Для коллег

Даценко Ирина Валериевна

Материал в помощь учителям начальной школы.

Урок математики в начальной школе.

 

Тема: Счёт в пределах 10. Решение примеров на сложение и вычитание. Урок закрепления знаний..

 

Цель: закрепить счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке, вычислительные навыки первого десятка

 

Ход урока

 

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Повторение изученного материала

 

1. Работа с геометрическим материалом

1) Закрепление знаний о треугольнике

Учитель: Сегодня наш урок будет немного необычен. Мы с вами будем путешествовать по стране Математика. А вот на чем отгадайте сами:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что такое? – показываем картинку самолета из геометрических фигур- треугольников ( самолёт)

- Какая геометрическая фигура использована?

- Почему эту фигуру так назвали?

- Сколько треугольников использовано для составления самолета?

 

2) Практическая работа

-А сейчас нам нужно начертить маршрут нашего путешествия. Приготовьте линейки и простые карандаши. Начертите в тетради:

1-й отрезок: 7 клеток

2-й отрезок – на 4 клетки меньше

3-й отрезок – на 2 клетки больше, чем 2-й отрезок

Отправляемся в полёт со словами: ( все вместе): В небо, в небо поднимись!

Выше, выше полети!

 

2. Устный счет.

 

- Ребята, когда мы с вами поднимались в небо на самолете, бабочки, которые сидели на полянке разлетелись. Мне кажется они где-то у вас. Посмотрите? Берите бабочек и выставляйте их на наборное полотно.

 

7 10 5 8 9

image imageimageimageimage

- Сколько всего бабочек?

- У каждой бабочки есть своё число. Давайте прочитаем числа.

- Какие эти числа?( числа первого десятка)

- По порядку они расположены? ( нет)

- Расположите их по порядку: от 5 до 10

- Какое число следует за 7? за 9?

- Какое число стоит перед 10? Перед 6?

- Назовите соседей 7, 9

- Бабочки помогли нам поработать над числовым рядом. Давайте выпустим их на свободу.

ФИЗМИНУТКА

Молодцы! Работаем дальше.

 

У летчика должно быть хорошо развито воображение. Для этого давайте выполним следующее задание: ( учитель демонстрирует учащимся рисунок, на котором изображена фигура, похожая на яблоко)

 

- На что похожа эта фигура? ( листик, яблоко)

- Из каких цифр она состоит? ( 3,1,5)

- Напишите эти цифры в порядке возрастания.

- Какую закономерность вы увидели? ( числа идут через один)

- Продолжите этот ряд до 9

Класс 4

Тема 7. Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте.

Цели: познакомить с историей возникновения ж/д транспорта; формировать навыки безопасного поведения вблизи железной дороги и на ж/д транспорте; воспитание ответственности за свои поступки и высокой общей культуры безопасного поведения на дороге; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.

Предметные результаты: изучение ПДД Российской Федерации. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. Формирование навыков безопасного поведения на улице, на дороге и в транспорте. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Развитие умений ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях.

Метапредметные результаты: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Воспитание культуры поведения на улице, на дороге и в транспорте. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Личностные результаты: формирование положительного образа сотрудника ГИБДД, работника ж/д транспорта. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. Формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации о дорожной ситуации. Творческая самореализация.

Прогнозируемые результаты: внедрения развивающих пособий по БДД в воспитательно-образовательный процесс; ознакомление с ПДД Российской Федерации; формирование навыков безопасного поведения на улице, на дороге и в транспорте; развитие умений ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях; воспитание культуры поведения на улице, на дороге и в транспорте; формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; развитию таких качеств, как внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер, распечатки памяток.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

1. Вступительная беседа. Учитель: Мы уже много говорили о видах транспорта. Какой он бывает? (наземный, воздушный, водный)

Какие опасности нас подстерегают на улице? (проблема).

Слайд№1

Наша школа расположена вблизи железной дороги. Так какой транспорт ходит по ней? Какие виды транспорта на железной дороге мы наблюдаем? (поезд, электропоезд). Но не всегда были они такими…

Слайды об истории ж/д транспорта № 2-8

Презентация «Возникновение и развитие железнодорожного транспорта. Рассказ учителя.

Возникновение и развитие железнодорожного транспорта от­носится к первой половине XIX в. и напрямую связано с форми­рованием капиталистического способа производства, ростом круп­ной промышленности (в частности, горнодобывающей), образо­ванием национальных и мировых рынков, потребовавших быст­рой, массовой, недорогой и достаточно регулярной перевозки грузов. Первые лежневые дороги были проложены на железоделатель­ных заводах, шахтах и рудниках (применялись в Великобритании с XIV в.). Лежни были деревянные, изнашивались быстро, повоз­ки часто сходили на землю. Тогда на дерево стали набивать желез­ные полосы. По лежням лошадь перевозила в 4 раза больше груза, чем на наземных повозках. Первые металлические рельсы были изготовлены в Велико­британии в 1767 г. В 1776 г. их конструкцию изменили, введя чугунные уголковые рельсы. Многие изобретатели в эту эпоху пытались построить локомотив, двигающийся по рельсам. Особенно большое значение для создания железнодорожного транспорта имели работы шотландского инженера и механика Ричарда Тревитика (1771–1833), который первым пришел к идее применения паровых локомотивов на специально устроенных рельсовых путях. В 1803 г. Тревитик сконструировал паровоз для рельсового пути, а в феврале 1804 г. провел первое его испытание. Впоследствии Тревитику удалось добиться еще большей скорости, причем паровоз тащил целый поезд из пяти вагонеток, общим весом около 25 т. Паровоз Тревитика был первым рельсовым паровозом в мире. Однако путь, состоявший из хрупких чугунных рельсов, был не приспособлен для передвижения столь тяжелого локомотива. Поэтому происходили частые задержки из-за ломки рельсов. Через три года упорной работы над усовершенствованием паровоза и рельсового пути Тревитик построил первую в мире опытную кольцевую дорогу в Лондоне. В 1803 г. Джордж Стифенсон вместе со своим сыном Робертом построил первый парово­зостроительный завод, что позволило открыть междугородную железнодорожную линию общего пользования. А в 1814 г. он сконструировал и испытал свой первый паровоз, который в основном и решил проблему создания парового железнодорожного транспорта. В 1811–1812 гг. в Англии создали паровоз с тремя парами колес: гладкие задние и передние катились по рельсам, а зубчатые средние цеплялись за рейки, проложенные рядом с рельсами. Это изобретение не на­шло применения на железной дороге, но было прообразом фуни­кулера. В 1818 г. была построена первая железнодорожная линия протяженностью 61 км между городами Стоктоном и Дарлингтом, предназначенная для перевозки угля. В 1825 г. Стоктон- Дарлингтонская линия была открыта для публики. Новая железная дорога быстро показала преимущества нового вида транспорта перед старыми способами передвижения, и популярность железнодорожного транспорта в Англии стала быстро расти.

Железные дороги коммерческого назна­чения были построены во Франции (1828), США (1829), Бель­гии и Германии (1835), Италии (1839), а также в Австралии, стра­нах Азии, Африки и Южной Америки (50-е гг. XIX в.).

Начало строительства рельсо­вых дорог в России относится к концу XVIII в. Чугунная рельсовая дорога в России была построена в 1788 г. инженером Ярцевым на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске, а затем – в 1808–1810 гг. на Алтае. Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 г. на Нижнетагильском заво­де Демидовых на Урале. Однако замечательные машины Черепановых не были использованы для развития железнодорожного транспорта в нашей стране.

Первая железная дорога общего пользования в России была проложена между Санкт-Петербургом и Царским Селом в 1837 г. Перевозки осуществлялись английскими паровозами со ско­ростью до 60 верст/ч. В 1851 г. была построена двухпутная магист­раль Москва–Санкт-Петербург протяженностью 611 км.

Магистральные теп­ловозы в России были построены в 1924 г. Первые отечественные вагоны были построены в 1854 г. на Алек­сандровском заводе в Петербурге. Мощность первых паровозов была 30–40 кВт, а к началу XX в. она достигла 600–1000 кВт. К этому же времени относятся первые попытки создания новых видов тяги: дизельной (тепловозной) и электрической. Впервые электротяга была применена в США в 1895 г., а в России – в 1926 г. В 1929 г. открыли сообщение на электротяге между Москвой и Мытищами. Электротяга является экономически выгодной, не загрязняет окру­жающую среду, что особенно важно, если железная дорога про­ходит в тоннелях (известны случаи отравления машинистов в тон­нелях паровозным дымом).

Применение электротяги способство­вало развитию метрополитена. Железные дороги со второй половины XX в. стали развиваться как межгосударственные и даже межконтинентальные. Примера­ми могут служить межгосударственная сеть железных дорог Евро­пы и железные дороги России, через которые осуществляются евро-азиатские связи. Усиление международных торговых отношений, развитие науки, экологическая ситуация и энергетические проблемы потре­бовали модернизации и совершенствования железнодорожного транспорта, которому нет альтернативы в дешевых массовых и экологически чистых перевозках, что особенно заметно с 80-х гг. XX в., когда удалось значительно повысить скорости на железных дорогах мира.

- Одним из первых дорожных знаков был знак «Пересечение с железной дорогой» - интерактивный плакат»

Беседа о транспорте будущего. Слайды№ 9-12

Проектор выключается

2. Правила поведения детей на железной дороге рассказывает команда ЮИД (беседа)

1. В связи с имеющими место случаями смертельных травм на объектах железнодорожного транспорта, а также фактами вандализма и хулиганских действий подростков в отношении объектов железнодорожного транспорта, запомните:

–    Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.

–    Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!

–    Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.

–    Не выходите из вагона до полной остановки поезда.

–    Не играйте на платформах и путях!

–    Не высовывайтесь из окон на ходу.

–    Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.

–    Не ходите на путях.

–    На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.

–    Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!

–    Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.

–    Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.

2.    Железная дорога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

Основной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.

3. Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?

–    Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

–    Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя – просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?(ответы учащихся)

4.   Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плеера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае? (ответы учащихся)

5.  Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно? (ответы учащихся)


 

–    Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе, чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

–    Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему? (ответы учащихся)

–    Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

6.   Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма? (ответы учащихся)

–    Самое главное – переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

7. Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни – это самое ценное. Обращаемся именно к вам: будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах – ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге – снимите наушники – в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!

3. Выступление инженера по технике безопасности на ж/д транспорте о несчастных случаях, произошедших на железной дороге за последний период по вине несовершеннолетних.

В 2017 году в результате наезда подвижного состава травмировано трое несовершеннолетних. За аналогичный период 2016 года произошло восемь случаев травмирования несовершеннолетних. Основные причины происшествий связаны с пренебрежением правилами нахождения в зоне повышенной опасности — хождением по железнодорожным путям и переходом через пути перед приближающимся поездом. Причинами происшествий на объектах железнодорожной инфраструктуры может стать такое опасное увлечение как селфи, которые подростки делают на крышах вагонов и на фоне прибывающих поездов. Кроме того, необходимо помнить об опасности при переходе пути в наушниках или во время разговора по телефону…

4. Закрепление. Викторина «Какое правило нарушил?» Учитель совместно с детьми формирует правила поведения граждан на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Презентация Слайд № 13-29

5. Итог занятия.

Составление памятки о поведении на железной дороге и вклеивание в дневники. Слайд № 30-31

Учитель: Мы часто бываем на экскурсиях в ст. Павловская, ст. Кущёвская, г. Тихорецк , г. Ростов-на Дону. Каким транспортом мы обычно пользуемся? (электропоезд). Пригодятся ли нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?

6. Релаксация Слайд№ 32

Мне было интересно узнать….

Я запомнил…

Расскажу младшему о том, что…

 

3. Игра на внимание.

Итак полетели дальше. Но для того чтобы стать настоящими летчиками, нам предстоит преодолеть много трудностей и препятствий. Слушаем задание, будьте внимательны :

image

imageimage

 

 

 

 

- Какие это фигуры?

- Сколько их?

Какого цвета?

- Закрываем глазки, тем временем учитель переставляет фигуры, меняя их расположение относительно друг друга.

image

imageimage

 

 

- Что изменилось?

- Молодцы!

 

 

 

ΙΙΙ. Работа над задачами.

1. Составление и решение задач по предложенному выражению

- Посмотрите, в небе летают арифметические облака. Составьте и решите задачи по выражениям:image

 

ФИЗМИНУТКА

2. Индивидуальная работа в тетради

Наше путешествие продолжается. Мы пролетаем низко над землей. А на земле, посмотрите, нас встречает кто? ( картинки птиц)

- Какие это птицы? ( воробьи, вороны, синицы, снегири)

- Как их можно назвать? (зимующие)

- Чем мы можем помочь птицам зимой?

- Составьте задачу по схеме.

 

imageimage

imageimage? на большеimage

? на меньше

 

 

 

- Одну из задач запишите и решите.

 

ΙV. Фронтальная работа.

( Закрепление состава чисел первого десятка)

 

Учитель: Мы уже далеко от родной земли. Какое здесь темное небо! И много самолетов. Видимо, была гроза, и самолеты сбились с пути. Надо помочь провести каждый самолет точно по курсу. А для этого нам надо правильно решить примеры.

 

10-4 = 9-5= 8+2=

6+3= 1+7= 10-7=

 

( проверяем правильность вычислений с помощью сигнальных карточках)

- Посмотрите в иллюминатор, там пролетают воздушные шарики. На каждом из них записано число. Сейчас мы определим, кто у нас самый сообразительный.

- Угадайте, какой пример записан на другой стороне шарика.image

 

image

-Молодцы!

- Чтобы летчиком стать

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Летчикам помогает арифметика!

 

V. Итоги урока.

- Что повторили на уроке?

- Какое задание показалось трудным?

- Оцените свою работу на уроке.