Программа работы с родителями

Пересада Нина Романовна

Программа составлена  в соответствии с  учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, стратегией развития МАОУ «КСОШ-ДС» и системы образования ХМАО-Югры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami_semya_i_shkola.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с родителями

«Школа и семья»

Составила:

Пересада Н.Р

 учитель начальных классов

                                             г. Пыть-Ях

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа составлена  в соответствии с  учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, стратегией развития МАОУ «КСОШ-ДС» и системы образования ХМАО-Югры.

         В настоящее время в российском обществе возрождается понимание значения семьи, как источника  интеллектуального, нравственного, патриотического и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Но решение этих задач  невозможно без школы. Успешность образовательного и воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями. Работа, направленная на  развитие личности ученика, становится действенной и эффективной лишь в том случае, если учителя и родители станут союзниками. Сотрудничество – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей с проникновением в духовный мир друг друга, совместным восприятием, проживанием хода и результатов этой деятельности.    

 Огромное значение в работе с родителями  младших школьников имеет заранее продуманная и чётко спланированная система сотрудничества. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме « школа-семья».

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо подключение специалистов различных направлений: медицинского работника, психолога, социальных педагога.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному  процессу.

Для создания эффективного взаимодействия школы и семьи учитель знакомит родителей своих учеников с требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с УСТАВОМ образовательного учреждения, с правилами поведения в классе и в школе, в спортивном зале, в библиотеке, столовой...

Большое внимание учитель младших классов школьников должен уделить требованиям поведеия во время  проведения образовательного процесса, внеклассных мероприятий в школе.

Классный руководитель с первых дней работы с детьми знакомит родителей с перспективами развития коллектива, даёт возможность родителям стать активными участниками классных дел.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. Необходимо привлекать родителей для участия их самих в кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребёнок.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ведётся по следующим направлениям:

  1. Изучение семей.
  2. Наглядно-информационное, психолого-педагогическое просвещение родителей.
  3. Консультирование и собеседование.
  4. Совместная деятельность. 

Цели программы. Вовлечение родителей класса в учебно-воспитательный процесс посредством изменения их статуса из наблюдателей в активных партнеров этого процесса. Повышение социально – психологической компетентности родителей.

Задачи:

  1. Изучить воспитательные возможности семей, с целью повышения их воспитательного потенциала.
  2. Оказывать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении детей.
  3. Формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению во внеурочную деятельность.
  4. Научить родителей  умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение.
  5. Приобщить родителей к участию в жизни школы через внедрение наиболее эффективных форм работы.

Основные направления реализации программы:

  1. Тесная взаимосвязь с родителями обучающихся.
  2. Диагностика семьи, коррекция и развитие обучающихся.
  3. Система тематических, творческих классных часов и внеклассных мероприятий с приглашением родителей.
  4. Проведение совместных праздников.
  5. Проведение классных родительских собраний.
  6. Совместное разрешение педагогических ситуаций.

Перспективный план работы над программой.

  1. Изучение социального состава семей обучающихся класса.
  2. Изучение проблем воспитания в семье.
  3. Посещение семей обучающихся группы риска.
  4. Обучение родителей через родительский всеобуч, родительские собрания, консультации.
  5. Привлечение родителей в работу классного родительского комитета.

Ожидаемые результаты:

  1. Укрепление связи школа-семья.
  2. Укрепление внутрисемейных отношений.
  3. Создание приоритета родительского воспитания.
  4. Воспитание образованного, доброго, отзывчивого, культурного человека способного адаптироваться в обществе.

Необходимая документация:

  1. Нормативно-правовое обеспечение.
  2. Протоколы классных родительских собраний
  3. Сведения об успеваемости и посещаемости учащихся для родителей.
  4. Темы классных собраний
  5. Анкеты для родителей, которые можно использовать в качестве инструмента для планирования работы на следующий год.
  6. Социальный паспорт

Мероприятия и формы работы по реализации программы

№ пп

Направления

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1

Изучение

Анкетирование по различным вопросам. Наблюдение за семьями. Тестирование. Посещение семей обучающихся

Классный руководитель

В течение всего времени (по необходимости)

2

Просвещение

Родительские собрания. Консультации.  Индивидуальные  беседы.

Классный руководитель

В течение всего года

3

Консультирование

Индивидуальные тематические консультации. Беседы. Консультации по запросу родителей.

Классный руководитель

В течение всего времени (по необходимости)

4

Совместная деятельность

Классные мероприятия. Спортивные праздники.

Классный руководитель

В течение всего времени.

НАПРВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Направления работы

Дата

Организация целенаправленной работы с асоциальными семьями

Систематически

Посещение обучающихся из группы риска, наблюдать рост сознательного отношения к учебе, к классным общественным делам.

Систематически

Усилить контроль за посещаемостью уроков обучающихся группы риска и неблагополучных семей

Ежедневно

В случае негативной реакции со стороны родителей классными руководителями обращаться за помощью к администрации школы, к сотрудникам ПДН.

По мере необходимости

Повышать ответственность за явку родителей на классные родительские собрания

1 раз в четверть

Один раз в полугодие проводить анкетирование с родителями

1 раз в полугодие

Организовывать работу  родителями, чьи дети допускают грубые нарушения норм поведения в школе.

По мере необходимости

Систематически в трудных случаях привлекать общественность к воспитанию трудных детей.

Систематически. По мере необходимости.

В целях сохранения здоровья школьников осуществлять контроль за соблюдением учебно-воспитательного режима в классе, следить за дозировкой домашних заданий, знакомить родителей с состоянием дел по этим вопросам.

Систематически

ПЛАН РАБОТЫ

№ пп

Мероприятия

Сроки

1                         2.                   3.                         4.            5.                     6.

Родительский всеобуч                                                                                                                 Классные родительские собрания                                                                                       Составление социального паспорта класса                                                                                Консультации                                                                                                                        Беседы                                                                                                                               Внеклассные мероприятия

1 раз в четверть                                                                  1 раз в четверть                                                            октябрь, апрель                                                                по графику, по мере необходимости                            по графику, по мере необходимости                     согласно плану

Темы педагогического всеобуча в первом классе

№ п/п

Тема

1.

2.

3.     4.

5.

Правила общения родителей и ребенка.    

Патриотическое воспитание детей. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье.                                                                         Практический разбор непредвиденных дорожных ситуаций. Безопасный путь от дома до школы и обратно.                                                            Практические советы: «Как помочь ребёнку учиться?»      

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.                                                                                                                             Практический разбор ситуаций, связанных с воспитанием детей.

Темы педагогического всеобуча  во втором классе

№ п

Тема

1.

2. 3.     4.

5.

6.

Особенности ребенка, учащегося коррекционной школы,  в возрасте 8-9 лет.                                                                                                             Конфликтные ситуации в семье и пути их разрешения.                                                            Как справиться с ложью ребенка?                                                                           Формирование здорового образа жизни. Практическая отработка оздоровительных упражнений.

Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии ребёнка.

Патриотическое воспитание детей.  Воспитание любви к своему родному краю                                                          

Темы педагогического всеобуча в третьем классе

№ п/п

Тема

1.

2.

3.     4.

5.

6.

Особенности ребенка, учащегося коррекционной школы,  в возрасте 10-11 лет.                                                                                                             Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.                                                                                                                                                  Права родителей, права ребенка.  

 Детская агрессивность. Поощрение и наказание детей в семье

 Общение ребенка в семье. Дефицит общения.

Патриотическое воспитание детей.  Знание и уважение традиций народов России

Темы педагогического всеобуча в четвертом  классе

№ п/п

Тема

1. 2. 3.     4.

5.

Влияние семьи на становление личности ребенка.   Патриотическое воспитание детей. История семьи и история Отечества.                                                                                                          Влияние пагубных привычек в семье на здоровье ребенка.                                                         Ответственность родителей за безопасность детей.                                                                           Правильное питание – залог здоровья вашего ребенка.

Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.                                                              

Правила классного руководителя по проведению родительских собраний.

Первое правило.

В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление  и повышение авторитета родителей.

 Второе правило.

Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

Третье правило.

Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное.

Четвертое правило.

Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, посильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.

Успех любого родительского собрания заключается в том, что родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются опросом, анкетированием, рефлексией, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко. В конце родительского собрания обязательно делаются выводы, даются рекомендации классным руководителем либо специалистами.

Тематика родительских собраний определяется на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов самих родителей. Некоторые темы родительских собраний являются традиционными, так например: для родителей первоклассников «Адаптационный период первоклассника»,  для родителей второклассника: « Нормы оценки. Моя первая отметка», «Воспитание здорового ребенка», «Итоги уходящего года». Родительские собрания в классном коллективе  проходят 4 – 5 раз в год

Тематика родительских собраний.

Темы родительских собраний составляется с учетом пожеланий родителей, администрации школы, возникших проблем. Темы корректируются, видоизменяются. Планируются темы на 4 года обучения (примерное планирование).

№ п/п

Тема

Цели

1й класс

1

Первое организационное собрание

        Знакомство с родителями обучающихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.

2

Трудности адаптации первоклассника в школе

        Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

         Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

3.

Различные стили воспитания детей

 Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье.                                                                        

4.

Вредным привычкам скажем «НЕТ!»

         Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения и раннего алкоголизма детей.

        Познакомить родителей со статистикой последствий курения и алкоголизма.

        Определить пути помощи детям, подверженным вредным привычкам.

Родители, дети, дорога.

          Привлечь внимание родителей к проблеме безопасного поведения детей на дороге.

          Предоставить родителям информацию о том, как помочь детям избежать критических ситуаций на дороге.

         Активизировать деятельность родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

2й класс

№ пп

Тема

Цели

1

О готовности ребенка к новому учебному году. Путешествие в страну знаний продолжается или только вперед!

        Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

2

Первые школьные отметки. Как к ним относиться?

          Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий  по отношению к своему ребёнку со стороны родителей.

3

 «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»

Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

4.

Почему наши дети лгут?

             Познакомить родителей с причинами лжи детей и способами её устранения.  

5.

Агрессия ребенка и ее причины

           Сформировать у родителей умение выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях.      

6.

Координация усилий семьи   и школы  в формировании здорового образа жизни и патриотизма

          Способствовать формированию у  родителей и через родителей у детей  потребности в здоровом образе жизни. Воспитание любви к своему родному краю                                                          

3 класс

№ пп

Тема

Цели

1

Трудовое участие ребенка в семье.

Познакомить родителей проблемами трудового воспитания младших школьников в семье и путями их решения.

2

Права ребенка – это права взрослого. Воспитание патриота своей страны

Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны. Приобщать к уважению традиций народов России

3

 Ребенок вышел на улицу

Профилактика правонарушений на дороге младшими школьниками, забота о жизни и здоровье детей.

4.

Поощрения и наказания в воспитании ребенка.

Познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.

5.

Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по  данной теме.

4 класс

№ пп

Тема

Цели

1

Семья – моя радость. Патриотическое воспитание в семье.

Раскрыть важность семьи для становления человека; способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми; воспитывать чувство уважения за своих родителей и чувство гордости за своих детей, развивать интерес к изучению истории своей семьи и истории страны

2

Профилактика правонарушений, вредных привычек. Здоровый образ жизни.

Познакомить родителей с влиянием пьянства родителей на психику ребенка, его воспитание и становление личности, влиянии вредных привычек и «плохих продуктов» на здоровье .

3

 Безопасность детей на проезжей части – забота взрослых.

Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

4.

Питание и здоровье наших детей

Дать информацию об основных принципах детского питания; раскрыть смысл понятия «режим питания», «рациональное питание», «кулинарно-технологическая обработка»; показать, как нарушение режима питания сказывается на здоровье детей; дать рекомендации по соблюдению правильного режима питания

5.

Нравственный микроклимат в семье и воспитанность ребенка

Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей воспитанности; познакомить с основными составляющим  воспитанности; дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона

Коллективные творческие дела:

  1. Создание фотоархива класса;
  2. Классно – семейные проекты;
  3. Подготовка к мероприятиям;
  4. Праздники, конкурсы, соревнования.
  5. Организация совместных семейных праздников, досуга.

В конце каждого года  проводится отчетные мероприятия для родителей, где дети представляют свои знания, умения, навыки, приобретенные за текущий учебный год.

На таких концертах-праздниках присутствуют практически все родители, где они становятся не только зрителями, но и активными участниками.