Опыт работы по коррекции развития речи детей раннего возраста

Опыт работы по коррекции развития речи детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по коррекции развития речи детей раннего возраста.

Автор: Бирюкова Надежда Николаевна.

 По результатам нервно-психического развития детей чаще всего наблюдается задержка по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, поэтому мы планируем коррекционную работу по развитию активной речи в режимных моментах (бытовой деятельности) проводим специальные игры, упражнения и взаимодействуем с родителями.

Более подробно остановлюсь на режимных моментах. Во время утреннего приема проводим беседы, задаем вопросы: « С кем ты пришел в детский сад? »,  «Что видел по дороге?» , «Идет ли дождь или снег? ». Активизируем употреблять вежливые слова. Читаем художественную литературу, беседуем на разные темы (об игрушках, предстоящем празднике, рассматриваем фотоальбомы, портфолио с детьми и их членами семьи). Рассматриваем предметные, сюжетные картинки. При этом называем и объясняем детям, все, что они видят перед собой, повторяем нужное слово несколько раз, просим показать тот предмет, который назвали, а затем просим назвать слово  самому.  Постоянно находимся в контакте с детьми во время всех режимных моментах. Во время умывания, причесывания, при приеме пищи, укладывании спать используем народные песенки, потешки. При одевании на прогулку закрепляем названия одежды, действия с ней, говорим в какой последовательности нужно одеваться, постоянно активизируем речь в быту. На прогулке проводим наблюдения за явлениями природы, за животными, растениями, птицами, задаем вопросы детям и обязательно выслушиваем ответы. В самостоятельной деятельности стимулируем обращений детей к взрослым, для этого даем разного рода поручения, задания, создаем проблемные речевые ситуации. Например «Куда делась туфелька?» Разыгрываем игровые ситуации, содержанием которых являются нормы культурного общения и поведения детей в детском саду и на улице.

 Дидактические игры с использованием картинок, где дети рассматривают картинки с изображением предметов: «Лото» на разные темы, «Разрезные картинки», «Кому что нужно?», «Чей малыш?», «Три медведя», «Спрячь мышку».

Игры с текстом «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Вышли мышки».

Игры с подражанием с речевым сопровождением, где дети должны отчетливо произносить отдельные звуки, слова и фразы например «Птичий двор», «Кто как кричит?», «Наши уточки с утра», «Кто в домик пришел?», «У нас машины разные», «Волшебный мешочек» и многие другие из картотеки.

Сюжетно-ролевые игры «Кормление куклы, лечение, приглашение в гости». При развертывании сюжетов игр даем много названий предметов (одежды, посуды) проговариваем действия, как одеяльцем накроем, какую одежду наденем, какую песенку споем.

В игре с машинками нужно назвать часть машины, сказать или спросить какая машина большая или маленькая, легковая или грузовая, развить сюжет игры. Прибежала собачка она тоже хочет покататься на твоей машинке. А куда мы поедем? Ну, например в лес? А кого мы там увидим? и т. д

Пальчиковые игры проводим любые, подбираем по теме недели. Это уникальное средство для развитие речи, так как улучшается артикуляционная моторика, повышается работоспособность коры головного мозга, развиваются психические процессы, тактильные чувства снимается тревожность.

Для профилактики речевых нарушений мы используем дыхательные упражнения «Подуем на снежинки», «Бабочки летают», «Плывет кораблик», «Чья птичка дальше улетит?» мыльные пузыри, воздушные шары, султанчики.

Артикуляционная гимнастика - целью которой является выработка правильных движений артикуляционных органов. Например: «Трубочка», «Веселый и грустный», «Мой веселый язычок», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Кошечка».

Упражнения с имитацией движений

После просмотра книг с картинками животных можно поиграть в игру, в которой нужно изобразить повадки животных. Например «вот идет медведь, он идет медленно, тяжело. А вот прыгает воробей быстро, легко».

Игры импровизации

После прочтения сказки «Репка» можно предложить изобразить, как разговаривают герои (мышка, собачка, кошка) а для бабушки и дедушки из сказки «Курочка Ряба» можно спеть песенку, чтобы они не грустили. Драматизируем сказки с применением разных видов театра с закрепляем знания героев сказок.

 Игры предметами

В зоне сенсомоторного развития (логические домики, коврик для застегивания молний, липучек, пуговиц, разного рода шнуровки, игры с прищепками, с массажными мячиками (катание между ладошками) игра с карандашами (катание по столу вперед – назад)  разнообразные конструкторы, мозаики, игры на сортировку шариков, круп. Игра «Накорми птенчиков», «Накорми котенка»

Нетрадиционные формы рисования (пальчиком, ладошкой), лепка, манкография помогают развить точность движений и стимулируют речевое развитие.

Интерактивные игрушки (говорящие куклы, телефоны, игрушки с звуковыми и световыми эффектами) вызывают большой интерес и желание подражать услышанным звукам, а также способствуют развитию памяти, внимания, сосредоточенности и приносит большую радость.

 Речевое недоразвитие любой степени сложности ребенка раннего возраста наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих близких ребенку взрослых.

С целью информирования данного вопроса мы провели родительское собрание «Развитие речи детей 2-3 лет», где поделились опытом использования дидактических игр для развития речи, а родители пополнили развивающую среду «Умными книжками» - изготовленными своими руками. Постоянно беседуем, консультируем, даем рекомендации о том, что бы больше разговаривали с детьми, рассказывали об окружающих предметов, людях, побуждали рассказывать ребенка о том, чего он хочет или что делает. Советуем, если ребенок не совсем правильно произносит слово, то не следует постоянно поправлять ребенка, а лучше еще раз четко и громко повторить слово, чтобы малыш имел возможность лучше его расслышать и понаблюдать, как оно произносится, при этом взрослому нужно говорить правильно, четко произнося слова и фразы. Рекомендуем читать стихи, сказки, рассматривать картинки, наблюдать на прогулки.

В родительский уголок размещаем информацию с памятками «Развитие речевой активности детей», «Факторы успешного речевого развития», «Почему заговорить бывает трудно»

В папках передвижках размещаем информацию «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста», «Зачем читать детям книги?»

В вечернее время проводим игровой практикум «Игры, в которые мы играем»

Для самостоятельной оценки речевого развития ребенка родителями мы используем анкеты «Особенности речи и поведения вашего ребенка» в которой необходимо отметить наличие или отсутствие речевых умений и навыков у ребенка. Предлагаем помощь родителям в обогащении развивающей среды «Как правильно выбрать игрушку детям 2-3 лет», «Какую художественную литературу читать в этом возрасте», «В какие игры поиграть в выходной»

Только ранняя диагностика, своевременная профилактика и коррекция речевых проблем помогут взрослому совместно с ребенком, успешно преодолеть речевые кризисы и достигнуть высоких устойчивых результатов во всестороннем развитии малыша.