Рабочие программы по внеурочной деятельности

На странице будут представлены рабочин программы по внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ярцевская средняя  школа № 4

 имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО  __________/______________

                                 ФИО

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУЯСШ № 4

__________/______________

                                 ФИО

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

Директор МБОУЯСШ № 4

                                 

Приказ №_____

от «____»_________20___г.

Рабочая программа

по

внеурочной деятельности:

кружок «Я - исследователь»

2-А класс

Учитель:  Зеленковская Светлана Анатольевна

Квалификационная категория: первая

2016 – 2017 учебный год

Количество часов

Всего______34________, в неделю_______1_________

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе  авторской программы  А. И. Савенкова «Я - исследователь» . Программа соответствует возрастным и психофизическим особенностям обучающихся 1-4 классов.

 

Планируемые  результаты  

  • Личностные
  • _ положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • _ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательны и внешние мотивы;
  • _ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • _ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • _ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
  • У учащихся формируются:
  • _ внутренние позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • _ выраженная познавательная мотивация;
  • _ устойчивый интерес к новым способам познания;
  • _ адекватное понимание причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
  • _ моральное сознание, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

  • Мета предметные

  • Регулятивные универсальные учебные действия
  • Обучающийся научится:
  • _ принимать и сохранять учебную задачу;
  • _ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • _ планировать свои действия;
  • _ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • _ адекватно воспринимать оценку учителя;
  • _ различать способ и результат действия;
  • _ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;
  • _ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • _ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • _ проявлять познавательную инициативу;
  • _ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • _ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • _ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • Обучающийся научится:
  • _ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • _ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • _ высказываться в устной и письменной формах;
  • _ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • _ владеть основами смыслового чтения текста;
  • _ анализировать объекты, выделять главное;
  • _ осуществлять синтез (целое из частей);
  • _ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • _ устанавливать причинно-следственные связи;
  • _ строить рассуждения об объекте;
  • _ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • _ подводить под понятие;
  • _ устанавливать аналогии;
  • _ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • _ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • _ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • _ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • _ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • _ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • _ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
  • возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения
  • в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия
  • Обучающийся научится:
  • _ допускать существование различных точек зрения;
  • _ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • _ формулировать собственное мнение и позицию;
  • _ договариваться, приходить к общему решению;
  • _ соблюдать корректность в высказываниях;
  • _ задавать вопросы по существу;
  • _ использовать речь для регуляции своего действия;
  • _ контролировать действия партнера;
  • _ владеть монологической и диалогической формами речи.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • _ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • _ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • _ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • _ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • _ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Содержание кружка

Программа рассчитана на четырёхгодичный курс обучения. Во втором классе программа тренинговых занятий делится на две самостоятельные части – два цикла. Каждая из этих частей планируется как относительно автономная и цельная.

        Во втором классе все дети (не только одарённые), должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок получает тетрадь «Я - исследователь», где  подробно описан каждый шаг пути проведения собственного исследования, и начинает работу.

        Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

        Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания ( что встречается крайне редко).

Подпрограмма «Тренинг».

Подпрограмма «Исследовательская практика».

Подпрограмма «Мониторинг».

Содержание занятий.

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.

Занятия в каждом триместре проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков,

отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент _ познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Второй цикл

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий 17 часов, из них 11 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 6 часов.

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем _ 6 часов. Из них на коллективную работу  присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)

представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка

текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ

и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на  вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тренинг

17

1

2

Исследовательская практика

14

3

Мониторинг

3

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Количество часов

1

05.09.

Научные исследования и наша жизнь

1

2

12.09.

 Методы исследования

1

3

19.09.

Наблюдение и наблюдательность

1

4

26.09.

 Эксперимент – познание в действии

1

5

03.10.

Гипотезы и провокационные идеи

1

6

10.10

Анализ и синтез

1

7

17.10.

 Как давать определения понятиям

1

8

24.10

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

1

9

31.10.

Второй цикл

1

10

07.11.

Наблюдение и экспериментирование

1

11

14.11.

 Основные логические операции

1

12

21.11.

 Гипотезы и способы их конструирования

1

13

28.11.

Искусство задавать вопросы

1

14

05.12.

 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

15

12.12.

 Ассоциации и аналогии

1

16

19.12.

 Суждения, умозаключения, выводы

1

17

26.12.

Искусство делать сообщения

1

18

09.01.

 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

1

19

16.01.

 Практическое задание на создание аналогий.

1

20

23.01.

 Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

1

21

30.01.

Как выбрать тему собственного исследования

1

22

06.02.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

1

23

13.02.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

1

24

20.02.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

1

25

27.02.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

1

26

06.03.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

1

27

13.03.

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования.

1

28

20.03

Коллективная игра-исследование

1

29

27.03.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

30

03.04.

Подготовка детских работ к публичной защите.

1

31

10.04

Семинар

1

32

17.04.

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

1

33

24.04

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

1

34

15.05.

Защита собственных исследований

1

Тематическое планирование

Дата

Тема.

Основные виды деятельности.

Тренинг. 17 ч

1

Научные исследования и наша жизнь

Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Практические задания на анализ и синтез.

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения».

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы».

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Практическая работа «Выявление логической структуры текста».

Практическое задание на создание аналогий.

Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования.

Подготовка детских работ к публичной защите.

2

 Методы исследования

3

Наблюдение и наблюдательность

4

 Эксперимент – познание в действии

5

Гипотезы и провокационные идеи

6

Анализ и синтез

7

 Как давать определения понятиям

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

Второй цикл

9

Наблюдение и экспериментирование

10

 Основные логические операции

11

 Гипотезы и способы их конструирования

12

Искусство задавать вопросы

13

 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

14

 Ассоциации и аналогии

15

 Суждения, умозаключения, выводы

16

Искусство делать сообщения

17

 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

Исследовательская практика.

14 ч

18-22

 Как выбрать тему собственного исследования

23-27

 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

28-29

Коллективная игра-исследование

30

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

31

 Семинар

Мониторинг. 3ч

32

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

33

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

34

Защита собственных исследований



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ярцевская средняя  школа № 4

 имени Героя Советского Союза О.А. Лосика

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО  __________/______________

                                 ФИО

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУЯСШ № 4

__________/______________

                                 ФИО

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

Директор МБОУЯСШ № 4

                                 

Приказ №_____

от «____»_________20___г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности: секции

 «В здоровом теле – здоровый дух»

Учитель:  Зеленковская Светлана Анатольевна

Квалификационная категория: первая

2016 – 2017 учебный год

Количество часов

Всего______34________, в неделю_______1_________

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе  авторской спортивно - оздоровительной программы В. А. Горского  «В здоровом теле – здоровый дух». Программа соответствует возрастным и психофизическим особенностям обучающихся 1-4 классов.

Планируемые  результаты  

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
  • сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
  • ученик научится:
  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  •  осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  •  формировать своё здоровье.
  • ученик получит возможность:
  • Знать: факторы, влияющие на здоровье человека;
  •  причины некоторых заболеваний;
  •  причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  •  виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны и правила закаливания организма;
  •  влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  •  о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека

Содержание секции

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Программа соответствует возрастным и психофизическим особенностям обучающихся 1-4 классов.

                                           

Тема 1. Причины болезни. Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.

Тема 2. Признаки болезни .Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

Тема 3. Как здоровье?  Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».

Тема 4. Как организм помогает себе. Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».

Тема 5.Здоровый образ жизни. Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.

Тема 6. Какие врачи нас лечат. Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.

 Тема 7. Инфекционные болезни. Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

Тема 8. Прививки от болезней. Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».

Тема 9. Какие лекарства мы выбираем.  Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.

Тема 10. Домашняя аптечка.  Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!

Тема 11. Отравление лекарствами. Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.

Тема 12. Пищевые отравления.  Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.

Тема 13.Если солнечно и жарко. Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»

Тема 14. Если на улице дождь и гроза. Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

Тема 15. Опасность в нашем доме. Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

Тема 16. Как вести себя на улице. Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.

Тема 17. Вода – наш друг. Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.

Тема 18. Как уберечься от мороза. Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».

Тема 19.Чтобы огонь не причинил вреда. Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».

Тема 20. Чем опасен электрический ток. Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

Тема 21.ТравмыВиды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.

Тема 22. Укусы насекомых.  Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг  какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.

Тема 23. Что мы знаем про собак и кошек. Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!

Тема 24.Отравление ядовитыми веществами. Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.

Тема 25. Отравление угарным газом. Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом.  Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».

Тема 26.Как помочь себе при тепловом ударе. Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».

Тема 27. Растяжение связок и вывих костей. Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.

Тема 28. Переломы. Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.

Тема 29. Если ты ушибся или порезался. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.

Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».

Тема 31. Укусы змей. Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.

Тема 32. Расти здоровым. Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.

Тема 33. Воспитай себя. Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.

Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающий урок. Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

9

1

Что я знаю про болезни

2

Какие опасности нас подстерегают

11

3

Оказание первой помощи

10

4

Чтобы быть здоровым

4

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Количество часов

1

06.09.

Причина болезни

1

2

13.09.

Признаки болезни

1

3

20.09

Как здоровье?

1

4

27.09.

Как организм помогает себе сам

1

5

04.10.

Здоровый образ жизни

1

6

18.10

Какие врачи нас лечат

1

7

25.10.

Инфекционные болезни

1

8

01.11.

Прививки от болезней

1

9

08.11.

Какие лекарства мы выбираем

1

10

15.11.

Домашняя аптека

1

11

22.11.

Отравление лекарствами

1

12

29.11.

Пищевые отравления

1

13

06.12.

Если солнечно и жарко

1

14

13.12.

Если на улице дождь и гроза

1

15

20.12

Опасность в нашем доме

1

16

27.12.

Как вести себя на улице

1

17

10.01.

Вода - наш друг

1

18

17.01.

Как уберечься от мороза

1

19

24.01.

Чтобы огонь не причинил вреда

1

20

31.01.

Чем опасен электрический ток

1

21

07.02.

Травмы

1

22

14.02.

Укусы насекомых

1

23

28.02.

Что мы знаем про собак и кошек

1

24

07.03

Отравление ядовитыми веществами

1

25

14.03

Отравление угарным газом

1

26

21.03.

Как помочь себе при тепловом ударе

1

27

28.03.

Растяжение связок и вывих костей

1

28

04.04.

Переломы

1

29

18.04.

Если ты ушибся или порезался

1

30

25.04.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

31

02.05.

Укус змеи

1

32

16.05.

Расти здоровым

1

33

23.05

Воспитай себя

1

34

30.05

Я выбираю движение

1



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ярцевская средняя  школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от  29.08.2017г

Протокол №1

Принято

Педагогическим советом

от 30.08.2017г

Протокол №1

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ  №4

от  «31» 08.2017г

№143

Рабочая программа

внеурочной деятельности: кружка

 «Учусь создавать проект»

Учитель:  Зеленковская Светлана Анатольевна

Квалификационная категория: первая

2018 – 2019 учебный год

Количество часов

Всего______68________, в неделю_______2_________

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе  авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект"   Программа соответствует возрастным и психофизическим особенностям обучающихся 1-4 классов.

Планируемые  результаты  

Личностные универсальные учебные действия

будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания

Регулятивные универсальные учебные действия

научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль

Познавательные универсальные учебные действия

научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное

  • ученик будет знать:
  • - основные особенности проведения исследовательской работы;
  • - методы исследования: анкетирование, моделирование;
  • - основы работы с компьютером;
  • - что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих;
  • - способы и методы, стимулирующие саморазвитие психических
  • процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
  • ученик получит возможность уметь:
  • - самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • - правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • - составлять план действий совместного исследования;
  • - собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • - пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
  • - осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;
  • - презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности

                          Содержание программы

                      Содержание программы представлено следующими модулями:

«Узнаём» (16 ч)

Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза,

творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.

«Исследуем» (48 ч)

Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы

по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.

«Творим» (48 ч)

Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об

одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить

самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.

«Представляем» (8 ч)

Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт

научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Формы организации: беседы, экскурсии, выставки работ, проекты

Виды деятельности: познавательная, социальная

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

«Узнаём»  

16

2

«Исследуем»

24

3

«Творим»

24

4

«Представляем»

4

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Количество часов

1

07.09.

Твои новые интересы и увлечения

1

2-3

07.09,14.09

Виды проектов.

2

4

14.09

Исследовательский проект

1

5

21.09

Творческий проект

1

6-7

21.09,28.09

Ролево-игровой проект

2

8-9

28.09,05.10

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

2

10-11

05.10,19.10.

Информацтонно-исследовательский проект

2

12

19.10

Информационно-ориентированный проект

1

13

26.10

Практико-ориентированный проект

1

14-15

26.10,02.11

Монопредметный проект

2

16

02.11

Межпредметный проект

1

17-19

09,09,16.11.

Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции

3

20-22

16.11,30.30.11,

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

3

23-25

07,07 14.12.

Правильная подготовка презентации к проекту

3

26-28

14,21,21.12.

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

3

29-31

28,28.12,11.01.

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

3

32-34

11,18,18.01.

Типичные ошибки проектантов

3

35-37

25,25,01.02

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

3

38-40

01.02,08,08.02

Программа МРР. Формирование умения в работе

с диаграммой

3

41-45

15,15.01.03.

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей.

5

46-50

01.,15,15.03

Практическая работа

5

51-55

22,22,29.03.

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

5

56-60

29,05,05.04.

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации

5

61-65

19,19,26,26.04

Программа Mikrosoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и понастройкеполей и абзацев.

4

66

17.05.

Твои впечатления от работы над проектом.

1

67

24.05.

Пожелания будущим проектантам

1

68

31.05.

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом учебном году.(руководителю проекта и т.д.)

1




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О. А. Лосика.

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО (ОМО)

__________/______________

                                 ФИО

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ СОШ № 4

__________/______________

                                 ФИО

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ № 4

Приказ №_____

от «____»_________20___г.

Образовательная  программа

по  курсу  «Юный патриот»

(внеурочная  деятельность)

1 -  4  класс

                                                                      Составила

Зеленковская С. А.учитель начальных классов

                                                                                На основе  концепции  духовно-нравственного                          

        воспитания гражданственности и патриотизма

                                                                                    учащихся младших классов  

                                    Пояснительная записка

Программа  внеурочной деятельности «Юный патриот» разработана в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

            В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Юный патриот». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Юный патриот ” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Ярцево – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 1 раз в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

Цель:

формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

сохранение истории нашего края для будущих поколений;

воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

Задачи: сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях РФ.

сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.

организовать экскурсии по историческим местам города Ярцево и Смоленской области.

сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует  через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

  Направления работы:

Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня

Содержание программы.

Программа «Юный патриот» включает в себя четыре блока:

Семья вся вместе – и душа на месте

Школа – мой второй дом

Ярцево - родной город

Родной свой край люби и знай

1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».

Задачи: воспитывать в детях уважение и любовь к семье; формировать чувства ответственности перед будущей семьей. Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Школа – мой второй дом».

Задачи: формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность; воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Ярцево – родной город»

Задачи: формировать представления о специфике города, об истории города; приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах; воспитывать  любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям. Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему яцевчан.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи: формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях области; воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа. Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень – 1 класс (33 часа);

2 ступень – 2 класс (34 часа);

3 ступень – 3 класс (34 часа);

4 ступень – 4 класс (34 часа).

Планируемые результаты:

Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности,  ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Личностные результаты:

Повышение уровня духовной культуры, исполнения гражданского и патриотического долга.

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Тематическое планирование программы «Юный патриот».

Название темы

Форма проведения

Кол-во

час

Дата провед.

 

                                                    1 класс

                    I. Семья вся вместе – и душа на месте

9

1

Мои родные

Беседа.

1

2

Имя твое

поисковое задание.

1

3

Поздравление мам с Днем Матери

КДТ

1

4

Мое имя и фамилия

в летописи семьи.

1

5

Ты – родитель

Игра.

1

6

Игры бабушек, дедушек

Практикум.

1

7

Мои обязанности в семье

Беседа.

1

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

Праздник.

1

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

Открытка.

1

                   II. Школа – мой второй дом 

9

1

Здравствуй, школа!

Праздник.

1

2

Школьные кабинеты

Экскурсия.

1

3

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута.

1

4

Мой сосед по парте

Игра.

1

5

Посвящение в первоклассники

Праздник.

1

6

Традиции школы

Беседа.

1

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

1

8

Наши обязанности

Игра.

1

9

До свидания, первый класс!

Праздник.

1

              III. Ярцево – родной город

9

1

Мой двор

Рисунки.

1

2

История названия нашего села

Легенды.

1

3

Улицы. Значение названия.

Беседа.

1

4

Прогулка-экскурсия по городу

Экскурсия.

1

5

Удивительный наряд города.

рисунки

1

6

Водоёмы.

Беседа.

1

7

Природа родного края.

Экскурсия.

1

8

Посещение школьного музея.

Экскурсия.

1

9

Занятия жителей города.

Беседа.

1

                   IV. Родной свой край люби и знай

6

1

«Малая Родина». Географическое положение.

Беседа.

1

2

Ярцево – сердцу милый уголок.

видео экскурсия

1

3

Из бабушкиного сундука

Рисунки.

1

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир.

Беседа.

1

5

Красота родной природы

Экскурсия.

1

6

Дружба поколений.

Беседа.

1

 

                                                       2 класс

I. Семья вся вместе – и душа на месте

8

1

Мой дом – моя крепость

Игра.

1

2

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

1

3

Профессия моего отца

КДТ

1

4

Профессия моей мамы

Беседа.

1

5

Распределение обязанностей в семье

Практикум.

1

6

Песни родителей, бабушек

Прослушивание.

1

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи

поисковое задание

1

8

Папа, мама, я – читающая семья

КДТ

1

II. Школа – мой второй дом

8

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

Беседа.

1

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

Беседа.

1

3

Мои любимые книги

выставка книг

1

4

Береги учебник

Акция. КДТ

1

5

Бережное отношение к школьному имуществу

Беседа.

1

6

Я – директор школы

ролевая игра

1

7

Школа будущего

конкурс рисунков

1

8

Дом, в котором мы живем

Озеленение школы

1

III. Ярцево –  родной город.

10

1, 2

Память о прошлом.

Беседа.

2

3

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

1

4

Посещение кинотеатра, сельской библиотеки.

Культпоход.

1

5

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки, сочинения, мини-доклады

1

6

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча, беседа

1

7

Исторические памятники.

Экскурсия.

1

8

Основные достопримечательности села: памятники, музеи.

Экскурсия.

1

9, 10

 Профессии людей, живущих в городе.

Беседа.

2

IV. Родной свой край люби и знай

8

1

История образования города.

беседа, рисунки

1

2

Некоторые годы из жизни города.

Беседа.

1

3

Старожил – источник о прошлом города.

Встречи.

1

4

Национальная кухня

конкурс блюд

1

5

Богатства родного края.

Рисунки.

1

6

Особые места Ярцева.

Беседа.

1

7

Игры нашего народа

Практикум.

1

8

Семейные традиционные праздники.

Беседа.

1

                                                3 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

8

1

Моя семья

Сочинение.

1

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка семейных поделок

1

3

Традиции моей семьи

конкурс рисунков

1

4

Моя родословная

составление родословной

1

5

У семейного очага

семейная игра

1

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

поисковое задание

1

7

Подвижные семейные игры

практикум

1

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

открытки, праздник

1

                    II. Школа – мой второй дом

8

1

Моя школа – мой дом

Беседа.

1

2

Я работаю в библиотеке

ролевая игра

1

3

Поздравление учителей с Днем учителя

Открытка.

1

4

Что растет на территории школы

Тесты.

1

5

Все о школе

Викторина.

1

6

Школьный музей «Ими гордится наша школа»

Экскурсия.

1

7

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

1

8

Трудовой десант

Озеленение школы

1

III. Ярцево – родной город.

8

1

Исторические места села.

Экскурсия.

1

2

Возраст моего города.

Поисковая работа

1

3

Основные занятия жителей города.

Экскурсия.

1

4

Великая Отечественная война в истории моего города

Беседа.

1

5

Посещение музея.

экскурсия в музей

1

6

Знаменитые земляки

поисковое задание

1

7

Встреча с известными земляками

Беседа.

1

8

Знай, люби и гордись своим городом

Практикум.

1

IV. Родной свой край люби и знай

10

1

Ярцево в далеком прошлом

Беседа.

1

2

Воины-интернационалисты.

Встречи.

1

3

Подвиги горожан в годы Великой Отечественной войны

Беседа.

1

4

Символика России

Беседа.

1

5

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

1

6

Я – гражданин

Рисунки.

1

7

Мой город – частица большой Родины.

Беседа.

1

8, 9

Праздники русского народа

Праздник.

2

10

Ярцево – гордость каждого жителя.

Экскурсия.

1

 

                                                      4 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

8

1

История одной фотографии

Сочинение.

1

2

Рукотворный мир

выставка поделок

1

3

Моя семья. Семейные традиции

практическая деятельность

1

4

Вклад моей семьи в историю страны

поисковое задание

1

5

Семейный бюджет

Практикум.

1

6

Права и обязанности родителей и детей

круглый стол

1

7

Папа, мама, я – дружная семья

спортивный праздник

1

8

Поздравление с Днем Семьи

поздравительная открытка

1

II. Школа – мой второй дом

8

1

Юбилейная дата.

Беседа.

1

2

Умники и умницы

интеллектуальная игра

1

3

Бюджет школы

Практикум.

1

4

Городской краеведческий музей

экскурсия в краеведческий музей

1

5

Мой любимый предмет в школе

конкурс рисунков

1

6

История школы. Его имя носит наша школа. ( О. А. Лосик).

создание альбома

1

7

Прощание с начальной школой

Праздник.

1

8

Подарок школе

КДТ

1

III. Ярцево –  родной город

8

1

Моя малая родина

Сочинение.

1

2

 Душа поэта.

Встречи.

1

3

Знакомство с духовной жизнью города.

Экскурсия церковь

1

4

Герои – земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание

1

5

Экскурсия по историческим местам города.

Экскурсия.

1

6

Изучение старинных предметов городского быта.

сбор материала для школьного музея

1

7

Наш народ – народ гостеприимный.

оформление уголка

1

8

Мой город в будущем

защита проекта

1

IV. Родной свой край люби и знай

10

1

Первобытный мир – начало истории человечества

Беседа.

1

2

Народы  – проживавшие в нашем  городе.

Беседа.

1

3

Люди – живущие в городе и их предки.

Беседа.

1

4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

1

5

На пути духовного возрождения.

экскурсия в церковь.

1

6, 7

Знакомство с творчеством наших горожан.

чтение произведений.

2

8

Трудовые достижения и замечательные люди.

поисковое задание

1

9

Что человечество ценит больше всего.

Беседа.

1

10

Ярмарки – далекое прошлое нашего края

Встречи со старожилами.

1

                        Список использованной литературы:

1. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2013.

2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1

3. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай:

Интернет.

4. И. С. Артюхов. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008 год.

5. Д. В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 3012 год;

 6. Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2011 год;

7. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2012 год.

8. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.

9. С. Н. Сыров. Страницы истории.  Москва, Русский язык, 2012 год.