрослого.

В нашей школе обучаются дети с разным уровнем отставания в речевом развитии: от грубых и стойких нарушений звукопроизношения до полного отсутствия речи.

Всем детям с отклонениями в развитии требуются специальные игровые условия и игрушки. Для этого должны быть выполнены следующие условия:

- наличие специальных игрушек и организации действий с ними;

- обеспечение доступности для восприятия и воспроизведения действий взрослых и сверстников;

- применение специального инструментария, адаптированного к возможностям психофизического развития детей с ОВЗ.

При отборе предметного содержания развивающей среды для занятий ориентируемся на «зону ближайшего развития», то есть на потенциальные возможности детей. Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка.

        В классе созданы условия для комфортного нахождения ребенка в аудитории, доступности материалов для игр и занятий детей.

        Особое внимание уделяется неречевым детям. У данной категории детей потребности не только особенные, но и специфические. Как правило, понимание обращенной речи для таких детей существенно ограничено. Поэтому инструкции им следует давать короткие и конкретные.  Этим детям значительно сложнее дать знания составляющие абстрактные понятия (Кто такая бабушка, качества и свойства предметов и другие).

        Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммы – это символические изображения, заменяющие слова. Это один из способов невербального общения. Работа с пиктограммами может использоваться на разных этапах развития ребенка:

  • Как средство временного общения, когда ребенок не говорит, но в перспективе стоит возможность овладения звуковой речью;
  • Как средство постоянного общения, если в перспективе нет позитивных результатов в усвоении звуковой речью;
  • Как средство, облегчающее развитие общения, речи, коммуникативных функций;
  • Как подготовительный этап к усвоению более глубоких знаний, умений и навыков по всем предметным областях.

        Значительную помощь оказывают методические разработки Людмилы Борисовны Баряевой, Ромены Авгусовой.

Рабочие тетради из цикла «Я – говорю!» разработаны именно для детей с грубыми речевыми нарушениями и позволяют дать знания по всем предметным областям. Раскрытие каждой темы строится на работе с пиктограммами, рисунками. Ребенок самостоятельно работает в них,  находит взаимосвязи, выстраивает логические цепочки. Ребенок учится не только находить предмет из сериационного ряда, но и указывает на действия с этим предметом.

Таким образом, содержание методик призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение в разных социальных ситуациях (дома, в классе, с другими детьми).

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

*первоначальное понятие «знак»;

* обобщающее понятие;

*закрепляет навык самостоятельных действий с пиктограммами;

*самостоятельное ориентирование в системе знаков.

Совместная работа взрослого и ребенка в таких рабочих тетрадях повышает собственную самооценку ученика в своих возможностях учиться, получать знания, использовать их в повседневной жизни. Повышая самооценку ребенка, мы стабилизируем и его социальный статус.

При освоении системы графических символов необходим помощник. Он

должен помогать ребёнку, указывая на объект его рукой. Однако существует

опасность, что у помощника может не хватить терпения и чуткости, чтобы

ждать и улавливать слабые сигналы ребёнка, и тогда он невольно начнёт навязывать ему свои желания. Поэтому нужно быть очень внимательным к малейшим сигналам ребёнка (взгляд, движение головы) и научиться их читать, а потом уже помогать ему обозначать их на картинке указательным жестом.

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того, чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

По методике Л.Б.Баряевой мы работаем незначительный срок, всего полгода. За это время у неговорящих детей появились в лексике слова согласия (да, нет), слова просьбы (Еще и да  с показом на предмет), пойдем и показ пути движения. Дети начали понимать короткие инструкции к действиям. Дети стали пассивно повторять слова за взрослыми (произношение искажено, но, тем не менее, появилось желание говорить).

По отзывам родителей у детей улучшилось не только речевое развитие, но и другие виды деятельности: дети стали более продуктивно рассматривать книги, лепить, рисовать. Один ребенок читает по слогам, списывает, пытается писать под диктовку, счет в пределах. У другого ребенка исчез негативизм к процессу обучения. Вначале  обучения испытывал страх перед карандашом, ручкой. То теперь он пишет буквы и их элементы.

Таким образом можно сделать вывод: метод пиктограмм помогает освоить детям элементарные коммуникативные навыки.

Литература:

  1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  2. Баряева  Л.Б.,  Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях.-СПб.:КАРО, 2007
  3. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми/ Л.Б.Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина.-М.:Дрофа, 2007.
  4. Ромена Августова «Говори, ты это можешь!»  электронная книга.
  5. Андрей Михайлович Царёв. «Организация обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Проблемы и возможные пути их решения». Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области.